Об изречениях Св.Отцов, крещении и Таинствах

Когда говорят, что мы по Святым Отцам, так ли это? О самомнении и критерии. Об изречениях Св.Отцов и Св.Писания. К чему сводится вся суть Писания и Св.Отцов в деле нашего спасения. Душевное вИдение и изречения Святых Отцов. Что надо учитывать при чтении книги св. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». О крещении, миропомазании и совершении Таинств. Как понимать, что первородный грех умирает через крещение. Об исповеди и прощении греха


Оглавление:
  Когда говорят, что они по Св.Отцам, о самомнении и критерии
  Об изречениях Св.Отцов и Св.Писания
  К чему сводится вся суть Писания и Св.Отцов в деле нашего спасения
  Когда говорят, что мы по Святым Отцам, так ли это? Душевное вИдение и изречения Святых Отцов
  Что надо учитывать при чтении книги св. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе»
  О крещении, миропомазании и совершении Таинств
  Как понимать, что первородный грех умирает через крещение
  Об исповеди и прощении греха


Когда говорят, что они по Св.Отцам, о самомнении и критерии

Аноним: Батюшка, я с вами не спорю, просто здесь мнение не может быть свое, только мнение Церкви, мнение Святых Отцов.


о.Серафим: Это понятно что свое мнение вы будете считать за мнение Церкви, ссылаясь при этом на Св.Отцов.

Я об этом уже выше писал: Вы и Св.Отцы – это же не одно и тоже. То есть, вы и любой человек применяет изречения Св.Отцов исходя уже из своего личного вИдения и опыта...

По любому возникающему спорному вопросу мы всегда высказываем именно только свое мнение. А оно уже может быть в согласии или не в согласии с волей Божией в данный конкретный момент времени. И если оно в согласии с волей Божией в данный конкретный момент времени, тогда оно и является библейским, евангельским, святоотеческим.

Но если наше мнение не в согласии с волей Божией в конкретный момент времени, тогда оно не является евангельским или святоотеческим, какие бы при этом мы не приводили ссылки из Библии, Евангелия или Св.Отцов для подтверждения нашего мнения по тому или иному вопросу.

Ссылки на Св.Писания и Св.Отцов не являются критерием того, что наше мнение по какому-то вопросу является евангельским или святоотеческим.

Только мнение, выражающее волю Божию по какому-то вопросу, в конкретный момент времени, является критерием того, что оно является евангельским, святоотеческим. А это уже зависит от чистоты душевного ока, свободы от страстей, и в особенности от самомнения и высокоумия.

Постигается и осязается все это только верою.

К примеру, мы по разному видим один и тот же текст у Хомякова и Феофана Затворника.

Даже один и тот же евангельский текст люди могут видеть совершенно по-разному. Так как это зависит от чистоты душевного ока и свободы от страсти самомнения и высокоумия.

Протестанты ссылаются на Библию, считая, что они, таким образом, поступают по воле Божией и свободны от самомнения. У других же вместо Библии – Св.Отцы. Они потрясают Св.Отцами, как протестанты Библией, и говорят, что мы только по Св.Отцам, а значит, мол, и по воле Божией. И считают, подобно протестантам, что они свободны от самомнения. – Это все есть ни что иное, как впадение в рационализм, который есть следствие страсти самомнения. Св.Писание и Предание – это все есть средства. Источником того и другого является Дух Божий, который поселяется там, где есть сердечная чистота и удовлетворение совести, в личной жизни. То есть, какое «око души», так оно и задействует все эти средства.


Аноним: В чем самость-то?


о.Серафим: Выше я уже отвечал: В принципе, те вопросы которые вы подымаете не являются для вас существенными на данный момент времени, - от этого не зависит спасение вашей души. Поэтому - самомнение и высокоумие.

Я считаю, что:  по тем вопросам, которые вы подымаете, вы мыслите не в согласии с волей Бога, на данный момент времени. А вы считаете, что это я мыслю не в согласии с волей Бога.

