Противоречия Св.Писания. Образ Троицы в душе

Об употреблении одних и тех же слов в разном значении, и о мнимых противоречиях Св.Писания. Бог один, но в трех лицах. Образ Святой Троицы в душе человека. Об искушениях и естественных желаниях. Как понимать слова «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5)


Оглавление:
  Об употреблении одних и тех же слов в разном значении, и о мнимых противоречиях Св.Писания. Образ Святой Троицы в душе человека
  Об искушениях и естественных желаниях
  Как понимать слова «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5)


Об употреблении одних и тех же слов в разном значении, и о мнимых противоречиях Св.Писания. Бог один, но в трех лицах. Образ Святой Троицы в душе человека

Аноним:  О СУДЕ
Ап.Иоанн .5:24 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».
Верующий в Него не судится (От Иоанна 3.18)
ап.Павел "Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое” (2Кор. 5:10).
Если ап. Иоанн утверждает, что уверовавший на суд не приходит, а ап. Павел утверждает, что все идут на суд не зависимо от веры, то кто из них заблуждается?


О.Серафим: Слова «суд», «судится» употребляются в разных смыслах и значениях.

В одном случае «на суд не приходит» разумеется то, что он не будет осужден. То есть, хотя на суд он и придет, но осужден не будет, так как он был истинно-верующим по духу. А в другом случае, – «всем нам должно явиться пред судилище Христово», – речь идет о том, что независимо от своего настроя духа все предстанут перед судом, и дух каждого будет судим. – Одни не будут осуждены, а другие – будут осуждены.

Во всех подобных кажущихся противоречиях одни и те же слова употребляются в разных смыслах и значениях. Отсюда и возникают недоразумения.

Так и в нашей повседневной жизни, если внимательно проследить, то слова «суд», «судить» употребляются в разных смысловых значениях. Да и много других различных слов. – Одно и то же слово, может употребляться в разных смысловых значениях. К примеру, одни и те же слова «дух», «духовный», «слово», «материя»… и т. д., употребляются в разных смысловых значениях.


Аноним:  Ап.Иоанн "Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Ин. 5, 22).
Ап. Павел "Разве не знаете, что святые будут судить мир?" (1 Кор. 6:2)
Так кто же будет судить мир, Отец, Сын или святые? Из представленного получается, что Отец никого и не судит, но весь суд отдал Сыну, но и Сын никого не судит, но весь суд отдал святым. А святые это кто, и каким судом судить будут?


О.Серафим: Многие слова в Св.Писании говорятся снисходительно, исходя из душевного состояния слушателей. Так Христос во многих случаях говорит о себе унизительно, приспособляясь к немощи слушателей, потому что многие из иудеев, – фарисеи, законники, книжники, архиереи, синедрион, – не хотели даже слышать о том, что Он есть Бог, воплотившийся в человеческое естество, – Мессия, которого ожидали они и весь мир.

В словах «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» Христос прикровенно говорит о своем равенстве Отцу, по Своему Божественному естеству, снисходя к немощи своих слушателей из иудеев, которые гневались и раздражались на Него, когда Он говорил о том, что Он есть Бог. И так как Христос единосущен Отцу, по Своему Божественному естеству, то Он как Бог и будет судить мир. Точно так же, как и Отец, как Бог, будет судить мир. То есть, проще говоря, Святая Троица, Бог будет судить мир.

Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – это не три разных бога, вместе находящихся, и это не три разных бога, в одном существе, а это три разных лица одного и того же единственного Бога. Но только эти три лица Бога вечно в Нем есть. И они не сливаются друг с другом, не исчезают, но вечно всегда есть в одном Боге. И они не разделяются на трех богов, а все время пребывают разными лицами одного единственного Бога.
Поэтому те, которые говорят, что Троица это три бога – погрешают против Истины, так как Бог один. Имея три лица Божества, Бог один, потому что Он есть одно существо, – он имеет один Ум Божественный, а не три, имеет одну волю, а не три, имеет одно желание и хотение, а не три, имеет одно действие, а не три.
Итак, в одном Боге три Лица, как и Отец есть Бог, и Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог, однако не три бога, но один Бог.

Бог один в существе, но троичен в лицах.

Для лучшего уразумения можно взять подобие от разумной души, которую Святые Отцы называют иногда словесной силой, иногда умом, а иногда духом. Ум (душа), – это образ Отца. Слово, мысль, рождающаяся из ума (души), – это образ Сына. Дух или являющееся при этом чувство, – это образ Духа Святого. Но при всех этих трех проявлениях мы говорим, что это не три разных ума (души), а ум или душа одна. Если же кто начнет говорить об этих проявлениях ума (души), что это три разных ума (души), то мы его посчитаем за безумца. Вот точно так же должно разуметь и о Святой Троице, Боге, который троичен в лицах, но один по Своему существу.

