1. /
  2. Последние времена
  3. /
  4. При кончине мира. Свт.Игнатий...

При кончине мира. Свт.Игнатий Брянчанинов

Выдержки из творений.

 «Несколько раз оставляли израильтяне Бога и уклонялись в идолопоклонство. За эти временные уклонения они подвергались временным наказаниям, из которых продолжительнейшим был семидесятилетний плен их в Вавилоне. Отвергши Мессию, совершивши богоубийство, они окончательно разрушили завет с Богом. За ужасное преступление они несут ужасную казнь. Они несут казнь в течение двух тысячелетий и упорно пребывают в непримиримой вражде к Богочеловеку. Этою враждою поддерживается и печатлеется их отвержение… Поведение иудеев относительно Искупителя, принадлежа этому народу, несомненно принадлежит и всему человечеству (так сказал Господь, явившись великому Пахомию)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Беседа в 13-ю неделю, «О причине отступления человеков от Бога»).

 «Краеугольный камень, на котором воздвигнуто духовное живое здание, Царство Божие, новозаветная Церковь, народ Божий, освященный, святой, новый Израиль, этот краеугольный камень есть Господь наш Иисус Христос. Царственный пророк и праотец Богочеловека по плоти сказал: «камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс.117:22)»  (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Беседа в 13-ю неделю, «О причине отступления человеков от Бога»).

 «Постоянная греховная жизнь есть постоянное отречение от Христа, если б оно и не произносилось языком и устами» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Беседа в 13-ю неделю, «О причине отступления человеков от Бога»).

«Отступление нового Израиля от Спасителя к концу времен примет обширное развитие, как предвозвестил апостол: «доколе не придет прежде отступление», апотом, как последствие и плод отступления,  «откроется человек греха, сын погибели» (2Сол.2:3),который дерзнет назвать себя обетованным Мессией, потребует себе божеского поклонения и получит его от приготовивших себя к принятию антихриста явным и тайным отступлением от Христа. Отступление будет так обширно, что за «умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24:12).Это значит: греховные соблазны и примеры так умножатся, что увлекут в греховную жизнь бесчисленное множество людей. Вера во Христа едва будет существовать, как возвестил Сам Господь: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8)»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Беседа в 13-ю неделю, «О причине отступления человеков от Бога»).

«Человечество никогда не желает объявить себя последователем зла, хотя бы оно утопало во зле: оно постоянно стремится выказать себя добродетельным. Когда оно наиболее позволяет себе беззакония, тогда-то наиболее заботится оправдать себя пред глазами людей (Лк.16:15);тогда наиболее лицемерствует; тогда с бесстыдством и дерзостью начинает провозглашать о своем совершенстве и добродетели (Ин.9:28)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Беседа в 13-ю неделю, «О причине отступления человеков от Бога»).

«Как ветхий Израиль принес в жертву духовное достоинство, предложенное ему Искупителем, земному преимуществу и тщетным надеждам на преизобильное земное преуспеяние, так и новый Израиль, по свидетельству Священного Писания, отвергнет духовное достоинство свое, уже дарованное Искупителем, ради земного, скоро гибнущего преуспеяния, преуспеяния, предполагаемого лишь в льстивой мечте, и уничижит Святого Духа пред своим падшим лжеименным разумом (2Сол.2)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Беседа в 13-ю неделю, «О причине отступления человеков от Бога»).

«Нужно, крайне нужно внимание к Слову Божию, оправдываемому самыми событиями враждебного ему времени и настроения, да не отпадем! нужно, нужно это внимание, чтобы не лишиться невозвратно спасения, еще не отнятого у человеков дивною милостью и дивным долготерпением Бога нашего, предоставляющего возможность спастись скудному остатку верующих в Него» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Беседа в 13-ю неделю, «О причине отступления человеков от Бога»).

