Псалмы Игнатия Брянчанинова

Для печати: Скачать word-овский файл

(Составлены из творений свт. Игнатия Брянчанинова).

1. Призыв к покаянию

О, странники земные! О, вы все, стремящиеся или влекущиеся по широкому пути, при неумолкающем шуме земных попечений, развлечений и увеселений, по цветам, перемешанным с колючим тернием, спешащие по этому пути к концу, всем известному и всеми забываемому – к мрачному гробу, к ещё более мрачной и страшной вечности, остановитесь! Отряхните обаяние мира, постоянно содержащее вас в плену! Прислушайтесь к тому, что возвещает вам Спаситель, обратите должное внимание на слова Его! «Покайтеся и веруйте во Евангелие», говорит Он вам, «покайтеся: ибо приблизилось Царство Небесное».

Крайне нужно вам, земные странники, обратить внимание на это спасительное увещание: иначе вы достигнете гроба, достигнете порога и врат вечности, не стяжав никакого правильного понятия ни о вечности, ни об обязанностях вступающего в неё, приготовив себе в ней одни справедливые казни за ваши грехи. Тягчайший из грехов – невнимание к словам Спасителя, пренебрежение Спасителем. – Покайтеся!

Льстив и обманчив путь земной жизни: для начинающих он представляется бесконечным поприщем, исполненным действительности; для совершивших его – путём самым кратким, обставленным пустыми сновидениями. – Покайтеся!

И славу, и богатство, и все прочие тленные приобретения и преимущества, на стяжание которых употребляет всю свою земную жизнь, все силы души и тела, ослеплённый грешник, он должен оставить в те минуты, в которые насильственно снимается с души одежда её – тело, когда душа ведётся неумолимыми ангелами на суд праведного Бога, ей неведомого, пренебрежённого ею. – Покайтеся!

Трудятся, торопятся люди обогатить себя познаниями, но, годными лишь для времени. Познание и дело, существенно нужные, для которых единственно дарована нам земная жизнь – познание Бога и примирение с Ним при посредстве Искупителя – мы вполне презираем. – Покайтеся!

Братия! Всмотримся беспристрастно, при свете Евангелия, в земную жизнь нашу. Она ничтожна! Все блага её отнимаются смертию. Недостойны эти тленные, так скоро исчезающие блага, называться благами! Скорее они – обманы и сети. Увязающие в этих сетях, и опутывающиеся ими, лишаются истинных, вечных, небесных, духовных благ, доставляемых верою во Христа и последованием Ему по таинственному пути жительства Евангельского. – Покайтеся!

В каком мы страшном ослеплении! Мы видим смерть братий наших; мы знаем, что и нам непременно и, может быть, очень скоро предлежит она, потому что никто из человеков не остался навсегда на земле. Несмотря на это, мы гоняемся за одними временными благами, как бы за постоянными, за вечными. На них одних обращено всё наше внимание! Забыт Бог! Забыта величественная и грозная вечность! – Покайтеся!

Изменят, братия, непременно изменят нам все тленные блага: богачам изменит их богатство, славным – их слава, юным – их юность, мудрецам – их мудрость. Только одно вечное, существенное благо может стяжать человек во время странствования земного – это истинное Богопознание, примирение и соединение с Богом, даруемые Христом. Но для получения этих истинных благ, надо оставить греховную жизнь, надо возненавидеть её. – Покайтеся!

 

2. Искушения и скорби ниспосылаются для нашей же пользы

Все святые прошли тесным путём искушений и скорбей, терпением их принесли себя в благоприятную жертву Богу.

И ныне святым душам попускаются, по воле Божией, различные напасти, чтобы любовь их к Богу открылась во всей ясности.

Ничего не случается с человеком без соизволения и попущения Божия.

Христианин, желающий быть последователем Господа нашего Иисуса Христа, и соделаться по благодати сыном Божиим, рождённым от Духа, прежде всего, должен положить себе за правило, вменить себе в непременную обязанность, благодушное терпение всех скорбей: и телесных страданий, и обид от человеков, и наветов от демонов, и самого восстания собственных страстей своих.

