Чувство веры и дух самости, фильм "Секрет". О воображении и психологии. О магическом отношении к именам и словам

Оглавление:
  Чувство веры и дух самостии, фильм "Секрет"
  О воображении и психологии
  О магическом отношении к именам и словам


Чувство веры и дух самости, фильм "Секрет"

О.Серафим: Что такое правая вера? – Это чувство веры, естественное человеку, свободное от примеси первородного греха, – от духа самости. В зависимости от нужды – это чувство может облекаться в умовые, рассудочные понятия и формулировки, которые называются исповеданием веры. Эта нужда возникает в зависимости от искушений, перед лицом которых оказывается человек или церковная организация, начиная с двух-трех человек (Матф.18:20).


Аноним:  У меня возник очень важный вопрос, который меня сильно беспокоит. Если у Вас будет время, то не могли бы Вы помочь, т.к. это очень важно. Дело в том, что недавно я узнал что мысли сильно влияют на поведение и на всю жизнь человека. Например, если я думаю, что ремонтируя компьютер ничего не получится, и когда думаю, только об этом, то часто выходит так, как думаю. Как к этому относиться, как это понимать? Еще, например, если я думаю о чем-то плохом, то это плохое происходит, и я тоже не знаю, как к этому относиться. Недавно я посмотрел фильм «Секрет», в котором рассказывалось как раз об этом, т.е. что как человек думает, так и бывает с ним. Вразумите, это так не понятно. В том фильме приводились примеры, таких людей, которые стали богатыми, которые говорят, что они сами своими мыслями добились этого, что если думать о хорошем, то это так и бывает. Меня это сильно поразило, т.к. я не знаю, как к этому относиться. 


О.Серафим: Да, я давно уже смотрел этот фильм «Секрет». И то, о чем ты спрашиваешь, очень хорошо объясняется в аудио-беседах №№ 41(aa), 61(aa), 62(s). Обязательно их прослушай.

Это все основывается на главных принципах магии. На этом основывались и основываются все суеверия.

Чувство веры, естественное человеку, осквернено примесью первородного греха, – духом самости, – и нуждается в очищении.

Если его не очищать, но при этом возгревать, в отношении чего либо, то вместе с его возгреванием будет возгреваться дух самости. Так разовьется само-вера, которая и есть дух самоуверенности. Через посредство этого духа, человек будет соединяться с демонами. А они и будут давать ему сверх-способности или наподобие того, о чем говорится в этом фильме «Секрет». На этом основании, в наше время, творятся все современные чудеса, исцеления и прочие сверхъестественности. Дальше, будет еще больше всего этого. Таких бесовских ловушек, замаскированных под разные благовидности и невинности, как в фильме «Секрет», в наше время, очень много. Они и рассчитаны на отсутствие духовной жизни у людей. Ибо, по этой причине, люди не могут отличить ложь и бесовский обман, когда он предстает в благовидном обличии.

Так, те люди, у которых будет отсутствовать правильно-проходимая внутренняя жизнь, будут попадаться во все такие бесовские сети, улавливаясь внешней благовидностью, по причине того, что у них будет отсутствовать духовное чутье.

То есть, все те, которые не будут иметь или устремляться к приобретению чувства веры, свободного от духа самости и соединенного с опытным познанием своей немощи, с истинным смирением, будут улавливаться, через чувство само-веры (самоуверенности, принимаемой за чистую веру), в бесовские сети, устремляясь по пути погибели. Вот почему необходимо опытное познание своей немощи в борьбе с грехом и страстями, – «потому что праведник, не познавший своей немощи, находится на весьма опасном пути» (свт.Игнатий Брянчаниновт, т.4, письмо 14).
Этот опасный путь и есть путь возгревания духа самости, через посредство чувства веры, всей деятельности и подвижничества человека, которые осквернены этим духом, первородным грехом. Из таких праведников и образуются новозаветные фарисеи и законники, по настрою своего духа. Этот дух и приведет, в конечном итоге, всех к антихристу:

«Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные; но все это только видимость, внутри же отступление истинное. На этой же почве народится антихрист и вырастет в том же духе видимости, без существа дела» (свт.Феофан Затворник, «Толк. на послания ап.Павла», 2Сол.2).

