О рассеянии народов, впадении в язычество, и ниспровержении Библейской веры. О фильме «Дух времени». Против восстающих на наименование «раб Божий», о гордыни, дерзости и душевном сладострастии

Оглавление:
  О рассеянии народов, впадении в язычество, и ниспровержении Библейской веры
  О фильме «Дух времени»
  Против восстающих на наименование «раб Божий», о гордыни, дерзости и душевном сладострастии


О рассеянии народов, впадении в язычество, и ниспровержении Библейской веры

Аноним: Здравствуйте! У меня есть вот такие вопросы: Как получилось так, что разные народы остались жить на разных материках Америка, Австралия, уже не считая разнообразные острова типа Новой Зенландии.. При этом они все я так понимаю являются потомками Ноя.
Но кто из них реально знал что либо о своих праотцах? Почему вся эта история была донесена только через Моисея, а остальным народам, племенам об этом ничего не известно? Кто из этих народов, скажем до открытия Америки пришел к религии хотя бы примерно похожей на Христианство? Это искушает.. Кажется, что вся эта история Ветхого Завета просто придумана евреями в очень древние времена.


О.Серафим:  «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11:1-9).

Как видим, Св.Писание, по этому поводу ясно говорит, что Господь соделал так, что люди стали говорить разными языками: «один не понимал речи другого». Итогда, «рассеял их Господь оттуда по всей земле».Вот так люди и оказались в разных частях света.

После потопа мог быть один единый материк, который впоследствии разделился образовав различные материки, поэтому люди и оказались на разных материках. А могло быть и так, что, после потопа, это сразу были различные материки, а Господь рассеял людей, в том числе и по различным материкам, – естественным путем.

***

 «Предание о потопе распространено по всему земному шару и самая распространенность эта служит сильным подтверждением его исторической достоверности. Следы его в той или другой форме мы встречаем у народов всех частей света, хотя и с видоизменениями, объясняющимися влиянием местных условий и своеобразных воззрений различных народов. В Индии Ману спасается от потопа в корабле, который он построил по предсказанию рыбы, и по выходе из корабля совершает образцовую жертву. В Персии Йнма спасается от потопа в огороженном саду на вершине горы, где вместе с ним спаслись и представители всего живущего на земле. Известие об окончании потопа принесено ему птицей каршиптой. В Греции было два предания о потопе: в Беотии спасся от потопа в корабле Огигес, древний царь беотийский, сделавшийся родоначальником послепотопного человечества, а в Фессалии — Девкалион и Пирра, корабль которых остановился на Парнасе. В Египте, где наводнение считалось благодеянием, так как от него зависело благосостояние страны, предание о потопе изменено было в том смысле, что нечестивый род человеческий наказан был язвой, истребившей его весь, за исключением немногих лиц, сделавшихся родоначальниками нового человечества. Жертвоприношение спасшихся людей и обещание богов не губить впредь человеческого рода ясно указывает на то, что под этим преданием разумеется именно видоизмененное сказание о потопе, тем более, что и главный действующий в этом событии бог (Нун, Ну) имеет звуковое сходство с именем Ноя. В Америке, именно в Мексике, предание о потопе весьма близко подходит к библейскому. Мексиканский Ной — Кокс-Кокс спасся с своею женою на корабле; для удостоверения в состоянии земли он выслал коршуна, который не возвратился; но затем посланная колибри принесла ему ветвь с распустившегося дерева, которая и засвидетельствовала об окончании потопа. У жителей островов Фиджи существует предание, что их острова вскоре после заселения их были потоплены и все жители погибли, но боги выслали две барки, на которых и спаслось восемь человек.

Но самое сходное с библейским сказанием предание халдейское. Оно давно уже было известно в передаче его вавилонским жрецом Берозом, жившим в III веке до Р.Х.; но так как можно было подозревать, что Бероз, как писавший по-гречески и в столь позднее время, мог привнести в свой рассказ и черты, заимствованные из Библии, то ему и не предавали должного значения до последнего времени, когда открыт был халдейский подлинник этого предания.

Именно при разборе найденной в развалинах Ниневии библиотеки известного царя Ассирии Ассурбанипала английский ученый ассириолог Джордж Смит нашел и прочитал большую поэму, в которой 11-я песнь и содержит повествование о потопе. Поэма найдена в трех копиях с обозначением, что они сделаны с древнейшего подлинника (от XVII века до Р.Х.) и, таким образом, свободны от посторонних влияний. Герой поэмы некий Издубар, которому его предок Ксисутр, десятый из первобытных царей (Ной — десятый из патриархов), рассказывает о том, как он спасся от потопа. Когда боги решили погубить развращенный род человеческий, то бог воды Нуа (рыбообразный) повелел Ксисутру построить корабль в 600 локтей в высоту и ширину, взять с собою своих семейных, слуг мужских и женских и все, что было необходимо для семени жизни, и войти в этот корабль. В рассказе подробно описывается, сколько пошло материалов на построение корабля, сколько запасено было провизии. Когда Ксисутр вошел в корабль и затворил за собою дверь, то открылись все источники бездны, полились дожди, продолжавшиеся шесть дней и шесть ночей, и всякая жизнь на земле погибла. Корабль остановился на горе Низир. В седьмой день Ксисутр открыл окно и выпустил голубя, но он возвратился, не найдя сухого места на земле; возвратилась и выпущенная ласточка, но выпущенный затем ворон остался на трупах и тем дал знать о прекращении потопа. Совершенное по выходе из корабля жертвоприношение было угодно богам и они обещали никогда впредь не губить рода человеческого потопом. — Несмотря на отдельные черты различия, мы сразу видим, что здесь рассказывается о том же самом потопе, о котором повествует Библия. Это как бы лишь другая редакция того же самого рассказа, но уже носящая признаки потемнения и извращения и, что важнее всего, всецело проникнутая политеизмом, между тем как в Библии сказание является во всей своей первоначальной чистоте и истинности.

В общем, все эти предания, подтверждая истинность библейского повествования о потопе, доказывают вместе с тем, что все теперь населяющие землю народы произошли именно от одного родоначальника или его сыновей и, таким образом, составляют одну нераздельную общечеловеческую семью, имеющую одного Отца небесного» («Библейская история Ветхого Завета», А. П. Лопухин).

