О хиротониях и преемственности. О присоединении к Церкви и Таинствах. Об епитимии и искоренении страсти. Об единстве Церкви

Оглавление:
  О хиротониях и преемственности
  О присоединении к Церкви и Таинствах
  О прощении грехов на исповеди
  Об епитимии и искоренении страсти
  Об единстве Церкви


О хиротониях и преемственности

Аноним:  Полностью согласен, что св. сан подает сам Бог, но подает благодать невидимо, опять же, через апостолов к ученикам, их ученики к своим ученикам, т.е. должна соблюдаться преемственность и внешне это проявлялось в таинстве священстве (тоже один из внешних признаков церкви - признание 7 таинств, в т.ч.рукоположения). И кто из еретической иерархии и священства хотел обратиться в истинную церковь (кроме прочего - исповедания правой веры и пр.) и получить право священнодействовать (литургисать), совершать др. таинства, получали этот дар посредством (или при помощи) таинства хиротонии от законных, и также находящихся в истинной церкви духовных лиц. Что вы скажете по этому поводу?


О.Серафим: Когда начнете изучать церковную историю, то много откроете для себя несоответствия с теми понятиями, которые вы приводите. Если, к примеру, взять хиротонии Шестого Вселенского собора, то они все были от еретиков монофелитов. Эта иерархия еретиков-монофелитов, на тот момент времени, просто приняла правое исповедание веры, на Шестом Вселенском соборе, и стала истинною. И никто их не принимал в истинную церковную организацию. Никакая истинная иерархия не принимала их. От них же идут и все последующие православные хиротонии. И в православном календаре даже отмечается память Св.Отцов, Шестого Вселенского собора.

И если мыслить понятиями, которые вы приводите, то тогда получается: так как все хиротонии русского епископата, идущие от греческого, идут от еретиков, то поэтому они неистинные. Так как они, чисто внешне, идут от еретической иерархии, которая приняла правое исповедание и сама себя, без всякого принятия их истинной иерархией, провозгласила правоверующей, истинной. Это произошло на соборе, который они сами собрали. И этот собор вошел в историю церкви под названием Шестой Вселенский собор. А от них уже и все остальные, чисто внешне, имеют свою преемственность. И если исходить из таковых ваших понятий, о внешней преемственности, то она давно уже потеряна. Так как еретики не могут передать благодати, по 1-му правилу, св.Василия Великого. И тогда Церковь давно уже перестала существовать на земле. Все эти выводы придется сделать, исходя из этих неверных понятий о Церкви и Таинствах, понятий чисто механическо-магических.

Да и в момент Седьмого Вселенского собора было подобное. И много чего в церковной истории встречается подобного.

Я тоже поначалу мыслил такими понятиями. Но это чисто механическо-магическое восприятие Таинств. Все изречения на эту тему я знаю, но читаю их совсем в других понятиях.

По-простому, для наших времен, по причине всеобщей неразберихи, разброда и шатания, можно сказать так. Если сохранилась чисто внешняя преемственность, идущая от апостолов, то достаточно правого исповедания, на текущий момент времени, и данная церковная организация становится истинною. А каково правое исповедание, в чем оно состоит, – это необходимо постигать, в каждый конкретный момент времени жизни на земле. А это уже вопрос веры, как чувства, свободного от духа самости. Такое чувство и называется чистою верою, истинною, правою верою.

Таким чувством веры, свободном от духа самости, и постигается воля Божия. Когда встает нужда, то оно выражается внешне, в логических формулировках. Эти формулировки и называются – исповеданием веры.

А в наше время, главным является то, чтобы, в общем курсе данной церковной организации, была правильно-проходимая внутренняя жизнь. Как это и было во времена апостольские. Проще говоря, необходимо, чтобы духовными руководителями таковых церковных организаций, – начиная с двух-трех человек, «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20), – были люди, имеющие дар рассуждения и дар врачевания от страстей. Это есть главные дары для спасения душ человеческих, как говорит свт.Игнатий Брянчанинов. А так же, соответственно, и главные признаки Церкви, в наши времена.

