О подготовке к рождению ребенка и его воспитании, в сознательном и несознательном возрасте. О спасении детей. О дружбе между мужчиной и женщиной

Оглавление:
  О подготовке к рождению ребенка и его воспитании, в сознательном и несознательном возрасте. О спасении детей
  О дружбе между мужчиной и женщиной


О подготовке к рождению ребенка и его воспитании, в сознательном и несознательном возрасте. О спасении детей

Аноним:  О.Серафим, здравствуйте!
Мы ждем ребенка, как нужно правильно подготовиться к рождению ребенка.
Какой правильный настрой духа нужно иметь?


О.Серафим:  Ну,самое первое, это надо раскаяться, перед Богом, в своих грехах. Для этого необходимо, рассмотреть свою жизнь, и определить свои греховные навыки, привычки и пороки. По причине каких страстей, у меня, та или иная греховная привычка, при таких-то искушениях и ситуациях.

Определить, для себя, какие хорошие привычки, чувства и душевные расположения, будут противоположны моим страстным чувствам и привычкам. А особенно, в моменты типичных искушений и ситуаций, случающихся со мной.

Когда выяснили, для себя, какие желания, чувства, мысли и поступки, у меня неправильные, и какие должны быть противоположные им, правильные; тогда в неправильных нужно покаяться. То есть,

1). Возгреть, перед Богом, чувство сокрушения и раскаяния, за свои страсти и грехи.

2). Возгреть чувство ненависти к ним.

3). Довести себя до чувства решимости: «всё, больше не буду допускать эти греховные и страстные желания, чувства, мысли и поступки, а буду стараться поступать, теперь, по правильному», – так, как я до того, для себя, определил и порешил.

4). Далее, чувство упования и надежды, на милость Божию, прося у Бога помощи, в этом деле. Так как, без Бога правильно победить грех, страсть не получится.

5). И довести себя до чувства воодушевления, на эту брань и борьбу, со своими греховными навыками, привычками и страстями.

И таким образом, положить начало своему покаянию. И каждый раз, когда падаю, то раскаиваться в этом, возгревая все эти оттенки в чувствах. И когда утром встаю, то вновь полагать начало своему покаянию. Необходимо, чтобы это делание вошло в навык, в привычку. Это и называется деланием покаяния, непосредственно в жизни.

И далее, исходя вот из такого душевного настроя, просить у Бога помощи в том, чтобы Он помог в рождении ребенка. Ибо «близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс.33:19).

Ну, а когда ребенок родится, то, само собой, чувство радости :) Как об этом говорит Христос: «Женщина, когда рожает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Иоан.16:21).

Но не забыть, при этом, поблагодарить Бога и отдать все это Его милости, сознавая и чувствуя себя недостойным этой милости. Отсюда, если чувства были сильными, то приходит в душу чувство утешения и умиротворения, а у кого-то и умиления.

Помоги вам Господи.


Аноним:  О.Серафим, здравствуйте! спасибо за ответ.
Наука говорит что ребенок начинает слышать, и осознавать все вокруг, с 18 недели беременности, а я где-то прочитал что ребенок все понимает с первого дня зачатия, так вот, вопрос такой, как происходит на самом деле (если знаете), и как можно ребенка уберечь от плохой информации, например слышал что дети как губка, воспринимают всю информацию вокруг, и на ней формируется его будущая жизнь.
Нам не желательно телевизор смотреть?, до рождения, и после? и что еще ему может вредить?, может вы еще что знаете?
спасибо вам огромное.


О.Серафим:  Ребенок,может быть, и слышит, но осознавать он еще не может. Так как, у него еще отключено сознание. Даже когда ребенок родится, то сознание не сразу включается, а постепенно.

Сознание ребенка, после рождения, спустя только какой-то период времени начинает включаться. А вместе с этим, начинает проявляться и совесть. По этой причине, в Церкви была такая общая практика, что до 7-ми лет, ребенок не исповедовался. В наше время, этот процесс происходит раньше. И причина этому была та, что у него было еще отключено сознание, и не действовала совесть. А значит, и не было свободного произволения, выбирающего между добром и злом, в соответствии с совестью. Поэтому-то, младенец не может творить греха, по той причине, что у него отключено сознание, то есть, он сам, еще не осознает себя.

Если ребенок не имеет еще включенного сознания, то он, соответственно, не может осознавать информацию, на уровне умовом, рассудочном.