***

«Известно, говорят, что Америка совершенно отделена от старого света морями, и до 15-го века оставалась неизвестной обитателям этого света. Между тем, когда в 15 веке она была открыта Колумбом, то найдена довольно населенной. Откуда же происходят коренные американцы, если они не имели у себя особого родоначальника, одного из многих?" Но ныне не подлежит более сомнению, что о существовании Америки знали и древние, как видно из свидетельств Платона, Диодора Сицилийского, Плутарха, Иосифа Флавия, Вергилия, Плиния, Сенеки, святого Климента Римского и других. Доказано также, что за много веков до Колумба Америку не только знали, но и посещали Финикияне, Египтяне, Карфагенцы, Китайцы, Татары, Камчадалы, Коряки, Калмыки, Скандинавы, и нередко основывали в ней колонии. Обозначают даже сами пути, по которым весьма легко могли сообщаться с Америкой жители старого света, указывая то на узкие проливы, каковы: Куков, Берингов, еще и ныне запросто переходимый и переплываемый Чукчами, когда они вступают в войну (а это бывает почти ежегодно) с жителями северо-восточных берегов Америки; то — на цепь островов, которая простирается непрерывно от Камчатки до полуострова Аляски в северо-западной Америке, и т. под. Наглядным же доказательством того, что жители Америки не суть аборигены, а переселились с нее из старого света, служат доселе сохранившиеся между ними многие верования и обычаи народов Азии и Европы, — например: предание о всемирном потопе, о спасении во время его одного только семейства, обрезание младенцев, соблюдение субботы, празднование юбилея в каждый пятидесятый год; также храмы и башни вавилонской архитектуры, знаки татарского зодиака, физиономии Калмыков, нормандские руны, наречия Коряков и т. под.» («Православно-догматическое богословие», архиеп.Макария, т.1, §78).

***

По причине впадения в различные страсти и развращения нравов, народы постоянно впадали в язычество. – Начинали обожествлять природные стихии, силы природы, солнце, луну, различные творения Божии, придавая им божеские свойства. Вот и в наше время, происходит то же самое, когда пытаются ниспровергнуть Библию и историю христианства, насаждая, вместо этого, то же самое древнее язычество, за впадение в которое Господь и наказывал народы.

А в наше время, произошло оязычивание христианства, через развращение нравов, разжигание человеческих страстей и возрастание гордыни общечеловеческой.

Это ниспровержение христианства и Библии, которое пытаются совершить неоязычники, на самом деле на руку дьяволу и тому же мировому жидовству, талмудистам. Так как, они, по своей сути, едины в своих верованиях с язычниками и поклонниками сатаны. Ведь талмудисты (новозаветные иудаисты) отвергли  Бога, сотворившего весь видимый мир и невидимый, к покорности и верности Которому призывает вся Библия, и подменили Его дьяволом. О чем и сказал им Христос: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан.8:42,44).

И потому, неоязычники, воюющие против христианства и Библии, под предлогом борьбы с еврейством, действуют в угоду мировому жидовству, талмудистам, ибо и они, точно так же, против истинного Бога и Христа, распятого на кресте. Ибо бог и отец новозаветного иудаизма (талмудизма), как сказал Христос, «диавол» (Иоан.8:42). Поэтому, они и ведут весь мир к своему мессии (машиаху), которым будет антихрист, – человек, в которого вселится сам сатана, выдающий себя за Бога. А через различные языческие культы, сатана и обольщал народы. Поэтому, неоязычники, вместе с талмудистами, поклонятся ему и признают его за своего бога, так как в нем будет действовать тот же самый сатана, который действовал в языческих культах и в новозаветном иудаизме-талмудизме.

***

Для того, чтобы ниспровергнуть библейскую историю, для этого понадобится ниспровергнуть все христианство и всех святых. Ведь написано великое множество всеразличных исследований, в том числе и научных, а так же археологические находки, которые подтверждают все то, что есть в Библии.

Поэтому, для того, чтобы отвергнуть Библию, как выдумку человеческого разума, придется тогда отвергнуть и все эти изыскания и исследования, бывшие на протяжении веков, назвав все это выдумками. И все народы, которые признавали Библию, а так же и весь период христианства, – назвать заблудшими. И только теперь, мол, пролился свет, через неоязыческих и атеистических мудрецов, которые принесли человечеству «свет истины». Остается только создать новые культы. А после смерти, выдающихся из этих мудрецов, построить им саркофаги, и всем народам ходить к ним на поклонение (подобно культу Ленина), как к светочам пути истины, для всех народов. И тогда опять начнется возрождение неоязычества.

Все это уже недавно было, в период Советской власти, – иллюзия коммунизма. Это все та же самая древняя идея, – создание рая на земле. Ради этого и придет антихрист, и всех, одураченных этой идеей и фанатиков одержимых этой иллюзией, приведет к погибели.

О фильме «Дух времени»

Аноним:  Здравствуйте отец Серафим. Я услышал в ваших беседах что вы видели фильм дух времени, вы не могли бы прокомментировать первую часть фильма то есть первые 30 минут. Например, там говорят что до Христа были очень подобные личности "гор, атис, кришна, дианис..." Или то что созвездия, три звезды и сириус создают 25 декабря прямую линию указывая на солнца и то что очень много связано с астралогией, там очень много подобных вещей и даже очень есть интересных. Батюшка как это искушение понимать? Почему так узко связано с космосом, с временами года и даже с язычеством и другими религиями... Я пока с фильма понимаю то что Бог есть! Вся природа создана разумно и причём с нами связана. Но почему ещё есть связь с язычеством, и с некоторыми другими религиями? Разве может дьявол так вмешаться? Или может просто немного обманывают? Спасибо заранее.


О.Серафим: Одно дело – это астрология, а другое – астрономия.

Астрономия – это наука о звездных телах, а так же, и об их физическом влиянии на какие-либо земные явления. К примеру, приливы и отливы, которые связаны с новолунием и полнолунием. Сажание растений в определенное время года и лунный цикл. Такие и подобные явления являются чисто физическими явлениями, действующими по законам, которые заложил Бог в материальный мир, во вселенную. Раньше народы подмечали наиболее физически благоприятные времена для сажания растений, и других каких-либо дел. И это зависело от действия определенных физических законов, установленных Богом, при сотворении мира, и которые подмечались народами, в течение веков. Хотя сейчас, в связи с изменениями в экологии, многие законы не действуют или действуют в иное время, нежели раньше.

Некоторые христианские святые занимались астрономией. К примеру, свт.Феофан Затворник. Астрономия, как наука, никогда не отвергалась христианством. Это видно из описаний преп.Иоанна Дамаскина, в книге «Точное изложение православной веры», глава 20-я и 21-я.

А астрология – это уже не наука, а один из разделов языческих религиозных верований. Поэтому, астрологию Церковь отвергала всегда, как ложное учение, которое внушает человеку ложное понятие о судьбе человека и зависимости его нравственности от знаков зодиака. То есть, если ему, по знакам зодиака, быть бандитом, то он от этого уже никак не избавится. Такое понятие исключает свободу произволения в нравственном отношении и выборе. Это чисто механическо-магическое верование. Но христианство, как раз, говорит о том, что человек имеет свободное произволение в нравственном отношении, свободу выбора между добром и злом. Поэтому, быть или не быть ему бандитом зависит не от знаков зодиака, а от его свободного произволения. И т.д., и т.п.

