О болезнях, скорбях и искушениях. Меня обижают и оскорбляют, как мне преодолеть эти искушения? О благодарении и родительском благословении. О молитве и крестном знамении, перед едой, и магическом отношении к ним

Оглавление:
  О болезнях, скорбях и искушениях
  Меня обижают и оскорбляют, как мне преодолеть эти искушения?
  О благодарении Бога
  О родительском благословении
  О молитве и крестном знамении, перед едой, и магическом отношении к ним


О болезнях, скорбях и искушениях

Аноним:  Если прав.Иов был искренне предан Богу, то зачем Он дал власть лукавому мучать и искушать его?


О.Серафим:  Для того, чтобы на примере Иова научить всех других терпеть скорби и страдания. Об этом есть здесь.

Бывают болезни как следствие греха. Это когда человек удовлетворяет, развивает страсть так, что уже не выдерживает его естество и заболевает, т.е. вследствие удовлетворения страсти естество начинает разрушаться, отчего и приходит болезнь. И в таком случае, болезнь есть ни что иное, как действие естества с тою целью, чтобы выжить. Потому что в данном случае болезнь препятствует нам злоупотреблять своим естеством и останавливает нас от искания удовлетворения своим страстям и похотям, через посредство нашего естества.

Злоупотребление естеством приводит к тому, что естество не выдерживает и разражается болезнью, посредством которой пытается остановить человека, не имеющего меры в своих душевных и телесных желаниях. Поэтому болезнь, в этом смысле, есть благо для человека.

Но бывают болезни, как наказание от Бога, посылаемые за грехи. Бывают болезни для вразумления. Наказательные болезни не отнимаются и не излечиваются.

Бывали болезни, которые посылались праведникам, так как и они не свободны от грехов. Но они вели с ними брань, искореняли их из себя. Бог давал великие дары многим святым и одновременно давал стража этих даров – болезнь, для смирения, чтобы не превозносились. Апостол Павел говорит о себе: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2Кор.12:7). Как толкуют некоторые Святые Отцы, у него была какая-то болезнь.

Многие святые болели: свт. Василий Великий, свт. Иоанн Златоуст, свт. Игнатий Брянчанинов, свт. Феофан Затворник и др.

Преп. Амвросий Оптинский в течение 30-ти лет находился в болезненном состоянии. Поначалу ходил на службу, а потом уже не смог. Он постоянно сидел в келии, и к 10 часам утра его выводили под руки, и он принимал народ, давал наставления. Его келейники (их было четыре) переодевали его 4 раза в день, и пищу он принимал 4 раза в день, понемногу. Так провел он 25 лет. Последнюю литургию, перед своей болезнью, как он сам пишет, едва дослужил: чуть не упал, вышел с Причастием – опять чуть не упал и потом едва донес Св. Дары до престола. Можно сказать: «Наверное, он был грешник большой: ведь с самими Св. Дарами чуть не упал, еле до престола донес, а мы его почитаем за святого». Но люди судят так, а Бог судит по-другому. Человеки смотрят на то, чего обычно ищет слава человеческая. А Бог смотрит на то, как человек отвергается тщеславия и всего прочего и идет ли путем смирения, – без ропота ли все несет. Вот старец Амвросий и нес этот крест без ропота.

Старец архимандрит Гавриил Зырянов полтора года на одном боку лежал и полтора года на другом, два года на спине. За ним ухаживали два келейника и доктор протестант. Он болел и правильно переносил болезнь. Преподобный Серафим Саровский 3 года болел водянкой, и до конца жизни у него болели ноги, после стояния на камне.

Кому Бог давал высокие дары, тому и давал стража – болезнь, при помощи которой Он смирял их, а они без ропота ее несли. Болезнь подчас изнуряла их, но они несли ее с благодарностью и через это содержали себя в смиренном настрое духа – правильно переносили болезнь.

Многим Господь попускал болезнь с тою целью, чтобы подать образец терпения для других. Так было дано праведному Иову. Господь видел, что он может понести все попущенные на него напасти.

Иов явился как образец терпения на все века и времена, для всех народов. Господь дал людям, через раба своего, образец терпения.

Во-первых, это было еще до Христа, Иов не знал Его учения. Во-вторых, на то время не было еще таких образцов терпения, как сейчас у нас: целые тома житий святых, великое множество всяких наставлений.

