Церковь, МП, обряд

О Церкви и церковной организации. Об отступничестве Московской Патриархии и причинах всеобщего отступления. Исторические названия Церкви. Что такое православие. Духовность и душевность. Обряд есть проявление природы естества человеческого. В наше время церковная община должна быть административно автономной


Оглавление:
  О Церкви и церковной организации
  Об отступничестве Московской Патриархии и причинах всеобщего отступления
  Исторические названия Церкви
  Что такое православие. Духовность и душевность
  Обряд есть проявление природы естества человеческого
  В наше время церковная община должна быть административно автономной


О Церкви и церковной организации

Аноним:  Здравствуйте, Батюшка! Видимо, необходимы хотя бы краткие комментарии к известной статье: автор Илларион (Троицкий) «Христианства нет без церкви».
Ведь читая подобные статьи и пророчества, распространенные ныне, о возрождении Православного государства, а значит и церковной организации, люди «оцерквляются», не учитывая сложность нынешнего времени, соглашаются на компромиссы, терпят искажения церковной жизни, ожидая скорого «возрождения».
В статье есть понятия «подделка спасения», «искажение христианства». Есть верные изречения, но обобщенные: вот, к примеру, «для Протестанта истина, только то, что ему нравится, что он сам считает за истину» «душа человека по природе церковна», «западноевропейское миросозерцание, развивавшееся вне Церкви…», «правовому, чисто земному обществу и противопологается общество христианское – Церковь» «без Церкви христианство невозможно», «вне Церкви не может быть и учения христианского», «Церковь подменяют христианством…».


О.Серафим:  Эта работа Иллариона (Троицкого), «Христианства нет без церкви», была написана, как богословский труд. И предназначалась для узкого круга людей, которые знакомы со всеми этими проблемами и вопросами. Поэтому, там очень много выражений, в которых говорится в общем, исходя из того, что читатель знаком со всеми этими вопросами. Но когда ее начинают читать люди, которые незнакомы со всеми этими проблемами и вопросами. То они, соответственно, могут начинать делать неверные выводы.

То есть, эта работа не была написана для широкого круга читателей, которые незнакомы с этими проблемами и вопросами, и поэтому, там много чего не объясняется, а говорится в общем. Но в ней хорошо разъясняется проблема различных чиноприемов, существовавших в истории Церкви, и дается правильный взгляд на все это. А так же, что нет христианства без жизни в Церкви, а не без жизни в церковной организации. Ибо католики ариане, и монофизиты и т.п. еретики, имели и имеют церковную организацию, но это не обозначает того, что раз они имеют церковную организацию, то значит они есть Церковь. Ибо эта работа не направлена на доказательство того, что церковная организация, сама по себе, уже есть Церковь. Ибо в ней приводятся примеры многих других церковных организаций, которые отпадали от Церкви, а внешне это выражалось через разрывание молитвенного общения с той церковной организацией, которая принадлежала к Церкви, по той причине, что она сохраняла Истину и верность духу Христову, на тот момент времени. А те церковные организации, которые попирали Истину и теряли верность духу Христову, отпадали от Церкви.

Поэтому, в этой работе идет речь только о том, что та церковная организация, которая хранит, в своем общем направлении, Истину и верность духу Христову и являет собою Церковь, в этом общем направлении.

А те церковные организации, которые теряют, в своем общем направлении, верность Истине и духу Христову, отпадают от Церкви. И тогда у них остается только одна видимость христианства, так как христианства нет без Церкви. То есть, без жизни в Божественной благодати Духа Божия, – Которая и является жизнью в Церкви и стяжается через посредство правильно-проходимой внутренней жизни, на основании духа сокрушенного и смиренного, перед Богом, – нет христианства.

А Церкви нет без сохранения верности Истине и духу Христову. – Когда церковная организация не хранит эту верность в своем общем пути и направлении, тогда она лишается Божественной благодати и, таким образом, отпадает от Церкви.