О воображении и психологии

Аноним:  Меня очень волнует вопрос о воображении или представлении чего-либо. Греховно ли это? Например, когда я засыпаю, то стараюсь подумать о смерти, ну представить, как, когда я умру, меня будут хоронить и т.д. Это делаю для того, чтобы поменьше думать о наслаждениях и помнить, что умру когда-нибудь и будет суд и т.д.
Когда я посмотрел тот фильм, про "секрет", то как-то стало плоховато. И теперь у меня вот и возникли вопросы с воображением. Можно ли воображение использовать во благо, во спасение и каким образом? Как относиться к воображению, чтобы не увеличивать самомнение и самость? Греховна ли эта обычная способность?


О.Серафим: Воображение – это естественная способность нашего ума. А все что естественно человеку не может быть, самим по себе, греховным, так как таким его сотворил Бог. А Бог не может сотворить грех. Ибо грех – это и есть непослушание Богу. Грех – это есть все то, что не в согласии с волей Божией.

Господь, по своей Божественной премудрости, вложил в естество человеческое Свою волю. По этой причине первородный грех и исходящие от него страсти, являются неестественными человеку. Так как они действуют не в согласии с волей Божией, не в согласии с нашим естеством, каким сотворил его Бог. И так как страсти являются противоестественными, то по этой причине наше естество мучается от них и не имеет покоя и мира. «Кто делает какой грех, тот  достоин порицания и наказания, потому что это чуждо его природе» (преп.Антоний Великий, Добротолюбие,т.1,гл.36).

И если человек не разорвал своего сочувствия к первородному греху, – через покаяние, сокрушение духа и его смирение, перед Промыслом Божиим, – то естество останется неудовлетворенным, и от этого оно будет вечно мучиться и страдать. Такова природа вечных мучений.

По причине грехопадения, дух самости, первородный грех примешался и к воображению. И по этой причине, воображение, как и все естественные способности и движения, нуждается в очищении от этой примеси греха. То есть, необходимо учиться тому, чтобы не задействовать воображение, ради искания удовлетворения этому духу самости. Ибо грехом и является то, когда человек задействует воображение – для удовлетворения духа самости, первородного греха.

Вот почему Св.Отцы и говорят о том, чтобы не увлекаться своим воображением. Так как оно очень сильно впечатляет человека, и через посредство него он может возгреть в себе дух самости и зайти окончательно в состояние духовной прелести.

А когда новоначальные, – не придя к опытному ощущению и познанию своей немощи, и не приобретши истинного смирения, – увлекаются своим воображением, то бесы (да и сами новоначальные),  через посредство его, будут приводить все то, что содействует возгреванию духа самости, самомнения и гордыни. Это путь – к самообольщению и духовной прелести.

Вот почему Св.Отцы советуют признавать себя недостойным никаких видений, не доверяя в этом своему воображению. Ибо это ведет к смиренномудрию и смирению, в отношении этих вопросов.

Но эта естественная способность ума, воображение, задействуется каждым человеком в повседневной жизни, и ее никуда не выкинешь, так как это наша природа. А от действий природы – никто, никуда деться не может. Мы должны бороться не с самими проявлениями нашей природы, а с не правильными ее движениями, с неправильной направленностью и окраской, т.е. со страстями, первородным грехом, духом самости. Чтобы, таким образом, учиться направлять проявления нашей природы не по духу самости, а в противность ему, то есть, по воле Божией. В этом и заключается суть всей аскетики. От этого и зависит удовлетворение нашей совести и приобретение чистоты чувств.

А так же об этом (о воображении), обязательно прослушай:
Аудио: 19, 53,


Аноним:  У меня в последнее время появилось искушение найти какой-нибудь учебник или книгу по психологии и почитать. Решил спросить вашего совета. Может, вы знаете какую-нибудь хорошую книгу, которую, можно было бы почитать и найти там ответы? В интернете поиском попробовал поискать и нашел столько, что не знаю и с чего начать, а хотелось бы более-менее хорошую книгу найти, в которой бы не было ничего, что противоречит вере.