А в первой части этого фильма, где речь идет о религиях, все смешано в одну кучу.

Различные схожие предания, сохранившиеся среди верований различных народов, свидетельствуют только лишь о том, что источник их один; но только они претерпели незначительные изменения, в которых отразились уклонения этих народов от богооткровенной религии, которая была дана через Адама, Сифа, Ноя и его сыновей. О самой истине этого предания и идет речь в Библии. К примеру, предания о потопе (об этом смотри выше).

И так, многие другие предания, среди народов, являются похожими на те или иные библейские события. Это, как раз, и является свидетельством и подтверждением того, что начальным источником этих преданий, в религиях этих народов, являются события, описываемые в Библии. Это свидетельствует о том, что эти народы, изначально, знали эти библейские события. Но, с течением времени, по причине утраты богооткровенной религии и впадения в язычество, они интерпретировали эти события, в связи уже со своими религиозными верованиями. Поэтому-то, мы и встречаем у этих народов видоизмененную библейскую версию, того или иного события, о котором повествуется в Библии.

А в первой части фильма «Дух времени» все это сознательно извратили, придавши этому совсем иной смысл. О том, что христианство и Христос являются мифом, как утверждают авторы, в первой части этого фильма, говорили атеисты советского периода времени, под руководством мирового жидовства. Кому выгодно навязать всему миру то понятие, что христианство и Христос, распятый на кресте, есть миф? – Новозаветному иудаизму, мировому жидовству, которое всегда ненавидело христианство и Христа, и до сих пор ведет борьбу против Христа, распятого на кресте, пытаясь подменить Его своим машиахом-антихристом, выдавая его за Мессию-Христа, современным христианам и всему миру. Это и свидетельствует о том, что заказчиками этого фильма являются они. Современное неоязычество, подобно советскому атеизму, расцвело только потому, что его покровителем является мировое жидовство, ведущее весь мир к антихристу. Современное неоязычество играет на руку мировому жидовству, пытаясь уничтожить христианство. Для этого используется дезинформация, через посредство которой христианство пытаются представить одним из течений новозаветного иудаизма, а библейского Бога за сатану.

Но христианство всегда было против новозаветного иудаизма, ведущего весь мир к антихристу. Новозаветные иудаисты всегда способствовали уничтожению христиан. Начиная с первых веков христианства, они, при помощи язычников, через посредство клеветы и дезинформации, уничтожали христиан. И сейчас, в наше время, происходит то же самое, – они к этому делу подключили и неоязычников, под благовидным предлогом борьбы с жидовством. Ведь настоящее талмудическое жидовство действительно против истинного Бога, изображенного в Библии. Оно, как раз, одного духа с неоязычеством. Похоже, что, под видом борьбы с жидовством, неоязычество помогает направить эту борьбу в иное русло, выгодное новозаветному иудаизму, настоящему талмудическому жидовству.

***

А так же, вот некоторые выдержки, с исторической точки зрения, опровергающие некоторые утверждения фильма «Дух времени»:
«В своих рассуждениях о восточных культах авторы сценария ссылаются лишь на труд не ученого с признанным мировым авторитетом, а английского любителя египтолога самоучку Джеральд Месси (1828-1907). Он в первую очередь был поэтом и писателем, он очень увлекался спиритуализмом и мистикой. Первые его поэмы и художественные книги были изданы в середине 19 века и не имели особого успеха. В дальнейшем автор увлёкся вопросами религии, мистики и египтологии, много работал в архивах и ни разу не был в Египте, но написал три книги на эти темы, а именно: «The Book of the Beginnings», «The Natural Genesis», и «Ancient Egypt: The Light of the World». Хочется отметить, что в то время интерес к Египту в обществе спал, и книги по египтологии имели успех в узком кругу мистиков того времени. Хотя в области востоковедения и египтологии в частности существуют общепризнанные ученые как зарубежья, так и российские. Среди них: крупнейший французский египтолог Гасто Камиль Шарль Масперо (1846-1916), Джеймс Генри Брэстед, Адам Хендерсон Гардинер, Жан Франсуа Шампольон, Б. Н. Тураев, В. В. Струве. Кроме того Дж. Месси был приверженцем религии «неодруидизм» и даже возглавил это движение в 1880-м. Именно это и приоткрывает нам использованные автором фильма совершенно ложные и научно неоправданные ассоциации пронизывающие фильм. Гора (а затем и Христа) ассоциировали с солнцем, зимнее солнцестояние – со смертью Христа и его последующим воскресением.

а) Доказательства сходства богов многих религий со Христом основываются на довольно спорных и противоречивых источниках.

Фильм начинается с краткого обзора истории поклонения Солнцу и его отношения к Зодиаку, с использованием созвучных с библейскими фраз для того, чтобы подготовить Вас для совершенно неверных выводов, которые следуют далее. Вот одна из фраз: Солнце "God's Sun (созвучно с "son", что в переводе "Сын"), the light of the world (свет мира), and the savior of humankind (спасителя человечества)". Всё это делается для того, чтобы выстроить ложные ассоциации в Вашем уме.

Автор сознательно манипулирует фактами и пытается создать образ Хороса, как Бога Солнца и борца со Злом и Тьмой. Зачем ему это?, – спрашивает один из аналитиков фильма «Дух времени». Прежде чем ответить на этот вопрос, мы всё же кратко покажем, что авторы фильма действительно самым принципиальным образом искажают религиозные представления древних египян.

Первым фальсификатом является ассоциация бога Хора с богом Солнца Ра – верховным божеством Египта. Автор фильма не начинает свою речь со слов «по одной из версий Гор – бог Солнца ...» он говорит прямо: «This is Horus. He is the Sun God of Egypt of around 3000 BC». Однако Хор, или Гор – это не бог Солнца, а покровитель Нижнего Египта и просто небесное божество. Гор в представлениях древних египтян являлся праправнуком бога Солнца Ра и считался его оком.

Авторы фильма утверждают, что «из древних иероглифов Египта мы многое узнаем о солнечном мессии. Например, Гор, будучи сыном, или светом, имел своего врага под именем Сет и Сет был персонифицированной тьмой или ночью».