При этом каждый из нас в защиту своего мнения, - что оно, мол, церковное, евангельское, библейское, святоотеческое, - приводит изречения из Св.Писания и Св.Отцов. И при этом каждый остается при своем мнении, считая его за выражение воли Божией по данным вопросам.

Вы скажете - я по Св.Отцам и по Писанию. Я то же самое скажу. Где критерий? - критерием является вера.

Чувство веры и стоит в основании всего того, чему мы верим и чему отдаем предпочтение. Все остальное, Св.Писания и Св.Отцы - это средства для выражения и подтверждения того, чему мы верим. Но верно оно или нет - это вопрос. Так как это зависит от чистоты душевного ока. И где чувство веры является свободным от духа самоуверенности и самонадеянности - там оно лучше и четче осязает и постигает волю Божию и правильнее ее может выражать, в зависимости от нужды и обстоятельств.

В принципе, те вопросы которые вы подымаете не являются для вас существенными на данный момент времени, - от этого не зависит спасение вашей души. Поэтому - самомнение и высокоумие.

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: ... время молчать, и время говорить» (Екклесиаст, 3:1-8).

«Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; потому что для всякой вещи есть свое время и устав» (Екклесиаст, 8:5-6).

Об изречениях Св.Отцов и Св.Писания

Смысл, суть и дух изречений Св.Отцов надо рассматривать, исходя из тех обстоятельств эпохи и времен, в которых они жили. А так же, исходя из тех жизненных обстоятельств, в которых были высказаны данные изречения. Чтобы, таким образом, не зациклиться на букве, а постичь дух этих изречений. Это необходимо для того, чтобы не применять изречения Св.Отцов, по букве, – совсем не к тем обстоятельствам времени и жизни. Ибо в таком случае получится не следование Св.Отцам, а следование своему самомнению и духу самости, которые не видят и не постигают воли Божией, при иных жизненных обстоятельствах, но при этом прикрываются цитатами Св.Отцов, как благовидными предлогами удобными для самообмана и самообольщения себя и других.

Всякое изречение Св.Отцов нужно рассматривать в зависимости от эпохи, исторических и жизненных обстоятельств, того периода времени, когда это было сказано. Так как, применение их к иным историческим и жизненным обстоятельствам может послужить в оправдание лжи и пути погибели, сжигания своей совести, и в попрание Истины и духа Христова.

Так сатана искушал Христа изречениями из Св.Писаний, – которые были написаны святыми времен прошедших, – приводя их совершенно не к месту, не к времени. – Не к тем жизненным обстоятельствам, по отношению к которым они были высказаны.

***

То или иное изречение Св.Писания всегда надо рассматривать в контексте, т.е., в согласии ли оно со всем текстом Св.Писания, и нет ли каких-то кажущихся противоречий. И если эти противоречия есть, то это значит, что надо учитывать их, при понимании и толковании того изречения, на которое мы хотим опереться.

Проще говоря, надо постигать дух данного изречения. Противоречия свидетельствуют только лишь о том, что при уразумении этих изречений надо брать во внимание: цель и намерение говорившего, к кому это относилось (что это были за люди в обществе, их понятия), что это была за эпоха, и господствовавшие в ней понятия, и каковы были жизненные обстоятельства, при которых было это изречено. То есть, для того, чтобы постигать дух конкретного изречения надо учитывать место, время, цель и намерение говорящего. На самом деле, все противоречия в изречениях Св.Писания, только у нас в голове. По той причине, что мы не улавливаем и не постигаем дух этих изречений. Когда же человек постигает дух этих изречений, тогда для него исчезают все эти кажущиеся противоречия, и является дивное согласие в изречениях Св.Писания и Св.Отцов.

Не может же Св.Писание противоречить само себе: то, что-то утверждать, то это же самое опровергать. Противоречия в изречениях Св.Писания и Св.Отцов только лишь свидетельствуют о том, что они были сказаны в разную эпоху, времена и жизненные обстоятельства. По этой-то причине они и различествуют друг от друга, подчас, до противоположности. Это есть свидетельство того, что действия воли Божией различествуют, в зависимости от жизненных обстоятельств, ища одного, – как спасти душу человеческую.