Христианин, желающий благоугодить Богу, более всего нуждается в терпении и твёрдом уповании на Бога. Он должен непрестанно держать это оружие в мысленной деснице, потому что лукавый враг наш, диавол, со своей стороны, употребляет все средства, чтобы во время скорби ввергнуть нас в уныние и похитить у нас упование на Господа.

Бог никогда не попускает на истинных рабов своих искушения, превышающего их силы.

Диавол озлобляет душу не столько, сколько хочет, но, сколько дозволено будет Богом.

Искушения и скорби ниспосылаются человеку для его пользы, и образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит всё до конца в уповании на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом, и совершенного освобождения от страстей.

Души, будучи преданы различным скорбям, явным – наносимым человеками, или тайным – от восстания в уме непотребных помыслов, или телесным болезням, если всё это претерпят до конца, то сподобятся одинаковых венцов с мучениками и одинакового с ними дерзновения.

Мученики терпели напасти от человеков. Они охотно предавали себя на мучения, оказывали до самой смерти мужественное терпение. Чем разнообразнее и тяжелее был подвиг их, тем большую стяжевали они славу, тем большее получали дерзновение к Богу. Подвижники терпят напасти от злых духов. Чем большие напасти наносит им диавол – тем большую славу они получат в будущем веке от Бога, тем большего утешения они сподобятся от Святого Духа здесь, во время земного странствования, среди самих страданий своих.

Тесен и прискорбен путь, ведущий в жизнь вечную; мало ходящих по нему, но он – неотъемлемое и неизбежное достояние всех спасающихся. Не должно уклоняться с него! Всякое искушение, наносимое нам диаволом, будем претерпевать с твёрдостию и постоянством, взирая оком веры на награду – уготованную на небесах.

Каким бы мы не подвергались скорбям во время земной жизни, они никак не могут быть сравниваемы с благами, обещанными нам в вечности, или с утешением, которое дарует Дух Святый ещё здесь, или с избавлением от владычества страстей, или с отпущением множества долгов наших, – с этими неминуемыми следствиями благодушного терпения скорбей.

Господь мне помощник: не убоюся никаких бед, не предамся унынию, не погружусь в глубокое море печали. Слава Богу – за всё!

 

3. Крест свой и крест Христов

Господь сказал ученикам Своим: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Крест свой – есть скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека – свои.

Крест свой – есть пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они – свои.

Крест свой – есть греховные недуги или страсти, которые у каждого человека – свои! С одними из них мы родимся, другими заражаемся на пути земной жизни.

Крест Христов – это учение Христово.

Суетен и бесплоден свой крест, каким бы ни был тяжёлым он, если через последование Христу не преобразится он в крест Христов.

Крест свой делается для ученика Христова – крестом Христовым, потому что ученик Христов твёрдо убеждён, что над ним неусыпно бдит Христос, что Христос попускает ему скорби, как необходимое и неминуемое условие христианства, что никакая скорбь не приблизилась бы к нему, если бы не была попущена Христом, что скорбями христианин усваивается Христу, соделывается причастником Его участи на земле, а потому и на небе.

Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым, потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственною целью жизни своей. Эти всесвятые заповеди соделываются для него крестом, на котором постоянно он распинает своего ветхого человека, со страстями и похотями его.

Вот почему для принятия креста, предварительно нужно отвергнуться себя, даже до погубления души своей.

Чтобы возложить на себя крест, должно прежде отказать телу в его прихотливых пожеланиях, доставляя ему одно необходимое для существования; должно признать свою правду – лютейшею неправдою пред Богом, свой разум – совершенным неразумием, и, наконец, предавшись Богу со всею силою веры, предавшись непрестанному изучению Евангелия – отречься от воли своей.

Совершивший такое отречение от себя, способен к принятию креста своего. С покорностию Богу, призывая Божию помощь для укрепления своей немощи, он смотрит без боязни и смущения на приближающуюся скорбь, уготовляется великодушно и мужественно перенести её, уповает, что посредством её он соделается причастником страданий Христовых, достигнет таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но и самим делом, самою жизнию.

Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную лёгкость. «Ибо иго моё благо, и бремя моё легко»сказал Господь.