 «Плотские люди, привязанные всею душою к земной жизни, знакомые с Законом Божиим поверхностно, по букве, по одному школьному изучению его, чуждые Закону Божию по духу, по сердцу, по жизни, по делам своим, – словом сказать, фарисеи вопросили Господа: «когда придет Царствие Божие» (Лк.17:20)… Богочеловек отвечал фарисеям: «не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк.17:20),то есть Царство Божие не придет приметным образом для чувственных очей, «и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20-21)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в понедельник  26-й недели, «О Царстве Божием»).

«Кто принял внутрь себя Царство Божие, тот может иметь ясное понятие о втором пришествии Богочеловека, тот может узнать и избежать антихриста или противостать ему. Кто же не принял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста; тот непременно, непонятным для себя образом, соделается его последователем; тот не узнает приближающейся кончины мира и наступающего страшного второго пришествия Христова; оно застанет его неготовым» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в понедельник  26-й недели, «О Царстве Божием»).

«Никакое человеческое учение, никакое учение словом и словами недостаточно для наставления тому, что требует наставления в душевной клети, наставления от Самого Бога. Стяжавший «внутрь» себя «царствие Божие»  имеет руководителем Святого Духа, Который наставляет «всякой истине» (Ин.16:13) руководимого Им человека, не допускает его быть обманутым ложью, облекающеюся для удобнейшего обмана в призраки истины» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в понедельник  26-й недели, «О Царстве Божием»).

«Омраченное своим плотским мудрованием человечество и вовсе не будет верить второму пришествию Господа» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в понедельник  26-й недели, «О Царстве Божием»).

«Грех достигнет своего полного развитая, и тем он будет страшнее, тем владычество его будет тверже, что личина благочестия сохранится. Кто же поймет, что в этом, по наружности цветущем благочестии уничтожена вся его сущность, вся сила? Так они уничтожены были в религии иудеев во времена Христовы, чего никак не мог понять народ, чего даже не сумели понять ни книжники, ни левиты, ни первосвященники иудейские, напыщенные своею ученостью и знанием. Но ученость эта и это знание заключались единственно в изучении Закона Божия по убивающей букве, при жизни противоположной заповедям Божиим: такая жизнь соделывает веру мертвою» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в понедельник  26-й недели, «О Царстве Божием»).

«Человечество не будет видеть своего бедственного положения в нравственном и духовном отношениях; оно, напротив того, будет трубить о своем преуспеянии, будучи ослеплено преуспеянием в вещественном развитии для времени и земли, отвергнув развитие христианское для духа, для вечности, для Бога» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в понедельник  26-й недели, «О Царстве Божием»).

«Как узнать антихриста, когда он придет? Преподобный сказал: «Когда услышите, что пришел на землю или явился на земле Христос, то знайте, что это – антихрист». Ответ самый точный! Мир, или человечество, не узнает антихриста: оно признает его Христом, будет провозглашать Христом. Следовательно, когда разнесется молва, будет распространяться и усиливаться о пришествии Христовом, то это послужит верным признаком, что явился антихрист и начал совершать предопределенное и попущенное ему служение (Ответ преп. Зосимы)»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в понедельник  26-й недели, «О Царстве Божием»).

«Не нужно и невозможно будет человекам передавать друг другу весть о пришествии Сына Божия. Он явится внезапно; явится по всемогуществу Своему, всем человекам и всей земле в одно время» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в понедельник  26-й недели, «О Царстве Божием»).

«На суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилование одна милость, как опытное доказательство любви. «Милости хочу, а не жертвы» (Матф.9:13),возвестил грядущий страшный и нелицеприятный Судия. Милость доставит оправдание возлюбившим ее, а отвергших ее предаст осуждению» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в неделю мясопустную, «О втором пришествии Христовом»).

«Покаяние для ожесточенного сердца – невозможно: надо, чтобы сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда обымется и преисполнится сердце милостию: тогда только оно делается способным к покаянию; тогда только, покинув осуждение ближних, оно может обратиться к самовоззрению, а, спасительно осудив себя, приложить к язвам своим врачевство покаяния» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в неделю мясопустную, «О втором пришествии Христовом»).