Об этом и идет речь, когда в этой работе говорится об отпадении Римской церкви, от Церкви: «Отправляя со своими легатами письма к патриарху Михаилу, папа Лев IX шлет решительную угрозу: “Если где-нибудь во Вселенной какой-нибудь народ надменно разногласит с Римской Церковью, он уже не может называться и считаться Церковью, – это уже сборище еретиков, сходбище схизматиков, синагога сатаны”… Что же мы видим? Обе стороны обменялись анафемами и каждая сторона перестала считать противную за Церковь, признавая Церковью только себя. Произошел ли разрыв? Конечно, произошел. Иначе нельзя ответить. С 1054 года не стало двух отдельных христианских Церквей, потому что двух Церквей быть не может, а одна из поместных Церквей перестала быть таковой, порвав связь с Церковью Вселенской. Вселенская же Церковь сохранилась во всей своей благодатной полноте и пребыла единой, как была и до отпадения одной из нескольких поместных Церквей… Кто отпал – это другой вопрос, но кто-нибудь да отпал. Церковь осталась единой, но или только на Востоке, или только на Западе…
Темная атмосфера создана… исторической гордостью и властолюбием Римского епископа, в жертву которым принесен церковный мир, единство и самая истина Христовой веры» (новосвящмуч.Илларион Троицкий, «Христианства нет без Церкви»).

Здесь, как раз, и указывается на то, что причиною отпадения Римской церкви от Церкви, является историческая гордость и властолюбие Римского епископа. – Дух самости и гордыни и является причиною любой ереси и отпадения от Церкви. Ибо страшна не сама по себе неправая мысль, а то, когда она основывается на духе самости и гордыни. Ибо этот дух и является погибельным для людей. И когда этот дух становится общим путем той или иной церковной организации, то она и отпадает от Церкви. А внешне это может выражаться через ересь, обрядоверие, фарисейство или законничество. Или господство папизма (диктатура первого епископа), как это произошло с Католической церковью. Или олигархизма, диктатура иерархии, что происходит в Московской Патриархии и ей подобных.

А здесь Илларион (Троицкий) и говорит о том, что в случае разделения церковной организации на восточную и западную церковь – «каждая сторона перестала считать противную за Церковь, признавая Церковью только себя». И «с 1054 года не стало двух отдельных христианских Церквей», одинаково идущих путем Истины. А только лишь «одна из» этих двух церковных организаций порвала «связь с Церковью Вселенской», пойдя путем лжи и обольщения. То есть, перестала находиться в Церкви Вселенской.

Здесь явно видно понятие о том, что Церковь Вселенская - это не церковная организация. И что совокупность церковных организаций не является Церковью Вселенской, сама по себе. Так как, церковные организации или их совокупность могут принадлежать к Ней или отпадать от Нее. В данном случае и решается вопрос: кто отпал от Церкви Вселенской - восточная или западная церковь.

Поэтому, «кто отпал – это другой вопрос, но кто-нибудь да отпал» от Церкви Вселенской, то есть от Церкви.
И этот «другой вопрос», отпадения от Церкви (от Церкви Вселенской) той или иной церковной организации,  разрешается через выяснение общего пути, на котором находится та или иная церковная организация.

Когда, к примеру, дух фарисейства и законничества станет общим путем той или иной церковной организации, то это свидетельствует о том, что она отпала от Церкви. Или когда общим путем церковной организации становится оправдание зла или соучастие с ним (как это происходит в МП), то это свидетельство того, что эта церковная организация, в своем общем пути и направлении, отпала от Церкви (от Церкви Вселенской).

Так и в случае с разделением 1054г, западная церковь, католическая церковная организация, отпала от Церкви (от Церкви Вселенской), по той причине, что она, в своем общем пути и направлении, стала попирать Истину и верность духу Христову; что внешне и выражалось через посредство папизма (диктатура папы римского и нарушение соборности), и исходящих отсюда последующих ересей.

А так же, в этой работе, «Христианства нет без Церкви», не доказывается вечная непогрешимость восточной церковной организации. И не говорится о том, что церковная организация, под названием Московская Патриархия, будет являться вечно Церковью и принадлежать к Церкви Вселенской, до скончания времен. В ней-то, как раз, и отвергается непогрешимость церковной организации или иерархии, и доказывается то, что церковная организация или их совокупность, сами по себе, не есть Церковь и не являются Церковью Вселенской, так как они могут отпадать от Нее. И для выяснения этого вопроса надо рассматривать общий путь данной церковной организации, которая претендует на то, что она принадлежит к Церкви Вселенской, то есть к Церкви.

***

В этой работе, как раз, и говорится о том, что:

Церковь – это не просто церковная организация, а это новая жизнь во Христе: «В течение уже долгих лет отвыкали русские люди мыслить по-церковному, постепенно даже потеряли мысль о Церкви как о новой Христовой жизни» (новосвящмуч.Илларион Троицкий, «Христианства нет без Церкви»).