 

4. Знай: за Христа сыплются на нас скорби

Почему мы не подвергались таким и стольким огорчениям, когда служили миру и житейским попечениям? Почему теперь, когда приступили служить Богу, подвергаемся многообразным бедствиям? – Знай: за Христа сыплются на нас скорби, как стрелы. Пускает их в нас враг наш, диавол, чтобы ими отомстить нам за вечные блага, которые уповаем и стараемся получить, – а также, чтобы расслабить наши души печалью, унынием, леностью, и тем лишить нас ожидаемого нами блаженства.

Христос невидимо сражается за нас. Этот крепкий и непобедимый Заступник наш разрушает все козни и ухищрения врага нашего.

Сам Он, Сам Он, Господь и Спаситель наш, шёл во время всей земной жизни Своей по тесному и прискорбному пути, – не по другому какому. Он был постоянно гоним, претерпел многие поношения, насмешки и напасти, – наконец, бесчестную смерть на кресте, между двумя разбойниками.

Последуем Христу! Смиримся подобно Ему! Подобно Ему не откажемся прослыть льстецами и умоисступлёнными, не пощадим чести нашей, не отвратим лица от заплеваний и ланит от заушений; не будем искать ни славы, ни красоты, ни наслаждений, принадлежащих миру сему; совершим земное странствование, как странники, не имеющие где главу приклонить; примем, примем поношения, уничижения и презрение от людей, как неотъемлемые принадлежности избраннаго нами пути; будем явно и тайно бороться с помыслами гордыни, всеусильно низлагать эти помыслы нашего ветхого человека, ищущего оживить свое я, под различными правдоподобными предлогами. Тогда Сын Божий, сказавший: вселюся в них, и буду обитать в них, явится в сердце нашем, и дарует нам власть и силу связать крепкого, расхитить сосуды его, наступить на аспида и василиска, попрать их.

Отвергнем ропот, отвергнем жалобы на судьбу нашу, отвергнем сердечную печаль и тоску, от которых слабые души страдают более, нежели от самих скорбей. Отвергнем всякую мысль о мщении и воздаянии злом за зло.

Мужественно претерпим всё ради Господа, как следует претерпеть храбрым воинам, не страшащимся и смерти за Царя своего.

 

5. Удел неизбежный ни для кого – смерть

Удел всех человеков на земле, удел неизбежный ни для кого – смерть. Мы страшимся её, как лютейшего врага, мы горько оплакиваем похищаемых ею, а проводим жизнь так, как бы вовсе не было смерти, как бы мы были вечными на земле.

Гроб мой! Отчего я забываю тебя? Ты ждёшь меня, ждёшь, – и я непременно буду жителем твоим; отчего же я забываю тебя и веду себя так, как бы гроб был жребием только других человеков, но никак не моим?

Грех отнял и отнимает у меня познание и ощущение всякой истины, он похищает у меня, изглаживает из мысли моей воспоминание о смерти, об этом событии, столько для меня важном, осязательно-верном.

Чтобы помнить смерть, надо вести жизнь сообразно заповедям Христовым. Заповеди Христовы очищают ум и сердце, умерщвляют их для мира, оживляют для Христа; ум, отрешённый от земных пристрастий, начинает часто обращать взоры к таинственному переходу своему в вечность – к смерти; очищенное сердце начинает предчувствовать её.

Отрешённые от мира ум и сердце стремятся в вечность. Возлюбив Христа, они неутолимо жаждут предстать Ему, хотя и трепещут смертного часа, созерцая величие Божие и свои ничтожество и греховность. Смерть представляется для них одновременно и подвигом страшным, и желанным избавлением из земного плена.

Если мы не способны желать смерти по холодности нашей ко Христу и по любви к тлению, то, по крайней мере, будем употреблять воспоминание о смерти, как горькое врачевство против нашей греховности, потому что смертная память, усвоившись душе, рассекает дружбу её со грехом, со всеми наслаждениями греховными.

Только тот, кто сроднится с мыслию о конце своём, может положить конец грехам своим.

Вставай с одра твоего – как воскресающий из мертвых, ложись на одр твой – как бы во гроб; сон есть изображение смерти, а темнота ночи – предвестница темноты могильной, после которой воссияет свет воскресения.

Телесными наслаждениями, рассеянностью, ничтожными попечениями земными закрывается от взоров души величественная вечность. Она как бы не существует для сердца, обладаемого пристрастием к земле, к её великому, к её славному, к её сладостному.

