О Боге Троице. Вера, инопланетяне

Бог один, но не три бога. Почему Троица не три бога. Вера и рассудочные доказательства. О постижении Бога. Как надо веровать в одного Бога, в трех лицах. Почему Бога иногда называют «Верховное Существо». О том, что говорится о Боге телесным образом. Вера в Бога и в инопланетян


Оглавление:
  Бог один, но не три бога. Почему Троица не три бога.
  Вера и рассудочные доказательства. О постижении Бога
  Как надо веровать в одного Бога, в трех лицах
  Почему Бога иногда называют «Верховное Существо». О том, что говорится о Боге телесным образом
  Вера в Бога и в инопланетян


Бог один, но не три бога. Почему Троица не три бога

Аноним: Почему Троица не три бога?


о.Серафим: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – это не три разных бога, вместе находящихся, и это не три разных бога, в одном существе, а это три разных лица одного и того же единственного Бога. Но только эти три лица Бога вечно в Нем есть. И они не сливаются друг с другом, не исчезают, но вечно всегда есть в одном Боге. И они не разделяются на трех богов, а все время пребывают разными лицами одного единственного Бога.

Поэтому те, которые говорят, что Троица это три бога – погрешают против Истины, так как Бог один. Имея три лица Божества, Бог один, потому что Он есть одно существо, – он имеет один Ум Божественный, а не три, имеет одну волю, а не три, имеет одно желание и хотение, а не три, имеет одно действие, а не три.

Итак, в одном Боге три Лица, как и Отец есть Бог, и Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог, в сущности Своей, однако не три бога, но один Бог. Бог один в существе, но троичен в лицах.

Для лучшего уразумения можно взять подобие от разумной души, которую Святые Отцы называют иногда словесной силой, иногда умом, а иногда духом. Ум (душа), – это образ Отца. Слово, мысль, рождающаяся из ума (души), – это образ Сына. Дух или являющееся при этом чувство, – это образ Духа Святого. Но при всех этих трех проявлениях мы говорим, что это не три разных ума (души), а ум или душа одна. Если же кто начнет говорить об этих проявлениях ума (души), что это три разных ума (души), то мы его посчитаем за безумца. Вот точно так же должно разуметь и о Святой Троице, Боге, который троичен в лицах, но один по Своему существу.

Свт.Игнатий Брянчанинов об этом: «Образ Троицы-Бога – троица-человек.

Три лица в троице человеке – три силы его духа, которыми проявляется существование духа. Мысли наши и духовные ощущения проявляют существование ума, который, проявляясь со всей очевидностию, вместе пребывает вполне невидимым и непостижимым…

Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святаго Духа.

Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собою, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не престает рождать мысль, мысль родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденною, сокровенною в уме.

Ум без мысли существовать не может, и мысль без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.

Точно так же дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух.

Не может мысль быть без духа; существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.2, гл. «О образе и подобии божиих в человеке»).

Вот так, насколько и в какой степени это нам доступно, должно разуметь о Троице-Боге, три Лица которого неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, одного Бога.


Аноним: Каждое лицо Троицы есть самостоятельный независимый полноценный Бог, если все три есть личности каждая обладает своей волей, все три личности в полноте есть Бог, и все три личности различны. Если мы говорим Бог то имеем ввиду личность которая имеет божественную сущность и атрибуты, а если есть три которые имеет божественную сущность и атрибуты, и все три сотворили небеса и землю, и все три вечны, и все три являются всемогущими то как это не три бога? Раз даже на иконах изображают трех. Поэтому у вас в православии три бога, а у нас в мусульманстве один Бог.


о.Серафим: Я же вам написал, что сущность одна, а не три; воля одна, а не три; личность одна – Бог, а не три. Троица несливаема в лицах, но не разделяема в сущности и в единстве. Бог один, а не три. Он один, но только в трех лицах. А как это надо понимать, я вам написал на примере человеческой души.

Вы мыслите о Боге в понятиях материального мира, примитивно. В этом и есть ваша проблема. А о Боге говорится в наших понятиях настолько, насколько это нам доступно. Поэтому и заимствуются примеры которое доступны для нашего разумения, из мира нас окружающего. Но он все равно остается непостижим для разумения. Но насколько, в какой степени, может постичь человечество, настолько ему это и открыто Богом.

На иконах изображают и по разному, и одного и трех. Когда одного, то разумеется под этим, что Бог один. А когда в виде трех ангелов, то это имеются в виду три лица Одного Бога.

Да и изображают символически в виде трех ангелов, но это не значит, что Бог имеет вид ангела. Это все символы, посредством которых пытаются донести истину о Боге.

***

Слово личность может употребляться в разных значениях.

