Новоначальным, брак, семья

Искушение новоначальных - спасти всех. О спорах и проповеди духом. Различные вопросы о жизни в браке и семье. Раздражаюсь на родственников, хочется уйти из мира. О терпении искушений в семье, от жены или мужа. О христианских отношениях с девушкой и цели брака. О подготовке к браку и выбор спутницы жизни. Искушения, скорби и их преодоление


Оглавление:
  Искушение новоначальных - спасти всех. Искушение людской болтовней
  О спорах и проповеди духом
  Раздражаюсь на родственников, хочется все бросить и уйти из мира
  О терпении искушений в семье, от жены или мужа
  О христианских отношениях с девушкой и цели брака
  Должна ли жена уступать мужу, когда он требует, чтобы она совершала с ним оральный секс?
  О подготовке к браку
  Выбор спутницы жизни
  Надо ли себя материально обеспечить, а потом вступать в брак?
  Искушения, скорби и их преодоление


Искушение новоначальных - спасти всех. Искушение людской болтовней

Аноним:  Вот вроде умом и понимаю, что другим о Боге и вере не надо навязчиво лезть объяснять. Но когда встречаюсь с кем-либо, в течении дня или утром на кухне, то начинается разговор, и незаметно, плавно переходим на духовные темы, начинаем спорить. В итоге – раздражение, дух недовольства, возмущение, навязчивое вынуждение других, заставить их принять мою точку зрения. Короче говоря, теряется внутренний душевный мир и входишь в страстное состояние.
Откуда это, и с чем это связанно?


О.Серафим: Это типичное искушение всех новоначальных, – происходящее от духовной слепоты, по кровяному разгорячению, от духа самоуверенности и самомнения, – срочно спасти всех, а в первую очередь своих ближних. Потом они опытно познают и приходят к тому, что все это бесполезно.
А кто-то, не смиряясь, продолжает и дальше разжигать в себе эту страсть. Таковые становятся «пугалами» для людей.

В этом так же проявляется страсть властолюбия, – дух самости, который ищет, через неё, себе удовлетворения. А так же непонимание того, что спасение может начать совершаться, в любом человеке, только тогда, когда человек, сам, добровольно и охотно, начнет понуждать себя к этому. Но заставить, вынудить, кого-либо спасаться, невозможно – это утопия.

Не надо пытаться срочно и быстрее сделать ближних свободными от их грехов. Это – кровяное разгорячение и дух самоуверенности и самомнения, омрачающий, в данный момент, во искушениях, духовные очи и лишающий благоразумия и мудрости. В итоге, вместо пользы будет только один вред, – и для ближнего и для себя.
С этим духом и надо вести, внутри себя, борьбу. Ибо только тогда и будет: открываться духовное видение и являться благоразумие, а так же мудрость, в поступках, словах и поведении, направляющая все ко благу и спасению ближнего.

В таких искушениях, надо воспитывать смирение и терпение, с чувством благодушия и сострадательной любови, в молитве за тех, с кем сталкиваешься во время таких искушений.


Аноним:  Мне неинтересно общаться с людьми и слушать всякую болтовню, когда они мне начинают что-то рассказывать. Ибо когда они говорят, то мне сразу понятно, откуда у них такая проблема. И как бы автоматом начинается все заново: давай опять объяснять, спорить, вынуждать, и остановиться не могу. Как быть?


О.Серафим: Объяснять надо только тогда, когда люди слушают. Но при этом, не увлекаться и не быть навязчивым. Ибо главное, это не слова, а дух, который ты несешь людям. Только верный настрой духа и может кого-то обращать и привлекать к себе внимание. Правильные слова, сказанные «не в том духе», будут не привлекать, а еще более отталкивать.

Слушать всякую пустую болтовню, конечно, не имеет никакого смысла. Но для этого, не ходи в такие компании, где только это и происходит: «Блажен муж, который не идет на совет нечестивых» (Пс.1:1).  Учись тому, чтобы с такими людьми говорить только по делу, необходимому для тебя или для них, в зависимости от нужды. А от праздной и бестолковой болтовни уклоняйся, под какими-либо благовидными предлогами. – К примеру, говоря, простите: но мне некогда; что-то себя не очень хорошо чувствую; но у меня нет времени; у меня срочные дела; и т.п.. То есть, говорить это надо, людям, в духе кротости и добродушия, а не в духе недовольства. Иными словами, уклоняться от всего такого – в духе смирения, неосуждения людей, кротости, доброжелательности и благодушия.
А чтобы не судить, так поступающих, для этого можно, в такие моменты, возгревать чувство сострадательной любви, в молитве за них к Господу: прося у Бога помощи и вразумления для них, приведения их к истинному покаянию, какими Ему Одному ведомыми путями и судьбами. Успокаиваясь, в духе, на предании их в руки воли Божией: «Да будет на всё, Твоя святая воля». В этих прошениях возгреваются чувства: сострадательной любви, доброжелательности, смирения и покорности перед волей Божией.