Церковь – это Царство Божие, которое не подобно организациям земным: «Христос Сам нередко Свою Церковь называл Царством Божиим и говорил, что это Царство не от мира (Ин. 14,27; 15,19; 17,14,16; 18,36), то есть характер его не от мира, не мирской, оно не подобно царствам политическим, земным» (новосвящмуч.Илларион Троицкий, «Христианства нет без Церкви»).

Основанием единства Церкви является «не механическое внешнее объединение», «а единение органическое», внутреннее, в настрое душ и сердец человеческих: «В основу церковного единения положены не охраняющие личный эгоизм правовые начала, а любовь, противоположная эгоизму. В своей прощальной беседе Христос говорил ученикам “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин 13, 34-35). Вот это-то новое основание церковного единения и создает не механическое внешнее объединение внутренне разделенных личностей, а единение органическое» (новосвящмуч.Илларион Троицкий, «Христианства нет без Церкви»).

Это единство Церкви совершается в единстве Духа Святого, соединяющего души и сердца тех людей, которые в своей жизни покоряются Духу Божию: «Когда апостол Павел говорит о единении людей в Церкви, он всегда говорит о Духе Святом как об источнике этого единения…
По мысли апостола, вся жизнь церковная есть проявление именно Духа Божия, всякое проявление любви, всякая добродетель есть действие дарования Духа. Все производит один и тот же Дух. Люди, по выражению апостола Петра, лишь строители многоразличной благодати (1 Пет 4, 10). Дух Божий, проникающий Собою все тело Церкви, подающий всем членам этого тела различные духовные дарования, и делает возможной для человечества новую жизнь. Он-то и соединяет всех в одно тело, и соединяет именно тем, что вливает в сердце любовь, которая в естественном состоянии человека не может быть основой его жизни и его отношений к другим людям» (новосвящмуч.Илларион Троицкий, «Христианства нет без Церкви»).

Единство Церкви – в истинной любви, как даре Божественной благодати: «Учение апостола Павла о Церкви неразрывно связано с его учением о любви как начале христианской жизни. Эта связь мало замечается современными учеными толкователями, но ее указывают святые отцы Церкви. Так блаженный Феодорит об апостольском сравнении Церкви с телом говорит “Употребление сие прилично учению о любви” (Творения, ч.7, стр.134). И святой Иоанн Златоуст, толкуя слова “едино тело”, говорит: “Павел требует от нас такой любви, которая связала бы нас между собой, делая неразлучными друг от друга, и такого совершенного единения, как бы мы были членами одного тела, потому что такая любовь производит великое добро” (Толкование на Послание к Ефесянам, Беседа 2). Читая послания апостола Павла, можно заметить, что о Церкви и о любви он говорит обыкновенно рядом, и это, конечно, потому, что, по учению апостола, Церковь и любовь связаны между собой» (новосвящмуч.Илларион Троицкий, «Христианства нет без Церкви»).

Жизнь Церкви или церковная жизнь, – это не просто внешне сохраняемые обряды, традиции и догматы, а это жизнь в Божественной благодати Духа Святого, которая приобретается опытным путем, через посредство правильно-проходимой внутренней жизни: «Христос Сам обещал Своим ученикам послать им иного Утешителя. Этого Утешителя, Божественного Параклита, Церковь Христова почитает источником новой благодатной жизни церковной, а апостол Павел, как мы видели, постоянно говорит о живущем в Церкви Духе Святом…
В Церкви живет Дух Божий. Это не сухое и пустое догматическое положение, сохраняемое только по уважению к старине. Нет, это именно истина, опытно познаваемая каждым, кто проникся церковным сознанием и церковной жизнью. Благодатная жизнь Церкви даже не может быть предметом сухого научного изучения; она доступна изучению опытному. О жизни благодати, ясно ощущаемой, человеческий язык всегда может высказаться только туманно и темно. О жизни церковной знает только тот, кто ее имеет; для него она не требует доказательств, а для не имеющего ее она почти недоказуема» (новосвящмуч.Илларион Троицкий, «Христианства нет без Церкви»).

***

Если под словом Церковь понимать чисто земную церковную организацию, то тогда Христос воспротивившийся первосвященникам (архиереям), фарисеям (внешним праведникам), законникам (канонистам) и книжникам (богословам), – которые являли собою власть и иерархическую структуру ветхозаветной церкви, на тот период времени, – отпал от Церкви, так как Он воспротивился законной церковной власти, на тот период времени. И многие, тогда, боялись идти за Христом, из-за страха быть отлученными от Церкви, то есть, от церковной организации: «Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги» (Иоан.12:42).