Если изречения Св.Писания и Св.Отцов, которые относятся к определенным жизненным обстоятельствам, применять к иным жизненным обстоятельствам, которые не относятся к тем жизненным обстоятельствам, по отношению к которым были сказаны эти изречения, то это будет следование не воле Божией, а воле бесовской.

Надо постигать дух изречений Св.Писания и Св.Отцов и дух обстоятельств, к которым мы хотим применить эти изречения. Так как цель не та, чтобы исполнить букву изречений святоотеческих, а та, чтобы исполнить волю Божию. Самомнение и дух самоуверенности не постигают воли Божией, в тех или иных обстоятельствах. И по этой причине, действуя из этого духа, самоуверенно берут изречения Св.Писания и Св.Отцов и ссылаются на них, не постигая того, что это не к месту, не к времени. То есть, думая, что они исполняют волю Божию; на самом же деле, в реальности, они ее нарушают и поступают по своему самомнению или по воле бесовской. И таким образом, возгревают в себе дух самости и на этом духе утверждаются. Это и есть дух само-утверждения, воспитывающий в человеке фарисея-законника, лицемера.

Надо не просто знать Св.Писание и творения Св.Отцов, а важно постигать волю Божию, – какова Она, в тот или иной момент времени, в зависимости от жизненных обстоятельств. А постижение воли Божией является не от знаний Св.Писания и Св.Отцов, а от чистоты чувств и удовлетворенной совести, которые приобретаются по мере правильно-проходимой внутренней жизни.

К чему сводится вся суть Писания и Св.Отцов в деле нашего спасения

О.Серафим:  Как понимать эти изречения Святых Отцов?:

«Авва Аммон сказал авве Сисою: когда читаю книги, хочу замечать мудрые изречения, чтобы иметь их в памяти на случай нужды. Старец отвечал ему: это не нужно! нужно стяжать чистоту ума и говорить из этой чистоты, возложившись на Бога» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.6, «Отечник», Авва Сисой Великий, гл.16).

«Сисой (Великий) отвечал: сознающий тщету в знании, совершает все Писание» (Древний Патерик, гл.15).

«Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют» (преп.Антоний Великий, «Добротолюбие», т.1, «О доброй нравственности и святой жизни», гл.1).

«Таинственное знание и ощущение веры соблюдается чистотою совести» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.2, гл. «Размышление»).


Аноним:  Батюшка, кто такие авва Аммон и авва Сисой? Святые Божии. Они в свое время могли наставлять друг друга такими словами.
А в наше время применительны ли эти слова? Так каждый может сказать про себя и говорить, что он чист уже очистился и поэтому он может уже говорить от себя, а святые отцы ему не указ, т.к. они жили не в наше время.


О.Серафим: Глубоко заблуждается тот, кто приводя цитаты из Писания или Св.Отцов, при этом думает и заявляет, что он говорит не от себя, а по Святым Отцам. Это является одним из свидетельств духовной слепоты и одержимости самомнением.

Так как всякий говорит только от себя, - так как исходит именно из своего душевного вИдения. А цитаты и изречения из Писаний и Св.Отцов приводит только лишь как внешнее обоснование для ума, чтобы засвидетельствовать то, что он видит своими душевными очами, мол, правильно, верно.

А вот правильно и верно ли видит он - это уже вопрос чувства веры, в зависимости от того, насколько оно очищено от примеси духа самости.

И там, где одержимость самомнением и духом самоуверенности, - там душевное око будет омраченным. И, соответственно, душевное вИдение будет искажено. В таком случае, какие бы не приводились цитаты и изречения Святых Отцов, но все это будет являться благовидными бесовскими предлогами, - святыми изречениями, приводимыми не к месту, не к времени, по причине духовной слепоты, которая не постигает воли Божией в данный конкретный момент времени.