О спорах и проповеди духом

Аноним:  Как общаться на религиозные, церковные темы с человеком, который любит спорить, никого не слушает, всем навязывает свое мнение, вынуждая всех его принять, хотят того другие или нет?  А если другие не принимают его мнения, то он возмущается, раздражается, обижается, впадает в депрессию. Короче ведет себя, как бесноватый. Говорит, что не будет со мной общаться, а потом опять приходит ко мне, с тою целью, чтобы завязать спор. Вчера только, начали спорить, и в итоге, поругались с ним. Но через несколько дней он опять приходит, и начинается все по новой. Как быть?


О.Серафим: Конечно, неправильно то, что вступаешь с ним в спор и ругаешься. Это неправильно. Надо в духе добродушия и доброжелательности отказаться от таких споров, и всегда отказываться.

А в дальнейшем, самому, никогда, ни в коем случае не навязываться. А если он с чем-то обращается, то не отвергать. Но от споров с ним, на религиозные или церковные темы, удаляться, в духе добродушия и доброжелательности, говоря, что прости, я не хочу говорить на эти темы. Если тебя что-то другое интересует, то пожалуйста. А на эти темы я не хочу говорить.
При встречи с ним здороваться, в духе доброжелательности. Но от разговоров на религиозные темы уклоняться. Вот и все.

Ибо важно то, чтобы нести людям дух добродушия, доброжелательности, незлобия, кротости и душевной простоты, в повседневной жизни, в бытовых, обыденных ситуациях. А на религиозные или церковные темы не вести никаких бесед с теми людьми, которые не воспринимают и спорят. Ибо в спорах рождается не истина, а дух возмущения, недовольства, раздражения и неприязни. Что уже есть, само по себе, не христианские чувства, в данный момент. И вместо привлечения людей, происходит, наоборот, – их отторжение. Так поступать – это глупо, тупо и бессмысленно. Ибо в этом нет пользы ни себе, ни другому. А один только вред.

В наше время, не получится никого сломать, вынудить и заставить принять свою точку зрения. Вместо этого, породится только дух злобы, ненависти и отторжения. Поэтому и не надо навязываться в спорах, вынуждать принять свою точку зрения. Необходимо смиренное и кроткое удаление от таких споров, в духе доброжелательности и добродушия, по отношению к человеку.  Возгревая, в молитве за него, чувство сострадательной любви и милосердия. Оставляя его со своими понятиями. Удаляясь, при этом, не в чувствах неприязни и возмущения, а в чувствах смирения, сострадательной любви и добродушия. Ибо надо ненавидеть не человека, а ложь. Человека же надо любить.

Главное это то, чтобы не на уровне умовом, рассудочном, человек воспринял какие-то правильные религиозные понятия, как ты считаешь. А главное то, чтобы в повседневной, бытовой жизни, в общении с людьми и искушениях от них, научиться не отдаваться страстным чувствам. А проявлять дух смирения, милосердия, добродушия, доброжелательности, незлобия и душевной простоты. Ибо ради воспитания верного душевного настроя, спасительного, и дано Евангельское благовестие. А не ради умовых, рассудочных понятий.

«Сын Божий и Бог Слово не для того соделался человеком, чтобы только веровали во Святую Троицу, прославляли Ее и богословствовали о Ней, а для того, чтобы разрушить дела диавола. В ком из принявших веру Христову разрушены будут дела диавола, тому можно вверять и тайны богословия и православных догматов. В тех же, в которых не разрушены такие дела, и которые оказываются опутанными в них к бесчествованию и похулению Бога, те, по существу дела, стоят еще на одной линии с язычниками» (преп. Симеон Новый Богослов, т.1, сл.10, §4).­­

Спасение подается не умовым знаниям и понятиям (хотя бы и правильным), а верному настрою души, способному к восприятию дара Божественной и спасительной благодати: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное… Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут… Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф.5). То есть спасение подается милостивому и смиренному сердцу, как об этом говорится в Евангелии (Матф.25:34-40), когда Сам Христос рассказывает о том, как будет происходить Страшный суд, и какой настрой души, у людей, получит милость и спасение, а какой погибель. То есть, в тот День потребуются не просто внешне-добрые дела, а сердце милостивое и смиренное.

Вот такой душевный настрой мы должны воспитывать в себе, и содействовать в этом ближним, неся им такой дух, в повседневной, обыденной жизни. Вот таким настроем духа мы и должны проповедовать, изливая его на ближних, в простых бытовых ситуациях, в повседневной жизни. Это и есть главная проповедь христианства. А от «глупых же… споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (Тит.3:9).