Если слово личность употребляется в смысле совершенно иной отдельной личности, то такого в Боге нет. Так как Бог есть одна единая личность. В таком значении и смысле личность в Боге одна - это Бог. В этом смысле и значении Он и имеет одну волю, одно желание и одно действие.

Если же слово личность употребляется в смысле различных свойств лиц Святой Троицы, как это есть в святоотеческой терминологии, то здесь разумеются три различных лица, несливаемых, но и в сущности своей неразделяемых. То есть, существо одно - Бог, но имеет три лица.

Душа одна личность, в смысле одного существа. Точно так же и Бог - одна личность, в смысле одного существа.

Но в душе есть три ее проявления ум, мысль и дух (чувство). Вот они и символизируют собою три лица Троицы в одном существе, Боге.

Когда в одной душе мы созерцаем эти три проявления, – ум, мысль и дух, – то мы не говорим, что это три души, а считаем, что это одна душа с этими проявлениями в ней. Вот точно так же и три лица в Святой Троице. Это три лица в одном Боге, а не три бога. И, созерцая эти три проявления души, абсурдом было бы сказать, что это три души. Вот точно так же, созерцая три лица в Боге, абсурдом было бы сказать, что это три бога.


Аноним: То есть Троица это три проявления одного Бога единоличного как у савеллиан?


о.Серафим: В душе есть всегда ум, мысль (понятие) и дух. Вот точно так же и в Боге есть всегда три лица, а не просто явления Бога.

Это вообще-то вопрос веры, так как это умом не постигается. Но в какой степени нам это доступно, в такой это объясняется в понятных нам образах и символах. И все эти разъяснения все равно являются приблизительными, для нашего разумения, но не сама суть того, что есть в Боге. Ибо Он по сущности - непостижим.

В Троице одна воля, одна сущность, одно действие, а не три воли, не три сущности и не три разных действия.

Если одна воля, сущность и действие, по природе, то как может быть три бога? – Никак.

В Боге только одно произволение и исходящее отсюда одно действие. В Нем никак не может быть три произволения и действия, так как Бог одно существо, а не три разных существа или бога.

Вы слово личность в ином значении начинаете приводить. В таком значении и смысле личность в Боге одна - это Бог. В этом смысле и значении Он и имеет одну волю, одно желание и одно действие.


Аноним: Аналогия с душою не правильная.


о.Серафим: Аналогия с душою выражает верно Одного Бога в трех лицах, насколько это доступно человеческому разуму. Ибо не существует вообще идентичной аналогии Божественной природы, так как Она непостижима. Какую аналогию можно найти для того, что просто непостижимо? – Никакую.

Если люди не постигают каких-либо Божественных явлений, а тем более природу Бога, своим умом, то это совсем не значит, что надо подделать веру свою под тех, кто этого не хочет принять.

Вера и рассудочные доказательства. О постижении Бога

Аноним: Вера зиждется на доказательствах.


о.Серафим: Любые доказательства можно опровергнуь другими доказательствами. И так люди до бесконечности доказывают и не могут друг другу доказать.

Вот я вам доказывал, а толку-то от этого. Для вас мои доказательства не являются доказательствами. А для меня ваши доказательства абсурдны.

И мы так можем до бесконечности друг другу доказывать. И в конечном итоге каждый все равно останется при своем мнении. Почему? Потому что в основе всего стоит вера.

И что для одного кажется разумным доказательством, то для другого безумным. Но каждый при этом остается при своем. Почему? Потому что вначале вера, а потом уже доказательства этой веры.

Вот вы верите, что Мессию Богом не считали, а я вам могу привести и библейские доказательства и слова Самого Христа. Но это все будет бесполезно. Вы все равно останетесь при своем мнении. И я могу вам доказывать и доказывать, а вы все равно скажете, нет это не так. Почему для меня мои доказательства являются доказательствами, а для вас нет? – Потому что я так верю.

Почему ваши доказательства являются для вас доказательствами, а для меня нет? – Потому что вы так верите, а я нет.

Вот почему в основании всего стоит чувство веры. И в зависимости от его чистоты от примеси самостно-гордостного духа и образуется чистота душевного ока. А отсюда и истинность духовного вИдения.

Разум не может являться критерием Истины. Природа рассудочных доводов подобна лабиринту и не позволяет мысли утвердиться на каком-либо основании (св.Златоуст).


Аноним: А что значит Бог сын имеет начало в Отце?


о.Серафим: Это отношения, свойства между лицами Святой Троицы, в доступных нам понятиях.

У вас же в голове сидит понятие - это три бога. И исходя из этого утверждения вы все видите. И тогда мы опять пойдем по новому кругу того, что мы говорили. И получится: наша песня хороша, начинай сначала :)

Для вас это средство, чтобы в духе самоутверждаться. А если человек использует какое-то средство для самоутверждения в духе, то он его никогда не оставит.