И не смотря на все это, праведный Иов стал образцом терпения, показал такое непоколебимое произволение! А у нас, в наше время, все нам дано: Христос пришел; святые мученики пострадали; знаем множество примеров; известны все обетования; нам дано множество наставлений, вразумлений, воодушевляющих нас на терпение. Но у нас! – нет терпения. А у праведного Иова ничего этого не было, а было одно только произволение. Болезнь навел не Бог, а сатана, но Бог попустил. А Иов правильно, в верном настрое духа, понес; и через это – стал другом Божиим. Господь сказал о нем, что нет на земле человека более праведного, чем раб Его Иов (Иов 2:3).

Праведный Иов остался образцом терпения, смирения, преданности Богу на все последующие века и времена для всех народов. С этой целью Господь и попустил Иову болезнь.


Аноним:  Из желания испытать веру Иова и его преданность? Тогда Он не всеведущий.


О.Серафим:  Это говорится применительно к нашим понятиям. В Библии очень много того, что говорится применительно к понятиям человека.

«Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однако ж, как Он (будучи таковым) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним: то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Богу было хорошо или плохо от дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым. А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отдаляемся от Него, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него, а это не значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то что наши грехи не попускают Богу воссиять на нас, а соединяют с демонами мучителями. Если потом молитвами и благотворениями получаем разрешение во грехах, то это не значит, что мы Бога ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и нашего обращения к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения» (преп.Антоний Великий, Добротолюбие т.1, «Наставления в 170-ти главах», гл.150).

Об этом есть здесь.


Аноним:  Как может Бог попускать зло против верных чад своих?


О.Серафим:  Зло есть грех, который в человеке, и который он творит, но не болезни, сами по себе, и не природные катаклизмы.

Иначе, можно сказать, что и смерть есть зло, почему мы не живем вечно здесь на земле. И почему в старости или от болезней умирают люди? Зачем Бог вообще сделал смерть телесную? И так все люди начнут желать исполнения всех своих прихотей, считая это за добро, а если Бог не исполняет их, то у них от этого будет скорбь, и они будут считать, что Он злой.

Точно так же и наказание не всегда есть зло. Если кто накажет своего ребенка, когда он не слушает и делает что-то плохое, то это не есть зло, а добро.

«Кого возлюбит Господь, тому посылает скорби, и они умерщвляют сердце избранника Божия к миру, приучают его витать близ Бога» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, «Письма к мирянам», п.50).

«Никто не взошел на небо без скорбей, – говорит святой великий Исаак Сирский,напротив того, через то познается человек, находящийся под особенным Промыслом Божиим, когда ему пошлются непрестанные скорби». Итак, благодари, смиряйся, веруй, предавайся воле Божией, молись за тех, по отношению к которым сердце не мирно. В этом только возможешь найти утешение и исцеление» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, «Письма к мирянам», п.72).

«Все мы грешники пред Богом. Грешник не должен считать странным, когда ему посылается наказание. Нет! Он должен открыться пред Богом, признавать себя достойным посланной на него скорби и радоваться, что в земной жизни принимает наказание за согрешения в ведении и неведении и тем избавляется от вечных мук. При таком размышлении полезно произносить со святым разбойником: «Достойное по делам моим принимаю, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем»» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, «Письма к мирянам», п.72).

«Посылаемые Богом скорби – верный признак для человека, что человек тот избран Богом, возлюблен Богу. «Кого Я люблю, – свидетельствовал Господь, – тех обличаю и наказываю» (Апок. 3, 19). По этой причине апостол так утешает скорбящего и страждущего: «Сын мой, не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами». (Евр. 12, 5-7). Таково достоинство скорбей земных, когда они переносятся с благодушием! Они – дар Божий! Они – знамение усыновления Богу!» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, гл.51).  

«В ответ на письмо Ваше скажу Вам слово Божие, которое должно Вас укрепить и утешить в постигших Вас скорбях. «Кого Я люблю, – говорит Господь, – того обличаю и наказываю». Все приблизившиеся и усвоившиеся Господу достигли этого многими скорбями, по свидетельству Священного Писания. Апостол Павел проповедовал в числе догматов, что «многими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие». Напротив того, те, которые чужды скорбей, признаются забытыми Богом. – Итак, не унывайте в скорбях ваших, но благодарите за них Бога, как за великое благодеяние, и полагайтесь на Его святую волю и на Его святой промысел» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, «Письма к мирянам», п.70).