Раздражаюсь на родственников, хочется все бросить и уйти из мира

Аноним: Раздражаюсь на родственников, за их пренебрежение к Богу. Хочется все бросить и уйти из мира, но не знаю как быть?


О.Серафим:  Я советую тебе учиться так же, как ты и учился. Наоборот, приложить усилия к тому, чтобы нормально все закончить. Ибо я свидетель тому, сколько людей, которые уходили в монастыри, или все оставляли, а дальше что? Ведь куда бы человек ни пошел, а страсти, которые живут в нем, идут следом за ним. Впоследствии, бросали эти монастыри, потому что там становились еще хуже, а те, которые оставались, то продолжали топтать и сжигать свою совесть. А иные ушли в леса от того нечестия, которое вокруг в мире. А когда пришли туда, то там повылазили их страсти, начались разборки, выяснения отношений между собой. И в итоге, этот же самый мир пришел вместе с ними. То есть, это все иллюзия, – желание поиметь покой и бесстрастие, удалившись от внешних соблазнов и мира. Люди думают, что они уйдут от мира, и страсти их не будут беспокоить, наступит бесстрастие. Но куда бы человек не пошел, вместе с ним, внутри него, придут его страсти. Ибо избавление от страстей – это не внешний путь, а внутренний.

Главное, на что надо обратить внимание – это на воспитание чувств смирения, кротости, добродушия, великодушия, сострадательной любви, незлобия и душевной простоты. И это все во искушениях с ближними надо в себе воспитывать. Ибо во искушениях с ближними и вылазят в нас наши страсти, с которыми мы и должны в эти моменты бороться за чистоту наших чувств. Конечно, ради сохранения добрых отношений не должно идти на грех или нечестие. Должно от этого отказываться, в духе кротости, и удаляться.

О терпении искушений в семье, от жены или мужа

Аноним: От жены постоянно искушения и скорби, не знаю уже, как и быть?


О.Серафим: Как жил так и живи, только не соучаствуй во грехе; в духе кротости и незлобия не соглашаясь идти на это. В остальном, если жена многого хочет в материальном отношении, и невозможно ее переубедить, то это ее проблемы. В этом ты можешь не участвовать, но поношения из-за этого надо переносить со смирением и добродушием. И все укоризны по этому поводу – тоже надо нести со смирением и любовью. Она тоже может со временем прозреть, ибо такое наше время, что каждому нужно опытно поколотиться, долго и упорно, чтобы начать соображать. А иначе, все самоуверенные и считают, что так оно будет хорошо, когда будешь удовлетворять все свои желания. А пока человек до чего-то дойдет, то в своей жизни понаделает кучу ошибок. А потом начинает сожалеть и говорить, что дурак я был, что вот так-то делал, и не слушал, что мне говорили. Но чтобы он к этому пришел, вот и надо сокрушить в нем этот дух самоуверенности и самонадеянности. А дух этот сокрушается только опытным путем, и сам по себе не проходит. Вот через скорби Господь и сокрушает этот дух. А от скорбей – никто, никуда не уйдет.

То есть, терпи, неси, смиряйся, воспитывай к ней правильные чувства. Ибо она не дает тебе пребывать в ложном спокойствии, и в этом – Промысел Божий. Это чтобы ты не искал спокойствия, ради спокойствия. А очистил бы чувство спокойствия и умиротворенности от примеси душевного сладострастия и воспитал истинную любовь. А в древности, старцы точно так же смиряли своих послушников и не давали им заходить в состояния ложного спокойствия, душевного сладострастия и самомнения. Чтобы они таким образом, познавали свою немощь и воспитывали истинное смирение, в настрое своего духа.

То же самое можешь делать и ты, – смиряясь в духе перед Промыслом Божиим, благодаря Бога за скорби, и считая себя достойным их, за свои грехи, и возгревать чувство сострадательной любви, в молитве за нее. Так будешь воспитывать в себе любовь, свободную от самолюбия, от духа самости и гордыни. Ибо уязвленные самолюбие и гордыня обычно и проявляют дух недовольства, обиды, раздражения и неприязни, когда они не удовлетворяются. Если будешь бороться с этим духом, то будешь делать то же самое, что делали и подвижники, уходя в пустыни.

В наше время, люди в основном ищут спокойного подвижничества, – чтобы их никто не трогал, не раздражал и тогда они, мол, успокаиваются, и могут спокойно молиться и подвизаться. И этот покой они воспринимают за свободу от страстей. Но это – иллюзия, самообман. Ибо это не свобода от страстей, а ложное спокойствие, т.е. страсти замерли и не трогают, потому что нет искушений. Подвижник же воспринимает это за начало бесстрастия, а это всего лишь страсти замерли, притихли, осели на дно, – их никто не трогает. Ибо одно дело – это когда страсти замирают; и другое дело – это бесстрастие, которое достигается, через искоренение страстей во искушениях.

