1. /
  2. Ереси
  3. /
  4. Имябожничество
  5. /
  6. Как учит Св. Церковь...

Как учит Св. Церковь об именах Божиих.

(Выписки из Св. Отцов и церковных вероопределений).

Имя и предмет, им обозначаемый, не одно и то же.

Иное — предмет, по своей природе подлежащий названию, и иное — название, обозначающее предмет. Бытие — не одно и то же с именованием. (Свт. Григорий Нисский. «Опровержение Евномия», кн. 12, ч. 6, стр. 373; 328)

Всякое имя есть некоторый признак или знак какой-либо сущности. (Там же стр. 495).

Слова суть как бы тени предметов. (Там же стр. 325).

Наименования не из самого естества проистекают, но прилагаются к предметам нашею мыслию. (Там же стр. 315; 323).

Употребление слов и имен придумано после сотворения людей. (Там же стр. 329).

Бог есть Создатель вещей, а не имен, не имеющих существенности и составленных из звуков голоса и языка. (Там же стр. 373).

Имена означают только сущности, а сами не суть сущности. (Свт. Василий Великий, «Опровержение на защитительную речь нечест. Евномия». М. 1857 ч. 3, стр. 153)

У Бога нет ни голоса, ни вида, но Он выше образов и звуков. (Свт. Иоанн Златоуст. «Толкование на Евангелие от Иоанна», т. 8, стр. 268.)

Выражение: рече (Бог) нисколько не указывает на голос и речь Божию, но на волю Божию. (Свт. Григорий Нисский, ч. 6, стр. 356).

“Слова, которые говорю Я вам, суть дух ”, …сказал: дух, вместо того, чтобы сказать — духовные. (Свт. Иоанн Златоуст. т. 8, стр. 310)

Слова Христовы, телесно произнесенные, не суть сущность Духа Святого. (Свт. Григорий Палама. «2-е слово против латинян». У Игумена Модеста, стр. 42.)

 

Имена Божии явились после создания человека, нужны только нам, а не Богу, и сами по себе не Бог.

Не ради Бога, а ради нас измышлены имена для усвоения понятия о Сущем, т.е. о Боге. (Свт. Григорий Нисский, 6, 331)

Усвоемые Богу имена недавны сравнительно с Самим Богом, ибо Бог не есть речение и не в голосе и звуке имеет бытие (Там же стр. 324).

Всякий ум и слово бесконечно далеки от Бога, чтобы быть Ему подобными. (Св. Дионисий Ареопагит. «О небесной иерархии», стр. 9)

А если имя Его страшно, то не гораздо ли более самое существо Его? (Свт. Иоанн Златоуст, в толк. на 110 псалом.)

Не Бог еще то, что мы представляем себе под понятием Бога, или чем мы Его изобразили, или чем описало Его слово. (Свт. Григорий Богослов. Творения, Москва, 1844г., ч. 3, стр. 21)

Мы не знаем имени, которое бы обнимало Божеское естество. А слово, посредством имени объясняющее Божественное существо, подобно тому, кто собственною ладонью думает обнять все море. (Свт. Григорий Нисский 6, 91; 332)

Бог не есть имя. (Св. Иустин мученик, «Апология», 2, 6, М . 1864, стр. 120)

Бог не имя. (Преп. Иоанн Дамаскин. «О мучении Св. Вавилы»).

 

Иисус есть имя Сына Божия по плоти, принятое Им по воплощении.

Иисусом назван для того, чтобы под именем Иисус скрыть от диавола Его Божество. (Свт. Иоанн Златоуст, 7, 18)

Господь назван Иисусом Христом потому, что облекся в плоть. Иисус — имя Его по плоти. (Там же 2, 891)

Господь принял название Христа не до воплощения, как лжеумствуют некоторые… Слово тогда получило название Иисуса Христа, когда Оно стало плотию. (Преп. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение правосл. веры», М. 1855, кн. 4, гл. 6, стр. 228-230)

Иисус Христос — имя Сына Божия, а не всей Св. Троицы. (Свт. Димитрий Ростовский. Твор., изд. Сайкина. Спб. 1910г. стр. 78.)

 

Имена Божии должно почитать наравне с св. крестом и иконами, а не как Самого Бога.

Что имя Иисуса Христа Распятого, с верою произнесенное движением уст, то же самое есть и знамение креста, с верою сделанное движением руки или другим каким образом представленное. (Пространный христианский катихизис. «О крещении», М. 1840 г . стр. 82)

Имя Божие называется святым, конечно, не потому, что в самых слогах имеет некую освящающую силу, но потому, что свято и чисто всякое свойство Божие. (Свт. Василий Великий, в толковании на псалом 32)

Иконное изображение указуется евангельскими повествованиями, евангельское повествование указуется иконными изображениями. Чествовати их не истинным богопочтением, которое подобает Единому Божескому Естеству, но… честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу. (Определение vII-ro Вселенского Собора.)

Вечная память верующим, возвещающим… что одинаковую приносит пользу, как посредством слова возвещение, так и посредством икон Истины утверждение. Как очи зрящих освящаются честными иконами, так и уста освящаются словами. (Определение Константинопольского собора 842 года, читавшееся в неделю православия. «Синодик в Неделю Православия». Одесса 1893 г . стр. 6-7)


Архиеп. Никон /Рождественский/. «Мои дневники». Сергиев Посад. 1914г.

Оставьте комментарий