Однако термин «мессия» происходит от еврейского слова Мошиах, которое означает «Помазанник». И это слово и даже понятие не было известно в Древнем Египте. Божество Сета в древнеегипетской мифологии либо дядя, либо брат Гора. И Гор, не был послан Сетом в преисподнюю после длительной битвы, как считают авторы «Духа времени». Сет в египетской мифологии побеждает и умерщвляет отца Гора бога Осириса. Он же становится царем умерших. А согласно одной из версий древнего мифа Гор становится наследником Осириса и богом живущих. Само имя божества «Гор» означает чаще всего «высота», «небо», но никак не спаситель.

Неверным является утверждение авторов фильма о том, что Изида – мать Гора была девой, как и Мария Дева. Точное имя Изиды – Асет, что в переводе с египетского означает «трон» (Oxford Encyclopedia, vol 2, "Isis" p. 188)

В действительности она не была девой, ибо зачала Гора обычным путем через брачное ложе. Об этом свидетельствуют древнеегипетские папирусы и храмовые надписи, которые мы приводим на английском языке: anything: "[Osiris was] revived enough to have an erection and impregnate his wife" (Lesko, p. 162); "After having sexual intercourse..." (Dunand / Zivie-Coche, p. 39); "revivified the sexual member of Osiris and became pregnant by him" (Richard Wilkinson, p. 146); "revive the sexual powers of Osiris" (Pinch, p. 80).

Не были девами и матери богов Аттиса и Кришны. Первый родился от Кибелы и Зевса (в виде ореха), а мать второго принцесса Девака имела семерых детей. Кришна был ее восьмым сыном. Не была девой и мать Диониса, бога виночерпия, Симелла. Дионис согласно греческой мифологии родился от Зевса и Симеллы. Митра, согласно фригийским источникам, родился из скалы.

Ничего не говорят источники по египетской религии о том, что «рождение Гора сопровождалось явлением звезды на востоке», и что «к нему для поклонения как новорожденному спасителю приходили три царя». Как в принципе и Евангелие сообщает нам не о поклонении трёх царей Богомладенцу Христу, а трёх волхвов-мудрецов.

б) Не существует никаких совпадений языческих праздников с датой рождения Иисуса Христа. Сам праздник Рождества Христова своим появлением обязан не языческим и не ветхозаветным праздникам, а апостольской традиции Римской Церкви, основанной трудами апостолов Петра и Павла, которые в 64г. мученически закончили свой земной путь в столице ойкумены. В Латеранской базилике Рима до сих пор хранятся святые мощи-останки этих апостолов – их головы, которые, как величайшая святыня, хранятся в особом ларце над балдахином главного алтаря базилики.

Об этом праздновании дня Рождества Христова в Римской Церкви имеется достоверное свидетельство свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского: «Я могу привести три доказательства, из которых мы вполне узнаем, что в это именно время родился Господь наш Иисус Христос (т.е. 25 декабря по Юлианскому календарю), Бог Слово. Из этих трёх доказательств одно состоит в том, что этот праздник везде так скоро сделался известным, достиг такой высоты и прославился». Вторым доказательством является указание на рождение Христа в правление Августа Римской империей и проведенной им переписи. «Отсюда видно, что Христос родился при первой переписи. А из древних кодексов, публично хранящихся в Риме, всякий желающий может с точностью узнать и время этой переписи. Что же, скажут, до этого нам, которые и теперь не находимся там и ранее не были? Выслушай и не сомневайся, потому что мы приняли этот день от тех, которые в точности знают это и живут в том городе, обитающие там, празднуя его издавна и по древнему преданию, теперь переслали сведение о нем и нам. И евангелист не без цели означил время (Рождества Христова), но дабы сделать явным и известным для нас и самый день и показать домостроительство Божие. И Август не произвольно и не сам от себя издал тогда такое повеление, но потому, что Бог подвигнул его душу, дабы он, хотя невольно, послужил явлению Единородного» (свт. Иоанн Златоуст, т. 2, кн.1, «Беседа в день Рождества Христова»).

Этот праздник приходился на смену многим языческим праздникам, посвященным дню зимнего солнцестояния. Так считают авторы сценария фильма. Однако это не является аргументом в пользу языческого происхождения праздника Рождества Христова. Да, действительно, на Востоке вплоть до второй половины 4 столетия Рождество не праздновалось, а только день Светлого Христова Воскресения. Хотя он и сменил праздник ветхозаветной Пасхи, но последняя лишь была прообразом избавления человеческого рода из плена и рабству дьявола.

Тем не менее, и рождение и бога Гора, с которым пытаются ассоциировать Христа, согласно египетской мифологии и египетскому календарю выпадает на египетский месяц Khoiak, который больше соответствует ноябрю.

Ни у Гора, который был сам ученик бога Тота. Ни у Митры, ни у Диониса не было 12 учеников, как утверждают авторы фильма «Дух времени». Митра, например, иногда лишь изображается в окружении 12 знаков Зодиака. И ни в одном из древних текстов не имеется каких-либо упоминаний о том, что Митра кого-то учил.

Так же как нет ни одного из свидетельств о распятии и реальном воскресении Гора, Митры, Кришны, Аттиса и других языческих богов.

в) Что касается действительно встречающихся в дохристианскую эпоху некоторых ритуалов и символов схожих по внешней форме с христианскими, то в этом нет ничего удивительного. Св. мученик Иустин Философ, который во времена императора Марка Аврелия из-за активно распространявшихся слухов, домыслов и нелепостей о христианах среди знатных римлян, был вынужден на имя императора Антонина Пия и Марка Аврелия написать обширные апологии в защиту христианства. В них он описывал происхождение христианства, указывал на Христа и прокуратора Понтия Пилата, как на личности, исторически известные императорам, а также на факт распятия Христа и т. д. Он же объясняет и причины существования в язычестве некоторых сходных религиозных ритуалов. По общему взгляду многих христианских апологетов и святых Отцов, прекрасных знатоков античности, языческий мир не был совсем оставлен Богом. В нем были рассыпаны некие «семена Божественного Логоса». Главное, на что обращает внимание, например, христианский апологет св. Иустин Философ, – отношение Логоса-Сына к роду человеческому. По мысли св. Иустина, именно этому Логосу, т. е. «Христу, Первородному [Сыну] Бога, причастен весь род человеческий». Поэтому «жившие по Логосу» или «вместе с Логосом», даже если они и считались за «безбожников», были как бы «христианами до Христа». Среди эллинов таковыми являлись Сократ, Гераклит и другие философы, честно взыскующие Истину; среди «варваров» подобными «христианами до Христа» были Авраам, Анания и иные ветхозаветные праведники. Наоборот, «жившие вопреки Логосу» или «без Логоса» являлись «врагами Христовыми» и преследователями «живших по Логосу» (1Апол. 46, 2-4). Следовательно, в глазах св. Иустина наилучшие представители эллинского любомудрия в определенной степени, т. е. через сопричастие Логосу-Христу, были равны ветхозаветным святым. Кроме того и в самом человеке не был уничтожен образ Божий, который выражается в свободе произволения, творческих и мыслительных способностях. К тому же в человеке жил «божественный голос» – совесть.