Подвижники уходили в пустыни ни для того, чтобы их там никто не трогал, и они бы там жили спокойно и без проблем от искушений. А для того они уходили, чтобы там вступить в жестокую брань со страстями и демонами, которые постоянно наводили на них искушения и не давали им покоя ни днем, ни ночью. Чтобы таким путем, не имея внешней возможности к греху, сосредоточиться на жестокой внутренней брани. И через посредство этой брани, прийти к опытному ощущению и познанию своей немощи, смириться в духе, и при помощи Божией, связать в себе действия страстей – даром Благодати. – Это и называется бесстрастием.


Аноним: А как мне быть с искушениями от жены, хочется оставить ее?


О.Серафим:  А тебе можно поступать, исходя из твоих обстоятельств, но только в наше время всеобщих соблазнов, лучше иметь жену. Конечно лучше, когда и муж и жена все-таки хотя бы идут в одном направлении. А когда в разных, то это уже подвиг, который надо проходить в духовном разуме. Но надо знать, что искушения будут хоть с кем. Правда, они разные бывают. Поэтому есть искушения, которые бьют на наши страсти, но мы не хотим их нести, и ищем виноватых, говоря, что с этим человеком невозможно спасаться. Но есть искушения, о которых Христос говорит, что если око твое соблазняет тебя, возьми, вырви его и брось от себя. Здесь под оком разумеется близкий человек. Но некоторые не желая терпеть искушения от ближних, по причине своей гордости, могут прикрываться этими словами Христа. Они постепенно доходят до того, что не могут уже вообще ни с кем жить. Но есть и то, когда человек не может нести искушения не его меры, и тогда он может удаляться в ощущении своей немощи, со смирением и сознанием, что я грешник окаянный, еще не могу этого понести. Но это удаление должно быть только ради добродетели, и чтобы не соучаствовать самим делом в чужих грехах. Так что можно поступать и так и эдак. Но все зависит от обстоятельств окружающих человека и от его душевного состояния.

Смотри сам, как лучше, но только может быть самому не проявлять никаких действий, а выжидать, какова будет воля Божия. Ибо если жена сама захочет уйти и уйдет к другому, то ты свободен, поступать далее так, как ты хочешь.

В «Древнем патерике» приводится случай, как брат терпел искушение от старца-пьяницы и получил за это от Господа помилование: «Говорил некто из старцев, что слышал от некоторых святых, которые были юными и руководили старцев в жизни, и рассказывал следующее: был некоторый старец пьянствующий: он делал каждый день циновку, продавал оную в селении и пропивал цену ее. Впоследствии пришел к нему некоторый брат и остался с ним; и сей делал циновку. Старец брал, продавал и оную, пропивал цену обоих и приносил брату немного хлеба по вечеру. Когда старец делал это в продолжение трех лет, брат ничего не говорил ему. А после этого говорит ему: вот я наг и хлеб мой со скудостью ем; вставши, пойду отсюда. И опять размышлял в самом себе, говоря: куда я пойду? Стану жить еще, ибо я живу для Бога в этом общежитии. И тотчас явился ему ангел, говорящий: никуда не отходи, ибо мы придем к тебе завтра. И умолял брат старца на тот день, говоря: никуда не ходи, ибо мои придут завтра взять меня. Когда же пришел час, невоздержному старцу отойти, то он говорит брату: чадо! Не придут сегодня, ибо уже замедлили. Брат же сказал: нет, они точно идут, - и, говоря с ним, он почил. Старец же, плача, говорил: увы мне, чадо, потому что я много лет жил в нерадении, а ты в немногое время спас свою душу терпением. И от того времени старец уцеломудрился и сделался искусным» (гл.16, «О терпении зла», п.26).

Но конечно в этом случае было не просто терпение, а терпение в духовном разуме. То есть, он из этого терпения выносил пользу для своей души в том, что возгревал правильные чувства: смирения, незлобия и душевной простоты. И за то, что он в этом искушении воспитывал правильные чувства, верный душевный настрой, – за это Господь его и помиловал.

Вот так и мы, если будем претерпевать обиды, несправедливости, укоризны, оскорбления и унижения в духе смирения (как достойное за наши грехи), незлобия и душевной простоты, то пойдем путем мученников и истинных подвижников; и в итоге, получим спасение и блаженную Вечность, в общении с Богом.


Аноним: Некоторые говорят, что в наше время лучше не жениться?


О.Серафим: Ели так говорить, то это значит, уже становиться в  число лжепророков, т.к. в послании ап.Павла к Тимофею это приводится как один из признаков лжепророков последних времен: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» (1Тим.4).