«Всех делателей своих милость приведет пред Христа и исходатайствует им у Христа помилование и вечное блаженство» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в неделю мясопустную, «О втором пришествии Христовом»).

«Будем приготовляться, запасаясь всеми добродетелями, особенно милостию, которая заключает в себе и увенчивает собою все добродетели, так как любовь – побудительная причина милости – есть «совокупность» христианского «совершенства» (Кол.3:14).  Милость соделывает человеков, преисполненных ею, богоподобными! (Матф.5:44,48; Лук.6:32,36). «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Матф.5:7); «суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13)»  (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в неделю мясопустную, «О втором пришествии Христовом»).

«Смиренномудрие минует все сети диавольские, и они даже не могут прикоснуться к нему» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.41, «Сети миродержца»).

«Слепец не может быть зрителем чудес природы: омраченный грехом, раб мира и миродержца не может познать Христа и Его святого Евангелия… Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испускает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь в косвенном, скользящем направлении» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.43, «Размышление при захождении солнца»).

«Святой Дух, взирая на сынов человеческих, ища достойного сосуда в этом сонме именующих себя образованными, просвещенными, православными, произносит о них горестный приговор: «нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их» (Рим.3:11-18).
Вот причины, по которым Дух Божий чуждается нас, между тем как Он – истинное достояние истинных христиан» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.43, «Размышление при захождении солнца»).

«В последнее время… те, которые поистине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей, и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями (4-й Ответ преп. Нифонта)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6, Отечник, «Заключение»).

«Обратимся к зрелищу, представляемому современностью. Что должны сказать мы о себе? как жить, как действовать нам?.. Необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело – Бога» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6, Отечник, «Заключение»).

««Спасаясь, спасай свою душу», сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6, Отечник, «Заключение»).

«Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6, Отечник, «Заключение»).

«»Ныне почти нет истинного благочестия, говорит уже Святитель Тихон за сто лет перед этим: ныне – одно лицемерство» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.14, письмо 13).Убойся лицемерства во-первых в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно – в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6, Отечник, «Заключение»).

 «Страшное бедствие – отсутствие в человеке истинного Богопознания: оно принимает дела диавола за дела Божии. Пред вторым пришествием Христовым, когда христианство, духовное знание и рассуждение оскудеют до крайности между человеками, – «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф.24:24)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Симон-волхв удивлял чудесами слепотствующий народ, который признавал действовавшую в нем силу сатаны великою силою Божиею (Деян. 8:10)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Неведение и плотское мудрование, увидев эти чудеса, нисколько не остановятся для размышления; немедленно примут их по сродству духа своего с духом их, по слепоте своей признают и исповедуют действие сатаны величайшим проявлением силы Божией. Антихрист будет принят очень поспешно, необдуманно (преп.Ефрем Сирин, т.2, Слово 38, «Об антихристе»). Не сообразят человеки, что чудеса его не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они – чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием роскошного, пустого, глупого эффекта» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Причина сильного влияния антихриста на человеков будет заключаться в его адском коварстве и лицемерстве, которыми искусно прикроется ужаснейшее зло в его необузданной и бесстыдной дерзости, в обильнейшем содействии ему падших духов, наконец, в способности к творению чудес, хотя и ложных, но поразительных» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Воображение человеческое бессильно для представления себе злодея, каким будет антихрист; несвойственно сердцу человеческому, даже испорченному, поверить, чтобы зло могло достичь той степени, какой оно достигнет в антихристе» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Явит себя антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели; признают его таким и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую правду и не отреклись от нее для правды Евангелия» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Откроет антихрист перед человечеством подобное ухищренным представлениям театра зрелище поразительных чудес, необъяснимых современною наукою; он наведет страх грозою и дивом чудес своих, удовлетворит ими безрассудному любопытству и грубому невежеству, удовлетворит тщеславию и гордости человеческой; удовлетворит плотскому мудрованию, удовлетворит суеверию, приведет в недоумение человеческую ученость; все человеки, руководствующиеся светом падшего естества своего, отчуждившиеся от руководства светом Божиим, увлекутся в повиновение обольстителю (Апок.13:8)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