А вот, церковный собор ветхозаветной церковной организации, во главе с церковной иерархией, запрещает Апостолам проповедовать о Христе: «На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического… И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса» (Деян.4: 5,6,18).

И что, – Апостолы подчинились церковному собору и церковной иерархии? Убоялись того, чтобы их не отлучили от Церкви, то есть, от церковной организации? – Нет. Они ничего этого не убоялись, а наоборот ответили всему церковному собору, во главе с иерархией: «Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4: 19). То есть, еще на тот момент времени, будучи простыми людьми, рыбаками, которые были неизвестны еще никому, Апостолы не убоялись быть отлученными от Церкви, церковной организации. А наоборот, показали для всех, что следование Истине, правде Божией, сохранение верности духу Божию и удовлетворение совести, превыше всего, – превыше верности церковной организации и иерархии.

И своим примером Апостолы показали, что когда встает выбор между Церковью (церковной организацией) и сохранением верности Истине и духу Божию, удовлетворением совести,  то не надо бояться отлучений от церковной организации и прещений церковной иерархии. И что когда  тех, кто хранят верность Истине и духу Божию, отлучают от Церкви (церковной организации), то Бог их не отлучает, а они продолжают пребывать с Богом, в Его Церкви, в Божественной благодати Духа Божия. Наоборот, таковые становятся исповедниками. И если они в верном настрое духа проходят этот путь, то становятся подобными по духу таким святым, как Максим Исповедник и те же Апостолы.

Об отступничестве Московской Патриархии и причинах всеобщего отступления

Аноним:  Вот еще часто многие спрашивают - "укажи по пунктам, где конкретно и в чём происходит отступление МП от Истины. Только не общими фразами, а конкретикой." - не могли бы Вы кратко сформулировать ответ на данный ответ.


О.Серафим:  Самый главный пункт, по отношению к МП (Московской Патриархии), ­– это вхождение в тесное сотрудничество с властью, по духу антихристовой, и слияние с ней, начиная с периода Советской власти. И через посредство этой власти вхождение в послушание врагам Христовым, мировому жидовству, ведущему весь мир к антихристу. Этим путем и идет МП, начиная с 1927г. Это и называли новомученики – ересью антихристовой. Ибо МП уже, в духе, встала на путь служения антихристу и ведет всех, последующих ей, к нему. А уже из этого послушания, все остальное, которое может изменяться, в зависимости от того, как будет угодно хозяину (этой власти), – это экуменизм, слияние с католиками, которые уже, в лице пап, провозгласили иудаистов старшими братьями по вере и признали их наравне с христианством. Впоследствии, – объединение с новозаветным иудаизмом. Для этого и проводятся саммиты, на которых председательствуют три официальные религии: официальное православие (МП), мусульманство и иудаизм. Всё остальное, по отношению к ним, называется расколами и сектами. Но мусульманство и иудаизм Московская Патриархия так не называет, ибо они официальные религии. А негласными руководителями всего этого является мировое жидовство, ведущее весь мир к антихристу. Так, постепенно, всё несогласное с политикой мирового жидовства, от лица этих саммитов, в которых активно участвует и МП, будет называться ересью, инакомыслием, сектами. К этому всё и ведётся.

Но так как народ еще не совсем готов все это воспринять, то они занимаются промыванием мозгов, через посредство принятия решений, в которых стираются грани между добром и злом, светом и тьмой.

Вот это и есть конкретность. И если люди этого не видят и не хотят видеть, то требование конкретности, – это уже является лукавством с их стороны. Тогда им хоть что приводи, они все равно будут продолжать говорить о том, что ты нам скажи, в чем конкретно. Тогда им можно сказать, что самый главный и основной пункт, который чисто внешне определяет все и будет всегда являться причиною всего остального, в политике и направлении МП, – это вхождение в тесное сотрудничество с властью антихристовой, по духу, и полное ей послушание, начиная с 1927г., и по сей день. И если люди этого не видят и не хотят видеть, – всего того, что происходит до сегодняшнего дня, – то они духовно-слепые, и доказать им что-либо невозможно, так как, они не хотят выходить из своей духовной слепоты. Они находятся в состоянии иллюзий и не видят того, как их иерархия ведет их к антихристу.

«В ответ таким забывчивым и утомленным мы выдвигаем тезис: Православие, подчинившееся советам и ставшее орудием мирового антихристианского соблазна – есть не православие, а соблазнительная ересь антихристианства, облекшаяся в растерзанные ризы исторического Православия» (проф.Иван Ильин, «О советской Церкви»).