О.Серафим: Я не знаю никаких нормальных книг по психологии. Современная психология сидит на духе самости. И теми средствами, которыми она пытается пользоваться, возгревает в своих пациентах – этот дух. У Св.Отцов это называется – духовная прелесть.

Психология – это слово переводится, как «наука о душе». Но душевные движения, – по природе, по страсти и из обновленного естества человеческого, – никто не изучил так, как Св.Отцы.

Современная психология, пользуясь естественными движениями души, по природе, не учитывает того, что человек заражен первородным грехом. И по этой причине, все его душевные движения и чувства осквернены этой примесью первородного греха, духом самости. И если этого не учитывать, то таким образом, – через посредство всех естественных душевных движений и чувств, посредством чего они пытаются лечить людей, – будет возгреваться сочувствие к первородному греху, к духу самости; так как он примешан ко всем этим душевным движениям, в человеке. И человек будет заходить в состояние самообольщения, самообмана, духовной прелести.

А так же, если даже и учитывать это, но пользоваться этим неправильно, то будет, то же самое. Как говорит об этом ап.Павел, что незаконно подвизающийся не будет увенчан: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим.2:5). То есть, хотя бы он боролся со страстями, но если будет не в правильном настрое духа это делать и совершать, то зайдет в состояние самообольщения, духовной прелести. Таким образом, многие подвижники подвизаясь в пустынях, горах и пещерах, борясь со своими страстями, на основании духа самости, зашли в состояние духовной прелести и погибли.

Современная психология не учитывает всего этого. Поэтому она и не может лечить души людей истинным лечением. Отчего болезнь душевная, в человеке, не вылечивается, а только лишь переходит в иное состояние, заменяясь возгреванием духа самости или какой-либо другой страстью, на основании этого духа.

Современные психологи – это, в основном, люди одержимые. Одержимость, сама по себе, бывает различная. Но только люди не видят этой их одержимости, по причине своей духовной слепоты. У современных психологов эта одержимость, в основном, заключается в одержимости самомнением и духом самости, которые возреваются ими через посредство своей профессии.

Только та психология, которая будет основываться на опытном ощущении и познании своей немощи, на истинном смирении, может помогать людям в лечении душевных болезней. Но при этом, необходимо, так же, иметь и духовное рассуждение. Но тогда это будут получаться, те же, самые, духовные наставники, пребывающие в духе Истины.

Но на сегодняшний момент времени, психологи – это, в основном, ложные духовные наставники, сами находящиеся в состоянии самообольщения и духовной прелести. По этой причине, в этих книгах, истина перемешана с ложью, тьма со светом. Где-то, что-то, правильное, а где-то ложь. А так как люди, в большинстве своем, не различают этого, то они принимают все за истину, за свет, и через это обманываются.

О магическом отношении к именам и словам

Аноним:  Говорят, что не подобает христианам употреблять слово – спасибо, т.к. это  извращение слова – спаси Бог.


О.Серафим: Не надо так магически относится к словам. Главное не внешнее слово, а понятие и чувство, которое человек вкладывает через посредство того или иного слова. В данном случае – это чувство благодарности.

И если человек это чувство благодарности, с намерением поблагодарить кого-то, за что-либо, изливает при помощи слова «спасибо», то он не согрешает. Тем более он говорит это слово не потому, что он сознательно не хочет, в этот момент, говорить слова «спаси Бог», и поэтому, мол, говорит слово спасибо. А потому, что он воспринял это слово, от самого своего прихождения в сознание, как общепринятое, в смысле благодарности кого-либо, за что-либо. И только с этой целью, без всяких задних мыслей об этом слове, он его и употребляет. Надо научиться смотреть не на слова, – ибо с таким отношением к ним, получается магическое отношение к словам, – а на чувства и понятия, которые проявляют люди. И если человек выражает какие-либо симпатические чувства, при помощи тех слов, которые он знает, то мы и должны не за слова цепляться, а смотреть на чувства и понятия, которые изливает человек из своей души.

Иной может корявыми словами сказать, но передать очень хорошие и правильные чувства. А другой, может говорить правильные слова, но имея, при этом, отвратительные чувства.