В такое время, ребенок воспринимает мир не через сознание, которое отключено, а через чувство, ощущение. Но при этом, у него все равно отсутствует сознание чувства, ощущения. Это примерно то же самое, что и у животных. Они тоже воспринимают мир, через посредство чувства, ощущения, но у них нет души разумной, как у человека, поэтому нет разума и сознания самих себя. У животного есть только душа животная, которая, по своей природе, тонко-материальная. Эта животная душа находится в крови: «потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника» (Лев.17:11). Точно так же и у человека есть душа животная. Но у человека, к тому же, есть и душа разумная, которая по природе есть дух, а не материя. Материя – это трехмерное пространство. А природа духа – это вне трехмерного пространства.

У животного есть тело и душа животная. А у человека – тело, душа животная и душа разумная (дух). Разум, сознание, – это все признаки души разумной, которую иногда Св.Отцы называют духом, умной силой, словесной силой.

Животные тоже слышат и видят, но воспринимают они это посредством чувств и ощущений, но не сознания, так как оно у них отсутствует. Точно так же воспринимает и младенец, до той поры, пока сознание его не включилось.

«Дух младенца как бы не имеет еще движения в первые дни, месяцы, даже и годы. Что-нибудь передать ему для усвоения обычным путем нельзя. Но можно действовать на него посредственно.
Есть некоторый особенный путь общения душ через сердце. Один дух влияет на другой чувством… Лучший внешний проводник при этом – взор. Тогда как в других чувствах душа остается сокрытою, глаз открывает ее взору другим. Это точка встречи одной души с другою. Пусть же через это отверстие проходят до души дитяти души матери и отца с чувствами святыми» (свт.Феофан Затворник, «Путь ко спасению», отд.1). Святые чувства – это наши естественные чувства, в своем движении, устремляющиеся к свободе от примеси первородного греха, духа самости и гордыни.

***

Воспитание младенца, у которого отключено сознание, совершается через посредство чувств и настрой духа. В каких чувствах, душевном настрое, будут родители и воспитатели, то такой душевный настрой они будут изливать и на младенца, при его воспитании. Постоянное пребывание младенца в тех или иных душевных чувствах и движениях, воспитывают навыки, привычки, которые могут быть плохими или хорошими. И когда младенец придет в сознание, то он может обнаружить, у себя, уже определенные привычки, в чувстве и ощущении.

Поэтому, воспитатели младенца должны плохие чувства и душевные движения в нем подавлять, а хорошие возбуждать и возгревать. Чтобы, таким образом, когда младенец придет в сознание, то обнаружил бы у себя хорошие навыки и привычки, в чувствах и ощущениях. Но делаться это должно не просто с нажимом и властолюбием, а в духе любви. И только в редких случаях можно применить и силу своей власти.

Поэтому, не смотреть, по телевизору или видео, надо все то, что разжигает в людях страсти, содействуя воспитанию неправого настроя души. Смотреть же можно только то, что учит людей хорошим душевным качествам и чувствам. Стараться подбирать такие фильмы и передачи. Если по телевидению нечего подобрать, или у человека нет такой возможности, то конечно смотреть просто подряд все нечестие, которое показывают, ни в коем случае не нужно.

Это необходимо для того, чтобы не разжигать в себе страстные чувства, и не передавать их младенцу. Но разжигание страстных чувств может быть не только от телевидения, но и в обыденной, повседневной жизни, дома и на работе, через посредство неправильного преодоления искушений.

Поэтому, в воспитании младенца, начиная с беременности, могут вредить только наши греховные, страстные чувства. Вот с ними-то и необходимо вести брань, борьбу, за чистоту наших чувств. Чтобы, в нашем воспитании, изливать на младенца чувства, свободные от примеси духа самости и гордыни, первородного греха.

Эта борьба совершается через посредство правильно-проходимой внутренней жизни, которую мы должны совершать, правильно преодолевая искушения, в каждый день нашей жизни. То есть, пришло искушение, и из меня лезет греховное, страстное чувство, а мне надо ему не отдаться. Для этого необходимо возгреть противоположные чувства, их поискать, призывая Бога на помощь.

Духу гордыни и самости противоположен дух сокрушенный и смиренный, перед Богом. Злобе, обиде, гневу и раздражению – дух кротости, милосердия и сострадательной любви, незлобия и душевной простоты... Так необходимо возгревать противоположные чувства, когда в нас проявляются и лезут чувства страстные, греховные. Ну и, естественно, при этом, обращаться к Богу за помощью. Ибо без Него мы не сможем победить, внутри нас, первородный грех, дух самости и гордыни. И особенно, такая борьба необходима, в моменты находящих на нас искушений.