«Итак, митр. Сергий попрал не внешнюю сторону, а самое внутреннее существо церковного Православия. Ведь «осанна» Христу и Антихристу, исполняемая сейчас в христианских храмах, касается самой сущности христианской веры и представляет собою явную апостасию – отпадение от веры, богоотступление» (новосвящмуч.Павел Кратиров, «О модернизированной Церкви или о сергиевском «православии»»).

«Я, грешник, думаю, что таких церковных деятелей нужно назвать не только еретиками и раскольниками, но и богоотступниками. Ведь митр. Серий вводит в церковное богослужение неслыханную в истории Церкви ересь модернизированного богоотступничества» (новосвящмуч. Павел Кратиров, «О модернизированной Церкви или о сергиевском «православии»»).

Сергианство – это не просто какая-то ересь, а это подмена вообще как таковой церкви. Это хуже всех ересей, когда-либо бывших.
«Сергианство для многих потому и ускользает от обвинения его в еретичности, что ищут какой-нибудь ереси, а тут – самая душа всех ересей: отторжение от истинной Церкви и отчуждение от подлинной веры в ее таинственную природу, здесь грех против мистического тела Церкви, здесь замена его тенью и голой схемой, костным остовом дисциплины. Здесь ересь как таковая, Ересь с большой буквы, ибо всякая ересь искажает учение Церкви, здесь же перед нами искажение самой Церкви со всем ее учением»
(новомуч.Михаил Новоселов, «Апология отошедших от митр. Сергия /Страгородского/»).

«Само сергианство есть одна лишь воплощенная ложь и духовная пустота и бессилие. Это Ложь с большой буквы, это Лесть перед одними, обольщение других, это воистину “церковь лукавнующих”. Это еще не антихрист, но это уже его Антицерковь» (новомуч.Михаил Новоселов, «Апология отошедших от митр. Сергия /Страгородского/»).

Вот примеры, в которых новомученики, исповедники, христиане верные духу Христову, которые жизнь свою начинали, еще до революции, при царской власти, свидетельствуют о том, что отступничество МП, – это неслыханная «в истории Церкви ересь модернизированного богоотступничества», и что это «касается самой сущности христианской веры и представляет собою явную апостасию – отпадение от веры, богоотступление». А так же, что в этом отступничестве МП, содержится «самая душа всех ересей», и что, в лице МП, «перед нами искажение самой Церкви».

И как точно подметил проф.Иван Ильин, что МП, подчинившаяся власти, по духу антихристовой, стала «орудием мирового антихристианского соблазна», в руках мировых сил зла, ведущих весь мир к антихристу; и по своей сути есть «соблазнительная ересь антихристианства», для лучшего обмана и обольщения народа, «облекшаяся в растерзанные ризы исторического Православия». Вот почему, новомученик Михаил Новоселов и говорит что МП, – «это воистину “церковь лукавнующих”» и антихристова «Антицерковь». Ибо она встала на путь слияния с новозаветным иудаизмом, и ведет всех к принятию их машиаха (мессии), которым и будет являться антихрист.

Исходя из всего этого, и надо рассматривать все современные и последующие деяния МП, чтобы было понятно, – к чему они клонят, и куда всех ведут.

И если все это для них не является конкретным, то этим людям все это не нужно. Ибо они будут отвергать все, чтобы им не говорилось, говоря, что это, мол, не конкретно. Но это, с их стороны, лукавство и игра слов. Так можно любые конкретные свидетельства приводить, а для этих людей это все будет являться все равно не конкретным, так как, им этого не надо, и у них совершенно другая цель. Ибо они не хотят знать Истину, а уже заранее настроены на то, чтобы все отвергать и не принимать, всячески это охаивая и понося, под всякими благовидными предлогами, приводимыми не к месту, не к времени.

На самом деле, в реальности, – это лукавое лукавство, которое пытается выдать себя, типа, за правильно ко всему подходящих и грамотно во всем разбирающихся. Это игра, рассчитанная на духовную слепоту народа, это лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей (1Тим.4:2).

***

Причиной духовной слепоты людей, – которые не видят совершающегося, перед их глазами, отступничества МП, а так же и любого другого отступничества, внешне-прикрытого одеждами истины, для удобнейшего обмана и обольщения, – является исчезновение правильно-проходимой внутренней жизни, основанной на духе сокрушенном и смиренном, перед Богом. При этом, – это внешнее отступничество, является уже следствием богоотступничества, в настрое душ человеческих, по причине неверно проходимой внутренней духовной жизни, на основании духа самости и гордыни.