Вот рассказ о счастливом человеке, который, при этом, находился в тяжких болезнях, страданиях и скорбях: см. здесь.

В момент скорби ощущается немощь, необходим помощник, который бы помог перенести эту скорбь. Этим помощником и является Господь наш Иисус Христос. Скорбь чаще всего ощущается от того, что человек не хочет в движениях духа – смирить его перед Промыслом Божиим. То есть, человек может даже этого не осознавать, но так как дух заражен примесью первородного греха, то эта примесь проявляется духом самости, гордостным настроем, в движениях духа, не смиряющегося перед Богом и потому не могущего, по настрою духа, войти в примирение с Ним. А так как человек сохраняет, в своем свободном произволении, сочувствие к этому духу самости и гордыни, и не желает его разрывать, то поэтому и ощущается скорбь. Но если человек начнет разрывать это сочувствие, то скорбь мало-помалу начнет проходить и, в конечном итоге, перестанет вообще ощущаться. Для этого и необходимо смирять свой дух.

Как это?

Когда найдет искушение и от него явится скорбь, то это и есть движение духа, восстающего против воли Бога, в ощущении. Это дух самости и гордыни, не получающий себе удовлетворения, – что-то не по его, не так как он хочет. А наше свободное произволение хочет доставить удовлетворение этому духу самости и гордыни. Но так как, по жизни бывает не всё так, как мы хотим, то поэтому-то и ощущается скорбь.

Есть единственный правильный путь ухода от этой скорби. – Надо начать благодарить Бога за скорбь, за страдание, считая, что это верно и правильно, и что за мои грехи еще и не то полагается. То есть, начать смирять и сокрушать свой дух, – по настрою духа, соглашаясь с тою скорбью и страданием, в ощущении, признавая это, как справедливое наказание за грехи.

За какие грехи?

Да вот за этот дух самости и гордыни, в настрое духа, проявления которого человек не видит в себе, не осознает, но ощущает как скорбь, по причине сочувствия к этому духу самости. И так как этот дух самости, первородный грех, не получает удовлетворения, а я его хочу, то отсюда – скорбь и страдание. А надо смириться, по настрою духа, – с тем, что не по-моему, не так как мне хочется, – и тогда не будет ощущаться скорбь и страдание.

Это же самое делали и три отрока, брошенные в печь вавилонскую, а так же и благоразумный разбойник, покаявшийся на кресте. То есть, благодарили Бога за скорби и страдания, которые их постигли, смиряя, таким образом, свой дух перед промыслом Божиим. Об этом, как раз, и говорится в Св.Писании, что "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22).То есть, через воспитание правильного настроя духа в скорбях, – духа смиренного и сокрушенного, милостивого и незлобивого, растворенного чувством упования на милость Божию.

А так же об этом есть здесь:42(va), 64(va), 79(va).

Меня обижают и оскорбляют, как мне преодолеть эти искушения?

Аноним:  о.Серафим. Как мне быть с человеком который меня оскорбляет, и психически дергает, цепляет колкими фразами. Можна мне ему морду набить?


О.Серафим:  Надо возблагодарить Бога за искушение, чтобы не входить в страстное состояние духа, во время искушения и не начинать бесноваться, а смиряться в духе, благодаря Бога за искушение. И смиряя свой дух, перед Промыслом Божиим, внутри себя чаще повторять: «Слава Богу за все»; «Все правильно и верно, так мне и надо за грехи мои, ибо ничего доброго не имею в себе»; «Благодарю Тебя Господи за посланную мне скорбь, искушение»; «Достойное за грехи мои принимаю». А по отношению к этому человеку, возгревать чувство сострадательной любви, в молитве к Богу за него: «Помоги ему Господи. Страсти и бесы его мучают и не дают ему покоя. Он бедный и несчастный от этого мучается и страдает. Помоги ему бедному, Господи, не оставь его». Себя же укорять, стремясь к сокрушению, в себе, духа самости и гордыни: «А меня прости Господи, что я не могу должным образом понести немощи ближних, и в правильном настрое духа, преодолеть это искушение». А так же просить у Бога, помощи, для преодоления этого искушения, повергая свою немощь пред Ним: «Господи, дай мне силы, все это понести, ибо я сам немощен». – Такими и подобными словами, которые выражают такие же понятия, можно молиться мысленно, в уме, или когда где-то один, то можно и вслух, если в этом есть нужда.  Подобным образом можно молиться и при любых искушениях, находящих от людей.