 «Знамения антихриста дополнят действия его ухищренного поведения: уловят в последование ему большинство человеков. Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся и прикрытому и открытому преследованию, подвергнутся пыткам и казням. Лукавые духи, разосланные по вселенной, будут возбуждать в человеках общее возвышеннейшее мнение об антихристе, общий восторг, непреодолимое влечение к нему» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Испытание для святых Божиих настанет страшное: лукавство, лицемерство, чудеса гонителя будут усиливаться обмануть и обольстить их; утонченные, придуманные и прикрытые коварною изобретательностью преследования и стеснения, неограниченная власть мучителя поставят их в самое затруднительное положение; малое число их будет казаться ничтожным перед всем человечеством, и мнению их будут придавать особенную немощь; общее презрение, ненависть, клевета, притеснения, насильственная смерть соделаются их жребием. Лишь при особенном содействии Божественной благодати, под руководством ее, избранные Божии возмогут противостать врагу Божию, исповедать пред ним и пред человеками Господа Иисуса» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Не нужны там знамения, где принимается слово, по причине понятого достоинства, принадлежащего слову. Знамения – снисхождение к немощи человеческой» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Слово действует непосредственно на ум и сердце; знамения действуют на ум и сердце посредством телесных чувств. Последствия подействовавшего слова сильнее, определеннее, нежели последствия от действия знамений. Когда действуют вместе и слово и знамения, тогда действие знамения остается как бы не примеченным, по причине обильного действия от слова» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Точно! достойны сожаления оставляющие слово, ищущие убеждения от чудес. Этою потребностью обнаруживается особенное преобладание плотского мудрования, грубое невежество, жительство, принесенное в жертву тлению и греху, отсутствие упражнения в изучении Закона Божия и в боголюбезных добродетелях, неспособность души сочувствовать Святому Духу, ощутить присутствие и действие Его в слове» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Знамения были наиболее предназначены для убеждения и приведения к вере людей чувственных, занятых попечениями мира. Погруженные в житейские заботы, постоянно пригвожденные душою к земле и делам ее малоспособны оценить достоинство слова; милосердное Слово привлекало их к спасению, даруемому словом, посредством видимых знамений, которые, составляя собою вещественное убеждение, действовавшее через чувства, приводили немощную душу к всемогущему, спасительному Слову. Уверовавшие по причине знамений составляли низший разряд верующих во Христа» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Ни слово, ни знамения Богочеловека не подействовали благотворно на иудейских первосвященников, книжников, фарисеев и саддукеев, хотя, за исключением последних, они и знали отчетливо Закон Божий по букве. Они не только были чужды Бога, враждебны Богу по причине греховной заразы, общей всему человечеству, но сделались такими, утвердили и запечатлели себя в таком расположении по причине собственного произволения, по причине самомнения, по причине желания проводить ту жизнь и преуспевать в той жизни, которая воспрещалась Евангелием. Они не могли слышать говорившего им Сына Божия; они не выслушивали, как должно, слов Его, не внимали Ему; только уловляли те слова, которые представлялись им удобными к перетолкованию и к обвинению ими Господа. Так обыкновенно настраивается ненависть к словам ненавидимого» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Средство, которое действовало на людей, не знавших Закона Божия или очень мало знакомых с ним, проводивших жизнь в земных занятиях и суетах, но не отвергавших Закона Божия по произволению, это средство не оказало никакого действия на знавших подробно Закон Божий по букве, отвергавших его жизнью и произволением (Ин.5:46-47; 7:19)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Причина отвержения Богочеловека человеками заключается в человеках, как в них же заключается и причина принятия антихриста» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