Видеть это богоотступничество, и любое другое, могут только те люди, которые в своей личной жизни, верно и правильно проходят свою внутреннюю духовную жизнь, полагая в основание ее дух сокрушенный и смиренный, перед Богом. Если же вместо этого духа возгревается дух самости и гордыни, самомнение и самоцен, вменение себе, дух самоуверенности и самонадеянности, ощущение своей правильности и праведности, то этот дух закрывает духовные очи человека, делая его духовно-слепым. Такой настрой духа воспитывается через посредство ложного подвижничества и аскетизма, или через посредство обрядоверия, фарисейства и законничества, – через посредство неверной внутренней духовной жизни, не правильно проходимой.

Исходя из всего этого, и проявляется внешнее отступничество, в наше время, которое может быть, как в левую, так и в правую сторону, в различных степенях. И не только в МП, но и в разных других церковных организациях (в том числе и в ИПЦ), которые, при этом, могут быть на разных полюсах и не признавать друг друга, или являться ревнителями не по разуму, в сохранении преданий.

Причиною всего этого отступничества и апостасии является, именно, исчезновение правильно-проходимой внутренней жизни, на основании духа сокрушенного и смиренного, перед Богом, начавшееся еще до революции, в России, и приведшее к ней. Именно по этой причине и будет усиливаться апостасия, в различных проявлениях отступничества, как в левую сторону, так и в правую.

Как во время первого пришествия Христа (и перед ним), в среде иудейского народа, были саддукеи и фарисеи, ревнители преданий, которые были представителями разных полюсов, друг друга не признававших, так будет во всем мире (и уже есть), и перед вторым пришествием Христа. История повторяется. Ибо «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл.1:9).

Распознавать все эти различные виды отступничества, которые разнятся до противоположности, в своих взглядах, будут только те люди, которые будут правильно проходить свою внутреннюю духовную жизнь, основываясь на духе сокрушенном и смиренном, перед Богом, в борьбе за чистоту своих чувств и истинное удовлетворение совести, в своей личной жизни. Ибо такой настрой духа привлекает в душу Божественную благодать, которая и является критерием распознания и вИдения всего этого богоотступничества. Это же самое является и причиною распознания антихриста.

«Никакое человеческое учение, никакое учение словом и словами недостаточно для наставления тому, что требует наставления в душевной клети, наставления от Самого Бога. Стяжавший "внутрь" себя "царствие Божие" (Лк.17:21), имеет руководителем Святого Духа, Который наставляет "всякой истине" (Ин.16:13) руководимого Им человека, не допускает его быть обманутым ложью, облекающеюся для удобнейшего обмана в призраки истины» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в понедельник  26-й недели).

"Царствие Божие" (Лк.17:21), Божественная благодать Святого Духа и поселяется в ту душу, в которой внутренняя духовная жизнь проводится правильно, на основании духа сокрушенного и смиренного, перед Богом. И руководя этою душою, не допускает ее быть обманутою призраками истины.


Аноним:  Православие – это форма истинного христианства: христианство, которое сформировалось в определённое время, и связано с определёнными условиями, - с появлением государственности, принимающее христианское исповедание и строящее общество по христианским принципам.
Православие неотъемлемо от понятия церковь как община, а значит и общинное восприятие жизни.
Православие неотделимо от понятий: православное общество, православная культура. Таким образом, Православие неотделимо от государственности и определённой культуры. (Культура - это определённый общественный фон, нравственные установки, представления, поведение, реакция людей. Культура – это как бы душа общества).
Нет государственности, нет культуры – нет и Православия (как определённой формы христианства) Остаётся оболочка: храмы-здания, обряды и т.д. Ныне не существует ни православной государственности, ни культуры. (Русская культура, основание которой служило Православие уничтожена; остались пустынные островки в виде отдельных явлений: «Русская классическая поэзия», «Русское кино» (архивы), храмовая архитектура и т.д.).
Отсутствие государственности и культуры означает, что нынешнее «Православие» (современное) - это Лжеправославие. Значит разговор уже не просто об отдельной религиозной организации (МП-шной), а вообще о «современном православии», как о подмене церкви («тайна беззакония»).
Понятно, что суть Православия (правая вера) как истинная церковь (Святая Церковь) как истинное христианство существует, но в иных «пустынных», «скрытых от мира» условиях. Формулировка «Православие» как противопоставление отступлениям, «подменам церкви» существует и включает в себя определенные воззрения, жизненные установки, понятия, духовный опыт церкви, жизнь по духу.
Основное понятие истинной церкви, истинного Православия – это «внутренняя жизнь».
Так что, отказываться вообще от обрядовости (посты, Таинства, ношение на груди креста, поклоны и т.д.)? Нет. Требуется индивидуальное, дифференцированное решение ситуаций, связанных с нынешними условиями жизни.
Нынешнее время учит духовной самостоятельности, жизни по духу.