Этим средством для вас являются страсти самомнения и высокоумия, которыми вы одержимы, но этого не видите и не ощущаете. Через эти страсти вы питаете в себе самостно-гордостный дух.

Причиною вашего невидения и неслышания и являются эти страсти. Пока человек не встанет на путь личной борьбы с этими страстями, ему никто никогда, ничего не докажет. Вот поэтому-то, это и бессмысленный разговор.

Попытка путем напряжения сил ума постичь непостижимого Бога и является одержимостью страстями самомнения и высокоумия, за которыми стоит дух самоуверенности и самонадеянности.

Бога можно постигать только тогда, когда Он Сам благоволит открыть Себя человеку. А для этого необходимо воспитание духа сокрушенного и смиренного перед Богом.

Бог постигается не путем усилия в напряжении сил ума, а сердечною чистотой, которая приобретается через искоренение страстей и воспитание духа сокрушенного и смиренного перед Богом: "Я живу… с сокрушенными и смиренными духом" (Ис.57:15).

Когда человек пытается постичь Непостижимого путем напряжения сил ума, то он создает иллюзию в своем воображении и области мечтательности о Боге, которую выдает за то, что есть Бог. Это плод его воображения, происходящий от одержимости самостно-гордостным духом.

А когда человек приобретает сердечную чистоту через борьбу со своими страстями и воспитание духа сокрушенного и смиренного перед Богом, в своей личной жизни, тогда Бог Сам открывается ему, как Он Сам об этом сказал: «На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом» (Ис.66:2).

Так как причина непонимания кроется в духе, а не в отсутствии набора каких-либо знаний, на уровне умовом, рассудочном, то и нет никакого смысла продолжать этот бесконечный разговор, который ни к чему не приведет и не закончится никогда.

Это непонимание происходит от гордого ума, который хочет постичь непостижимого Бога и вместить в свой ограниченный разум бесконечного Бога. Я вам объяснил на примере души, а толку-то от этого. Вы все равно будете мне петь одну и ту же песню. Я же говорю, что это бессмысленный разговор.

Как надо веровать в одного Бога, в трех лицах

Аноним: Вы признаете что Отец единственный Бог или нет?


о.Серафим: Бог Отец в сущности своей есть один единственный Бог. И Бог Сын в сущности своей  есть один единственный Бог. И Бог Дух Святой в сущности своей есть один единственный Бог. Но в лицах они различны.

Верую, что Бог есть только один, но в трех лицах, - Троица единосущная и нераздельная. Бога не три, а один. Но в лицах Он троичен. Для человеческого разумения это непостижимо.

Как разуметь одного Бога, но в трех лицах, настолько, насколько это доступно для человеческого разумения, я привел на примере души. - Душа одна - это символ одного Бога. Душа или Ум, - это символ лица Отца. Мысль (слово), - это символ лица Сына. Дух (чувство), - это символ лица Духа Святого. Как в одной душе три - ум, мысль и дух; так и в одном единственном Боге три лица - Отец, Сын и Святой Дух. Как душа, имея ум, мысль и дух, являет собою не три души, а одну; так и один единственный Бог, имея три лица Отца, Сына и Святого Духа, являет Собою не три Бога, а одного.

Вот так я верую в одного единственного Бога, Троицу единосущную и нераздельную.

Вы можете веровать так, как вы хотите. Это ваше личное дело. Спорить с вами не буду, потому что это "перемалывание из пустого в порожнее", долгоиграющая бесконечная пластинка. Вести такие споры бессмысленно, так как они ни к чему не приводят, только пустая трата времени.

Почему Бога иногда называют «Верховное Существо». О том, что говорится о Боге телесным образом

Аноним: А почему некоторые христиане говорят Верховное Существо? Мне кажется это неправильно. Разве Бог - существо?


о.Серафим: Просто слово "существо", в наше время очень много употребляется в иных значениях. Поэтому у нас ассоциация, при слышании этого слова, с тем, что мы слышим и знаем в окружающей нас повседневности. Как бы имеющее некое унижительное значение. А раньше это слово употреблялось в смысле чего-то живого и непонятного. Но совсем не уничижительного значения. Бог же - непостижим, вечен, бесконечен, не имеет ни начала, ни конца, вездесущий... Исходя из всех таковых его качеств, непостижимости его естества для нас, и именуют Его иногда Верховным Существом, в смысле Его непостижимости, необъятности и невозможности Его постичь и объяснить.