Вот так вот нужно стремиться к правильному воспитанию ребенка. Ибо для того, чтобы кого-то воспитывать, нужно самому сначала воспитаться, через правильно-проходимую борьбу, за чистоту своих чувств.

А «дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях» (свт.Феофан Затворник, «Путь ко спасению», отд.1). И этот «дух веры и благочестия родителей» образуется через посредство борьбы за чистоту своих чувств и удовлетворение совести, в повседневной жизни.

Помоги вам Господи, в деле рождения и воспитания младенца.


Аноним:  Если младенец будет взят с земли до включения его совести, то он будет пребывать в Царствии Небесном, потому как он не согрешил против Бога, совести. В Православии принято исповедовать в общем детей с 7 лет, как возраста когда включается его сознание. Но у каждого ребенка момент включения сознания свой. Скажите, батюшка, как можно родителю определить момент включения сознания, совести у своего ребенка?
Чем отличается воспитание ребенка в несознательном возрасте, какой основной упор должен делать родитель в духовном воспитании младенцев? А что нужно предпринимать уже в отношении детей сознательного возраста?


О.Серафим:  По мере того, насколько ребенок начинает осознавать сам себя, настолько начинает включаться у него сознание и, соответственно, в той же степени, начинает проявлять себя совесть. Когда ребенок начинает понимать через посредство слова, тогда и начинает проявляться сознание. Ну, обычно, первые осмысленные фразы, это: папа, мама. Потом, постепенно, начинается различение того, что есть хорошо, и что есть плохо. Так начинает проявляться и задействоваться совесть.

Пока ребенок еще не осознает сам себя, у него не действует сознание. По этой причине на младенца можно воздействовать только через посредство чувств. И поэтому, всё воспитание, в младенческом возрасте, должно быть обращено на образование верных чувств. Для этого те, кто воспитывают ребенка, сами должны следить за своими чувствами, чтобы не проявлять страстных, греховных чувств, в повседневной своей жизни. – Страстные, греховные, во время нахождения искушений, подавлять, а спасительные, богоугодные, возгревать.

То есть, воспитателю (родителю) нужно иметь власть над своими чувствами, по дару Благодати, а если этого нет, то надо находиться в состоянии борьбы со своими греховными навыками, привычками, пороками. Это необходимо для того, чтобы в общении с младенцем проявлять движения чувств правильные, верные, спасительные для своей души, и для души младенца. Отсюда рождается духовное видение, посредством которого воспитатель может различать, в младенце, проявления чувств греховные, страстные, которые ему необходимо подавлять, а спасительные возбуждать и возгревать.

«Дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях.
Дух младенца как бы не имеет еще движения в первые дни, месяцы, даже и годы. Что-нибудь передать ему для усвоения обычным путем нельзя. Но можно действовать на него посредственно.
Есть некоторый особенный путь общения душ через сердце. Один дух влияет на другой чувством. Такое влияние на душу младенца тем удобнее, чем полнее и глубже родители сердцем своим обращены в младенца. Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти. Лучший внешний проводник при этом – взор. Тогда как в других чувствах душа остается сокрытою, глаз открывает ее взору другим. Это точка встречи одной души с другою. Пусть же через это отверстие проходят до души дитяти души матери и отца с чувствами святыми. Они не могут не намащать ее этим святым елеем. Надобно, чтобы во взоре их светилась не одна любовь, которая так естественна, но и вера, что на руках у них более, чем простое дитя, и надежда, что Тот, Кто дал им под надзор это сокровище, как некоторый сосуд благодати, снабдит их и достаточными силами к тому, чтобы сохранять его, и, наконец, непрерывно в духе совершаемая молитва, возбуждаемая надеждою по вере» (свт.Феофан Затворник, «Путь ко спасению», отд.1).

Если в душе воспитателей дух сокрушенный и смиренный, милостивый и незлобивый, дух душевной простоты, то они и будут этот дух изливать на младенца. Верный настрой духа, по отношению к младенцу, – это и есть самое главное в его воспитании. На этом и строилось все воспитание, в древности.

Отсюда и обязанности воспитателей: «Все внимание тех, на которых лежит обязанность блюсти в целости принятое из купели дитя-христианина, должно быть обращено на то, чтобы никак не допустить опять возобладать над ним греху, всячески подавлять сей последний и обессиливать, а направление к Богу возбуждать и укреплять. Должно сделать, чтобы такое настроение в растущем христианине росло, хотя по чужому руководству, но самодеятельно, чтобы он более и более привыкал преобладать над грехом и одолевать его ради богоугождения, привыкал так употреблять силы духа и тела, чтобы это было не работа греху, а служение Богу» (свт.Феофан Затворник, «Путь ко спасению», отд.1).