Исторические названия Церкви

О.Серафим:  Вначале, последователи Иисуса Христа, распятого на кресте, именовались христианами: «Ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11:26). Отсюда и Церковь называлась только лишь христианской. Затем когда появилось множество всеразличных ересей, которые тоже именовали себя Христианской церковью; то истинная Христианская церковь, для отличия себя от других еретиков, которые тоже именовались так же, стала называться Кафолическою, то есть, Соборною. Это примерно 4-5 век.

И когда, в 11 веке, произошло разделение Восточной церкви на Западную, то истинная Соборная церковь для отличия себя от Западной церкви, впавшей в ересь папизма, стала называться Православною. Хотя это название, в каких-то случаях, употреблялось и раньше. А Западная церковь оставила себе старое название Католическая (по латински), то есть, Соборная. Хотя, как раз, соборность-то она и попрала своей ересью папизма. Поэтому, осталось одно только лишь историческое название.

Затем, когда в 20-м столетии произошло падение официального православия в сергианскую (антихристову) ересь и экуменизм, то для отличия себя от еретического православия, отступнического, православные христиане стали именоваться Катакомбной церковью или Истинно-Православной церковью. А у официального православия осталось только одно лишь историческое название.

А в начале 21-го столетия, Истинно-Православная церковь впала в дух фарисейства и законничества. Поэтому, мы и вернулись к первоначальному названию Церкви, – Христианская, оставив, временно, в названии истинно-православная. Поэтому мы и стали именоваться Христианская Истинно-Православная Церковь.

Но прошло время и теперь уже стало очевидным, что истинно-православные церковные организации в своем общем пути и направлении железно выбрали путь фарисейско-законнического духа. А этот дух, как мы знаем, ведет к антихристу.

Поэтому мы вернулись к первоначальному названию Церкви, какое она имела в первые века христианства, – Христианская Церковь. Об этом говорят некоторые из Св.Отцов, что как было в начале, так будет и в конце. То есть, истинное христианство умалится, и будет оставаться в малом количестве: «”Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?” (Лк.18:8)… Такой оборот, по употреблению его Писанием, равносилен следующему: Сын Божий, пришедши на землю, почти не найдет никого, или найдет весьма-весьма мало таких, которые имели бы истинную веру и зависящее от нее, являющее ее молитвенное преуспеяние» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в неделю 32-ю).

Что такое православие. Духовность и душевность

О.Серафим:  Поэтому: что христианство, что соборность, что православие, что истинное православие, – это жизнь в духе Христовом. Эта жизнь в духе Христовом приобретается через посредство правильно-проходимой внутренней жизни, на основании духа сокрушенного и смиренного, перед Богом. Ибо Христос ниспослал нам спасительную, искупительную благодать Духа Святого, в день Святой Пятидесятницы. И как воспринять эту Благодать, преумножать и хранить Ее, в своей личной жизни, – этому и учили Апостолы. Ибо мы от них и восприняли вот это наследие правильно-проходимой внутренней жизни, направленной на принятие, преумножение и хранение Божественной, спасительной Благодати, в настрое нашего духа: «Церковь унаследовала от блаженных апостолов не слова, а наследие внутренней жизни» (Русский богослов Алексей Хомяков, «Истинная Христова Церковь»).

Поэтому, православие – это не форма, а жизнь в духе Христовом. Так как, не существует единой формы православия.

Истинная жизнь в духе Христовом (что и является православием по своей сути) не зависит от общинной жизни. И пример тому, великое множество святых подвижников, подвизавшихся в пустынях, лесах и горах, отшельников и затворников, которые спасались, не принадлежа ни к каким общинам, будучи в единственном числе.

Эта подмена православия общинностью происходит по той причине, что люди воспринимают душевность за духовность. Наоборот, истинность общинной жизни определяется по тому, насколько, в конкретной общине, верно учат правильно-проходимой внутренней жизни, направленной на воспитание верного душевного настроя, спасительного. Только это, в общем-то,  и является главной целью, ради которой и собирается община. И если этого нет, то такая община садится на душевность, и заходит в состояние самообольщения и духовной прелести.