«Так как мы находим, что в божественном Писании весьма многое символически сказано о Боге телесным образом, – то должно знать, что нам, людям и облеченным грубою плотью невозможно иначе разуметь или говорить о божественных высоких и невещественных действиях Божества, как только посредством образов, типов и символов, нам сообразных. Поэтому то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и содержит очень высокий смысл, так как Божество просто и не имеет формы.
Итак, под очами Божиими, веками и зрением должно разуметь Его всесозерцающую силу и неизбежное (ни для какой твари) Его ведение, так как и мы чрез это чувство приобретаем себе совершеннейшее познание и убеждение. Под ушами и слухом – Его благоволение и принятие нашего моления; так как и мы, когда нас просят, милостивее склоняя ухо к просящим, чрез это чувство проявляем к ним нашу благосклонность. Под устами и речью – выражение Его воли, так как и мы устами и речью обнаруживаем сердечные помыслы. Под пищею и питием – наше стремление к Его воле, так как и мы чрез чувство вкуса удовлетворяем необходимой потребности нашей природы. Под обонянием – то, что показывает направленную к Нему нашу мысль, так как и мы посредством обоняния ощущаем благовоние. Под лицом – Его откровение и обнаружение Себя посредством действий, так как и наше лицо служит нашим выражением. Под руками – деятельную Его силу, так как и мы посредством рук совершаем полезные, особенно же благороднейшие наши действия. Под десницею – Его помощь в справедливых случаях, так как и мы, при совершении дел более важных, благородных и большей силы требующих, действуем правою рукою. Под осязанием – Его точнейшее познание и разумение вещей малейших и сокровенных, так как и для нас осязаемые нами вещи не могут иметь ничего в себе сокровенного. Под ногами и хождением – Его пришествие и присутствие или для вспомоществования нуждающимся, или для отмщения врагам, или для другого какого-либо действия, так как и мы посредством ног приходим куда-либо. Под клятвою – непреложность Его решения, так как и мы взаимные договоры свои утверждаем клятвою. Под гневом и яростью – Его ненависть и отвращение к злу, так как и мы то, что не согласно с нашей мыслью, ненавидим и на то гневаемся. Под забвением, сном и дреманием – отложение отмщения врагам и замедление обыкновенной помощи Своим друзьям. Кратко сказать, все, что говорится о Боге телесным образом, содержит в себе некий сокровенный смысл, научающий нас чрез то, что для нас обыкновенно, тому, что выше нас, исключая только то, что говорится о телесном пришествии Бога Слова, ибо Он ради нашего спасения воспринял всего человека, т.е. душу разумную и тело, свойства человеческой природы и естественные, непорочные страсти [2]» (преп.Иоанн Дамаскин, «ТИПВ», гл.11).

Вера в Бога и в инопланетян

Аноним: Я не верю в Бога. Но я считаю, что есть инопланетяне.


о.Серафим: Допустим, к примеру, что инопланетяне есть. Но их тогда тоже сотворил Бог. Ибо Он создал вообще всю вселенную, весь видимый и невидимый мир; в том числе и все разумные существа, и ваших инопланетян, в которых вы веруете. И все равно тогда им нужно воспитывать истинную и богоугодную нравственность, для того, чтобы войти в общение со своим Творцом и Создателем, Богом. То же самое, что требуется и нам. То есть, ваша вера в инопланетян не исключает веры в Бога. Так как Бог – Творец и Создатель всей вселенной, духовного и материального мира.

Но вы верите в то, что Бога нет. А другие верят в то, что Он есть. А дальше с разных сторон приводится великое множество всеразличных доказательств своего верования. И при этом никто, никому, ничего доказать не может. И каждый все равно остается и останется при своем мнении.

Почему так? – Потому что этот вопрос лежит в области веры, а не знания. И поэтому всегда будут те, которые будут веровать в то, что Бога нет; а другие - в то, что Он есть. И никто, никому, ничего доказать не сможет, на уровне умовом, рассудочном, задействуя логику и аналитику.

Вы верите в то, что инопланетяне есть, а другие – в то, что их нет. Дальше начинается спор, который до бесконечности. И опять никто, никому ничего доказать не сможет. Каждый останется при своем веровании.

Какой смысл самоуверенно и самонадеянно долбить в одну точку, говоря, что Бога нет, инопланетяне есть и т.п., пытаясь доказать свои верования. Если те, кто верит в Бога, не верит в инопланетян, или еще во что-то верит или не верит, все равно всего этого слушать не будут. И каждый после кучи всяких рассудочно-умовых доказательств, с той и другой стороны, все равно останется при своих верованиях.

Пусть каждый верует как он хочет. И не надо других, помимо их воли, вынуждать и заставлять принять свои верования. Ибо это дело добровольное, по любви, а не в принуждении и заставлении, помимо воли другого. Можно предложить другому свои верования, и если он не хочет, то не навязывать ему их, помимо его воли.

С любовью во Христе, о.Серафим.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.