««Я пришел во имя Отца Моего», засвидетельствовал Господь иудеям, «и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Иоан.5:43). Они названы вместе и отвергающими Христа и принимающими антихриста, хотя об антихристе упоминается, как о имеющем прийти. Отвергая Христа, по настроению своего духа, они вместе с тем принимали антихриста по тому же настроению духа; они сопричислились к принявшим антихриста, хотя и окончили поприще земного странствования за многие столетия до пришествия его. Они совершили величайшее дело его: богоубийство. Для времени явления его, для него самого не оставлено подобного злодеяния. Как дух их находился во враждебном отношении ко Христу, так находился он в состоянии общения с антихристом, отделяясь от него огромным пространством времени» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Придет антихрист в свое, предопределенное ему время. Пришествие его предварится общим отступлением в большинстве человеков от христианской веры. Отступлением от Христа человечество приготовится к принятию антихриста, примет его в духе своем. В самом настроении человеческого духа возникнет требование, приглашение антихриста, сочувствие ему, как в состоянии сильного недуга возникает жажда к убийственному напитку. Произносится приглашение! Раздается призывный голос в обществе человеческом, выражающем настоятельную потребность в гение из гениев, который бы возвел вещественное развитие и преуспеяние на высшую степень, водворил на земле то благоденствие, при котором рай и небо делаются для человека излишними. Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Когда же насаждена была повсеместно вера, насаждено было слово, тогда отъяты знамения как окончившие свое служение. Они перестали действовать в обширном размере и повсюду; совершали их редко избранные святые Божии» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«О последних временах святые отцы предсказали, что тогда знаменоносных мужей не будет (Ответ 4-й, брату, святого Нифонта Цареградского)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Люди тех времен были скудоумнее, как только что отвлеченные от идолов; ум у них был дебелый и тупой, они были погружены в вещественное и преданы ему, не могли представить себе существование даров невещественных, не знали значение духовной благодати, что все принимается одною верою: по этой причине были знамения» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

««Итак, я в знамениях не нуждаюсь. Почему это? Потому что научился веровать благодати Божией и без знамений. Неверующий нуждается в доказательстве; но я, верующий, нисколько не нуждаюсь ни в доказательстве, ни в знамении; хотя не говорю на иностранных языках, но знаю, что я очищен от греха. Прежние не верили, доколе не получали знамения. Знамения давались им как доказательство веры, которую они принимали. И так давались знамения не верующим, но неверующим, чтобы они соделывались верующими; так говорит и Павел: «знамение не для верующих, а для неверующих» (1Кор.14:22)»(свт. Иоанн Златоуст, Беседа 1-я на Пятидесятницу)»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Чтобы познать значение слова, должно исполнять его. Евангельские заповеди, будучи исполняемы, немедленно начинают преобразовывать, претворять, оживотворять человека, претворять его образ мыслей, его сердечные чувствования, самое тело» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Слово Божие содержит в себе самом свидетельство о себе. Оно, подобно цельбоносным знамениям, действует в самом человеке и этим действием свидетельствует о себе. Оно есть высшее знамение. Оно – знамение духовное, которое, будучи даровано человеку, удовлетворяет всем потребностям его спасения, соделывает пособие от вещественных знамений не нужным. Христианин, которому неизвестно такое свойство слова, обличает себя в холодности к слову, в незнании слова Божия или в мертвом знании по одной букве» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Стремление к совершению чудес очень порицается Святыми Отцами: таким стремлением обнаруживается живущее в душе и овладевшее душою самообольщение, основанное на самомнении и тщеславии» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