Духовность (истинная), – это правильно-проходимая внутренняя жизнь, которая проходится в духе человека, ради созидания в нем истинного настроя, спасительного, состоящего в верных душевных чувствах и расположениях, соединенных с Божественной благодатью.

Все остальное – это душевность, или умовые, рассудочные понятия, или какая-либо внешняя деятельность, которые могут быть применяемы, как при истинной духовности, так и при ложной.

И если православие есть истинная жизнь в духе Христовом, то оно совершенно не зависит ни от какой государственности и культуры. Ибо истинная жизнь в духе Христовом может вестись любым человеком, независимо от того, в каком государстве он находится, и какая в этом государстве культура. К примеру, Ной и Лот проводили жизнь в духе Божием, находясь в нечестивых обществах, с их культурами. Один посреди допотопного, развратившегося мира, а другой посреди содомо-гоморского общества.

Обряд есть проявление природы естества человеческого

Обряд, – это внешнеизменяемая сторона в церковной жизни, в зависимости от эпохи, времен и жизненных обстоятельств. Человек не может быть без каких-либо обрядов, по той простой причине, что он имеет тело, грубую физическую плоть. И если он откажется от одних обрядов, то он неизбежно начнет задействовать какие-то другие обряды.

Невозможно отвергнуть обряд, ибо это есть проявление природы естества человеческого, имеющего грубую физическую природу. Бороться с проявлением природы – это глупо, т. к. это все равно не исчезнет. И тот, кто думает, что он, отвергая обряд, свободен от обрядов, то он, только лишь, сам себя обманывает. Так как, какие-то обряды, у него, все равно да есть. К примеру, каждый год собираться за столом, вместе с семьей, друзьями и знакомыми, на Новый год или на какой-либо праздник. – Это тоже обряд.

Обряд – это какое-либо внешнее действие, по отношению к Богу, в которое человек вкладывает какую-либо духовную мысль, идею, понятие. Без обряда человек не может быть, по одной простой причине, – что он имеет тело, грубую физическую природу, через посредство которой и проявляет себя наш дух. Поэтому, отрицая одни обряды, он неизбежно, вместо них, вводит другие.

Протестанты, баптисты и другие, которые отвергли православные обряды, стали считать, что они теперь уже не имеют обрядов. На самом деле, в реальности, они ввели свои обряды, – протестантские, баптистские и т.п.. И точно так же у них процветает жуткое обрядоверие.

Поэтому, какие бы ни были обряды, – даже если человек просто будет стоять в доме, на улице, в лесу, в горах или пустыне, не двигаясь с места, – но если он через свое делание и молитву будет само-утверждаться, то он неизбежно будет обрядовером.

Обрядоверие – это чувство веры, соединенное с духом самости, при совершении каких-либо обрядов; это самомнение, дух само-утверждения и само-уверенности, дух самости, находящий себе удовлетворение через внешние действия, совершаемые по отношению к Богу.

Грех не в обряде, – если он благочестив, несет в себе верное христианское понятие и идею, – а в неверном настрое духа, с которым совершается тот или иной обряд.

В наше время церковная община должна быть административно автономной

На сегодняшний момент времени, время церковных организаций, с единым внешним административным центром, уже прошло. Наступило время, чем-то похожее на первохристианское. Когда каждая церковная община, начиная с двух, трех человек, "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Матф.18:20), должна административно быть автономной, сохраняя лишь молитвенное и евхаристическое общение с теми, кого она считает едиными по духу. И руководствуется она, в духовной жизни, наставлениями тех духовных наставников, которых она признает за истинных, - научающих правильно-проходимой внутренней духовной жизни, для воспитания верного настроя души и приобретения истинных плодов духа, которые и соединяют всех во внутреннем единстве, в духе Христовом. В этом и заключается истинное единство Церкви. Ибо целью должно являться не внешнее единство, а единство в духе, по Благодати. К такому единству могут приводить только те духовные наставники, которые имеют дар духовного рассуждения и врачевания от страстей.

Духовные наставники должны только лишь давать людям духовные наставления, не занимаясь внешней церковно-административной деятельностью, так как в этом нет нужды, по причине автономного самоуправления каждой церковной общины. Это необходимо для сохранения свободы во Христе: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал.5:1). То же самое относится и к одному человеку, который не имеет рядом единомышленников, и потому спасается, будучи один.
Надо, подобно первым христианам, создавать домашние церкви и заниматься личным спасением.

По этой же теме аудио: 5(s), 53(s),

С любовью во Христе, о.Серафим.

 

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.