Лжестарцы МП, и им подобные, проповедуют такую ересь, чтобы не женились, т.к. последние времена. Что делать людям? Они, в итоге, идут в монастыри, которые посреди соблазнов. И в которых отсутствует правильно-проходимая внутренняя жизнь. И там начинается педерастия, онанизм, извращенчество, блуд. Зато все неженатые и свободные. Живут как в последние времена, и проблем никаких нет. А так, мол, семья, проблемы. А зачем они нужны. Вот и выбирают удобный род жительства, который им предлагают лжестарцы. И так убегая от проблем, заходят в душевные проблемы, – сжигают свою совесть, впадают в самообольщение и духовную прелесть. И в итоге, – погибают. – Это самая настоящая бесовская ловушка.

О христианских отношениях с девушкой и цели брака

Аноним:  Мне 23 года. У меня есть девушка, на которой мне хотелось бы жениться. Но не знаю, как правильно строить с ней отношения, по-христиански?


О.Серафим: Начинать нужно с душевных отношений. Так как, после женитьбы, душевные отношения выходят на первый план. И от них зависит вся последующая жизнь.

Скажу сразу, чтобы развеять всякие твои иллюзии. В наше время, всем вступающим в брак, надо воспитываться, в процессе, для того, чтобы сохранился брак. И тебе и ей надо будет воспитываться, так как вы не умеете снисходить, носить немощи друг друга, переступать через свое самолюбие, гордыню, через свою самость, во искушениях, приключающихся от ближних.

Да и вообще, неправильная точка зрения, когда на брак смотрят, исходя из области мечтательности, ища одних удовольствий и приятностей. Надо сознавать, что брак – это школа воспитания себя и содействие в этом ближнему, в духе терпения, незлобия, любви и смирения. Недаром Св.Отцы называют семью – малой церковью, т.е. малой общиной.

Вот в этой малой общине-семье и надо учиться жить по христиански, заниматься спасением своей души, через воспитание верного душевного настроя, во искушениях, которые будут приключаться, когда наступит обыденная повседневность, и развеются все мечты, пройдет иллюзия и наступит реальность.

Главная и основная цель брака – это спасение души. Только надо понимать, что спасение заключается не в том, чтобы найти жизнь без искушений и скорбей, под благовидным обманчивым предлогом: чтобы было меньше грехов, чтобы не грешить. Ибо причина этих грехов не внешняя, а внутри нас, – в первородном грехе, духе самости, который мы имеем от Адама, через грехопадение.

Спасение же состоит в том, чтобы разрывать, внутри себя, сочувствие к первородному греху, к духу самости. Ибо этот дух ищет себе удовлетворения, во время искушений. Когда же он не получает удовлетворения, вот тогда-то он и проявляет себя: само-любием, само-уверенностью, само-надеянностью, само-мнением, само-угодием и т.п..
Искоренение этого духа и воспитание истинной добродетели, – «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2), – и есть главная и основная цель брака, этой малой церкви, малой общины-семьи.

Если человек не воспитывает верный и спасительный душевный настрой, во искушениях, в семье, с ближними, – под лукавыми благовидными предлогами, что все это, мол, мирское, – а сам, при этом, ищет непонятно какой церковной, христианской жизни, – то он только обманывает самого себя, подменяя христианство, как «дух и жизнь» (Иоан.6:63), по слову Христа, лже-христианством и лже-церковностью, духом фарисейским и законническим.
Ибо мирское это, как раз, и есть первородный грех, самость и страсти, живущие в человеке. Вот с ними-то и призван христианин вести борьбу, внутри себя, каждый день, во искушениях с ним приключающихся.

Должна ли жена уступать мужу, когда он требует, чтобы она совершала с ним оральный секс?

Аноним:  У меня есть подруга, христианка. Ее муж, неверующий, уже неудовлетворяется обычными совокуплениями, между мужем и женой, и требует от нее, чтобы она совершала с ним оральный секс. Но она этого не хочет. А он говорит ей, что по этой причине он заведет любовницу. Должна ли жена в такой ситуации идти на уступки мужу? Тем более что у них уже есть дети.


О.Серафим: Нет, не должна, ибо это уже грех, извращенчество. Это не в согласии с человеческим естеством, каким сотворил его Бог.

После того, как он начнет таким путем удовлетворять свою страсть, то и это со временем ему приестся. И он начнет требовать чего-то другого, следующего. Ибо такова природа страстей, что они никогда не останавливаются. И чем больше человек удовлетворяет их, тем они становятся сильнее и все более неудовлетворимее. И если он будет идти по такому пути, то и это начнет его уже неудовлетворять. Тогда желание, не находя себе уже первоначального удовлетворения, прострется дальше, к следующему.