Смерть грешников люта приходит к ним в то время, когда они совсем не ожидают её; приходит к ним, а они еще не сделали никакого приготовления к ней, ни к вечности, даже не стяжали никакого ясного понятия, ни о том, ни о другом предмете. И восхищает смерть неготовых грешников с лица земли, на которой они лишь прогневляли Бога, передаёт их навечно в темницы ада.

Кто из человеков остался навсегда жить на земле? Никто. И я пойду во след отцов, праотцов, братий и всех ближних моих. Тело моё уединится в мрачную могилу, а участь души моей покроется для оставшихся жителей земли непроницаемою тайною.

Поплачут о мне сродники и друзья; поплачут, может быть горько, и забудут потом. Так оплаканы и забыты бесчисленные тысячи человеков. Сочтены они и помнятся одним всесовершенным Богом.

Благодарю Тебя, Господь и Бог мой, за всё совершившееся надо мною! Благодарю Тебя за все скорби и искушения, которые посылал Ты мне для очищения и исцеления, оскверненных и изъязвленных грехами – души и тела моих!

Предстоя страшному суду Твоему в убогой молитве моей, не обретаю в себе ни одного доброго дела, ни какого достоинства, и предстою, лишь объятый отовсюду бесчисленным множеством грехов моих, с одним утешением в душе моей: с упованием на бескрайнюю милость и благость Твою.

 

6. Всемогущая сила покаяния, приступим к нему

Покайтеся! Это значит – сознаться, раскаяться о грехах своих, оставить грехи свои и уже более не возвращаться к ним. Таким образом, многие грешники претворились в святых, многие беззаконники – в праведников.

Покайтеся! Отвергните от себя не только явные грехи – убийство, грабительство, блуд, клевету, ложь, но и пагубные развлечения, и наслаждения плотские, и мечтания преступные, и помышления беззаконные – всё, всё, воспрещаемое Евангелием. Прежнюю греховную жизнь омойте слезами искреннего раскаяния.

Не скажи сам себе в унынии и расслаблении душевном: «я впал в тяжкие грехи; я стяжал долговременною греховною жизнию греховные навыки: они обратились от времени как бы в природные свойства, соделали для меня покаяние невозможным». Эти мрачные мысли внушает тебе враг твой, ещё не примечаемый и не понимаемый тобою; он знает могущество покаяния, он боится, чтобы покаяние не исторгло тебя из власти его, и старается отвлечь тебя от покаяния, приписывая Божию всемогущему врачевству немощь.

Зачем вы гибнете, христиане, от грехов ваших вечною смертью? Зачем наполняется вами ад, как бы не было установлено в Церкви Христовой – всемогущего покаяния? Этот бесконечно благий дар, дан дому израилеву – христианам – и в какое бы ни было время жизни, какие бы ни были грехи, он действует с одинаковою силою: очищает всякий грех, спасает всякого, прибегающего к Богу, хотя бы то было в последние, предсмертные минуты.

Оттого окончательно гибнут христиане вечною смертию, что во всё время жизни земной, занимаются одним служением греху, что не удостаивают ни малейшего внимания Слово Божие, возвещающее им о покаянии. В сами предсмертные минуты, не умеют воспользоваться они – всемогущею силою покаяния! Не умеют воспользоваться, потому что не получили о христианстве никакого понятия, или получили понятие – самое недостаточное и сбивчивое, которое должно быть названо скорее полным незнанием, нежели каким-нибудь познанием.

Господи, что же я приносил Тебе? Какие благоугодные жертвы? – Я приносил одни грехи, одни нарушения Твоих Божественнейших заповеданий. Прости меня, Господи, прости виновного пред Тобою и пред человеками! Прости безответного! Даруй мне увериться и искренно сознаться, что я – грешник! Даруй мне отвергнуть лукавые оправдания! Даруй мне покаяние! Даруй мне сокрушение сердца! Даруй мне кротость и смирение! Даруй любовь к ближним, любовь непорочную, одинаковую ко всем, и утешающим и оскорбляющим меня! Даруй мне терпение во всех скорбях моих! Умертви меня для мира! Отними от меня мою греховную волю, и насади в сердце моё – Твою святую волю, да творю её единую и делами, и словами, и помышлениями, и чувствованиями моими.