А так же, можно подойти и угостить его конфеткой, говоря «спаси Господи, брат»; или если он не воспринимает веру в Бога, то сказать «доброго здоровья тебе, брат». И все это делать в чувстве добродушном и доброжелательном, по отношению к нему.

Таким образом, преодолевая подобные искушения, вы будете выносить из них правильный настрой духа, спасительный. И на душе вам будет легче и светлее. И жить, при всех таковых искушениях и скорбях, будет проще.

Все это необходимо для того, чтобы в этих искушениях постараться не допустить греховных, страстных чувств, внутри себя, – вступить в борьбу с ними и побороться, призывая Бога на помощь, – ибо эти чувства и являются причиною дальнейших греховных действий и поступков, от которых становится тяжело и мрачно на душе.

Христос заповедал вот так реагировать на таковые, и подобные им, искушения:  «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:44-48). Видите, какова заповедь Господа Иисуса Христа. Поэтому, если хотите следовать воле Божией, то исполняйте ее в вашей жизни, во время находящих на вас подобных искушений.

Почему так?

Потому что, «Человеки, искушая подвижника, доставляют ему возможность соделаться исполнителем возвышеннейших заповеданий Евангелия, заповеданий о любви к врагам. Любовь к врагам есть высшая степень узаконенной Евангелием любви к ближнему. Достигший любви к врагам, достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собою отворились врата любви к Богу. Все препятствия отклонены! Вечные затворы и замки расслабели и разверзлись! Уже подвижник не осуждает ближнего; уже он отпустил ему все согрешения его; уже он молится за него, как за своего сочлена, принадлежащего одному телу; уже он признал и исповедал, что все скорби, случающиеся рабу Божию, попускаются не иначе, как по мановению Божию; уже он покорился воле Божией во всех обстоятельствах, частных и общественных, и потому со свободою, как любимец священного мира, как исполнивший относительно ближнего все, повеленное Богом, вступает в объятия Божественной любви. Этого подвижник не мог бы достичь, если бы не подвергся различным искушениям от человеков, и по причине искушений не изверг из себя, как бы от действия очистительного врачевства всей злобы и гордыни, которыми заразилось падшее естество» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 5, гл.31).

А для исполнения этой заповеди о любви к врагам, вот что необходимо делать: «Когда делается что воле противное, готовое огорчить и раздражить, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам, напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец: ибо всё от чувств» (свт.Феофан Затворник, «Собрание писем», Выпуск 1, п.115). То есть, необходимо не отдаться тем страстным чувствам, – обиды, духу недовольства, раздражения, злобы, неприязни и ненависти, – а вместо них стараться возгреть: чувство смирения и покорности перед Промыслом Божиим; сострадательной любви, в молитве за того, от кого идет искушение; чувство добродушия и душевной простоты, по отношению к тому, от кого – искушение.

Если бы не было, в нашем свободном произволении, сочувствия к духу самости и гордыни и одержимости им, то мы бы не ощущали скорби во искушениях. Но если мы ощущаем скорбь во искушениях и, по этой причине, страстно реагируем на него, пытаясь, таким образом, убежать от скорби, то это свидетельствует о том, что мы одержимы духом самости и гордыни, первородным грехом, который и есть адское состояние в нашей душе. Он-то и будет мучить человека, там за гробом, в вечности, если он не разорвал сочувствия к этому духу, не избавился от власти его над собою, т.е. не приобрел истинного смирения перед Богом, по настрою своего духа.

Вот таковы мои советы вам.

«Когда найдёт искушение, не ищи, от чего и для чего оно нашло; но о том позаботься, чтобы благодарно, бесскорбно и незлобиво перенести его» (преп.Марк Подвижник, «К тем, которые думают оправдаться делами», гл. 198).

«Кто молится о человеках, обижающих его, тот низлагает бесов; низлагается бесами тот, кто дозволит себе противоборства обижающим его человекам» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.45).