Если есть мёд, небольшими дозами, то он вкусный. Но если начать есть мёд большими ложками и количествами, за один раз, то можно объесться и тогда будет уже от него тошнить. А если очень сильно объестся, то можно и отравится. И тогда к меду явится стойкое отвращение, возможно на какой-то период времени.
Таково свойство всех телесных желаний, – чем больше вкушать приятное ощущение, через удовлетворение того или иного телесного желания, тем оно более приедается и хочется чего-то иного, другого. Но если иметь в нем воздержание, через какие-то периоды времени удовлетворяя его, то желание обновляется и является как бы новым, с прежнею силою и ощущением.

Так и в супружеских отношениях между мужем и женою. Если они воздерживаются, какие-то периоды времени, тогда их отношения обновляются, и в них сохраняется первоначальный вкус.

Даже сама природа естества человеческого, – через дни очищения, месячные, у женщин, – приводит к необходимости воздержания, в эти дни. По этой причине в церковных постановлениях и введены дни воздержания в супружеских отношениях. Но конечно, это должно делаться по согласию между супругами, добровольно, а не невольно.
«“Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения… Посему Апостол и говорит: не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве” (св.Златоуст)… Но как все сие уладить и упорядочить, этого предписаниями определить нельзя. Оставляется это взаимному согласию и благоразумию супругов» (свт. Феофан Затворник, «Толкование посланий апостола Павла», Первое послание к Коринфянам, гл.7: 5-6). То есть, всё это должно делаться во взаимном согласии и любви.

А для того чтобы избавить мужа от желания этого извращения, греха, ей надо, постепенно, ненавязчиво, терпеливо и доброжелательно воспитывать мужа, образовывая его в этих вопросах. Говорить, при этом, надо не с религиозной точки зрения, а с точки зрения естественных законов природы, народной мудрости, все это подметившей, здравого рассудка.

А так же, в особенности, надо начать усиленно молиться Богу, повергая свою немощь пред Ним, и просить Его о том, чтобы Господь избавил его от этого страстного желания.

О подготовке к браку

Аноним:  Ещё хочу спросить у Вас о том, насколько долго нужно молить Господа, чтобы Он послал спутницу жизни? Может здесь не время нужно, а усердие? Может нужен ещё усердный пост?


О.Серафим: Здесь необходимо усердие, состоящее в приобретении истинного смирения перед Промыслом Божиим, незлобие и сострадательная любовь к ближним. Ибо это все понадобится в семейной жизни. И без этих добродетелей семейная жизнь долго не продлится. Вот на что особенно и надо обратить внимание.

Надо быть готовым к тому, чтобы терпеть немощи и недостатки ближнего. К примеру, проявления в ней гордыни или своенравия. А ты должен помочь ей воспитывать добродетели, но это можно делать только своим личным примером, в настрое духа и внешних поступках. То есть, со смирением, незлобием, сострадательной любовью и душевной простотой, помогать ей в искоренении ее духа гордыни и самолюбия. Именно так и будет со всяким в семейной жизни, в наше время. Да и не только в семейной, но и при совместно-жительстве с любым ближним. Ибо в наше время все гордые и самолюбивые, зараженные самомнением и мнительностью. Но этого никто не видит в себе, по причине всеобщей духовной слепоты.

О душевном состоянии людей нашего времени ап.Павел написал: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:1-5).

Вот с таковыми, примерно, человеками и придется жить вместе. Но для того, чтобы с таковыми жить вместе, для этого и надо иметь смирение, незлобие, сострадательную любовь и душевную простоту. Тогда и будешь истинным христианином. Сам спасешься, и ближнему поможешь. Вот он подвиг современного христианина и истинная любовь к людям: не в области мечтательности (иллюзия, питающая сладострастие и самомнение), а самим настроем духа являемая, непосредственно в жизни, каждый день во искушениях, любовь. Вот такой подвиг любви и самопожертвования и требуется от современного христианина. Такова воля Божия в спасении нас, на наши времена. Это и есть путь исповедничества, т.е. самим настроем духа, в повседневной жизни, исповедовать христианство. Это требуется от каждого христианина, в его личной жизни.

Выбор спутницы жизни

Аноним:  У меня возник вопрос связанный с выбором спутницы жизни и дальнейшей жизни в браке. Дело в том, что я не знаю, как выбрать или найти, или хоть как-то определить, – подхожу ли я для этого человека или нет и т.п. Должно ли возникнуть какое-то чувство, например, любви, или какое-то еще, подобное? Как узнать волю Божию в этом вопросе? Может ли быть такое, что Господь пошлет такую жену, у которой будут другие взгляды и характер и др. Т.е. вроде я помню, что Вы говорили об этом в видео-беседах, что, одним словом, в браке будут скорби и разные трудности. Но как правильно, более-менее, вступить в брак, ведь хотелось бы, чтобы жена была бы верующей, и чтобы она еще хотела и стремилась бы жить по Евангелию? Мне бы очень хотелось, чтобы она, была бы, скромной, тихой, может пока еще и не пришедшей к вере и т.д. Но не будет ли это, с моей стороны, в таком случае, проявлением высокоумия и самомнения? Ну, если буду искать и желать именно такую жену, будет ли это правильно? Как мне лучше думать?