Свт.Игнатий Брянчанинов об этом: «Образ Троицы-Бога – троица-человек.
Три лица в троице человеке – три силы его духа, которыми проявляется существование духа. Мысли наши и духовные ощущения проявляют существование ума, который, проявляясь со всей очевидностию, вместе пребывает вполне невидимым и непостижимым…
Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святаго Духа.
Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собою, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не престает рождать мысль, мысль родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденною, сокровенною в уме.
Ум без мысли существовать не может, и мысль без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.
Точно так же дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух.
Не может мысль быть без духа; существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.2, гл. «О образе и подобии божиих в человеке»).

Вот так, насколько и в какой степени это нам доступно, должно разуметь о Троице-Боге, три Лица которого неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, одного Бога.

Поэтому, сказать о том, что Сын будет судить мир, это то же самое, что сказать: Бог будет судить мир. То же самое должно разуметь и об Отце и о Святом Духе.

А в словах «святые будут судить мир» – речь идет о делах и жизни святых. Что их дела, жизнь, дух, будут, сами по себе, являться осуждением для всех тех, которые творили зло и остались нераскаянными. Так, когда один человек поступает по совести, а другой нет, то в таком случае эти поступки по совести сами по себе уже являются критериями суда поступков не по совести. Так об этом и говорит свт.Иоанн Златоуст: «Судить будут святые, не садясь и требуя отчета, но… мы осудим их тем, что мы сделали» (Толкование на 1Кор. 6:2).


Аноним:  Ап. Павел "Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости" (Тит.3:5). Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф.2:8-9)
Если мы спасены по благодати, а не по делам праведности, то как же Павел утверждает, что будем все судится по делам?


О.Серафим: Здесь речь идет о том, что спасение совершается по милости Божией, над тою душой, которая приходит в дух сокрушенный и смиренный, перед Богом, растворенный чувством упования только на одну милость Божию. Об этом Св.Писание говорит так:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6); «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс.33:19); «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19); «Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты» (Дан.3:39). Как можно поиметь смиренный и сокрушенный дух, которому полается дар Божественной благодати, без борьбы со своими страстями, проявлениями первородного греха? Никак. Для того, чтобы поиметь такой дух, для этого надо понудить себя к воспитанию его, через борьбу со своими страстями.

Человек, стремясь исполнить заповедь Божию, обнаруживает в себе грех, страсть, которые ему в этом противостоят. Чтобы победить их на законном основании, спасительно для души, он должен прийти к ощущению своего бессилия, немощи, самому исполнить ее. Отсюда, его чувство упования и надежды должно отвратится от духа самоуверенности и самонадеянности и обратиться на Бога, на Его Божественную милость.  И когда, в этом делании, человек придёт в дух сокрушенный и смиренный, перед Богом, растворенный чувством упования на милость Божию, тогда Божественная благодать снисходит в его душу, связывает грех, страсть, и исполняет, в нем, заповедь Божию, дарует спасение.

Вот и получается, что спасение даруется по милости Божией только тогда, когда человек придет в ощущение своей немощи, в дух сокрушенный и смиренный, чрез посредство деятельности, направленной на исполнение заповеди Божией. Поэтому, в Св.Писании мы и встречаем такое, как бы, кажущееся противоречие, что нужны дела, но спасение, при этом, по милости Божией. Такое кажущееся противоречие, в умах у людей, возникает тогда, когда они на это смотрят чисто внешне. Но если человек попытается опытным путем проходить правильно свою внутреннюю духовную жизнь, тогда он сам, в своей душе, ощутит то, о чем здесь говорится и придет к этим же самым понятиям.

Об этом так же, есть здесь.

Об искушениях и естественных желаниях

Аноним:  ОБ ИСКУШЕНИИ
Иакова 1:13"В искушении никто не говори: "Бог меня искушает”; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого”
Христос отвечает искушающему диаволу: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7)
Молитесь же так "И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого".
Бог предоставляет сатане полномочия на искушение Иова и определяет величину искушений.
6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. 7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. 8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. 9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? 10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; 11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя? 12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу зло, Я Господь делаю всё это (Ис.45:7).
Так всякое искушение от Бога через сатану или Бог никого не искушает согласно Иакову?


О.Серафим: Бог никого не искушает. Каждый сам искушается по той причине, что имеет сочувствие, привязанность к той или иной страсти, к духу самости и гордыни. Если бы не имел, то и не проявлял той или иной страсти, – не искушался.

А история об Иове, – это образное повествование того, что происходит в духовном мире, в виде рассказа, для простого народа. Ибо сатана не предстает пред Богом и не просит Его искушать того или иного человека. Бог только лишь попускает, за грехи людей или для большей славы Божией в праведниках, а сатана искушает.