«Невидимые благодатные дары, несравненно высшие видимых, как, например, дар руководить души ко спасению и врачевать их от страстей, не понимаются и не примечаются миром; он не только не прославляет служителей Божиих, имеющих эти дары, но и гонит их как действующих против начал мира, как наветующих владычество миродержца (св.Тихон Воронежский, т.15, письмо 103, п.4)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник двадцать девятой недели»). «Рассуждение в общем смысле в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем» (преп. Иоанн Лествичник, Слово 26, гл. 2). «Рассуждение есть совесть неоскверненная и чистое чувство» (преп. Иоанн Лествичник, Слово 26, гл. 4).

Мне сложно все это описать в письме. Но если желаете выяснить эти понятия, то вот мой вам совет. Будьте добры, прослушайте вот эти беседы:

Аудио беседы: Хиротония, священные саны, преемственность: №№ 74(aa), 83(aa), 53(s),

Аудио-архив: О присоединении к Церкви, в обычные и необычные времена (как быть, ищущим Церковь): №№ 4(ao), 68(va), 77(va), 57(s), 11(aa), 22(aa), 42(aa), 83(aa), 85(aa),

Для того, чтобы вам стали ясны эти понятия, для этого надо выяснять сами принципы, основы. Как я вижу, по причине того, что нет понимания самой природы всех этих явлений, отсюда и непонимание того, что я говорю.

На многие ваши вопросы, я могу ответить вопросами, и когда вы их для себя выясните, то тогда станут понятными и многие ваши вопросы.
Вот к примеру: «Что вы понимаете под словом «организация», когда употребляете его».
В моем понятии: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20), - это уже церковная организация.
Поэтому, можно говорить лишь только о том, что организация может быть совсем маленькой, маленькой, а может быть большой, и даже очень большой. Но суть дела от этого не меняется.


Аноним:  В чем смысл вообще в хиротониях (рукоположении), имеющий кроме внутренней своей стороны и внешнюю обрядовую сторону, т.е. сам чин?


О.Серафим: Св.сан подает Бог, а не епископ. Епископ или епископы, – при хиротонии во священника или епископа, – только лишь внешне священнодействуют, как и священник при совершении любого Таинства. Но сами Таинства совершает непосредственно Бог.

Когда совершается хиротония кого-либо, в священники или епископы, в истинной церкви, то это не значит, что он автоматически или механически становится священником или епископом перед Богом. Он номинально начинает числиться имеющим св.сан, перед людьми, по той причине, что он, как они считают, принадлежит к истинной церкви, т.е. к церковной организации. Но, как говорит свт.Григорий Двоеслов в своем труде о пастырстве, что перед Богом он совсем может быть не епископ и не священник.

Поэтому всякий священник или епископ считается таковым чисто номинально. А перед Богом являются священниками или епископами только те, которые настроем своего духа участвуют в Таинствах. А это могут быть только те, которые имеют истинные плоды духа.

Смысл хиротонии, т.е. сам чин, заключается чисто во внешней преемственности, идущей от апостолов.

Епископы и священники не совершают Таинств чисто механически, магически. Таинства совершаются не потому, что было совершено священнодействие, сопровождающее Таинство, и произнесены слова. Нет. Такое восприятие Таинства – это магия.

Таинства совершаются Богом, через епископов или священников, только там, где есть люди способные, по настрою своего духа, к восприятию Таинств. А по общему положению – это есть только там, в тех церковных организациях, где есть правильно-проходимая внутренняя жизнь. Поэтому, должны быть такие духовные наставники, которые могут содействовать в воспитании верного душевного настроя, через правильно-проходимую внутреннюю жизнь, чтобы, таким образом, люди становились способными к восприятию Таинств. И тогда для таковых людей Бог и совершает Таинства. И в таковой церковной организации Таинства являются спасительными и благодатными.


Аноним:  В чем состоит его нужда в использовании и нужно ли оно вообще, священство?


О.Серафим: Для внешнего священнодействия, при совершении Таинств. Оно есть средство, но не цель. По этой причине, когда это средство, в своем общем пути, не ведет людей к Богу, через воспитание правильного настроя души, спасительного, то таковых священников и епископов отвергают.


Аноним:  Каким образом поставляются в Православной Церкви, или удостаиваются быть, во иерея, епископа, или митрополита?


О.Серафим: Через внешнее священнодействие, во время хиротонии во священника или епископа.

В митрополиты не хиротонисают, т.к. это не св.сан. У митрополита и патриарха – сан епископский. Они считаются, только лишь, старшими епископами. Но сан имеют только лишь епископский. Точно такой же, как и простой епископ.