Что это значит?: «сознающий тщету в знании, совершает все Писание» (преп.Сисой Великий, Древний Патерик, гл.15). – Сознающий, что бесполезны всякие знания Св.Писания и Св.Отцов, и потому, обративший все свое внимание на то, чтобы в своей повседневной жизни, во искушениях с ним приключающихся, очистить свои чувства от примеси духа самости, первородного греха, во всех его видах и проявлениях. И постоянно занимающийся только этим, - тот и исполняет все то, к чему зовет человека Писание. И, идя путем очищения своих чувств, в конечном итоге он приходит к исполнению того, к чему призывает его Писание. В этом вся суть Писания, по отношению к человеку, ищущему спасения.

Именно отсюда и начинается христианство. Что такое покаяние, по гречески метаноя? - Изменение нашего духа.

А что такое изменение нашего духа? - Это изменение наших чувств, так как они и образуют наш дух. - В каких чувствах мы пребываем, - таков дух наш и есть.

Поэтому-то Христос и сказал, что "Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Иоан.6:63). И «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9).

На самом деле все просто. – Если есть правые, верные душевные чувства, которые определяют наш дух, то ты Христов, ты в мистическом Теле Христовом, в Церкви, ты устремляешься по пути спасения. Если нет правых, верных душевных чувств, то ты не Христов, как говорит ап.Павел (Рим.8:9), вне Церкви, хотя бы при этом ты знал все Св.Писание и всех Св.Отцов.


Аноним:  Зачем тогда все впоследствии усложнили? Самого главного знания и не дают! Внешняя церковь огромная организация где все помпезно заумно сложно.
Вот за этим всем и скрылось самое важное, а осталось второстепенное.


О.Серафим:  Это все складывалось в процессе. При этом в разных местностях было по-разному.

Когда еще сохранялась правильно-проходимая внутренняя жизнь, истинное удовлетворение совести, тогда на это не обращалось внимания, по причине несущественности этого вопроса. А когда стала исчезать правильно-проходимая внутренняя жизнь, тогда она стала  все больше и больше подменяться всем этим внешним.

Такое случается и даже тогда, когда внешняя сторона будет очень скудной. Фарисейство, законничество и обрядоверие могут быть где угодно, и даже при полном внешнем аскетизме.

Когда говорят, что мы по Святым Отцам, так ли это? Душевное вИдение и изречения Святых Отцов

Аноним:  Сверяйте ваше учение со святыми отцами Церкви, которые жили и писали для нас в свете Христовой истины.


О.Серафим: Каждый свое учение, понятия и взгляды сверяет исходя из своего душевного вИдения. И если его душевное вИдение омрачено самомнением и духом самоуверенности, то и сверяние его будет подгоняться им под это его душевное вИдение. И он будет подбирать святоотеческие изречения таким образом, чтобы оправдать это свое вИдение. При этом он будет этого не замечать по своей духовной слепоте. И думать, что он по Святым Отцам. - Это очень распространенное заблуждение. У протестантов оно выражается в том, что они говорят, что я по Св.Писанию, по Библии. Но суть та же самая.

В принципе - это самомнение и дух самоуверенности, который не видит одной простой вещи; что он - по СВОЕМУ ВИДЕНИЮ обстоятельств и ситуации, а не по Святым Отцам. И восприятие своего вИдения за вИдение Св.Отцов не дает ему увидеть этого.

Ему же надо понять одну простую вещь, что ЭТО ЕГО ВИДЕНИЕ, прикрывающееся изречениями Св.Отцов. Но он не может этого увидеть, потому что одержим самомнением и духом самоуверенности, что это, мол, не он, а Святые Отцы. Поэтому он и считает, что он - по Святым Отцам.

Но это иллюзия в его голове, происходящая от самомнения и духа самоуверенности. В реальности же он - по своему душевному вИдению данных обстоятельств и ситуации, а изречения Святых Отцов приводятся им как оправдание этого СВОЕГО ВИДЕНИЯ и выдавание ЕГО за волю Божию.

Естественно, что людей духовно-слепых сбивает с толку его утверждение, что он, мол, по Святым Отцам или по Писанию. Но люди духовно-зрячие видят, что это всего лишь благовидные предлоги, состоящие из изречений Св.Отцов, приводимые им не к месту, не к времени.

