Чувства.

Основная цель нашей жизни – приобретение истинных плодов духа, воспитание верного и спасительного настроя души. А это возможно только через посредство правильно-проходимой внутренней жизни, законной борьбы со страстями, направленной на искоренение духа самости и гордыни, первородного греха.

Чувства.

Сообщение Onerreno01 » 14 май 2012, 05:21

Здравствуйте.
О. Серафим скажите пожалуйста, является ли чувство зависти естественным чувством? Куда отнести ложь? Есть такое изречение, что ложь во благо - есть мудрость. Возможно ли солгать, преследуя добрую цель? Что такое уважение, почему люди требуют к себе уважения? Чувство обиды, тоже естественно или нет? Является ли Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьёв)- настоящим святым и исповедником, можно верить его пророчествам?
Спасибо за ответы.
П.С. Извиняюсь за глупые грамматические ошибки во всех предыдущих постах.
П.П.С. Я русский...

Onerreno01
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 17 янв 2012, 06:05

Ложь, обман, мудрость

Сообщение o.Serafim » 15 май 2012, 16:03

Чувство зависти проявляется в том, что человек завидует кому-то; и от того, что тот имеет что-либо, он страдает и мучается, от неудовлетворенного духа самости и гордыни, – что у него хуже, а у того лучше. И по этой причине может делать тому человеку всякие коварства.

Но если человек будет завидовать чему-то доброму и хорошему, какой-либо добродетели, и стремиться тому человеку в этом подражать, воспитывая в себе такую же добродетель, и сорадоваться тому человеку, то это будет проявление чувства зависти не в угоду духа самости и гордыни, а в согласии с природой нашего естества, каким его сотворил Бог. – Я завидую такому-то святому, в его добродетелях, его люблю и стараюсь ему в этом подражать. А бесы завидуют святым, что они с Богом, и за это их ненавидят и всячески озлобляются. То есть, все зависит от того, кто какие чувства из этого выносит: кто-то добрые и устремляется к истинной добродетели; а кто-то злые, и от этого еще более погрязает во зле.

***

Отцом лжи называется диавол, так как он самый первый произвел ложь. В чем состояла эта ложь? Он возомнил в себе, что он станет подобен Всевышнему: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему"» (Ис.14:12-14). Но это была иллюзия, ложь, так как такого не могло быть. И эта ложь изошла из духа первородного греха, из духа самости и гордыни. Отсюда определение лжи. Ложь – это обман, иллюзия, в угоду духа самости и гордыни, в угоду какой-либо страсти. О лжи, и ее определении есть здесь (в конце беседы): http://paraklit.org/video/HTML_Video/V-02.htm

Поэтому, все, что внешне походит на ложь и обман, который совершается в угоду какой-либо страсти, в угоду духа самости и гордыни, все то и является ложью и обманом, в истинном и изначальном значении этого слова.

Но есть так же то, что внешне может только лишь походить на ложь и обман, но являться не ложью и обманом, а мудростью. К этому относиться все то, что только лишь внешне походит на ложь и обман, но действует не в угоду какой-либо страсти, не в угоду духа самости и гордыни, а в согласии с совестью и волей Божией. Из этого есть то, что является явным и очевидным для всех, и никто, никогда не вопринимает это за ложь. А есть то, что не является явным и очевидным для всех.

Неявное и неочевидное для всех могут видеть те, кто имеют свои духовные очи открытыми и имеют духовную рассудительность. Но бывают, по воле Божией, редкие исключения с людьми, которые не имеют духовного вИдения.