««Дерзающий и молящий Бога о совершении чего-либо необычайного, не будучи вынужден к тому необходимостью, желающий, чтобы чудеса и знамения совершались руками его, искушается во уме своем от насмехающегося над ним диавола, оказывается тщеславным и недугующим совестью своею. Подобает в скорби просить помощи Божией; без нужды искушать Бога – бедственно. Поистине неправеден тот, кто желает этого…
Истинные праведники не только не желают быть чудотворцами, но и когда дается им дар чудотворения, отказываются от него. Они не только не хотят этого пред очами человеков, но и в себе, в тайне сердец своих…
Истинные праведники постоянно помышляют, что они недостойны Бога. Тем, что они признают себя окаянными, не заслуживающими попечения Божия, свидетельствуется их истина»
(св.Исаак Сирский, Слово 36-е. По переводу старца Паисия)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Из этого святого размышления вытекает заключение, что желающие совершать знамения, желают этого по плотскому разгорячению, по увлечению не понимаемыми ими страстями, хотя, может быть, и представляется им, что они руководствуются ревностью к делу Божию. В таком же состоянии самообольщения и разгорячения находятся и те, которые хотят видеть знамения» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Невидимые благодатные дары, несравненно высшие видимых, как, например, дар руководить души ко спасению и врачевать их от страстей, не понимаются и не примечаются миром; он не только не прославляет служителей Божиих, имеющих эти дары, но и гонит их как действующих против начал мира, как наветующих владычество миродержца (свт.Тихон Воронежский, т.15, письмо 103, п.4)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

««Многие, – говорит святой Исаак Сирский, – совершили знамения, воскресили мертвых, потрудились в обращении заблудших, сотворили великие чудеса, привели других к познанию Бога, а после сего сами они, оживотворившие других, впали в скверные и мерзостные страсти, умертвили самих себя» (Слово 56)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Великие отцы – Сисой, Пимен и другие, имея обильнейший дар исцелений, старались скрывать его: они не доверяли себе, они знали способность человека удобно изменяться, и ограждали себя смирением от душевного бедствия (Алфавитный Патерик)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Святым апостолам, которым дан был дар чудотворений для содействия проповеди, вместе попущены были Промыслом Божиим тяжкие скорби и гонения именно с тою целью, чтобы оградить их от превозношения» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Говорит святой Исаак Сирский: «Дарование без искушений – погибель для принимающих его. Если твое делание благоугодно Богу и Он даст тебе дарование, то умоли Его дать тебе и разум, каким образом смириться тебе при даровании, или чтобы был приставлен страж к дарованию (стражем дара у святых апостолов были попущенные им напасти), или чтобы взято было у тебя дарование, могущее быть причиною твоей погибели, потому что не все могут сохранить богатство безвредно для себя» (Слово 34)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Воззрение духовного разума на телесные недуги и на чудесные исцеления их – совершенно иное, нежели воззрение плотского мудрования. Плотское мудрование признает недуги бедствием, а исцеление от них, особенно чудесное, величайшим благополучием, мало заботясь о том, сопряжено ли исцеление с пользою для души, или со вредом для нее» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Духовный разум видит и в недугах, посылаемых Промыслом Божиим, и в исцелениях, даруемых Божественною благодатью, милость Божию к человеку. Озаряемый светом слова Божия, духовный разум научает богоугодному и душеспасительному поведению в обоих случаях. Он научает, что позволительно искать и просить у Бога исцеления недугу при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху. В противном случае чудесное исцеление послужит только к большему осуждению, привлечет большее наказание во времени и в вечности» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Священное Писание на всем пространстве своем свидетельствует, что Бог посылает различные скорби, а между ними и телесные недуги тем человекам, которых Он возлюбил (Евр.12:6 и пр). Священное Писание утверждает, что все без исключения святые Божии совершили земное странствование по пути узкому и тернистому, исполненному разнообразных скорбей и лишений (Евр.12:2)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Истинные служители Бога вели себя по отношению к постигавшим их скорбям с величайшим благоразумием и самоотвержением. Приходившую им скорбь, какая бы она ни была, они встречали как свою принадлежность (преп.Марк Подвижник, «К тем, которые думают оправдаться делами», гл.6), веруя от всей души, что скорбь не пришла бы, если бы не была попущена правосудным и всеблагим Богом соответственно потребности человека. Первым делом их при пришествии скорби было сознание, что они достойны ее. Они искали и всегда находили в себе причину скорби. Потом, если усматривали, что скорбь препятствует им к богоугождению, то обращались с молитвою к Богу об избавлении от скорби, предоставляя исполнение и неисполнение прошения воле Божией, отнюдь не признавая правильным своего понятия о скорби» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Предание себя воле Божией, искреннее благоговейное желание, чтобы она совершалась над нами, есть необходимое, естественное последствие истинного, духовного рассуждения» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