«Поношение от человеков приносит скорбь сердцу: оно, для терпящего, бывает причиною чистоты» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.49).

«Всматривайся в окончательное последствие всякой скорби и найдешь, что оно заключается в истреблении греха» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.67).

А так же об этом есть здесь и здесь: 27(va), 80(ao), 68(v), 46(aa).

Помоги вам Господи, на этом пути, воспитания добродетелей незлобия, смирения и сострадательной любви к людям.

О благодарении Бога

Аноним:  Батюшка, расскажите, пожалуйста, как надо правильно благодарить Бога за особенный промысел Его в отношении тебя, например, о спасении жизни или исцелении?


О.Серафим:  Излить Господу, в молитве к Нему, чувство благодарения, а слова, при этом, могут быть любые; лишь бы они содействовали возгреванию этого чувства.

Ну и далее, необходимо положить начало исправления своей жизни, начало борьбы с грехом и своими страстями. Ибо Господь только ради этого и подает исцеления и спасение от физической смерти, как призыв к покаянию и изменению своей жизни, в нравственном отношении. –

Чтобы человек приходил к истинному покаянию, по настрою своего духа;

чтобы он начал бороться со своими греховными навыками, привычками и страстями, понуждая себя к истинной добродетели;

чтобы он стал воспитывать внутри себя дух сокрушенный и смиренный, перед Богом;

чтобы он, в своих отношениях с людьми, воспитывал дух милостивый, снисходительный, незлобивый, кроткий, доброжелательный и душевной простоты.

Ибо во всем этом и заключается служение человека Богу, в настрое своего духа, и прихождение к спасению. Это все и является лучшей благодарностью Богу, которую Он ожидает от нас.

«Благодарение есть радостное чувство величия милости Божией к нам недостойным…
Благодарение есть чувство милости Божией незаслуженной» (свт.Феофан Затворник. «Начертание христианского нравоучения», часть 2, отдел 1, гл.Б, пар.2, пункт б).

О родительском благословении

Аноним: Подскажите, пожалуйста, что значит благословение родителей, допустим если мама не хочет чтобы я занимался куплей продажей товара со своей выгодой, т.к. это по её мнению рискованно (можно потерять свои деньги, т.е. мои) значит ли это что надо ее слушаться в этом?


О.Серафим:  Благословение родителей не имеет магического действия. Оно имеет свое значение только тогда, когда оно в согласии с волей Божией, в том или ином случае.

Ну а если благословение родителей идет против воли Бога, то его ни в коем случае нельзя исполнять. Ибо по отношению к таким случаям и сказаны слова Христа о том, что «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матф.10:37).

Раньше, люди более жили по воле Божией и удовлетворяли свою совесть. Поэтому, родитель, который так жил, и имел жизненный опыт, мог подать совет и наставление, которое в согласии с волей Божией и совестью. Но в наше время, так как люди стали жить по своим страстям и похотям, попирать свою совесть, то благословение родителей не всегда в согласии с волей Божией и совестью. Поэтому, и надо рассматривать, в зависимости от обстоятельств, то, что говорит родитель. Но бывает, что, исходя из опыта своей жизни, родитель может подать дельный совет. И если он не против воли Божией, то к нему надо прислушаться.

Поэтому, если ваша работа не в согласии с волей Божией, противна совести, то надо послушать родителя. Но если это не противно совести и воли Божией, то объяснить это родителю, в духе кротости и добродушия.

О молитве и крестном знамении, перед едой, и магическом отношении к ним

Аноним: И еще, почему в молитве "перед едой" нет слов благодарения, а только благословение пищи, что это значит? Чтобы не грешить чревоугодием?


О.Серафим:  В молитве перед едой, в основном, читается молитва "Отче наш". В этой молитве содержится то, что нам надо для спасения души.

Молитва есть чувство к Богу обращаемое. Поэтому, главное, в молитве перед едой, возгреть чувство к Богу, а не просто прочитать вот такие-то слова. Она является напоминанием о том, что мы должны всю нашу деятельность совершать в верном чувстве, перед Богом.

Благословение пищи не имеет механическо-магического значения, а призвано к тому, чтобы мы вкушали пищу в верном душевном настрое, в богоугодных чувствах.