К явному и очевидному, можно отнести следующие примеры:
Родители обманывают своего маленького ребенка, когда он спрашивает как появляются дети, говоря ему, что их находят в капусте, аисты приносят, и т.п..
Или в период гонений на христиан, когда кто-то скрывал тайно кого-то из христиан, а их спрашивали представители властей, ищущие их для казни, что нет ли у них таких-то людей, и не знают ли где они? То, скрывающие, обманывали представителей власти, говоря, что нет у них этих людей, и они не знают где они. То внешне это походило на ложь, но все прекрасно знают, что это по совести, и что нельзя предавать своих близких в руки врагов. То же самое относилось и к ситуациям во время войны, оккупации и т.п.. То есть, для того, чтобы не предать своих близких, своих соратников, многие обманывали врага, чтобы таким образом не оказаться предателями. И эти действия и поступки внешне походят на ложь и обман, но не являются по сути таковыми, так как совершаются в согласии с совестью и волей Божией. И никто, никогда эту ложь и обман не думал считать за греховные ложь и обман, а наоборот считали это за добродетель верности и любви к ближним и соратникам.
Так же родители или родственники могут совершать внешне похожее на ложь и обман, когда их детей или родственников, привлекают в плохие компании, в сообщества, где творится нечестие. Ибо когда кто-то из этих компаний спрашивает родителей или родственников, чтобы они вызвали к ним своих детей или родных, то они отвечают, что их нет, или что они ушли неизвестно куда. И родители или родственники делают это не по страсти, а по совести, так как они пытаются уберечь своих детей или родных от греха и нечестия, от плохих компаний, от всего того, отчего, впоследствии, им будет хуже. И в этом проявляется мудрость, которая оберегает ближних своих от зла.
Если придут убийцы к вам домой убивать всю вашу семью, а вы успеете спрятать своих родных и скажете им, что больше никого нет, то этот внешний обман будет мудростью и любовью, по отношению к своим ближним. То же самое было и в концлагерях, когда обманывали лагерное начальство, чтобы сохранить жизнь другим людям. И это все являлось мудростью, действием по совести и в согласии с волей Божией, хотя внешне оно выглядело, как обман и ложь.

Все таковые случаи, в основном, являются явными и очевидными, для всех людей, с еще несожжённой окончательно совестью.

Неочевидные, неявные случаи бывают видны только людям имеющим духовное зрение и рассудительность, но для этого необходимо постигать волю Божию, иметь свои духовные очи открытыми. Такие события являются исключением и совершаются по Промыслу Божию. Если кто-то, неимеющий духовного вИдения, находящийся в духовной прелести и самообольщении, возьмет такие случаи для подражания себе, то это будет являться ложью и бесовским обманом, для него самого и для других.

***

o.Serafim
Администратор
 
Сообщений: 1335
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 11:27

О Серафиме Вырицком

Сообщение o.Serafim » 15 май 2012, 16:06

О Серафиме Вырицком здесь http://paraklit.org/otvety/5.Cherkovnie ... .htm#lsmp5

o.Serafim
Администратор
 
Сообщений: 1335
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 11:27

Re: Чувства.

Сообщение Onerreno01 » 17 май 2012, 12:49

Мне очень нравится вот эта молитва Серафима Вырицкого. Прочитайте.

«От Меня это было»

Этот текст отец Серафим адресовал одному из своих духовных чад — епископу, находящемуся в тюремном заключении. В нём отблеск глубочайшей молитвенной тайны, раскрываемой в беседе Бога с душою человека. Жизнь схимника наполнена постоянным служением и в боли и в радости. Только Любовь Вера, Надежда, а первая большая из сих, и глубочайшая преданность позволяют принять такую жизнь. В жизни Серафима Вырицкого всё это было. Были и верующие да не верящие, и не верующие но праведные, и юродиевые от Бога - суть любимые дети Божьи. Всё праведно и во всём смысл Всевышнего. Благодатна почва монашеского служения, да всякое семя на ней всходы плодородные рождает, но всякое семя необходимо, ибо в Целом нет ненужных частей, этим оно и Цело.

Думала ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего. Ты дорога в очах Моих, многоценна, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения на тебя и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знала, что

- От Меня это было.

Что твоя немощь нуждается в Моей силе и что безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность защитить тебя. Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, не считаются с тем, что тебе приятно, которые отстраняют тебя,

- От Меня это было.