О.Серафим: Это твой выбор, который ты должен сделать сам. Бог не насилует свободного произволения человека, и не заставляет его. Человек сам должен выбрать, в своей жизни, свой семейный крест и нести его. А если желать поступит так, как хочет Бог, то я не думаю, что всякий человек согласится нести то, что ему определил бы Бог. Ведь мы не знаем волю Божию. Но каждый уверен в том, что Бог ему должен послать только то, что он нарисовал в своем воображении. Это и есть самомнение и самоуверенность. Думать так: что если Бог благословит, то он благословит только нормальную жену, какую я и хочу, – от которой не будет искушений, и которая ни в чем не будет идти поперек моей самости, – это есть дух самомнения, самоценна, дух самоуверенности и самонадеянности. Ведь воля Божия может оказаться таковой, чтобы муж выбрал себе жену, которая была бы сварливая, нервная и ревнивая, злопамятная и т.п.. Согласится ли всякий с тем, что ему выберет Бог? – Я думаю, что нет. Вот и предоставлено это дело свободному произволению человека. Чтобы он сам выбирал себе и нес этот крест, в последующей своей жизни.

Желать и искать такую жену, какую именно хочешь ты, по характеру, - это нормально. Но только, какую выберешь, – и когда начнет выясняться, в процессе жизни, что ты не этого хотел, – то надо нести тот крест, который ты выбрал сам, и не отказываться от него. В такие моменты, тяжести креста, не на кого будет сваливать свою вину, в том числе и на Бога, так как выбрал-то себе, сам, такой крест. Человек в такие моменты говорит: "А я не знал, что так будет; если бы я знал, то я бы поступил по-другому". Вот она! – самоуверенность и самомнение! Откуда он знает, что по-другому не было бы еще тяжелее и хуже!? То есть, он рисует в своей голове очередную иллюзию, и так всю жизнь начинает тратить на то, чтобы разочаровываться в своих иллюзиях.

Но от него же, требуется, – смиряться с тем, что у него есть. Ибо истинная любовь воспитывается в трудностях и скорбях. Истинная любовь – она бескорыстна, она не ищет удовлетворения своей самости, духа само-угодия. Ибо в браке должно искать не удовлетворения своих прихотей, самолюбия и гордыни, а воспитывать христианские качества, во искушениях приключающихся каждый день, дух самопожертвования. Ибо главная цель брака и состоит в воспитании спасительного настроя души, пригодного к Царству Небесному.

Так что, то, что ты желаешь, – такую жену, себе, ищи и выбирай; о такой, проси у Бога.

Ибо в любом человеке живет начало и корень всех грехов – это самость, первородный грех. А истинная добродетель приобретается только в борьбе с этим духом самости. Поэтому, чтобы приобрести истинную добродетель, везде понадобится понуждение себя к смирению, незлобию, сострадательной любви, благодушию, терпению и душевной простоте, к самопожертвованию. И эти качества – все равно надо воспитывать в себе, в процессе жизни, во искушениях, каждый день.

Поэтому, какой бы ни был человек, но добродетели, которые в нем будут, – это будет лишь только добро по естеству, оскверненное примесью первородного греха. А истинная добродетель есть дар Благодати, и приобретается она только при помощи Божией, сознательным и добровольным понуждением себя к ней.

Так что, как бы человек ни жил, но все равно от него требуется самопожертвование и переступание через свое самолюбие. Но так как в наше время, по причине всеобщей одержимости духом гордыни и самости, люди этого не хотят, то по этой причине и распадаются браки, разрушаются родственные узы, теряются дружеские отношения.

Поэтому, целью нужно поставить себе, не просто брак, а спасение души, через воспитание христианских качеств и спасительного душевного настроя, в браке, в семье, каждый день, во искушениях.

Надо ли себя материально обеспечить, а потом вступать в брак?

Аноним:  Сейчас принято считать, т.к. может из-за того, что времена изменились, что нужно сначала себя обеспечить, т.е. иметь или приобрести все, что нужно для семейной жизни: может квартиру, и др. Может это и так, но как было раньше? Как нужно здесь правильно понимать и правильно относиться к этой проблеме?


О.Серафим: Это происходит по причине того, что у человеческого общества изменились цели в жизни. Когда в обществе во главу угла ставится цель, как лучше устроиться здесь на земле, тогда приобретение материальных благ и обладание ими становится на первое место, и от этого вопроса начинает зависеть вся жизнь человеческая.