Пока человек не научится видеть того, что его душевное вИдение и изречения Святых Отцов - это не одно и то же, до той поры он не может избавиться от этого наваждения и самомнения по данному вопросу.

Множество протестантов, которые друг другу противоречат, но при этом они все говорят, что мы по Св.Писанию, по Библии. То же самое и множество разных православных и истинно-православных, которые тоже друг другу противоречат, но при этом они все говорят, что мы по Святым Отцам.

Если все они и вправду по Библии или по Святым Отцам, то не могут же они друг другу противоречить? Это противоречие их друг другу само по себе и свидетельствует, что каждый из них ПО СВОЕМУ душевному вИдению этих спорных вопросов, ситуаций и обстоятельств; а изречения из Библии или Святых Отцов приводятся ими только для подтверждения того, что их душевное вИдение, мол, правильное и что оно в согласии с волей Божией, в данный момент времени, по данному вопросу. Но так ли это? - это вопрос, решение которого зависит опять же от душевного вИдения и восприятия тех, кто их слушает.

И насколько у кого правильное решение по тем или иным спорным вопросам, насколько оно в согласии с волей Божией, зависит не от изречений библейских или святоотеческих, которые они приводят, а оттого насколько у кого чистое душевное око, насколько оно очищено от примеси духа самости, первородного греха.

Каждый определяет, что и где есть Истина, исходя из своего душевного вИдения, - и простецы, и начитанные, и ученые. Кто-то может это обосновать научно или ссылаясь на изречения Св.Писания или Святых Отцов, а кто-то может засвидетельствовать это простыми элементарными словами. Суть дела от этого не меняется. Ибо дело не в наборе богословских, библейских или святоотеческих знаний, на уровне умовом, рассудочном, а в чистоте чувств, в чистоте душевного ока. Где оно чище, там четче и яснее видится Истина и правда Божия.

***

Для верного разумения того, что пишет святой, духа и смысла его изречений, - надо брать его высказывания и изречения во всем контексте его творений. Тогда и будет понятен их смысл. В противном случае это будет выдергивание из общего контекста и придавания этому иного смысла в сравнении с тем, что имел в виду святой отец.

Плюс к этому надо брать в учет эпоху, времена, обстоятельства, кому это писалось.

Когда это все учитывается, тогда и постигается дух изречений того или иного святого отца, Св.Писания.

А так каждый может выдергивать те или иные изречения из Св.Писания или Св.Отцов и друг друга ими опровергать. А на самом деле мы приводим не то, что сказал бы святой отец в наших обстоятельствах, а наше разумение того, что писал святой отец, которое может совсем не являться разумением святого отца.

В реальности же дело обстоит так: Каждый свое разумение, в приключившемся случае и обстоятельствах, прикрывает изречением из Св.Отцов или Св.Писания. Но все дело не в изречениях, а в разумении каждого конкретного человека, В ЕГО душевном вИдении. Ибо исходя из этого только и составляется личное мнение по тому или иному вопросу, которое прикрываясь святыми изречениями и цитатами, пытается его выставить за мнение того или иного Святого или за волю Божию. Так действуют все. Ибо это естественно людям по природе. В этом природном действии еще нет греха.

Грех только в том, когда его мнение в реальности не выражает мнение Св.Отца или Св.Писания, не выражает волю Божию, по данному вопросу и делу. А человек, прикрываясь святыми изречениями, пытается это выдать за мнение Св.Писания или Св.Отца или за волю Божию. Но не видит этого по причине своей одержимости самомнением и духом самоуверенности. Именно эти страсти и не дают увидеть этого человеку, ослепляя его духовные очи, по причине омрачения ими его ума.

Что надо учитывать при чтении книги св. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе»

Аноним: Можно ли руководиться в духовной жизни книгой св. прав. Иоанна Кронштадтского "Моя жизнь во Христе"?