Я - Бог твой, располагающий обстоятельствами и не случайно ты оказалась на своем месте это то самое место, которое Я тебе назначил. Не просила ли ты, чтобы Я научил тебя смирению? И вот а поставил тебя в ту именно среду в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю. Находишься ли ты в денежном затруднении, трудно тебе сводить концы с концами, знай, что

- От Меня это было.

Ибо Я располагаю твоими средствами и хочу, чтобы ты прибегала ко Мне и знала бы, что ты в зависимости от Меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы ты убеждалась в верности Моей и Моих обетований. Да не будет того, чтобы тебе могли сказать в нужде твоей: «Ты не верь Господу Богу твоему"

Переживала ли ты ночь в скорби?

Ты разлучена с близкими и дорогими сердцу твоему

- От Меня это послано тебе.

Я — муж скорбей, изведавший болезни, Я допустил это, чтобы ты обратилась ко Мне и во Мне могла найти утешение вечное. Обманулась ли ты в друге своём, в ком-нибудь, кому ты открывала сердце свое.

- От Меня это было.

Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы познала ты, что лучший твой друг есть Господь. Я хочу, чтобы ты всё приносила ко Мне и говорила Мне. Наклеветал ли кто на тебя, предоставь это Мне и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душею твоею,чтобы укрыться от пререкания языков,Я выведу как свет правду твою и судьбу твою, яко полудне. Разрушились планы твои, поникла ты душею и устала

— От Меня это было.

Ты создавала себе план, имела свои намерения, ты и принесла их Мне. чтобы Я благословил их. Но Я хочу, чтобы ты предоставила Мне распоряжаться и руководить обстоятельствами жизни твоей, так как ты — только орудие, а не действующее лицо. Постигли ли тебя нежданные неудачи житейские и уныние охватило сердце твое, знай

— От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя были всегда пламенеющими пред очами Моими и побеждали бы именем Моим всякое малодушие. Не получаешь ты долго известий от близких, дорогих тебе людей, по малодушию твоему и маловерию впадаешь в ропот и отчаяние, знай

— От Меня это было.

Ибо этим томлением духа твоего испытую Я крепость веры твоей в непреложность обетований и силу дерзновения твоей молитвы о cих близких твоих, ибо не ты ли возлагала заботы о них на Мою промыслительную любовь? Не ты ли и ныне вручаешь их Покрову Пречистыя Матери Моея? Постигла ли тебя тяжкая болезнь, временная или неисцелимая, и ты оказалась прикованной к одру твоему

— От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы познала ты еще глубже Меня в немощах твоих телесных и не роптала бы за сие ниспосылаемое тебе испытание, и чтобы ты не старалась проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, а безропотно и покорно преклонила бы главу твою под благость Мою о тебе. Мечтала ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо этого сама слегла на одр болезни и немощи

- От Меня это было.

Ибо тогда ты была бы погружена в дела свои, и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, a Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям и урокам Моим, чтобы ты была на службе у Меня. Я хочу научить тебя сознавать, что ты — ничто без Меня. Некоторые из лучших сынов Моих суть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им научиться владеть оружием непрестанной молитвы. Призвана ли ты неожиданно занять трудное и ответственное положение, полагаясь на Меня, Я вверяю тебе эти трудности, и за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих на всех путях твоих, во всём Руководителем и Наставником твоим будет Господь твой. В сей день в руки твои, дитя Мое, дал Я этот сосуд освященного елея, пользуйся им свободно. Помни всегда, что каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая напраслина и осуждение, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады, разочарования, каждое откровение немощи и неспособности твоей будет помазано этим елеем

- От Меня это было.

Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день

- От Меня это было.

Храни их, знай и помни — всегда, где бы ты ни была, -что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей

- всё от Меня это было.

Onerreno01
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 17 янв 2012, 06:05

Re: О Серафиме Вырицком

Сообщение o.Serafim » 20 май 2012, 18:25

Вот здесь кое-что есть об этой молитве, и о различных выдумках в его житии пишут даже сами мп-шники: http://www.anti-raskol.ru/pages/1342

***

Я могу только сказать, что в этот текст можно вложить любое понимание, - и богоугодное и богопротивное.
По восторженным откликам мп-шных чад об этой молитве, видно то, что они при помощи ее воспитывают ложное смирение и заходят в духовную прелесть.