Человек живет на земле не для того, чтобы ему как можно лучше устроиться материально и капитально, как говорится «вкопаться в землю». Нет. Человек живет, только лишь, для того, чтобы приготовить себя к блаженной вечности, к Царству Небесному, через воспитание в себе правильного душевного настроя, который понадобится – там, за гробом. В этом цель и смысл жизни человеческой. Всё остальное есть средства, которыми нужно пользоваться благоразумно, спасительно для души, а не безумно, в угоду своим страстям и прихотям.

Не будет у человека квартиры, материальных благ, то скорби и проблемы будут одни. А когда все это будет, то скорби и проблемы будут другие. Но все равно они, какие-то, да будут.
Никто, через приобретение материальных благ, не ушел от скорбей, страданий, неприятностей и искушений. Ибо материальные блага не избавляют человека от страстей.

И богатые люди, – у которых есть все материальные блага, какие они захотят, – точно так же одержимы страстями: духом недовольства, обиды, раздражительности, зависти, ревности, злопамятства, гордыни и самолюбия, самомнения и тщеславия, неприязни и подозрительности, сладострастия телесного или душевного и т.п.. А все эти страсти, дух самости, живущие в человеке, и являются мучителями души, здесь на земле и в вечности, вводя душу в адское состояние. И по причине этой одержимости страстями и духом самости, первородного греха, люди не имеют истинного душевного счастья. Ибо истинное счастье, непоколебимый душевный мир и покой, состоит, – в свободе от духа самости и от власти над собою страстей.

Кто приобретает истинные добродетели, – смирение, кротость, незлобие, сострадательную любовь, великодушие и добродушие, душевную простоту, – тому они принесут непоколебимый душевный мир и покой. Тот и будет ощущать в своей душе истинное счастье, – не иллюзорное, не обманчивое, а постоянное, которое перейдет с ним за гроб, вечно оставаясь в его душе.

Поэтому, если отправляешься в плавание, по бурному морю жизни, то выбирай себе подругу, которая согласится нести скорби и трудности этого пути.

Искушения, скорби и их преодоление

Аноним:  По жизни, я постоянно сталкиваюсь с теми или иными искушениями, но у меня уже возникают заранее страх и смущение. У меня вопрос: какие мысли нужно стараться иметь, и как себя правильно вести?


О.Серафим: Надо учиться не бояться искушений. А настраивать себя на то, что искушения – все равно будут. И заранее рассмотреть, – какие и какого характера будут искушения. А так же, заранее определить для себя, – как и каким образом, внешне и внутренне, я должен их преодолевать. И когда приходят искушения, то начинать действовать по прописанному, как ты заранее для себя определил.

Не надо самому лезть на искушения, ибо написано: «не искушай Господа Бога твоего» (Матф.4:7).

Но когда они приходят, помимо нашей воли, по независящим от нас причинам, то надо учиться их правильно преодолевать, а не бояться. Надо себя убедить в том, что я все равно не уйду по жизни от искушений, какие-то да будут. И как раз, те, которые я больше всего боюсь, они-то и могут быть. А заранее накрученный страх, через самомнение и мнительность, будет парализовывать волю, в те моменты, когда надо будет преодолевать искушения.

Поэтому, учи себя относиться к ним спокойно, как к обыденным явлениям. И что эти искушения – это просто средства для воспитания, в себе, добродетели, спасительной для души. Да и на всю жизнь человека, на земле, надо смотреть как на средство для воспитания правильного настроя души, спасительного.

«Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель, сказали Святые Отцы, не добродетель!» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к мирянам», п.197).

«Уничтожь искушения и помыслы – и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни»(блаж. авва Зосима Плестинский, Добротолюбие, т.5, гл.5).

Посредством правильного преодоления искушений, мы и приближаемся к Богу. Цель искушений есть та, чтобы вытащить, живущие в нас страсти, первородный грех. Чтобы мы вступили с ними в борьбу, за спасение души. И через эту борьбу пришли к опытному ощущению своей немощи, смирили и сокрушили свой гордый дух, и всё чувство упования и надежды, в нашем избавлении и спасении, обратили бы на милость Божию, а не на свою самость. Это необходимо прожить и ощутить в глубине духа, чтобы, в настрое своего духа, освободиться от духа самости и соделаться способным к соединению с Богом, по благодати.

Благодари Бога за скорби и трудности. Не отдавайся страстным чувствам. В результате этого будет возникать скорбь от неудовлетворенных страстных желаний. Надо не бежать от этой скорби, а принимать ее, как заслуженную за грехи. – Когда страсть неудовлетворяется, то по причине своего неудовлетворения она и производит скорбь. Мы же должны, в этот момент, благодарить Бога за скорбь, с радостью ее принимать, как врачевство, очищающее душу от страстного состояния. В этом и будет состоять смирение души перед Промыслом Божиим и вхождение ее в русло воли Божией, по настрою духа, в данный момент, в конкретных обстоятельствах. Ибо только смиренным, Бог подает избавляющую Благодать: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).

С любовью во Христе, о.Серафим.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.