Братия! Познаем неизреченную любовь Божию к падшему роду человеческому.

Грешники! Ободримся! Для нас, именно для нас, Господь совершил великое дело Своего вочеловечения; на наши болезни воззрел Он с непостижимою милостию. Перестанем колебаться! Перестанем унывать и сомневаться! Исполненные веры, усердия, благодарности приступим к покаянию, посредством его примиримся с Богом.

 

7. Смерть за Христа, да будет желанна для тебя

Хочешь ли переносить скорби с лёгкостию и удобством? – Смерть за Христа да будет желанна для тебя. Эта смерть да предстоит непрестанно пред очами твоими. Умерщвляй себя ежедневно воздержанием от всех греховных пожеланий плоти и духа; умерщвляй себя отвержением своей воли и отвержением самооправданий, приносимых лжеименным разумом и лукавою совестью ветхого человека; умерщвляй себя, живо представляя себе и живописуя неминуемую смерть твою. Нам дана заповедь последовать Христу, взяв крест свой. Это значит: мы должны быть всегда готовы с радостию и веселием умереть за Христа. Если так устроим себя, то легко будем переносить всякую скорбь, видимую и невидимую.

Желающий умереть за Христа, какой напасти, какого оскорбления не претерпит великодушно?

Нам представляются тяжёлыми наши скорби именно оттого, что не хотим умереть за Христа, не хотим в Нём одном заключить все наши желания, все наши надежды, весь наш разум, всё наше достояние, всё существование наше.

Стремящийся последовать Христу и быть сонаследником Его, должен быть ревностным подражателем страданий Его. Любящие Христа и последователи Его обнаруживают и доказывают свой сокровенный залог тем, что претерпевают всякую ниспосылаемую им скорбь не только с благодушием, но и с усердием, и с ревностию, и с радостию, и с благодарением, возлагая на Христа всё упование.

Такое терпение – есть дар Христов.

Этот дар примет тот, кто испросит его смиренною и постоянною молитвою у Христа, доказывая искренность желания получить бесценный духовный дар терпения, принуждением и болезненным насилием нехотящего сердца к терпению всех встречающихся и случающихся скорбей и искушений.

Будем молить Господа, чтобы Он открыл нам таинство и даровал нам любовь креста Своего, чтобы сподобил нас претерпеть должным образом все скорби, которые попустятся нам всеблагим Божиим промыслом во времени, для спасения нашего и блаженства в вечности. Господь обетовал нам: «претерпевший до конца – спасётся». Аминь.

 

8. Вспомнись мне смерть моя! и отторгни меня от греха

Едва я родился, едва я зачался, как смерть наложила на меня печать свою. «Он мой», – сказала она и немедленно приготовила косу на меня. С самого начала бытия моего она замахивается этою косою. Ежеминутно могу я сделаться жертвою смерти! Были многие промахи; но верный взмах и удар – неминуемы.

Приходит нежданная и неумолимая смерть, и славного земли и все замыслы его повергает в ничтожество.

Перед одним рабом Христовым благоговеет суровая смерть: побежденная Христом, она уважает только одну жизнь во Христе. Приготовленные к смерти жизнию, утешаемые и свидетельством совести, и обетованием свыше, тихо, с улыбкою на устах, засыпают они продолжительным смертным сном.

Вспомнись мне, смерть моя! Приди ко мне горькое, но вполне справедливое и полезное воспоминание! Отторгни меня от греха! Настави на путь Христов! Пусть от воспоминания о смерти расслабеют руки мои ко всякому пустому, суетному, греховному начинанию.

Вспомнись мне, смерть моя! И убежат от меня пленяющие меня тщеславие и сластолюбие. Я устраню с трапезы моей дымящуюся роскошную пищу, сниму с себя одежды пышные, оденусь в одежды плача, заживо оплачу себя – наречённого мертвеца от рождения моего.