Главное же, при всем этом, это чувства и понятия, которые имеет человек, или передает их, при помощи тех слов, которые он знает. А это знание зависит и от того в какой среде он жил, какое имел воспитание, т.е. от внешних жизненных обстоятельств, которые окружают его.


Аноним:  Действительно, разве человеку закрыто спасение, если ему дали например не христианское имя, – не может уже исповедывать Христа, совершать добродетели и пр. Очевидно что не имя христианское определяет христианин он или нет, а то,  является ли он христианином по настрою духа – по плодам духа. Здесь то, что является существенной и не существенной стороной. – "Ты носишь имя как будто ты жив, но ты мертв" (Откр.)
А с др. стороны задумчивость является и от того, что по обычаю как-то принято же давать христианское имя в честь святого, и что имя напр. может заменено номером, такая мысль кажется диковатой, не эстетичной, аморальной, граничащая где-то с какой-то безнравственностью..
Человек - образ Божий.  Десакраментализация или магическое отношение к именам? Какое подлинное значение имеет имя (при крещении)в жизни христианина?


О.Серафим: Имя, которое дается при крещении, – дается в честь какого-либо святого. Это делается с тою целью, чтобы христианин, подражал по своей жизни, добродетелям этого святого.

Многие святые имели языческие имена, к примеру, великомученик Меркурий. Будучи язычником, он был так назван в честь языческого бога, торговли и обогащения, Меркурия. Точно так же и многие другие языческие имена. Но когда эти язычники принимали мученическую кончину за Христа, то они становились мучениками. И эти имена вошли уже в христианство; и в честь этих святых христиане стали давать имена, с тою целью, чтобы тот, кому дается имя этого святого, подражал этому святому, в приобретении истинных добродетелей. То есть, понятие об этом имени было привязано у христиан уже не к языческому богу Меркурию и т.п., а к мученику, который пострадал за Христа, нося это имя.

К примеру, муч.Вонифатий, был язычник, носящий языческое имя, некрещеный и к тому же пьяница и блудник. Но принял мученическую кончину за Христа и стал мучеником. И языческое имя, которое он носил, христиане стали употреблять, называя кого-либо именем в честь этого святого, чтобы, таким образом, он подражал самоотвержению, которое явил этот язычник, вплоть до смерти, и стал мучеником за Христа и святым.

«Имя и предмет, им обозначаемый, не одно и то же.

Иное — предмет, по своей природе подлежащий названию, и иное — название, обозначающее предмет. Бытие — не одно и то же с именованием». (Свт. Григорий Нисский. "Опровержение Евномия", кн. 12, ч. 6, стр. 373; 328).

«Всякое имя есть некоторый признак или знак какой-либо сущности». (Там же стр. 495).

«Слова суть как бы тени предметов». (Там же стр. 325).

«Наименования не из самого естества проистекают, но прилагаются к предметам нашею мыслию». (Там же стр. 315; 323).

 «Бог есть Создатель вещей, а не имен, не имеющих существенности и составленных из звуков голоса и языка». (Там же стр. 373).

«Имена означают только сущности, а сами не суть сущности». (Свт. Василий Великий, "Опровержение на защитительную речь нечест. Евномия". М. 1857 ч. 3, стр. 153).

Поэтому, вся суть не в названиях, а в истинной добродетели, в воспитании верного настроя души, спасительного. И кто бы, какое имя не носил, но если он будет стремиться в своей жизни приобретать настрой духа, который заповедал Христос, то он будет спасаться.

Вера в то, что имя имеет какое-то действие на душу человека – это чистая магия.

Конечно, христианин не должен стремиться давать какие-либо богохульные имена. Но если кто-то, помимо своей воли, оказался с именем, которое ему дали от рождения, или с номером, вместо имени, то  спасение для этого человека не будет закрыто.Так как Господь судит человека не по имени или названию, а по тому, – какие он воспитал плоды духа.