Только три степени священства: диакон, священник, епископ. Все остальные различия, – протодьякон, протоиерей, архимандрит, митрополит, патриарх, –  это только лишь различия внутри этих трех степеней, а не разные св.саны.

О присоединении к Церкви и Таинствах

Аноним:  Почему (из церковной истории) одних клириков, обращающихся в истинную церковь, перекрещивали, других миропомазали, а других рукополагали. Или же такой практики не было?


О.Серафим: Если проследить по истории Церкви, то практика была различная, до противоположности.

Не меняя догматического исповедания (о недействительности Таинств вне Церкви), допускалась в Церкви снисходительная практика. При этом общем догматическом взгляде возможна различная практика, что за всю историю Церкви и было: в разное время, в разных местах, и при разных обстоятельствах, к разным еретикам и раскольникам снисходили по-разному. Практика менялась: то в одну сторону, то в другую.

Ведь в разное время, в разных местах, при разных обстоятельствах, правила чиноприема, приходящих к Церкви, из ереси или раскола, были разные. Неужели в зависимости от времени, места и обстоятельств – меняли догмат?! Где, мол, Церковь есть, а где Ее нет. Нет. Принцип икономии, который применяли по отношению к внешнему обряду чиноприема, нельзя применять по отношению к догматам. По вопросам догмы икономии не существует, – сказал св. Марк Эфесский.

Святая Церковь существует на земле единственно ради спасения душ человеческих, и Ее задача использовать все средства для удобнейшего спасения душ. С этой целью обряды в Церкви всегда менялись, кроме существенного в таинствах (свт. Феофан Затворник, «Собрание писем», письмо 214).

Принцип икономии (снисходительности), как и принцип акривии (строгости), есть средства для удобнейшего спасения душ. Если горят души ревностью, то можно применять принцип акривии. Если принцип акривии препятствует, каким-то образом, удобнейшему присоединению душ к «части спасаемых», то применяли принцип икономии, но не потому, что считали таинства тех или иных еретиков благодатными.

Это видно, например, из рассуждений свт. Василия Великого о еретиках энкратитах: «Следует нам отметать их крещение, и если кто принял от них крещение, когда приходит он в Церковь, крестить его. Впрочем, если будет это препятствием общему благоустройству, то опять должно держаться обычая и следовать отцам, благоустроившим, что нужно было для нас. Ибо, опасаюсь, чтобы, желая удержать их от поспешности в крещении, строгостью правила не положить нам препятствие спасаемым. Но во всяком случае да будет постановлено, чтобы приходящие к Церкви из крещенных ими были помазываемы верными и потом приступали к Таинствам». («Книга правил», пр.1).

Здесь свт. Василий Великий говорит о том, что энкратитов надо крестить, но «если будет это препятствием общему благоустройству», то миропомазывать. Вот он! – принцип икономии, а не признание крещенской Благодати в еретическом сообществе.

А так же, основная мысль, при чиноприеме из раскола или ереси, у свт.Василия Великого есть та, «чтобы… строгостью правила не положить нам препятствие спасаемым». То есть, главное – это спасение душ, а чиноприем – это средство. Поэтому, по мысли свт.Василия, и может изменяться чиноприем, вплоть до самого простого – через покаяние; ибо главное – лишь бы присоединить человека к Церкви. Ибо спасение в Церкви, в дальнейшем, должно совершаться, для присоединившихся, через правильно проходимую борьбу со страстями, ибо в ереси или расколе этого нет, так как там духовная прелесть. Это главное в Церкви – правильно проходимая внутренняя жизнь, основанная на истинном духе смирения, направленная на приобретение плодов духа. Так как от этого и зависит спасение души человека. Этому духовные наставники, в истинной Церкви, и должны научать. Это и является причиной икономии в чиноприеме, при присоединении из раскола или ереси.

То есть, главное, что есть в истинной Церкви, чем Она и отличается от других, ­– это правильно-проходимая внутренняя жизнь, направленная на приобретение верного настроя души, способного к восприятию дара спасения. Это и есть главное отличие истинной Церкви от лжецерквей. А главная цель Церкви на земле – это спасение душ, в жизнь вечную. Поэтому-то и надо людей, как можно быстрее, приводить к главному, существенному, – правильно-проходимой внутренней жизни. Ибо от этого зависит их личное спасение. А не просто от внешнего присоединения к правильной церковной организации.