То есть, через посредство чтения молитв и внешних обрядовых действий мы должны возгреть в себе верные душевные чувства, богоугодные. И в этом душевном настрое вкушать пищу. Вот таков смысл молитв, которые мы совершаем перед любым делом, в том числе и перед едой.

Но большинство к молитвам, в том числе и перед едой, относятся магически. Что типа, перекрестил пищу, и всё, – она освящена Божией благодатью. И это потому, что он, мол, читал молитву и крестил. Но в каком настрое духа он это делал, – это, как бы, не имеет значение. Но, чтение молитвенных слов и совершение крестного знамения не действует механически, магически. Ибо Божия благодать не находится в подчинении произносимым молитвословиям, внешне совершаемому крестному знамению и священнодействиям.

Божию благодать привлекает только правый, верный настрой духа: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс.33:19). А он образуется не от вычитывания молитвословий и внешне правильно-совершаемых священнодействий, а от законной борьбы со своими страстями, от правильно-проходимой внутренней жизни, направленной на борьбу за чистоту своих чувств и истинное удовлетворение своей совести, в повседневной личной жизни. И совершается это через сознательное понуждение себя к чувствам, которые противоположны греховным, страстным чувствам, во время находящих на нас искушений. То есть, это – духовно-нравственное делание, в наших душевных движениях и чувствах.

Наоборот, без этого делания, если человек будет заниматься вычиткой молитв и соблюдать обрядовые законоположения, то из него воспитается только фарисей, так как он, через внешнее исполнение молитвословий и обрядовых традиций, будет приходить в ощущение своей правильности и праведности, будет в духе самоутверждаться. А это и есть, как раз, дух фарисейский, дух духовной прелести.

Так в одном из древних патериков приводится случай, как в монастыре все братия помолились перед едой, и все сели вкушать одну и ту же пищу. Но у одного подвижника открылись духовные очи, и он увидел, что одни ели мед, другие хлеб, а третьи навоз.

В чем причина, почему так?! Ведь они все молились и совершали крестное знамение, перед едой! А причина в том, что они вкушали пищу в разном настрое духа, в разных чувствах. – Кто-то вкушал в духе сокрушенном и смиренном, перед Богом, в духе незлобия, милостивости и добродушия; а кто-то – в греховных, страстных чувствах. И как видим, чтение молитв и совершение крестного знамения, перед едой, не освятило пищу, чисто механически, магически.

Это научает нас тому, что все зависит от того, в каком настрое духа и чувствах, человек вкушает пищу. Для того и читается молитва, перед едой, чтобы привести себя в верные душевные чувства; но не механически, – от чтения молитв и крестного знамения, – а через душевное понуждение себя к возгреванию верных душевных чувств. Ибо молитва – это не внешнее молитвословие, а чувство к Богу обращаемое.

Поэтому, главное, – это возгреть верные душевные чувства. А молитвословие, заученное или своими словами, – это только как внешнее умовое средство. При этом, используя это средство, надо все внимание обращать на возгревание верных душевных чувств: сокрушения и смирения, перед Богом, сострадательной любви, милостивости и незлобия, кротости, добродушия и доброжелательности, душевной простоты; чувства преданности и покорности Богу, благодарения Бога…

Правильные, верные душевные чувства не появятся сами собой, у человека, от того, что он будет читать молитвословия и правильно совершать внешние обрядовые священнодействия. Они воспитываются и образуются только в процессе правильно-проходимой внутренней жизни, направленной на ежедневную борьбу за чистоту своих чувств. Это и имеет в виду Христос, когда говорит, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12).

Под Царством Небесным и понимается Божественная благодать, которая приходит в ту душу, – в которой есть верные душевные чувства, которая ежедневно борется за чистоту своих чувств, искореняя проявления греховных, страстных чувств. А стяжание Божией благодати и есть цель жизни христианской, по слову преп.Серафима Саровского.

Поэтому, вся деятельность христианина, в том числе и вкушение пищи, должна совершаться и проходить в верном настрое духа, перед Богом. И из всей этой деятельности он должен выносить верные душевные чувства, спасительные, которые переходя в хороший навык, привычку, и образуют истинные плоды духа, по которым и познаются истинные христиане, ученики Христовы.

С любовью во Христе, о.Серафим.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.