Здесь встает вопрос о воле Божией, попускающей и содействующей.
Бог не содействует злу, а только лишь попускает, не препятствует ему совершаться. И потому зло не от Бога исходит, а от дьявола и его орудий, человеков, но по попущению Божию.
Поэтому, о зле Господь не может сказать, что от Меня это было.

Иуда предал Христа. И об этом иудином предательстве Господь не может сказать, что от Меня это было. Ибо Бог не содействовал иудиному предательству, а только лишь попустил. А попущение и содействие - это не одно и тоже.
Когда люди сливают в одно Божие попущение и содействие, - тогда выходит богохульство; так как Богу приписывается то, что он содействует злу. Но Бог не творит зла. И приписывание зла Богу, в том смысле, что Он ему содействует, - есть хула на Бога.

o.Serafim
Администратор
 
Сообщений: 1335
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 11:27

Взгляд со стороны, раздвоение личности, шизофрения

Сообщение Onerreno011 » 23 май 2012, 13:29

Здравствуйте.
У меня такой вопрос про чувства. Замечал ли кто-нибудь за собой что ты "играешь роль" при общении с другими людьми. Иногда это выражается в том, что ты к примеру рассказываешь анекдот, и меняешь интонацию в голосе, как бы играешь "роль". Или при общении с близкими к примеру ты изменяешь интонацию в голосе, тембр или скорость речи, показываешь разные эмоции, изменяешь манеру поведения. Допустим с родителями ты "один" - всегда прислушиваешься к ним, где-то подчиняешься, в общем играешь роль ребенка или просто привык так себя ощущать. С друзьями ты несколько меняешься и ощущаешь себя на "равных", и уже прислушиваются к тебе. С чужими людьми ты тоже как бы меняешься.
Знаю,что в психологии это называется то ли "субличностью", то ли как-то еще. Вот не знаю, это хорошо или плохо? Т.е. ты как бы раздроблен.
Такое актерство, что это? Это естественно?
Еще хотелось бы побольше узнать про "ложную скромность", от чего она рождается, от гордости, от раздражительной силы, так как дерзость ведь скорее свойственна усладительной силе.?

Onerreno011
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 22 май 2012, 11:17

Ложь, обман, мудрость

Сообщение o.Serafim » 29 май 2012, 06:39

Вот один из примеров из Св.Писания, приводимый св.Златоустом, который внешне походит как бы на обман, но на самом деле это есть Божественная премудрость:
«Ученики (Апостолы), намереваясь о чем-нибудь спросить (Господа), приступают к Нему (Иисусу Христу) все вместе, – и это делают для того, чтобы самою многочисленностью своею склонить Его к ответу. Они знали, что прежние слова Его – "о дне же том и часе никто не знает" (Мф.24:36) – сказаны были Им для отклонения от Себя вопроса, – не по незнанию, но по нежеланию отвечать… А так как они возвысились, то и Он беседует с ними возвышеннее; уже не говорит им, что "о дне же том" даже и Сын не знает (Мк.13:32), – но что? "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (ст. 7). Слишком многого, говорит, домогаетесь, – хотя, впрочем, они знали уже и то, что было гораздо важнее… А о конце (мира) они также спрашивали Его еще прежде этого; но тогда Он отвечал им с большею суровостью, чтобы они не думали, что освобождение их близко, и подверг их опасностям, а теперь не так, но – с большею кротостью. И чтобы (слова Его) не показались им обидными и только отговоркою, – послушай, как Он тотчас обещает даровать им то, чему они обрадовались бы, – и именно, Он прибавил: "но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (ст. 8). Затем, чтобы они (ученики) снова не стали спрашивать Его, Он тотчас вознесся. Поэтому, как там Он омрачил их страхом и тем, что сказал: не знаю, так и здесь – тем, что после этих слов вознесся. Они имели сильное желание знать об этом и не отступили бы (от Христа), а между тем было весьма нужно, чтобы они не узнали… А чтобы они в свою очередь не сказали: для чего Ты так высоко ценишь это дело, – Он говорит: "Отец положил в Своей власти". Но ведь власть Отца и власть Его одна и та же, как это видно из того, что Он говорит: "как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет" (Ин.5:21). Если там, где должно действовать, Он действует с тою же властью, как и Отец, то неужели там, где надобно знать, Он знает не с тою же властью? Воскрешать мертвых, – очевидно, дело гораздо большее, чем узнать тот день. Если же Он совершает со властью дело важнейшее, то не гораздо ли скорее – дело другое, менее значительное?