Другую причину появления этих внешних религиозных обрядов в язычестве видели в некоем коварстве дьявола, который, по выражению блаж. Августина, является «обезьяной Бога». Св. муч. Иустин Философ, основатель римской христианской философской школы говорил, что дьявол этими приемами имитации христианских обрядов пытался отвлечь людей от истинной веры – христианства.

Это одно из возможных объяснений присутствия даже в языческих культах каких-то сходных внешне элементов: омовения, погружения в воду, использование в мистериях, например митраизма, вина и хлеба, и т.д. Известный современный востоковед-религиовед Клаусс относительно использования вина и хлеба на так называемых общих трапезах языческих религий пишет: «Не может быть никаких сомнений в том, что христианские апологеты были совершенно правы, говоря о важности еды в культе Митры... Ритуальная еда была возможно простым компонентом регулярных общих трапез. Такое принятие пищи обычно составляло существенную часть религиозного собрания; вкушение пищи и питье вместе создает общину и делает видимым факт того, что те, кто принимают участие в этой трапезе являются членами одной и той же группы» (Clauss, The Roman Cult of Mithras, pages 109, 112-113, emphasis added). Однако никогда в языческих мистериях митраизма или орфиков вкушение хлеба и вина, а чаще воды, никогда не понималось как соединение непосредственное с Божеством.

Поэтому мы с уверенностью можем констатировать факт сознательного, и возможно преднамеренного искажения религиозного мировоззрения древних народов в фильме «Дух времени», существенным образом противоречия излагаемого в фильме материала по религиоведению тем древним памятникам по истории и культуре Древнего Востока, которые составляют основные первоисточники для таких направлений исторической науки как востоковедение и антиковедение.

Кроме того, одной из главных принципиальных и фактологических ошибок авторов фильма – это утверждение о древности символа Зодиака. Древние цивилизации Египта и Месопотамии не имели представлений о Зодиакальных созвездиях. В Древнем Египте звезды сгруппированы в 40-47 созвездий, а в мифологии доминирует культ Солнца Амона-Ра, а также персонифицированные культы различных звезд и планет солнечной системы. Также и у древних шумеров культ звёзд не играет какой-то существенной роли.

Первое упоминание о выделении зодиакальной зоны в письменных источниках Вавилона содержится в серии клинописных табличек «Мул Апин» (MUL.APIN— созвездие Плуга), датируемых концом началом VII веков до н.э.: в этих текстах перечисляются 18 созвездий на «пути Луны» и указывается, что Солнце и пять планет перемещаются по этому же пути, а также выделяется группа приэкваториальных (и, соответственно, близких к эклиптике звёзд). В VII-VI веках до н.э. число делений зодиакальной зоны было удвоено, т.е. зодиак разделён на 36 участков по 10°.

Зодиакальная вавилонская система служила также и системой небесных координат: эклиптические долготы светил отсчитывались в пределах зодиакального участка от его западной границы к востоку.

Видимое годовое движение Солнца по небесной сфере и зодиакальная зона. Пересечение эклиптики (красный цвет) и небесного экватора (голубой цвет) – точки равноденствий.

Понятие о Зодиаке формируется лишь в Вавилоне в так называемый нововавилонский период (626—538 до н. э.). А окончательное формирование круг Зодиака получает лишь в эпоху классической Древней Греции (5-4 вв. до н.э.), период расцвета в Греции астрономии, геометрии и философии, и после завоеваний Александра Македонского.

Поэтому Зодиак – не древний символ. Очевидно, что, как элемент астрологии, он ранними культурами не использовался. Попытка соединения креста и круга в нечто, напоминающее кельтские символы, например, едва ли свидетельствует об осознании дозаветными (даже не дохристианскими!) культурами сакрального смысла знака. Крест сакрален, потому что прибор для добычи огня похож на крест. Потому и свастика в разных культурах сакральна – она напоминает инструмент, приносивший огонь (тепло, свет). Расчеты, допустим, вавилоняне уж точно проводили не по зодиаку, которого и не было тогда, а по конкретным звездам.

Однако даже широкое использование формы креста в некоторых языческих религиях говорит не столько о языческом происхождении этого символа, сколько о том некоем мистическом ожидании религии Креста, которая придет на смену язычества. Кстати именно для такого взгляда на крест мы имеем в синкретическом египетском культе Сераписа. В Александрии был выстроен очень известный большой храм Сераписа в котором находилось много изображений креста. И имеется достоверное историческое повествование о том, после разрушения в 391г.

Приведем в качестве примера интересную заметку в «Церковной истории» Руфина Аквилейского (кн.2 (11), гл.29): «В Александрии же случилось также, что символы Сераписа, которые были в каждом доме на стенах, при входе, на дверях и окнах, все оказались стерты и выскоблен...А вместо них на дверях, входах, окнах, стенах и колоннах появился знак Господнего Креста. Когда те язычники, которые остались, увидели, что случилось, они стали утверждать, что знаки появились для напоминания о великом деле из предания, издавна передаваемого у них. говорят, что этот знак нашего Господнего Креста египтяне имели среди тех знаков, которые называются иероглифами, то есть жреческими письменами, и этот знак является одной из всех, что у них были, буквой. Они объяснили, что эти надписи на их языке означают «будущая жизнь»».

А известный церковный историк Сократ Схоластик, современник событий в Александрии при императоре Феодосии Великом сообщает: «При разрушении и очищении Сераписова храма найдены в нём вырезанные на камнях так называемые иероглифические письмена, между которыми были знаки, имевшие форму крестов. Увидев такие знаки, христиане и язычники, те и другие усвояли их собственной религии. Христиане утверждали, что они принадлежат христианской вере, потому что крест считали знамением спасительных Христовых страданий, а язычники доказывали, что такие крестовидные знаки общи и Христу, и Серапису, хотя иное значение имеют у христиан и иное – у язычников. Между тем как происходил этот спор, некоторые, обратившиеся к христианству из язычества и понимавшие иероглифические письмена, истолковали те крестовидные знаки и объявили, что ими обозначается будущая жизнь. По сему объяснению, христиане еще с большей уверенностью стали относить их к своей религии и превозноситься перед язычниками. Когда же из других иероглифических письмен открылось, что в то время, как явится знак креста, означающий новую жизнь, храму Сераписа придет конец, тогда весьма многие язычники обратились к христианству, исповедали грехи свои и крестились. Это-то слышал я о тех крестовидных начертаниях. Не думаю, однако, чтобы египетские жрецы, начертывая изображение креста, могли знать что-либо о Христе, ибо, если тайна его пришествия в мир, по слову Апостола (Кол. 1, 26), была сокровенна от век и от родов и неизвестна самому начальнику злобы дьяволу, то тем менее могла она быть известна служителям его – египетским жрецам. Открытием и объяснением этих письмен промысел соделал то же, что прежде явил на апостоле Павле, ибо и сей, умудренный Духом Божиим Апостол таким же образом привел многих афинян к вере, когда прочитал начертанную на храме надпись и приспособил ее к своей проповеди» (Сократ Схоластик. Церковная история. Кн.5, гл. 17. «О найденных в храме Сераписа иероглифических надписях»).