«Так! Помяни и оплачь сам себя заживо, – говорит память смертная, – я пришла огорчить тебя благодетельно и привела с собою множество мыслей, самых душеполезных. Продай излишества твои и цену их раздай нищим, предпошли на небо сокровища твои, по завещанию Спасителя, они встретят там своего владельца, увеличившися во сто крат. Пролей о себе горячие слёзы и горячие молитвы. Кто с такою заботливостию и усердием помянёт тебя после смерти, как ты можешь сам себя помянуть – ещё до смерти? Не вверяй спасения души твоей другим, когда можешь сам совершить это существенно необходимое для тебя дело! Зачем гоняться тебе за тлением, когда смерть непременно отнимет всё тленное у тебя? Она – исполнительница велений Всесвятого Бога, – лишь услышит повеление, – устремляется с быстротою молнии к исполнению. Не устыдится она ни богача, ни вельможи, ни героя, ни гения, не пощадит ни юности, ни красоты, ни земного счастия – переселяет человека в вечность. И вступает смертию раб Божий – в блаженство вечности, а враг Божий – в муку вечную.

Принуждай себя воспоминать часто смерть, уверяй себя в несомненной истине, что ты непременно, неизвестно когда, умрешь.

О, служитель Христов, вспомни ждущий тебя гроб и пролей о душе своей спасительнейшие слёзы.

 

9. Терпеливое несение креста своего – есть истинное покаяние

Крест возлагается на плечи учеником Христовым тогда, когда ученик Христов признаёт себя достойным скорбей, ниспосланных ему Божественным промыслом.

Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признаёт, что именно ниспосланные ему скорби, а ни другие, необходимы для его образования о Христе и спасения.

Терпеливое несение креста своего, есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя.

Терпеливое несение креста своего – есть истинное покаяние.

Распятый на кресте! Исповедайся Господу в праведности судеб Его. Обвинением себя оправдай суд Божий – и получишь отпущение грехов твоих.

Распятый на кресте! Познай Христа; – и отверзутся тебе врата рая.

С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысел жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство.

С креста твоего благодари Господа за бесценный дар, за крест твой, – за драгоценную участь, за участь подражать Христу страданиями твоими.

С креста богословствуй, потому что крест – есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного Богословия. Вне креста нет живого познания Христа.

Не ищи христианского совершенства в добродетелях человеческих. Там нет его; оно сокровенно в кресте Христовом.

Крест свой изменяется в крест Христов, когда ученик Христов несёт его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, – когда несёт его с благодарением Христу, со славословием Христа. От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение; благодарение и славословие делаются обильнейшим источником непостижимой, нетленной радости.

Крест – есть сила и слава всех от века святых.

Крест – целитель страстей, губитель демонов.

Смертоносен крест для тех, которые креста своего – не преобразили в крест Христов, которые с креста своего – ропщут на Божественный промысел, хулят его, предаются безнадёжию и отчаянию. Несознающиеся и некающиеся грешники, на кресте своём умирают вечною смертию, лишаясь нетерпением – истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтобы снизойти душами в вечный гроб – в темницы ада.

Крест Христов возносит от земли распятого на нём ученика Христова. Ученик Христов, распятый на кресте своём, мудрствует о вышнем, умом и сердцем жительствует на небе и созерцает таинства Духа во Христе Иисусе, Господе нашем.

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», – сказал Господь.

 


В аудио-варианте: «Псалмы Игнатия Брянчанинова»

Примечание: Псалмы для содействия покаянию во грехах и возгреванию правого настроя духа. 
Псалмы 2, 3, 4, 7, 9, читаются или слушаются во время скорбных состояний, для содействия возгреванию духа смиренного перед Богом. Чтобы таким образом, в душу возвращался душевный мир и покой, во время скорбных состояний и искушений.
Псалмы 1, 5, 6, 8, читаются или слушаются для содействия возгреванию духа сокрушенного. Чтобы таким образом приводить душу в покаянный настрой, стараясь возгреть чувство сокрушения перед Богом.
(Во время уныния, депрессии или отчаяния чувство сокрушения нельзя возгревать. Так как от этого они еще более усилятся. В это время надо возгревать чувство смирения, благодарения и упования на Бога, как и во время скорбных состояний).


* Псалмы составил, адаптировал и русифицировал о.Серафим Медведев, по творениям свт.Игнатия Брянчанинова. 2002г.
При составлении использовались следующие материалы: Творения свт.Игнатия Брянчанинова, т.1, главы 2,19,32,33,39.

 

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.