В этом и состоит суть присоединения к Церкви. Ибо без этого, человек присоединится только лишь к церковной организации, но останется вне Церкви.

Проще можно сказать так: там где нет правильно-проходимой внутренней жизни – там Таинства (внешние священнодействия, которые сопровождают Таинства) неспасительны и безблагодатны; а где есть правильно-проходимая внутренняя жизнь – там Таинства спасительны и благодатны.


Аноним:  Все внешние предписания, законоположения, как-то: использования квасного теста, виноградного вина, призывания Имени Господня при таинстве евхаристии, а также другие предписания в других таинствах, не являются важными и существенными и могут быть изменяемые? Как они могут быть изменяемы, и кем? В чем состоит существенная и несущественная сторона таинства священства конкретно (что можно менять и что нельзя менять)?


О.Серафим: Не меняется сама мысль, идея, сама суть. Это и есть существенная сторона. Но внешнее ее выражение может изменяться, оно и изменялось, если проследить это по церковной истории.

А так же, есть общее положение, при нормальных обстоятельствах жизни, во время церковного благоденствия. А есть ненормальные жизненные обстоятельства, когда всякое церковное благоденствие, чисто внешне, отсутствует.

Использование квасного теста и виноградного вина – это общее положение. Но бывали в истории Церкви исключения из этого правила, к примеру, во времена гонений.

Сама мысль, что мы обращаемся к Господу, и это должно совершаться в верном настрое духа, – это главное и существенное, без этого нельзя. Но внешнее выражение этой мысли, идеи, этого духа, различествовало. При этом, внешнее выражение и форма, должны выражать главную мысль, идею и дух, заключать в себе верное понятие.

Изменялось это в зависимости от нужды в жизни Церкви. Об этом есть еще здесь.

Внешняя существенная сторона Таинства священства – это чисто внешняя преемственность, идущая от апостолов. Это не подлежит изменению.

А сама суть этого Таинства – это то, что оно должно быть совершено Богом, при наличии внешней преемственности от апостолов. А это может быть совершено только при условии. – Там, – в тех церковных организациях, начиная с двух-трех человек, – где есть правильно-проходимая внутренняя жизнь, там и будет дар священства, при наличии внешней преемственности от апостолов, там и будут совершаться Таинства. Даже если этот священник недостойный.

Если священник вышел из МП или от католиков, – а они имеют внешнюю преемственность от апостолов, – и встал на путь правильно-проходимой внутренней жизни, и в этом наставляет своих духовных чад; то по той причине, что он имеет внешнюю преемственность, идущую от апостолов, Бог подаст ему дар священства, ибо Таинство совершает Сам Бог. И таковая церковная организация (начиная с двух-трех человек Матф.18:20) будет Церковью на земле. Таковые церковные организации могут быть в разных странах и местностях, даже совершенно не зная друг друга.

Причина этому – ненормальные внешние жизненные обстоятельства на земле, отсутствие внешнего благоденствия Церкви.

Да и когда Церковь внешне благоденствовала, то главное, при присоединении к церковной организации, было не то, чтобы просто присоединить, чисто внешне, к церковной организации. – Это восприятие чисто механическо-магическое. – А то, чтобы присоединить к Телу Христову, ко Христу. В этом и заключается суть присоединения к Церкви. Ибо только такое соединение и является присоединением к Церкви, как Телу Христову, как Духу Божьему.

Но такое соединение совершается не механически, магически. А совершается оно, и является возможным, только при наличии правильно-проходимой внутренней жизни, верного душевного настроя способного к вхождению в Церковь, как в дар спасительной, искупительной Благодати, сошедшей в день святой Пятидесятницы на апостолов.

К верному и спасительному душевному настрою, способному к восприятию дара спасительной Благодати, и должны приводить духовные наставники, в истинной Церкви, всех обращающихся к ним. Это и является главным и существенным в истинной Церкви. Без этого, эта церковная организация – уже не Церковь.

О прощении грехов на исповеди

Аноним:  Скажите, а как человеку прощаются грехи во время Таинства исповеди?


О.Серафим: Священник только лишь свидетель при исповеди, а кается человек Богу. Разрешает грехи не человек, а Бог.