««Скорби служат нам пособием к сохранению заповедей Божиих» (преп.Исаия Отшельник, Слово 27)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Святые Отцы при постигавших их болезнях и других скорбях, во-первых, сами старались явить зависевшее от них терпение: они прибегали к самоукорению и самоосуждению, насилуя ими сердце и принуждая его к терпению (преп.авва Дорофей, Поучение 7)… они принуждали себя славословить и благодарить Бога за скорбь; принуждали себя к сознанию своей греховности, требующей наказания и вразумления по причине правосудия Божия, по причине самой благости Божией. К посильному собственному труду стяжать терпение они учащали прилежные молитвы к Богу о даровании духовного дара – благодатного терпения, неразлучного с другим духовным даром – благодатным смирением, служащего вместе с ним верным залогом спасения и вечного блаженства» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Искушение полезно каждому человеку. Если оно полезно Павлу, то «заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим.3:19). Подвижники подвергаются искушению с тем, чтобы они приумножили богатство свое; слабые – с тем, чтобы охранили себя от вредного для них; спящие – с тем, чтобы пробудились; отстоящие далеко – чтобы приблизились к Богу; свои – чтобы еще более усвоились» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Истинные знамения были споспешниками истинного богопознания и подаваемого им спасения; знамения ложные были споспешниками заблуждения и истекающей из него погибели. В особенности действие знамений, которые совершит антихрист, будет обширно и могущественно, увлечет несчастное человечество к признанию богом посланника сатаны» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Только при свете духовного разума душа может узреть святой путь к Богу! Только при свете духовного разума может непогрешительно совершиться невидимое шествие ума и сердца к Богу! Только при свете духовного разума мы можем избежать заблуждения, дебрей и пропастей погибельных. Там, где не присутствует этот свет, нет видения истины; там, где не присутствует этот свет, нет богоугодной добродетели, спасительной для человека, вводящей его в обители рая (св.Исаак Сирский, Слово 25, 26, 27 и 28)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Светом духовного разума должно быть озарено воззрение душевного ока на знамения и чудеса, чтобы избежать тех бедствий, в которые может вовлечь воззрение на них плотского мудрования» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Человеки, потеряв благоговение и уважение ко всему священному, потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, жаждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки, в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному, не отказываются сами быть участниками в совершении чудес, решаются на это, нисколько не задумываясь. Такое направление опасно более, нежели когда-либо» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное зрелище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

 «Желание видеть знамения служит признаком неверия, и знамения даны были неверию, чтобы обратить его к вере» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Все бесовские явления имеют то свойство, что даже ничтожное внимание к ним опасно; от одного такого внимания, допущенного без всякого сочувствия к явлению, можно запечатлеться самым вредным впечатлением, подвергнуться тяжкому искушению» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Смиренномудрие неразлучно с духовным разумом. Говорит святой Исаак Сирский: «Только тот, кто имеет смирение, может быть признан разумным; не имеющий смирения, никогда не стяжет разума» (Слово 89)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Знамения антихриста пребудут чуждыми смиренномудрому, как не имеющему к ним никакого отношения» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Видение своего ничтожества и своей немощи, видение Бога, Его величества, всемогущества и бесконечной благости возбуждает душу устремляться молитвою к Богу. Вся надежда такой души сосредоточена в Боге» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Богопознание, живая вера, благодатное смиренномудрие, чистая молитва – принадлежности духовного разума; они – составные части его. Так, напротив того, неведение Бога, неверие, слепота духа, гордость, самонадеянность и самомнение – принадлежности плотского мудрования» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

Составитель: о.Серафим Медведев.

Оставьте комментарий