Но, чтобы сделать это для вас понятным, я объясню примером. Подобно тому, как мы, когда видим, что дитя плачет и постоянно просит у нас какой-нибудь ненужной ему вещи, подальше спрятав эту вещь, показываем пустые руки и говорим: видишь, у нас нет, – так и Христос поступил с апостолами. Но то дитя, хотя мы и не показываем (просимой вещи), продолжает плакать, зная, что его обманули. Тогда мы оставляем его и уходим, говоря: меня зовет такой-то, а ему даем взамен просимого что-нибудь другое, чтобы отвлечь его от избранной им вещи, причем хвалим эту свою вещь больше той, и, давши ее, удаляемся. Так поступил и Христос. Ученики просили; Он сказал, что у Него нет, и на первый раз даже устрашил их. Когда же они снова стали просить, Он опять сказал, что у Него нет, но только теперь не устрашает их, а, показав то, что сделал, высказывает и благовидную причину, именно: "Отец положил в Своей власти". Что же? Ты не знаешь того, что принадлежит Отцу? Его самого знаешь, а того, что принадлежит Ему, не знаешь? Ты сам сказал: "Отца не знает никто, кроме Сына" (Мф.11:27). Притом (сказано): "Дух все проницает, и глубины Божии" (1Кор.2:10); а Ты и этого не знаешь? Отнюдь нет. Он сказал это не для того, чтобы мы так подумали; Он показывает Себя незнающим, чтобы отвлечь учеников от неуместного вопроса» (свт.Иоанн Златоуст, «Толкование на Деяния Апостолов», Беседа 2).

o.Serafim
Администратор
 
Сообщений: 1335
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 11:27

Взгляд со стороны, раздвоение личности, шизофрения

Сообщение o.Serafim » 31 май 2012, 08:10

Человеку естественно вести с разными людьми себя по разному. Со своими родителями он не может себя вести точно так же одинаково, как со своими друзьями или детьми. Если себя вести одинаково с родителями и детьми, то это будет неестественно. И раз человеку естественно вести себя с разными людьми по разному, в зависимости от обстоятельств, то это не есть роль. Другое дело, что наши отношения со всеми должны исходить не из страстного настроя духа, а из верных душевных чувств, в зависимости от обстоятельств.

Человеку естественны различные чувства, которые он проявляет в своей жизни, в зависимости от обстоятельств. Так в одних случаях он смеется или улыбается, в других – грустит, печалится. Но это не значит, что он играет роль. Ибо в зависимости от приключившихся обстоятельств он и проявляет те или иные чувства, эмоции, как свою душевную реакцию на данные обстоятельства. Другое дело, что он не должен идти на поводу страстных проявлений своих чувств. Но стараться страстное их действие искоренять, а богоугодное, – которое в согласии с совестью и природою нашего естества (каким состворил его Бог), – проявлять.

Когда возникает такое ощущение, что видишь себя как бы со стороны, в тот или иной момент времени, то греховным это является тогда, когда человек от этого начинает в духе самоутверждаться, через посредство той или иной страсти. К примеру, ищет сладострастного услаждения, по причине ощущения своей необыкновенности. То он, таким образом, питает в себе свой дух самости и гордыни.