То есть, необходимо греховные, страстные чувства, в младенце, искоренять, а добродетельные возгревать и насаждать. Иными словами, надо учить младенца тому, чтобы он на искушения учился реагировать не по страсти, не по действию превородного греха, духа самости и гордыни; а старался воспитывать в себе хорошую привычку, добродетель, – верные душевные чувства, проявляемые, в момент находящих, тех или иных, искушений. Когда младенец научиться реагировать верными чувствами на находящие на него искушения, тогда он, в последующей жизни, избежит многих глупых и бессмысленных скорбей, которые находят на людей, в момент неудовлетворенности духа самости и гордыни.

Но если воспитатели (родители) не находятся в состоянии борьбы со своими греховными навыками, привычками, пребывают в неправом настрое духа, то в таком случае, все церковные средства, посредством которых они будут пытаться влиять на младенца, ничего не дадут. – «Но все эти столь крепкие ограды, эти сильные и действительные наития может разорить и лишить плода неверие, небрежность, нечестие и недобрая жизнь родителей» (свт.Феофан Затворник, «Путь ко спасению», отд.1). То есть, если родители не ведут борьбы за чистоту своих чувств и удовлетворение совести, не находятся в состоянии правильно-проходимой внутренней жизни, то не помогут в воспитании младенца никакие церковные Таинства и обрядовые действия.

Главное при воспитании детей, – это образовать их чувства, содействуя воспитанию, в них, чистоты чувств. А так же надо учить детей прислушиваться к голосу своей совести, чтобы приобретать навык к удовлетворению ее. Если кто научил своего ребенка слушать голос своей совести и стремиться к ее удовлетворению, в повседневной жизни, то он дал ему воспитателя и наставника на всю его жизнь.

Главное, для несознательного младенца и для ребенка сознательного возраста, – это приобретение чистоты чувств. Разница только в том, что воспитание несознательного младенца совершается через посредство чувств и настрой духа. А воспитание ребенка в сознательном возрасте, кроме этого, совершается еще и при помощи правильных понятий, которые доносятся через посредство разума и сознания.

Главное, – это научить ребенка видеть проявления духа самости и гордыни, и научить его отсекать этот дух, во всех его видах и проявлениях. Это и будет само-отвержением и само-отречением.

Воспитание должно совершаться не просто запретительными или карательными мерами, иначе получится такой маленький семейный лже-старец. А надо подходить с рассуждением, с рассмотрением. Исходить все такое наставничество должно из духа смирения, любви и душевной простоты. Поэтому, «кнут и пряник», строгость и снисходительность, – это средства. А цель – помочь, по чувству сострадательной любви, душе ребенка. Если средствами пользоваться неправильно, не к месту, не к времени, то вместо пользы, будет получаться вред.

Не надо стремиться просто «переломить» гордыню; чтобы самому не начать воспитывать в себе дух властолюбия, под разными благовидными предлогами, который стремиться подмять под себя, вынудить, заставить, во чтобы то ни стало. – Для этого необходимо следить за собою, чтобы не увлекаться, чтобы страстное чувство не омрачало сознания.

Поэтому, важно не просто тупо пользоваться средствами, зацикливаясь на самом процессе. А важно достижение цели. Поэтому-то, жаждущий помочь, будет всегда применять такое средство, которое наиболее содействует воспитанию, в конкретный момент времени, – помогает приблизиться к цели, а не уводит от нее. Для этого воспитателю необходимо самому очищать свое духовное око, от примеси духа самости и гордыни, от самомнения и духа самоуверенности.

О дружбе между мужчиной и женщиной

Аноним:  Доброго здоровья Вам, батюшка!
Сегодня часто звучит вопрос "Верите ли вы в дружбу между мужчиной и женщиной". Мнения разные. Вот, моя жена считает, что такая дружба возможна, но только если это друг детства или будущий, настоящий муж. Т.е. она считает, что рано или поздно дружба между мужчиной и женщиной перерастет в другое чувство, как принято нынче говорить в любовь, влюбленность. И потому женатый мужчина не должен иметь дружб с иными женщинами, кроме жены, и жена не должна иметь дружб с мужчинами, кроме мужа. Потому как иначе все это грозит изменами, потерей верности к супругу, супруге.
Каковы же верные понятия на сей счет?


О.Серафим:  Под дружбой, между мужчиной и женщиной, как я думаю, понимаются доброжелательные отношения.