о.Серафим: "Моя жизнь во Христе" - это дневник Иоанна Кронштадтского, написанный им для себя, а не для общих наставлений. И то, что подвижник пишет для себя - совсем отличается от того, что он может написать для всех.

И поэтому неверно применять все, что есть в этих дневниках каждому лично для себя. На этом многие погорели и зашли в духовную прелесть. Ибо читающий и св.Иоанн Кронштадтский - не в одном духовном состоянии находятся. И то, что подходило для св.Иоанна Кронштадтского - не все подходит для основной массы людей. Что-то в его записях применимо для многих и всех, что-то для немногих, а что-то только для него. Это все надо учитывать, при чтении его дневников "Моя жизнь во Христе".

Это ЛИЧНЫЕ дневники Иоанна Кронштадтского, написанные им для себя. А не проповеди Иоанна Кронштадтского, написанные и говоримые им для всех - В этом разница. И тот, кто это не учитывает - жестоко за это расплачивается, применяя его изречения, подчас, себе же на погибель. Так как не постигает их духа и смысла, применительно к обстоятельствам.

Иоанн Кронштадтский писал, находясь в определенном духовном состоянии и понятиях. И ему было понятно о чем идет речь. Но человек, не имеющий этого состояния духа и понятий, поймет неверно, приложит к своей духовной жизни и зайдет в духовную прелесть. И при этом будет говорить, что я по Иоанну Кронштадтскому.

О крещении, миропомазании и совершении Таинств

Аноним: В обряде крещения православия присутствуют два внешних атрибута. Вода и елей. Масло как печать Святого Духа, рождение от воды и от духа.


о.Серафим: При крещении есть елеопомазание и миропомазание.

Елеопомазание - это не Таинство, а просто помазание освященным елеем, который знаменует милость Божию.

А миропомазание - это Таинство, дары благодати Духа Святого, которое заменило возложение рук Апостолов, после крещения.

Святой пророк Исаия указывает семь даров Духа Святого: дух страха Божия, дух ведения, дух крепости, дух совета, дух разума, дух премудрости, дух благочестия (Ис.11:1-3).


Аноним: Вот миропомазание я и имел ввиду. Ведь как я понимаю миропомазание при крещении и символизирует печать или благодать Святого Духа.


о.Серафим: Миропомазание - не символ, а Таинство, которое разделяется на две стороны, - видимую (внешнее священнодействие) и невидимую (дары благодати Духа Святого).

Внешнюю сторону совершает священное лицо, а невидимую - Бог, при условии наличия, в дальнейшем, правильно-проходимой внутренней жизни. А правильно-проходимая внутренняя жизнь может быть только там, где есть правое чувство веры, – чувство веры соединенное с духом сокрушенным и смиренным перед Богом.

Если это условие не соблюдается, то хотя священное лицо совершает внешнее священнодействие, сопровождающее Таинство, но Бог Таинства не совершает.

При Таинстве крещения дается дар искупительной, спасительной Благодати, дарованной миру через Христа. Она есть вхождение в Церковь, мистическое Тело Христово.

А при Таинстве миропомазания даются семь даров Духа Святого, о которых и говорит пророк Исаия (Ис.11:1-3), для прохождения внутренней духовной жизни.

Но все это подается не безусловно, а под условием. Так как Таинства не совершаются механически - это не магические действия, а дары благодати Божией, которые Бог подает душе человека не безусловно, а под условием.

Этим условием и является наличие, в дальнейшем, правильно-проходимой внутренней духовной жизни, которая направлена на воспитание верных душевных чувств, о которых говорится в заповедях Божиих. Если же это условие не соблюдается, то никто, ничего не получает.

«В этом умертвии греху, через крещение, ничего не бывает механически, а всё совершается с участием нравственно свободных решимостей самого человека.

Существо умертвия греху всегда одно: это есть отвращение от греха, смертельно возненавидение его. Где же оно в крещении? – Тут же в духе крещаемого. Ибо что делает крещаемый перед погружением в купель? Отрекается от сатаны и всех дел его и всего служения его: а это то же, что отвращается от греха и возненавидевает его.