Но если он взглянул на себя со стороны с тою целью, чтобы увидеть, в чем он неправильно, греховно поступает, и постараться в этом исправиться, то это не грех, а наоборот помогает человеку в душевном здравии. Так, в повседневной жизни мы можем слышать от кого-либо такой совет: «да ты на себя-то посмотри со стороны». Так говорят, когда пытаются призвать нас к тому, чтобы мы исправились в чем-либо. И в этом нет ничего раздвоенного, психически ненормального.

Другое дело, что если кто-то начнет в этом взгляде на себя со стороны, искать ощущение своей необыкновенности, или возгревать дух самоуверенности, искать через это дух самоутверждения, то есть те или иные страстные состояния которые питают дух самости и гордыни, тогда, в зависимости от степени развития, это может переходить в явное раздвоение личности, в шизофрению.

К этому раздвоению личности, шизофрении, приводит человека первородный грех, дух самости и гордыни. То есть, когда он ищет удовлетворения его через посредство самомнения, мнительности, высокоумия, а совесть противоречит этому. – В уме все вроде как бы правильно, а совесть с этим несогласна. И вот здесь и начинается это раздвоение личности. Оно есть в каждом человеке, по причине первородного греха. – (Отсюда в литературе, кино, искусстве, постоянно присутствует тема, что в человеке живет как бы два человека, добрый и злой, которые постоянно ведут борьбу между собою, проявляя себя в мыслях, желаниях и чувствах). – Но если это развивать, то постепенно, мало-помалу, это может приводить к патологии раздвоения личности, шизофрении. Особенно такое может случаться с людьми, которые идут против совести, но на уровне умовом, рассудочном все это выглядит, как бы, правильно; при этом они ощущают муки совести, но продолжают идти этим путем, так как в уме все выглядит правильно. А правильно это выглядит, для ума, по той причине, что этот человек одержим самомнением или высокоумием и ищет удовлетворения этих страстей. Тот кто остается на этом пути, того это и может приводить к явной патологии раздвоения личности, шизофрении.

К примеру, такое явление наблюдается в Московской Патриархии и других лжецерковных организациях, политических партиях, идеологических сообществах, которые встали на путь сжигания совести, но при этом пытаются на уровне умовом, рассудочном, выглядеть правильными.
При этом, если кто-то в Московской Патриархии и лжецерковных организациях, идущих по пути сжигания совести, будет усиленно заниматься молитвой, то с некоторыми может случиться явное сумасшествие, по той причине, что общий путь такой лжецерковной организации это путь самомнения, путь духа самости и гордыни, который никто не видит, из находящихся там, по причине духовной слепоты, которая всеобща членам этой организации. «Сумасшествие от молитвы
Иисусовой может произойти тогда, когда творя сию молитву не отстают от каких либо грехов и привычек грешных, которые осуждает совесть. При этом внутри происходит глубокий разлад, прогоняющий всякую мирность сердца. Отсюда помутиться может голова, и понятия придти в смятение и запутанность» (свт. Феофан Затворник, «Собрание писем», Выпуск 5, п.912).

То есть, если кто-то не искореняет своих страстей, по той причине, что он их не видит, то усиленные занятия молитвой заведут такого только в духовную прелесть. Так как истинная, непрелестная молитва основывается на истинной христианской нравственности, – на основании духа сокрушенного и смиренного, перед Богом, на свободе от самомнения, от духа самости и гордыни. «Единственно на нравственности, приведенной в благоустройство Евангельскими заповедями, единственно на этом твердом камне Евангельском, может быть воздвигнут величественный, священный, невещественный храм Богоугодной молитвы» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.«О молитве Иисусовой», отд.1).

Духовная слепота, не видение своего духовного состояния происходит по той причине, что духовная слепота является общим явлением духа лжецерковных организаций, – по той причине, что они встали на путь сжигания совести, одержимы самомнением, духом самости и гордыни, в своем общем пути и направлении. То есть, человек сидит на основании духа самости и гордыни, который характерен в общем лжецерковным организациям, и усиленно занимаясь молитвой, еще более возгревает в себе этот дух. Поэтому и заходит в самообольщение, духовную прелесть. «Преподобный Григорий Синаит говорит: “вообще, одна причина прелести, – гордость”. В гордости человеческой, которая есть самообольщение, диавол находит для себя удобное пристанище, и присоединяет свое обольщение к самообольщению человеческому» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.«О молитве Иисусовой», отд.1).