Скорее всего речь идет о действительно распространенном в заупокойном египетском культе Осириса, где употреблялся символа креста – Анх (crux ansata). Он как правило изображался в руке одного из божеств.

В христианстве Крест несёт уже иной смысл – это символ спасения, который сообщает верующему божественную освящающую благодать. «Он есть щит и оружие, и памятник победы над дьяволом. Он есть печать, чтобы не коснулся нас Ангел погубляющий (Исх. 12, 23)... Он есть для лежащих восстание, для стоящих утверждение, для немощных опора, для пасомых жезл..., спасение души и тела, отражение всяких зол, виновник всяких благ, истребление греха, растение воскресения, древо вечной жизни» (преп. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры», гл.84).

Теория же происхождения культа Христа от древневавилонского культа Зодиака: крест в Солнечном диске – Крест и Христо-Солнце, 12 созвездий Зодиака – 12 апостолов является слишком надуманной и даже наивной. Так же в принципе надуманным и откровенно ненаучным является утверждение о Зодиакальном круге, как древнейшем символе…

Итак, авторы фильма, претендуя на «уникальный анализ», который предполагает правильное и точное изложение фактов и соответствующие выводы. Как мы видели выше – на самом деле, что касается попытки рассматривать христианство как религию лжи и выдумки, как средство манипуляции человеческим сознанием, ведет самую грязную пропаганду с помощью фальсификации истории религий, искажении религиозных доктрин.

Нельзя не согласиться с мнением одного из зрителей этого фильма: «То, что фильм заставляет задуматься – это факт и это хорошо. В фильме прекрасно показано торжество несправедливости, эгоизма и бездумья в современном мире. Но проблема в том, что возбуждая мозг и открывая человеку глаза одними истинами, он в то же время вливает в него гремучую смесь безбожия и революционизма, упакованную в обёртку "гуманизма и всеобщей любви"».

http://apologet.spb.ru/prochee/kriticheskiy-analiz-1-chasti-kinofilma-du...

Против восстающих на наименование «раб Божий», о гордыни, дерзости и душевном сладострастии

Аноним:  Появилось представление, что нельзя говорить о себе «раб Божий».
Что такое изречение оскорбительно для Бога (Бог Отец). Но ведь «раб Божий» означает свободу от рабства страстей, первородного греха, стихий мира, духовной слепоты, служение Духу истины («Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода»).
Изречение «раб Божий» говорит о смирении христианском (о спасительном душевном настрое). Евангельская заповедь: «говорите: мы рабы ничего нестоющие». Что вы скажете об этом?


О.Серафим:  Такое понятие исходит из гордыни человеческой, из ложных понятий о Божественной любви. Эта гордыня поставила себя наравне с Богом. Душевное сладострастие, которое прикрывает дух самоуверенности и самонадеянности, люди воспринимают за Божию любовь. И находясь в этом сладострастном чувстве, воспринимая его за любовь, думают, что таким образом они являются детьми Божиими, – Бог их отец, и поэтому долой всякое рабство, в том числе и по отношению к Богу. В этом желании звучат слова старой революционной идеи: «Мы не рабы, рабы не мы».

Слово «раб» для их гордыни звучит унизительно. Они не хотят быть никому рабами, в том числе и по отношению к Богу. Но они не видят того, что через этот дух гордыни, прикрытый душевным сладострастием, они являются рабами дьяволу: «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2Пет.2:19).

Это движение происходит по причине неверного толкования некоторых изречений Св.Писания. К примеру, вот это изречение Св.Писания: «Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал.4:3-7)

Но такие и подобные этим изречения говорят не о том, что не надо называть себя рабом Божиим. А о том, что иудеи находились под рабством закона, до пришествия Христа. То есть, здесь речь не о рабах Божиих, а о рабах ветхого закона. Поэтому, эти слова ап.Павла можно сказать так: «Посему ты уже не раб» ветхого закона, «но сын» по Благодати. «А если» ты  «сын», то оставь соблюдение внешних предписаний и постановлений ветхозаветного закона, не будь ему рабом, так как, ты уже «сын» и «наследник», по Благодати, дарованной «через Иисуса Христа».

«(Апостол) говорит здесь о детстве не по возрасту, а по уму, и показывает, что Бог с самого начала хотел даровать нам свои благословения, но так как мы находились еще в состоянии младенчества, то и оставил нас под стихиями мира, т.е. новолуниями и субботами, потому что эти дни зависят у нас от течения солнца и луны. "Поэтому те, которые и теперь приводят вас под иго закона, делают не иное что, как возвращают вас, уже достигших совершенного возраста, снова в младенчество". Видишь ли, что значит наблюдение дней? Господина, хозяина дома, имеющего полную власть над всем, оно низводит в состояние раба.

"Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление" (ст.4-5). Здесь он приводит две причины и два благих действия воплощения: избавление от зол и дарование благ, чего никто другой не мог совершить кроме Него одного. Какие же это были блага? Искупление от проклятия закона и усыновление: "чтобы искупить подзаконных", – говорит он, – "и дабы нам получить усыновление"(ст.5). Прекрасно сказал он – "получить усыновление", показывая этим, что (усыновление нам) принадлежало. Действительно, оно давно было обещано, как и сам он многократно указал на это, упоминая об обетованиях относительно этого, данных Аврааму. "Но откуда видно, – скажут, – что мы сделались сынами?" Одно доказательство на это он уже представил, когда сказал, что мы облеклись во Христа, который есть Сын; а теперь приводит другое, – то, что мы получили духа усыновления.

"А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа" (ст.6-7). И в самом деле, мы не могли бы называть (Бога) Отцом, если бы не сделались прежде сынами Его. Итак, если Благодать сделала нас из рабов свободными, из младенцев совершеннолетними, из чужих наследниками и сынами, то не безрассудно ли и крайне неблагодарно будет оставить эту (благодать) и возвратиться в прежнее состояние?