Когда затем, в сем духе отвращения и ненависти ко греху, погружается он в купель, тогда благодать Божия, нисшедши внутрь, закрепляет эти расположения и решения воли и дает им силу живую и действенную. Крещенному все прежние грехи прощаются, а от будущих охранять его будет эта нисшедшая в него в крещении сила.

«…Но хотя грех и истинно в нас умирает через крещение: однако же надобно, чтобы и сами мы содействовали к умерщвлению его» (свт.Иоанн Златоуст). – Это содействие совершается возненавидением греха, восприемлемым до крещения, запечатлеваемым в крещении и хранимым с помощью Благодати по крещении. Крещение не освобождает нас от самосохранения от греха, напротив обязывает к нему» (свт. Феофан Затворник, «Толкование посланий ап. Павла», Рим. 6, 3).

То есть, перед крещением, крещаемый отрекается от самостно-гордостного духа и его проявлений, страстей, и полагает решимость, – вместо этого духа являть дух сокрушенный и смиренный перед Богом и верные душевные чувства, добродетели, которые противоположные страстным. И если у него сразу это не выходит, то он начинает заниматься воспитанием в себе правого настроя духа, который противоположен самостно-гордостному духу и его страстям. На это и направлена правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь. Так как, при прохождении ее и совершается искоренение страстей, самостно-гордостного духа и вместо них насаждение верных душевных чувств, добродетелей, на основании духа сокрушенного и смиренного перед Богом.

И там, где этому могут научить, и совершаются Таинства, – подаются, Богом, дары Божественной благодати в Таинствах. Так как там, есть условие для сохранения и приумножения этих даров. «Это обновление жизни в… св. крещении… совершается…. не механически, а… совершается… потому, что наперед крещаемый возлюбляет так жить» (свт. Феофан Затворник, «Толкование посланий ап. Павла», Рим.6:4).

И, соответственно, где это условие не соблюдается, там нет условий для сохранения этих даров Благодати. Именно поэтому там Таинства и не совершаются.

Нет условий для хранения даров Благодати, подаваемых в Таинствах, в тех церковных организациях, где в общем своем пути и направлении встали на путь попрания Истины и сжигания совести, воспитывают дух лицемерия, дух фарисейский и законнический, где прозябает духовная прелесть.

И там, где нет внешней возможности для приступания к Таинствам, по причине отступничества местного или всеобщего, но есть правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, там Бог Сам непосредственно будет подавать душе дары Своей Божественной благодати, подаваемой в Таинствах. Ибо главнее и важнее всего – это не внешняя возможность приступания к Таинствам, а хранение верности духу Христову, удовлетворение совести. И кто хранит, в настрое своего духа, верность духу Христову, ищет истинного удовлетворения своей совести, через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни, о том Бог Сам позаботится и подаст ему непосредственно все те дары Божественной благодати, необходимые ему для спасения его души.

А где нет правильно-проходимой внутренней духовной жизни, направленной на воспитание верных душевных чувств, изображенных в заповедях Божиих, там никто не получит дары Божественной благодати, подаваемой в Таинствах, независимо от того, – есть у них внешняя возможность приступания к Таинствам или нет.

***

Если человек неправильно проходит свою внутреннюю духовную жизнь, то он воспитывает добродетели на основании самостно-гордостного духа, на ощущении своей правильности и праведности. А из неправильного делания, и рождаются неверные понятия и неправое чувство веры, соединенное с примесью самостно-гордостного духа, то есть, само-вера или самоуверенность. А отсюда и исходит механическо-магическое отношение к крещению, к спасению, к исповеди, к прощению грехов, к канонам и правилам, к богослужению, ко всему внешнему.

Ибо если отсутствует дух сокрушенный и смиренный перед Богом, в чувствах и ощущениях, тогда через посредство всего внешне-церковного и религиозного ищется дух самоутверждения, ощущение своей правильности и праведности. Но человек не видит этого по причине своей духовной слепоты, исходящей от неправого чувства веры, соединенного с духом самоуверенности и самонадеянности, с самостно-гордостным духом.