«Посылается (сатана), впрочем, не в смысле приказания от Бога, но в смысле попущения; Писание прибегает здесь к олицетворению. Конечно, не слышит лукавый дух голоса с неба, и не одобряются его злые замыслы. Хотя природа его добрая, но воля зла, и потому не удостаивается диавол пречистого гласа. Если ты скажешь: сказал Господь сатане (1:7), то я спрошу тебя словами Давида: грешнику же сказал Бог: зачем ты проповедуешь уставы Мои и содержишь завет Мой устами твоими (Пс.49:16)? Разве голос раздался грешнику? Нет, конечно; но подобные выражения употребляются, чтобы показать, что делами, им соответствующими, Бог в таком именно смысле вразумляет недостойных. И повелел Господь большому киту (Ион.2:1). Проговорив голосом, или дав какое-либо приказание? И повеле Господь Бог червию раннему (Ион.4:7). Итак, если (Писание) выражается образно, что Бог говорил с диаволом, то из равночестия не принимай этого бесчестного и преступного намерения за восходящее к лицу Владыки» (свт.Иоанн Златоуст, т.6, «О праведном и блаженном Иове», Слово 1).

В Библии встречаются образные выражения и повествования, особенно по отношению к Богу. «Так как мы находим, что в божественном Писании весьма многое символически сказано о Боге телесным образом, – то должно знать, что нам, людям и облеченным грубою плотию невозможно иначе разуметь или говорить о божественных высоких и невещественных действиях Божества, как только посредством образов, типов и символов, нам сообразных» (преп.Иоанн Дамаскин, «Точное изложение Православной Веры», кн.1, гл.4).

Итак, это одно из образных библейских повествований, которое надо разуметь богоприлично, в согласии с учением о Боге и Божием попущении. Бог содействует только добру, но не злу. Злу Бог не содействует, а только лишь попускает твориться.

А искушается каждый потому, что ищет удовлетворения своей страсти, первородному греху. Если же он вступит в борьбу со своей страстью и не будет искать ее удовлетворения, то он и не будет искушаться. Поэтому, искушаться или нет, – это во власти человека, разумного существа.


Аноним:  Искушения Иисуса не оставляли вплоть до самой смерти - если возможно, да минует Меня чаша сия. Однако согласно ап. Иакову человек сам искушается собственной похотью, какие собственные, то есть личные похоти искушали Христа?


О.Серафим: Здесь речь идет о желаниях, которые естественны человеку по его телесной природе и не являются греховными. Желания пить, есть, спать не являются греховными, так как естественны человеческому естеству, которое имел и Христос, будучи Богочеловеком, в двух естествах, Божественном и человеческом. И если, к примеру, какой-то человек, будучи голоден или страдая от жажды, будет искушаться желанием есть и пить, то это будет не греховное, страстное желание, а естественное, так как он имеет тело. Так и Христос постился и захотел есть (Мф.4:1-2), по той причине, что Он имел человеческое естество, грубую физическую плоть, тело; и это не есть грех.

Точно так же и страх смерти, – естественен человеческому телесному естеству. Но Христос преодолел его, смиривши себя с Божественной волею, в Самом Себе: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф.26:39). Этим Христос явил то, что Он имел человеческое естество не призрачно, а на самом деле. И что Он реально, а не призрачно, терпел страдания по человеческому естеству, но «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:8).

Поэтому, в данном случае повествуется об искушениях, которые происходили не от страстей, а от естественных человеческих желаний. То есть, бывают искушения от страстей, а бывают от желаний, которые естественны человеческому естеству.

Как понимать слова «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5).

Аноним:  Как понимать слова из Св.Писания о том, что Бог наказывает детей за грехи их родителей, до четвертого рода (Исх.20:5).


О.Серафим: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5). «Иегова наказывает детей за вину отцов, не безвинных детей за преступления предков, что несогласно с Втор. 24:16; Иер. 31:30; Иез. 18:1-32, а тех детей, собственная преступность которых (“ненавидящих Меня”) коренится в виновности их отцов» (Толковая Библия Лопухина, Исх.20:5).