Имя, которое носит человек и образ Божий, в нем, – это не одно и то же. Человек может носить даже богохульное имя, которое он имеет помимо своей воли, от рождения, но образ Божий, в нем, как был, так и остается. Ибо природа, как ее сотворил Бог, не подлежит изменению.
Изменяется только лишь движение природы, ее окраска, настрой в душе, т.е. подобие. Но сама природа, как была, так и есть.

И в зависимости от окраски природы, т.е. от настроя духа, человек и судится Богом.
Если в человеке подобие бесовское, т.е. греховный, страстный настрой духа, тогда горе ему, какое бы имя он не носил.
И если в человеке подобие Божие, т.е. богоугодный, верный, правильный настрой духа, спасительный, тогда благо ему, какое бы имя он не носил.

Как бы человека не назвали, помимо его воли, но он не теряет от этого образ Божий.

Говорить о том, что имя, которое дают человеку, влияет на его дух – это самая настоящая магическая вера. Это уже не христианство, а магия, прикрытая благовидными предлогами, которые бесы подсовывают людям для возгревания в них неправой веры, магической.

Это похоже на языческое учение о том, что если человек родился под таким-то знаком зодиака, то значит он будет тем-то. Только здесь вместо знаков зодиака выступает вера не в знаки зодиака, а вера в имена. Если человеку дали такое-то имя, нехристианское, или он стал числиться под номером, то значит он будет тем-то, или же это влияет на его судьбу, или же от этого омрачается образ Божий в нем и т.п..  

То есть, это своего рода – вера в какие-то волшебные слова, которые воздействуют на человека. Только вместо волшебных слов – имя или номер, которые, как бы, имеют на человека такое же действие, как и волшебные слова. Эти понятия заимствованы из «кабаллы», в которой есть магическая вера в имена и цифры.

Главный принцип магии: внешнему действию или словам подчиненно сверхъестественное действие. И таким образом, действие, слово или слова, как бы, влияют на человека, помимо его воли, лишают его свободного произволения. Это заранее настраивает человека на дух самоуверенности, самомнения. Вот на основании духа самоуверенности, т.е. гордыни, духа самости, и совершаются все магические действия. Вера соединенная с самостью – это и есть само-уверенность. Вот она – неправая вера, через посредство которой бесы имеют власть над людьми. И все это они делают с тою целью, чтобы и далее разжигать, в людях, эту неправую веру, дух самости и гордыни, ведя человека к погибели.


Аноним:  Какие молитвы лучше произносить, при борьбе со страстью?


О.Серафим: Бесовское действие прогоняется не словами, а движением духа, верным чувством, направленным против страсти, или противоположным страсти. А слова молитв можно употреблять такие, какие тебе более по душе, или даже своими словами. Ибо главное здесь, не такие-то слова произнести, а возгреть определенные чувства. На возгревание их, в момент искушения, и надо обращать внимание. Слова же, при этом, только лишь средство для возгревания чувств.

«Не слова нужны Господу, а сердце. Из плодов словесному составу и говорению молитвы ничего не принадлежит. Все плоды могут быть получены через одно возношение ума и сердца к Богу.
Главное в молитве – чувство к Богу из сердца. Слова молитвы при этом, какие подберутся.
Ум устает говорить слова молитвы. Молитесь тогда без слов, так, повергаясь пред Господом мысленно, в сердце… и Ему себя предавая… Это и будет собственно молитва. Слово же есть только выражение ее… и оно всегда слабее самой молитвы.
Речь к Богу не языком произносится, а чувствами сердца. Чувство к Богу и без слов есть молитва.
Все молитвословия назначены для того, чтобы чувства питать, и коль скоро не питают, то они попусту... Только труд, а проку нет. Чувства никакие читательные труды заменить не могут.
Вопль из сердца, краткий и сильный, вот что важно! А это можно походя делать. А следовательно, молиться непрестанно. Об этом и заботьтесь, и сюда все направляйте...» (свт. Феофан Затворник, «Мудрые советы…», гл.«В чем состоит сущность молитвы»).

Милость Божия избавляет нас от действия страсти тогда, когда чувство, противоположное страстному, соединится с ощущением немощи и смирения, обратится только на одну милость Божию, жаждая от Бога получить избавление.

С любовью во Христе, о.Серафим.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.