"Но тогда, не знав Бога, вы служили [богам], которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?" (ст.8-9). Здесь (апостол), обращаясь к уверовавшим из язычников, говорит, что и служение идолам таково же, как и наблюдение дней, и что оно теперь заслуживает большего наказания. Потому и богов называет он стихиями, а не (богами) по природе, что желает убедить их в том же самом и привести их в больший страх. Слова же его имеют такой смысл: "Тогда вы, пребывая во тьме и проводя жизнь в заблуждении, прикованы были к земле; а теперь, после того как вы познали Бога, или лучше, получили познание от Него, не навлекаете ли вы на себя большего и жесточайшего наказания, если, несмотря на столь великое попечение о вас, снова добровольно подвергаете себя той же самой болезни, которою страдали прежде? Не своими усилиями вы обрели Бога, но проводили жизнь в заблуждении, а Он сам привлек вас к Себе". Стихии же называет он немощными и бедными потому, что они не имеют никакой силы к доставлению обетованных благ.

"Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы" (ст.10). Из этих слов видно, что (иудействующие) проповедовали галатам не только обрезание, но и необходимость соблюдения иудейских праздников и новомесячий.

"Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас" (ст.11). Видишь ли искреннее участие апостола? Те подвергаются опасности, а он боится и трепещет за них… Затем, как бы простирая руку помощи находящимся в опасности кораблекрушения, представляет им в пример самого себя, говоря: "Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы" (ст.12). Это говорит он к верующим из иудеев, а потому и приводит в пример себя, чтобы этим убедить их оставить древние обряды. "Если бы вы, – говорит, – и не имели никакого другого примера, то довольно вам посмотреть только на меня, чтобы безбоязненно решиться на такую перемену. Итак, посмотрите на меня: и я прежде испытывал то же самое состояние, и притом в сильной степени, и горел ревностью по законе; но, несмотря на это, после не убоялся оставить закон и переменить жизнь. Хорошо вы знаете также и то, с какою великою ревностью я держался иудейства, и как еще с большею готовностью потом оставил его". И весьма благоразумно (апостол) представил этот пример после всего. В самом деле, многие люди, хотя бы нашли и бесчисленное множестве доказательств, притом справедливых, все-таки, скорее увлекаются примером кого-нибудь из своих собратий, и когда видят другого делающего что-нибудь, скорее склоняются к тому же и сами» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование Гал.4).

«Прежде порабощение стихийному закону имело значение; потому что так было положено Богом Отцом, и притом только для иудеев. Теперь кончилось время, назначенное для того,— и подработность не имеет никакого смысла даже в иудее, а не только во всяком другом. Для кого и для чего ты это делаешь? Бог теперь не благоволит к тому учреждению, ветхому; оно сделало свое дело и отменено. Получить что-либо через этот труд и это унижение до раба, при неблаговолении Божием, не можешь надеяться; да и нечего надеяться получить, когда ты уже сын, а следовательно, и наследник. Имеешь уже то, из-за чего стоило бы потрудиться под игом работы закону. Зачем же тебе самовольно без всякой пользы и нужды лезть под это иго!» (свт.Феофан Затворник, Толкование к Гал.4:7).

Ветхозаветный закон был детоводителем к Христу. И потому, иудеи были подзаконными, то есть, рабами ветхого закона. И должны были соблюдать все внешние предписания ветхозаветного закона, – обрезание, новолуния, субботы, омовения, жертвоприношения и т.д. и т.п.. Но когда пришел Христос, то они уже перестали быть подзаконными, перестали быть рабами ветхозаветного закона, так как, Христос даровал Божественную спасительную благодать Духа Святого, в день Св.Пятидесятницы. То есть, они уже не должны были соблюдать все те внешние предписания, установленные в ветхозаветном законе. Вот поэтому-то, ап.Павел и говорит им, что «Посему ты уже не раб», всех тех внешних предписаний и установлений ветхозаветного закона, «но сын… и наследник», по благодати Духа Святого, дарованной «через Иисуса Христа»(Гал.4:7). Поэтому, тебе надо оставить все подзаконное.

Но здесь ни где нет речи о том, что мы не должны называть себя рабами Божиими. Здесь речь только о том, что мы перестали быть рабами ветхозаветного закона, и всех тех внешних предписаний его.

Матерь Божия не гнушалась называть себя рабою Божией: «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лук.1:38); «Что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лук.1:48).  Да и Сам Господь Иисус Христос называет в притчи Ангелов Своими рабами: «Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы» (Матф.13:27-29).

Раб Божий – это почетное звание, и не всякий его достоин. Ибо это звание обозначает то, что этот человек готов исполнять волю Господина своего, Бога, которая выражена в заповедях Господних.

И Апостолы, уже после сошествия Святого Духа, не гнушались именовать себя и других христиан рабами Божиими, хотя они и называли Бога Отцом, и написали всё о том, что не надо именоваться рабами, но сынами: «Не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1Пет.2:16); «Мы - рабы ваши для Иисуса» (2Кор.4:5); «Как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» (Еф.6:6); «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа» (Фил.1:1).

И если Апостолы, написавшие о сыновстве Богу Отцу, продолжали называть себя рабами Божиими, рабами Иисуса Христа, то это и свидетельствует о том, что слова «посему ты уже не раб, но сын», сказаны только лишь в отношении к ветхозаветному закону. Поэтому, в них не содержится той мысли, что нельзя называть себя рабом Божиим. Это уже ложное истолкование современных толковников, одержимых духом самости и гордыни, прикрытым душевным сладострастием. Они по причине одержимости этим духом не могут смириться и ощущать себя ничего не значащими перед Богом. Это унизительно для их гордыни.

***

Некоторые из протестантов, считая себя сынами Божиими, сидя на духе душевного сладострастия, пошли еще дальше. Они уже общаются с Богом по «панибратски», оправдывая это тем, что Христос нас назвал друзьями: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоан.15:14,15). Поэтому, некоторые из протестантов называют Христа другом, братом. Но кто из Апостолов дошел до этого, хотя они слышали эти слова Христа, обращенные к ним? Кто из них, после всех этих слов Христа, обращался к Христу, называя Его своим другом или братом? Никто. Но все они, Апостолы, являют перед Богом и Христом свое благоговение и смирение, соединенные с любовью. Этим духом и насыщенны их Послания.

А этим изречением Христос только лишь показал безграничную любовь Божию, смиряющуюся ради спасения человеков. Ведь и сам Сын Божий, Христос, принял на себя образ раба, воплотившись в человеческое естество, ради спасения человека. И этим унизился и явил Божественное смирение, ради спасения человека. Но это не значит, что он теперь наш раб, а мы его господа. Всем этим Господь научал своих учеников и всех христиан смирению. А самоуверенные и самонадеянные, извлекают из этого то, что можно теперь, по отношению к Богу, вести себя по наглому. И общаться с Ним на равных, по «панибратски».