«Ученики спросили Его (Иисуса), говоря: «кто согрешил, он или родители его»? Странный вопрос! Как он мог согрешить до рождения? Или как мог быть наказан за грехи родителей? Каким же образом они пришли к такому вопросу? Прежде того, исцелив расслабленного, (Христос) сказал: «вот, ты выздоровел; не греши больше» (Иоан.5:14). Итак, вспомнив, что тот расслаблен был за грехи, они говорят: пусть тот расслаблен был за грехи: но что Ты скажешь об этом? Он ли согрешил? Но этого нельзя сказать, потому что он слеп от рождения. Или родители его? Но нельзя и этого, потому что сын не наказывается за отца. Таким образом, как мы, когда видим страдающее дитя, и говорим: что сказать о нем, что сделало это дитя? – этим не спрашиваем, а выражаем недоумение, так точно и ученики, когда говорили это, не столько спрашивали, сколько недоумевали. Что же Христос? «Не согрешил ни он, ни родители его» (9:3). Этим, впрочем, Он не освобождает их от грехов; не просто сказал: «не согрешил ни он, ни родители его», но присовокупил: «что родился слепым». Но да прославится Сын Божий. Согрешил и он, и родители его; но не в этом причина слепоты.
Не означает также (Христос) этими словами и того, что не этот, а другие подвергались слепоте по этой причине, то есть за грехи родителей, потому что за грехи одного нельзя наказывать другого. Если же допустим это, то должны будем допустить и то, что (слепорожденный) согрешил до рождения. Значит, как словами: «не согрешил ни он» не то утверждает, что можно от рождения согрешить и быть за то наказанным, так равно, сказавши: «ни родители его», выражает не ту мысль, что можно быть наказанным за родителей. Такое мнение (Господь) опровергает чрез Иезекииля: «живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез.18:3,2). Да и Моисей говорит: «отцы не должны быть наказываемы смертью за детей» (Втор.24:16). И об одном царе повествуется, что он потому не сделал этого (не убил детей убийц), что соблюдал закон Моисеев (4Цар.14:6). Если же кто скажет: как же написано: «наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх.20:5)? – то мы ответим на это, что это не всеобщее определение, а сказано применительно к исшедшим из Египта. Слова эти значат вот что: так как исшедшие из Египта, несмотря на знамения и чудеса, сделались хуже своих предков, которые ничего этого не видели, то их постигнет тоже самое, что постигло их предков, потому что они дерзнули на такие же преступления. А что это именно о них сказано, в том вполне уверится всякий, кто вникнет в это место» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Ин.9:1,2, Беседа 56).

«Смотри, сколько Христос предостерегал их! Он говорил: вы осуждаете отцов ваших, говоря, что не были бы сообщниками их; и этим не мало пристыжал их. Далее говорил: вы, осуждая их, поступаете еще хуже их, и это также достаточно было, чтобы посрамить их. Наконец говорит: это не останется без наказания, - и тем самым наводит на них величайший страх, напоминая им о геенне. Но так как до геенны было далеко, то Христос представляет им настоящие бедствия, и говорит: “что все сие придет на род сей” (ст. 36). С наказанием соединил Христос и величайшие бедствия, сказав, что они понесут наказание тяжелее всех; но ни от чего не сделались они лучшими. Но если кто спросит: за что же они терпят наказание тяжелее всех, я сказал бы: за то, что более жестоко и хуже всех поступают, и ничем из прежде бывшего не вразумились. Неужели ты не слыхал слов Ламеха: “Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро” (Быт. 4:24), то есть: я достоин больших наказаний, чем Каин. За что же? Ведь он не убил брата? За то, что не вразумился тем примером. То же самое говорит Бог в другом месте: “Не оставит без наказания … наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня” (Исх. 20:7,5), - не потому, чтобы кто-нибудь из них нес наказание за чужие проступки, но потому, что после многих грешников, и притом наказанных, они не сделались лучшими, но подобно им предавались греху, а потому и достойны того, чтобы им терпеть одинаковые наказания» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Мф.23:29,30, Беседа 74).

«Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына, и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим» (преп.Ефрем Сирин, т.6, «Толкование на книгу Исход», гл.20).

«Слагать грехи отцов на детей, ни в чем не виноватых, несправедливо. Это внушает и Бог чрез Иезекииля: да не будет у вас больше поговорки этой: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина" (Иез. 18, 1, 2). А чрез Моисея постановил законом: да не умрет отец за сына (Втор. 24, 16). Но как же, скажешь, написано: наказывающий вину отцов в детях до третьего и четвертого рода (Исх. 34, 7)? На это можно сказать, во-первых, то, что это приговор не всеобщий, сказанный не обо всех, а только о тех, которые вышли из Египта. Потом смотри и на смысл приговора. В нем не говорится, что дети наказываются за грехи, совершенные отцами, но что наказания за грех отцов переходят и на детей, когда дети совершали такие же грехи. Чтобы вышедшие из Египта не подумали, что они не будут наказаны тем же, чем отцы их, хотя бы согрешили и хуже их, говорит им: нет, не так; грехи отцов, то есть наказания, перейдут и на вас, потому что вы не сделались лучшими, но совершили грехи такие же, и даже худшие» (блаж.Феофилакт, Толкование на Ин.9:1,2).

С любовью во Христе, о.Серафим.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.