Как понимать, что первородный грех умирает через крещение

Аноним: А как понимать выражение, встречающееся у некоторых святых, что первородный грех умирает в человеке через крещение? Это значит, что он просто умирает и все?


о.Серафим: Это просто оборот речи такой. Умирает это обозначает связание его Божественной благодатью. Он остается в человеке, но человек имеет против него силу Божественной благодати, при помощи которой он может связывать его действие, в зависимости от степени самоотвержения в его борьбе со страстями, за чистоту своих чувств.

Если же умирание воспринять в том смысле как вы говорите, то получается никакой логики в этом нет. Хотя бы что такое первородный грех, чтобы он умер? Если первородный грех - не имеет бытия и сущности, то как может умереть то, что не имеет бытия и сущности. Ибо все, что имеет бытие и сущность сотворено Богом. И тогда получится, что Бог сотворил первородный грех. А это уже богохульство. Но Бог не создал первородного греха, так как он явился только лишь от движения разумного существа, в его воли и чувствах, не в согласии с волей Бога, не в согласии с природой какою сотворил ее Бог.

Так же есть оборот речи, употребляемый святыми, что человек умирает греху. То это не означает, что он буквально физически умирает. А просто то, что он полагает решимость не идти на поводу своих страстей, встает на путь борьбы с ними и ведет с ними непримиримую борьбу, оставляя при этом явные внешние грехи. То есть речь идет об изменении движения духа, его окраски.

Вот как об этом пишет свт. Феофан Затворник: «Замечательно слово Апостола: «Чтобы более не работать нам греху…» и другое: «грех вами да не обладает» (Рим. 6, 14). Это дает нам разуметь, что то, что в расстроенной падшей природе составляет силу влекущую ко греху [первородный грех], не истребляется вконец в крещении, а только поставляется в такое состояние, в котором не имеет над нами власти, не обладает нами, и мы не работаем ему.

Оно [первородный грех] в нас же находится, живет и действует, только не как господин. Главенство с этих пор принадлежит уже благодати Божией и духу, сознательно себя Ей предающему» («Путь ко спасению», гл. Как начинается жизнь христианская в таинстве крещения). – Вот так и надо понимать  слова святых об умирании первородного греха в Таинстве Крещения.

То есть, первородный грех связывается даром Божественной благодати в зависимости от того, насколько человек в своем свободном произволении устремился к отвержению его проявлений и воспитанию вместо них верных душевных чувств, добродетелей.

Об исповеди и прощении греха

Аноним: А как понимать выражение: «Видите, как хитер враг. Он отлично знает, что исповедью смываются все грехи, поэтому и не допускает человека до исповеди, а если он исповедуется, то враг всячески смущает»?


о.Серафим: Речь о положении начала покаяния, на исповеди. А дальше идет делание покаяния, непосредственно в жизни. И это все при условии наличия правильно-проходимой внутренней духовной жизни. А для того, чтобы ее правильно проходить для этого надо ее знать самому или иметь тех, кто может этому наставить.

Вы имеете личный опыт того, как вы ходили на исповедь, но когда выходили с нее, то страсти как были, так и оставались и никуда не девались.

Когда люди, не имеющие правильной внутренней духовной жизни, читают подобные изречения, то они понимают их слишком поверхностно. От чего и появляется механическо-магическая вера и отношение к Таинствам.

Если человек исповедался, а грех не оставил. И грех продолжает им владеть, то соответственно он никуда не делся, - он не прощен. Ибо прощение греха должно избавлять от греха. А когда этого избавления от греха нет, то и грех не прощен.

Прощение греха это не внешнее юридическое действие, а внутреннее изменение настроя духа, то есть когда страсть связывается действием благодати и уже не имеет силы и власти над человеком.

Но если после исповеди страсть продолжает иметь силу и власть над человеком, то это свидетельствует о том, что он не прощен.

Об этом так же есть здесь.

С любовью во Христе, о.Серафим.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.