Господь, показывая Свою любовь к людям, терпит всяческие унижения, – унижает себя для того, чтобы только спасти человека. И этим научает людей смирению.

И только дух гордый, самоуверенный и самонадеянный, – прикрытый душевным сладострастием, которое воспринимается за Божию любовь, – может так дерзко и нагло обращаться к Богу. Они думают, что они в любви. Но любовь без смирения и благоговения, перед Богом, является душевным сладострастием, через которое они соединяются не с Богом, а с дьяволом.

Все таковые обращения к Богу есть вольность и дерзость. Это у Святых Отцов называется вольностью и дерзостью в обращении, которое сидит на духе самоуверенном и самонадеянном. И, будучи прикрыто душевным сладострастием, воспринимается за Божию любовь. В реальности же это дух самообольщения и духовной прелести, дух антихристов.

О дерзости свт.Игнатий Брянчанинов говорит: «Особенное внимание должно обратить на то, чтобы отучиться от свободы в обращении с людьми, свободы, столько одобряемой и столько любимой в светских обществах... Вредные последствия свободного обращения не примечаются при развлечении, при невнимании к себе, при непрестанном многоразличном действии бесчисленных соблазнов... Святые Отцы сильно говорят против свободного обращения, которое они называют дерзостью. Однажды к преподобному Агафону, который отличался между отцами египетского скита, ему современными, особенным даром рассуждения, пришел брат, и спросил его: "Я намерен жить с братиею: скажи, как мне жить с ними?" Старец отвечал: "Все время пребывания с ними проведи так, как первый день твоего прихода. В течение всей твоей жизни сохрани странничество (то есть, веди себя в обители как странник и пришелец, а не как житель и член общества), и не позволяй себе свободного обращения (продерзания)". Авва Макарий (не Великий, но другой, позднейший инок скита) тут случившийся, сделал вопрос: "Какое значение имеет дерзость (свободное обращение)?" Старец отвечал: "Дерзость подобна великому зною, который, когда наступит, то все бегут от лица его и портятся плоды на деревьях". Авва Макарий сказал на это: "Так ли вредна дерзость?" – Авва Агафон отвечал: "Нет страсти более лютой, как дерзость: она родительница всех страстей: подвижник должен воздерживаться от вольности в обращении" (Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания).
Преподобный авва Дорофей, приводя эти слова святого Агафона в одном из поучений своих, говорит: «Очень хорошо и очень разумно сказал старец, назвав дерзость матерью всех страстей. Она мать их, потому что изгоняет страх Божий из души. Если страхом Господним уклонится всяк от зла (Притч. 15:27), то несомненно там всякое зло, где нет страха Божия. Дерзость проявляется различно: может она выразиться и словами, и действиями тела, и одним взором...
 Если хочешь избавиться от постыдных страстей, не обращайся ни с кем свободно... свободное обращение есть матерь всех страстей (препп. Варсонофий Великий и Иоанн, Ответ 256, 258). Уклонись от дерзости как от смерти (Святого Исаака Сирского Сл.9).» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, "Правила наружного поведения", Заключение).
То есть, обращайся с ближними с уважением, любовью и почтением.

***

Вот так, не воспитавши в себе духа сокрушенного и смиренного, перед Богом, не имея благоговения, не очистивши свои чувства от духа самости, первородного греха, человек, через возгревание в себе чувства любви, увлекается ощущением приятности и начинает возгревать его в себе, безмерно увлекаясь им. И таким образом, он возгревает в себе душевное сладострастие, которое воспринимается им за любовь Божию, за Божию благодать.

Не воспитавши в себе духа сокрушенного и смиренного, перед Богом, не имея чувств благоговения и ощущения своего недостоинства, он думает, что он уже в любви Божией, в благодати Духа Святого. И потому, за этим душевным сладострастием, он не видит в себе духа самоуверенного и самонадеянного, духа самости и гордыни. И когда он начинает вести себя дерзко и вольно, по отношению к Богу, сладострастное чувство в нем еще более усиливается, так как его подогревают и бесы. И он, думая, что он в любви Божией, начинает совершать всякие безумные действия и поступки, по отношению к Богу, нести всякую ахинею и маразм. Но не видит того, несчастный, что он просто находится в самообольщении и бесовской прелести. Он, это состояние самообольщения и прелести, воспринимает за состояние общения с Богом, за Божию благодать.

Так этот человек становится рабом дьявола, и начинает проводить волю бесовскую, дерзко и нагло ведя себя по отношению к Богу. Поэтому-то, этот гордый и самоуверенный дух, не желая смиряться, не хочет быть рабом Божиим, а хочет быть, сходу, сыном, другом и братом Богу. Отсюда, недалеко и до следующего шага: раз он брат Богу, то он тоже как Бог. Вот к чему ведет дух самости и гордыни, отсутствие духа сокрушенного и смиренного, перед Богом.

Но пусть они все знают, что даже в Царстве Небесном не гнушаются этим словом «раб», а наоборот считают его почетным, называя им всех угодивших Богу: «И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие» (Откр.19:5); «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» (Откр.22:3). То есть, говорится о будущем, – о том, что рабы Божии будут служить Богу, уже после Страшного суда, в Царстве Небесном.

Слово «раб» обозначает человека готового служить своему господину, во всем исполнять его волю. Когда говорится раб Божий, то под этим подразумевается человек, стремящийся во всем исполнять волю Бога, как Своего Господина.

Я думаю, что если этих товарищей, восстающих против именования себя рабами Божиими, привести перед Христом, восседающем на престоле в Царстве Небесном, то для них будет унижением и оскорблением поцеловать ноги Христа, Спасителя. Это будет для них слишком унизительно. Ведь они же считают, что они не рабы, а сыны, друзья и братья. :) И поэтому, все что для них является унизительным, этого не должно, мол, быть в Царстве Небесном. Это и свидетельствует об их сатанинской гордыне. Так как, для смиренного духом, все таковые действия не являются унизительными. А наоборот, он ощущает себя еще и недостойным всего этого.

А гордые сидят на ощущении своей правильности и праведности, которое прикрыто душевным сладострастием. И потому не ощущают своего недостоинства. Но как мы знаем: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). 

Итак вывод: можно именоваться и сынами и дочерями, по отношению к Богу, как к Отцу Небесному. И можно именоваться рабами Божиими, по отношению к Богу, как к Своему Господину, волю которого мы должны стремиться исполнять. И греховного в этом нет ничего, а наоборот, это даже очень почетно быть рабом Божиим. Ибо мало кто достигает этого состояния, в настрое своей души.

С любовью во Христе, о.Серафим.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.