1. /
  2. Вера
  3. /
  4. О вере и спасении...

О вере и спасении в наши времена

Аноним:  Почему же такое охлаждение и равнодушное отношение к вере у людей? Если с такими людьми быть, то и сам таким станешь — охлажденным и равнодушным в вере, да? Получается, таким образом, они изгоняют Духа Святаго из своих церковных структур и из сердец людей??? Если так, то лучше не ходить на эти лекции, воскресные школы

О.Серафим: Потому что веры-то собственно говоря и нет у народа. Если безразборчиво болтать, пустословить с ними обо всем, лишь бы поболтать, то тогда конечно разоришься. Но не по причине того, что они такие, а потому что сам будешь удовлетворять свою праздную пытливость ума и душевное сладострастие. Страсти и охлаждают нашу веру. Это как искушение для тебя, которое ты не можешь преодолеть.

Они не просто изгоняют Духа Святого, а ища удовлетворения своей праздной пытливости ума, высокоумия и самомнения, не допускают Его к себе. Но они это не считают за грехи, и доказать им этого невозможно. Потому что они неверующие. А если кто-то придет, в ком еще теплится какая-то вера, то там он ее совершенно потеряет. Ибо там он будет получать веру, чисто на уровне умовом, рассудочном, как набор религиозной информации. А то и вовсе неверные понятия, которые оправдывают ту или иную страсть и выдают ее за добродетель: тьму называют светом. Ходить на эти лекции вообще нет никакого смысла, т.к. там вере не научают, а отучают, и разрушают последние остатки веры у человека.

Аноним:  А когда Вы были в МП, то было ли у Вас охлаждение или маловерие?

О.Серафим: В вере в Бога я никогда не сомневался. Вера у меня никогда не ослабевала и не охлаждалась. Я мог только сомневаться в направлении движения веры, т.е. правильное направление или нет, предпринимаемое в какие-то моменты жизни. Мог охлаждаться в отношении каких-либо вопросов, видя бессмысленность их в практическом применении, т.к. это ничего не давало для спасения души. К примеру, как ты охладился в отношении этих лекций. Но стремление к Богу и чтобы обрести в духе Истину, – не как умовое, головное знание, а именно как внутреннее ощущение, настрой духа, – вот это у меня было и есть всегда. И в этом я никогда не охлаждался, ибо только в этом и вижу смысл своей жизни. И если это убрать, то жизнь тогда для меня потеряет всякий смысл. Ибо все остальное, без главного, – без удовлетворяемой совести и борьбы за чистоту чувств, без воспитания правильного настроя духа и добродетельных душевных чувств, – все остальное не имеет никакого смысла.

О наших временах, сказано, что «даны были жене два крыла, чтобы она летела в пустыню» (Откр. 12: 14). То есть, Церковь ушла в катакомбы сердец человеческих и стала невидима для мира. Верные Богу, носящие в сердцах своих Истину, в настрое своего духа, оказались посреди этого мира, как в пустыне.

«Что должны сказать мы о себе? Как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних подвижников: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении. «В последнее время те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес. Они пойдут путем делания, растворенного смирением и в Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями» (преп.Нифонт, ответ 4)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6. «Отечник», Заключение).

Вот он путь: внутреннее делание, растворенное истинным смирением; совершаемое внутри, а не наружно, невидимо для людей. Во искушениях, которые каждый день с человеком приключаются, от родных, близких, знакомых и дальних. Иными словами, борьба за чистоту чувств и удовлетворение совести, совершаемая в повседневной жизни.

Аноним:  Это пророчество о последних подвижниках относится к монашествующим или ко всем?

О.Серафим: Это пророчество преп.Нифонта Цареградского относится ко всем. Да и чем монашествующие отличаются от немонашествующих? Только лишь обетом безбрачия, а остальное все то же самое. По поводу отличия и неотличия можно прочитать вот здесь. – Идеал христианский – один для всех.

Борьба со страстями от всех требуется одинаково. Ибо никто не может спастись без борьбы со страстями, или без принесения истинного покаяния. Разве мирским людям не надо приобретать истинное смирение, незлобие, сострадательную любовь и душевную простоту? Это же самое необходимо и для монашествующих.

Разве мирским людям можно быть гордыми, злопамятными, жестокими, дерзкими, самоуверенными и самонадеянными? И они будучи такими могут спастись? Конечно же нет.

Святые Отцы говорят, что всякая страсть будет мучима в гееене огненной. То есть, одержимость какой-либо страстью, – отсутствие борьбы с нею и покаяния в ней, – уже есть геена. Ибо сами страсти и есть ад в душе человека. Спасение не зависит чисто от произвола или хотения Божия. Такое восприятие спасения чисто механическое, магическое. Бог не может спасти человека, если он не положил начала борьбы со страстями, т.е. не принес истинного покаяния, которое состоит в сокрушении духа о своих грехах и чувстве упования на милость Божию.

Два разбойника висели на крестах, по правую и по левую сторону от Христа. Но один спасся, а другой пошел в ад. Почему? Потому что один принес истинное покаяние, поимевши верный настрой духа. А другой умер, будучи одержим своими страстями, не положивши начала покаяния, сокрушением духа и смирением перед Промыслом Божиим, не разорвавши сочувствия к своему страстному, самостно-гордостному настрою духа. По этой причине, он и пошел в ад. Так как сочувствие  к страстному состоянию духа, и нераскаянность в этом, и приносит ад в душу человека. Бог не может спасти того человека и дать ему блаженство, который не захотел, в настрое своего духа, разорвать сочувствие к страстному и самостно-гордостному состоянию своего духа. Причина состояния ада и блаженства, в свободном произволении человека, которое выбирает тот или иной настрой духа, — это и есть суд, который человек сам совершает над собою, по своему свободному произволению.

Оставьте комментарий