Для того чтобы священник произносил свое разрешение в согласии с волей Божией, он должен постигать волю Божию. А для того чтобы он ее постигал, для этого ему необходима сердечная чистота и удовлетворение совести, приобретаемые через правильно-проходимую внутреннюю жизнь. Ибо Бог открывает свою волю не там, где есть священнический или епископский сан, так как это не чисто механическо-автоматическое, магическое действие. А там, Господь подает духовное видение Своей Божественной воли, где есть сердечная чистота и удовлетворение совести.

Но разрешение и прощение грехов, на исповеди Богом, не зависит от того, что постигает священник волю Божию или нет. Самое главное здесь – это правильный душевный настрой, у приступающего к Таинству. Цель духовника и состоит в том, чтобы довести его до правильного душевного настроя, для того, чтобы Бог совершил над ним Таинство. Тогда внешнее священнодействие, совершаемое священным лицом, только лишь, внешне, выражает волю Божию.

Если духовник – (которым может быть и даже обыкновенная женщина, лишь бы только этот человек имел от Бога дар врачевания от страстей) – довел до правильного верного душевного настроя кающегося, то тогда, при разрешении и прощении грехов, которое ему произносит священник, хотя бы и недостойный, Таинство все равно совершится; так как совершается оно не человеком, а Богом. А совершение его Богом зависит от верного душевного настроя того, над кем оно совершается.

Вот о таких внешне-церковных обстоятельствах и говорит свт.Иоанн Златоуст, когда говорит о том, что Таинство может совершаться и через недостойного священника.

Но когда нет таковых духовных лиц, духовных наставников, которые могли бы привести человека к правильному душевному настрою, необходимому для совершения Таинства; и если человек, сам собою, тоже не может дойти до этого душевного настроя; то тогда Таинство и не совершается, хотя бы внешне и совершалось все, сопровождающее Таинство.

Так же об этом есть еще здесь.

Об епитимии и искоренении страсти

Аноним:  Может быть, имеет смысл, за мой грех понести мне какую-нибудь епитимью?


О.Серафим: Я не знаю, какое понятие ты содержишь под словом «епитимья».

Если в тебе живет страстное чувство, то как, и от какой епитимьи, оно должно исчезнуть?

Мне кажется, что у тебя не совсем правильное понятие об епитимье. Оно по-моему похоже на латинское понятие об епитимье, как о возмездии за грехи или что-то вроде индульгенции о прощении грехов, но только вместо индульгенции употребляется епитимья. Это католическое учение об оправдании делами. Так и епитимья совершается у них, как оправдание внешним делом, за совершённые грехи. Такое понятие перекочевало и в современное православие.

Сама по себе борьба со страстью и делание всего того, что направлено на искоренение страсти, через воспитание противоположных чувств и настроя души, это и есть епитимья.

Ибо цель епитимьи и должна быть: искоренение страсти, а не исполнение какого-то внешнего дела, не имеющего отношения до страсти. Ибо страсть искореняется только тогда, когда воспитываются противоположные чувства и настрой души.

Страсть – это плохая привычка: в мысли, желании, чувстве, настрое души, самим делом.

Добродетель – это хорошая привычка: в мысли, желании, чувстве, настрое души, самим делом.

Плохая привычка (страсть) может искореняться только тогда, когда она будет заменяться хорошею привычкою (добродетелью).

Всякое другое избавление от страсти, помимо воспитания хорошей привычки (добродетели), – это иллюзия, самообман, захождение в духовную прелесть.

Об единстве Церкви

Аноним:  Говорят, что Церковь связанна Евхаристией. А чем Она, по-вашему, связывается?


О.Серафим: Церковь связана не Евхаристией, а Благодатью, дарованной через Христа.

Иначе св.Мария Египетская, 47 лет не имевшая Евхаристии была вне Церкви. Но это абсурд.

Или преп. Павел Фивейский, умерший вне Евхаристии, скончался вне Церкви. Да и великое множество пустынников и христиан, мученников, в периоды гонений и церковных нестроений, умиравшие в тюрьмах, ссылках и т.п., не имевшие Евхаристии, тоже получались вне Церкви. Но это абсурд.

Надо рассматривать не те цитаты Св.Отцов, которые они говорили в период внешнего благоденствия Церкви. А нужно учитывать то, что в жизни могут быть всякие ситуации и обстоятельства.