Бог, при сотворении человека заложил в него естественное чувство любви. И это чувство проявляется многогранно в человеке. То есть: супружеская любовь, любовь между родственниками (братьями и сестрами), любовь между детьми и родителями, любовь между друзьями. А так же, просто любовь к людям. И все эти проявления любви обращены без различия пола, – и к мужскому полу и женскому. Когда Христос говорил о любви к ближнему или о любви к людям, то под этим подразумевалась любовь к человеку, какого бы пола он ни был, – мужского или женского.

"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Иоан.13:34).

То же самое говорили и Апостолы: "Постоянно любите друг друга от чистого сердца" (1Пет.1:22);

"Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза" (1Иоан.2:9-11).

Во всех этих изречениях и идет речь о любви к человеку, без различия пола.

И только в любви между супругами, мужем и женой, присутствует половая близость и супружеская верность. Во всех других проявлениях любви, этого нет.

Так как, все другие проявления любви, между людьми, основываются на доброжелательных отношениях, взаимопомощи, уважении и заботе. То есть, в этих проявлениях любви есть какие-либо сродные чувства, которые могут роднить людей по духу, общим интересам  или родственным связям. Или просто духовная любовь к человеку, потому, что каждый человек носит в себе образ Божий, который отображен в его душе, разумной и бессмертной.

Вот на всех таковых основаниях и возможна дружеская любовь, между мужчиной и женщиной. Но только в этой любви  должна остутствовать физическая близость, как между мужем и женой. Поэтому, в ней должна отсутствовать вольность в обращении и панибратство. То есть, это должны быть чисто душевно-духовные отношения, взаимовыручки, и не более того. При этом, естественно, что должны быть добродушно-доброжелательные отношения и воздержанность в обращении.

Во всех симпатических чувствах всегда присутствует оттенок приятности. И если кто-то увлекается этим ощущением приятности, то тогда он теряет трезвенность и ясность ума. И, идя на поводу ощущения приятности, впадает в грех. Если это между мужчиной и женщиной, то это может оканчиваться блудом. Если это в других случаях проявлений любви, то это может переходить в дерзость и вольность в обращении. И, впоследствии, приносить плачевные  результаты, – переходить в какие-либо страстные неприязненные чувства.

Поэтому, необходимо различать – приятность по естеству, которая не греховна, от сластолюбия или сладострастия, которое есть та же самая естественная приятность, проявляемая не в меру.

Приятность по естеству – она не греховна, ибо вложена Богом в человека, при сотворении человека. Она есть во всех душевных симпатических чувствах. А так же присутствует и в телесных чувствах. К примеру, когда человек замерзает, то от этого неприятность, которая является от раздражения плоти. Но разве грех в том, что человек согреется в тепле, чтобы ему не замерзнуть? Разве грех в том, что младенца одевают, чтобы он не замерз, когда холодно?

Сладострастие – это та же самая естественная приятность, но проявляющаяся не к месту, не к времени, переходящая меру. То есть, естественная приятность становится сладострастием, а отсюда и грехом, только тогда, когда она – не к месту, не к времени или без меры.

Поэтому, совсем необязательно дружба между мужчиной и женщиной может перерасти во влюбленность и блуд. Так как, все зависит от того, как будет протекать эта дружба. Но в каких-то случаях, она может и действительно перерасти во влюбленность и блуд.

Этот вопрос не имеет однозначного решения. Так как, это зависит от настроя духа, в этой дружбе.

Если приятные чувства и ощущения, при общении, являются целью в этой дружбе, то тогда она действительно может перерасти во влюбленность и закончится блудом.

Но если человек следит за своими чувствами, и не увлекается приятным ощущением, при общении, то он останавливает, внутри себя, увлечение приятным чувством и ощущением. И тогда его чувства не перейдут во влюбленность, а будут просто сохраняться дружественные отношения.

Дружба, которая ограничивается приятными чувствами и ощущениями, имеет своей целью сладострастие, и принесет плачевные результаты. Но если эта дружба свободна от сладострастных чувств и ощущений, и ограничивается только дружественным отношением, взаимопомощи и выручки, тогда она может сохраняться в чистоте.

Если при этой дружбе, между мужчиной и женщиной, кто-то из них или оба, при этом, замужем или женаты, то желательно, чтобы муж или жена тоже участвовали в этой дружбе. И некоторые вопросы этой дружбы можно просить исполнить своего мужа, по отношению к другу мужчине, или свою жену, по отношению к другу женщине. То есть, отношения, в этой дружбе, должны быть открыты для своего супруга или супруги.

Хорошо когда, при таких случаях, есть возможность просто дружить семьями.

С любовью во Христе, о.Серафим.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.