Поэтому, то определение, что Церковь связана Евхаристией, не подходит, как общее определение, для любых жизненных обстоятельств.

Общим правильным (православным) определением по этому вопросу будет являться то понятие, которое будет подходить для любых жизненных обстоятельств и ситуаций, в которых может оказаться общество, люди, или просто человек. А это и есть, как раз то, что Церковь связана Благодатью, дарованной через Господа Иисуса Христа. И кто причастен этой Благодати, в своей душе, тот и в Церкви. Ибо это зависит не от внешних обстоятельств, так как они, в большинстве случаев, не во власти человека. А от внутреннего душевного настроя, плодов духа. Так по этому поводу и говорит наш русский богослов Алексей Хомяков: «Единство по благодати Божией, а не по человеческому установлению, таково единство Церкви» («Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях»).

Божественная благодать связывает воедино всех тех, кто имеет правильно-проходимую внутреннюю жизнь, приобретает чистоту чувств и удовлетворение совести, имеет и воспитывает верный душевный настрой, способный к восприятию дара Божественной и спасительной благодати. Вот так связана вся Церковь, в этом и заключается Ее единство. Вот таково общее определение, по этому вопросу, которое подходит ко всем векам и временам и жизненным обстоятельствам, всякого человека на земле.


Аноним:  А в чем же тогда неправильность экуменизма? И как понимать единство Церкви?


О.Серафим: Неправильность экуменизма состоит в том, что он учит, что все церковные организации, обладают истиною, и принадлежат к единой церкви. Что вся разница их только чисто внешняя. Но это неправильно. Ибо экуменизм, идя путем лжи, стремится создать единство только лишь внешнее, но не внутреннее. И это внешнее единство он пытается поддерживать за счет возгревания в людях душевного сладострастия, которое воспринимается всеми за любовь. В основании экуменизма и стоит – душевное сладострастие, дух самости, который ищет себе удовлетворения через приятные ощущения. Но в экуменизме нет истинной любви, ибо она-то, как раз, и свободна от душевного сладострастия и духа самости.

Если церковная организация, в своем общем пути, исповедует ложь, и идет путем лжи, то на этом пути, этой церковной организации, нет Истины и Благодати. И Благодать не может связывать воедино путь тьмы и путь света, дух лжи и дух истины.

Таково единство церкви, которое проповедует и распространяет экуменизм – это чисто внешнее единство всех, основанное на душевном сладострастии, заводящее всех в духовную прелесть и самообольщение.

Но единство Церкви совсем иное. Те из людей, которые окажутся в лжецерковных организациях и не пойдут, в своей личной жизни, тем общим путем, которым идет эта церковная организация, вставшая на путь тьмы и лжи, – имеют возможность придти к спасению. Каким образом? Если они, находятся в полном неведении того, что там творится, и принадлежат к этим церковным организациям чисто формально; но, пребывая сами по себе, последуют закону совести, в своей личной жизни, и в настрое своего духа сами нашли путь к спасению. И таким образом воспитывают верный душевный настрой, спасительный, который стремится воспитывать у своих чад истинная Церковь на земле (а это не закрыто ни для кого). В таком случае Благодать будет осенять и освящать их души и связывать воедино со всеми теми на земле, кто будет пребывать в таком же настрое духа.

Таково единство Церкви – оно не внешнее, а внутренне, – оно в верном настрое духа, спасительном, который и привлекает дар Божественной благодати, дарованной через Христа. Единство Церкви – это единство по Благодати, Которая связывает воедино всех тех, кто приобретает и имеет верный и спасительный душевный настрой; ибо только им одним и привлекается Божественная и спасительная благодать.

И если сказать об этом душевном настрое общими словами, то ап.Павел сказал о нем так: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:4–8).

Об этом рассказывается здесь.

Это единство Церкви постигается не разумом, а чувством веры, свободном от духа самости. «Мы говорим: "верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь"... в Нее, в самое Ее собственное существование мы веруем, потому что оно разумом нашим не постигается, а является откровением Божественного Разума на земле. И в этом Разуме (Он же Дух Святый, Дух Истины) мы участвуем только посредством любви (изливаемой в сердца живых членов Церкви Духом Святым - Рим. 5, 5)» (Новомуч.Михаил (Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).

С любовью во Христе, о.Серафим.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.