Вот почему я постоянно веду свою проповедь об ежедневной законной борьбе со своими страстями, о правильно проходимой внутренней жизни, направленной на воспитание духа сокрушенного и смиренного, перед Богом, на ежедневную борьбу за чистоту своих чувств, чтобы очищать их от духа самости и гордыни, первородного греха. Так как, только отсюда и может образовываться непрелестное делание молитвы. А без этого любые занятия молитвой заводят в состояние духовной прелести и самообольщения. В особенности это явление характерно Московской Патриархии и тем лжецерковным организациям, которые стоят на пути сжигания совести, в которых отсутствует правильно-проходимая внутренняя жизнь, воспитание духа сокрушенного и смиренного, перед Богом.

***

o.Serafim
Администратор
 
Сообщений: 1335
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 11:27

Взгляд со стороны, раздвоение личности, шизофрения

Сообщение o.Serafim » 31 май 2012, 08:13

Некоторые люди просто сжигают свою совесть и как бы перестают ощущать ее голос, хотя она и подает его. У них просто очень сильная одержимость самомнением, а отсюда той или иной страстью, без явных внутренних противоречий. Поэтому, в них как бы нет внешнего проявления этой патологии болезни раздвоения личности. Хотя, в реальности, она в них есть, но просто она ушла глубоко, ее не видать явно для обычных людей, и со всею силой она проявится только после смерти, когда внутреннее противоречие будет разрывать человека, доставляя ему адскую муку и страдание.

А у других людей ощущается это внутреннее противоречие, и оно вырывается у них наружу, в виде явного болезненного раздвоения личности. И они уже здесь, на земле, ощущают муки и страдание. И это их смиряет, чисто внешне, когда становится явной и очевидной для всех болезнью, и их воспринимают за шизофреников.

Основная же масса людей находится в среднем состоянии (в той или иной степени), когда они еще не окончательно погасили свою совесть или эта болезнь не перешла в явную патологию. Это считаются, в обществе, как бы нормальные люди. Хотя по мере большей одержимости человеческого общества самомнением, духом самости и гордыни, процент таких нормальных людей может уменьшаться. И чем ближе мир к своему концу, тем меньше становится таких людей. А к приходу антихриста их останется очень мало.

И очень малая часть людей, которые ведут законную борьбу со своим самомнением, духом самости и гордыни, через посредство правильно-проходимой внутренней жизни. Из всех людей, они в большей степени свободны от этого раздвоения личности, так как движение их духа все время стремится к тому, чтобы выйти из под власти первородного греха, духа самости и гордыни, который и является причиною этой душевной болезни.
В зависимости от того, насколько кто воспитывает дух сокрушенный и смиренный, перед Богом, настолько он и становится свободным от самомнения, от духа самости и гордыни. Отсюда, у такого человека сохраняется трезвый взгляд на вещи, и он, – выходя из состояния иллюзии, происходящего от одержимости духом самости и гордыни, – лучше всего видит и ощущает реальность. Так как такое вИдение есть дар благодати Божией, которая подается там, где есть дух сокрушенный и смиренный перед Богом: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6); «Так говорит вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу с сокрушенными и смиренными духом» (Ис.57:15).

***

o.Serafim
Администратор
 
Сообщений: 1335
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 11:27

Актеры,кино

Сообщение Onerreno011 » 02 июн 2012, 08:00

А как относиться к актерам в кино и театре, самому актерству и игре, само по себе это не есть плохо, или это в принципе плохо?

Onerreno011
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 22 май 2012, 11:17

Самомнение

Сообщение o.Serafim » 03 июн 2012, 04:44

Самомнение – это движение ума, мнение, которое не в согласии с волей Божией. Но здесь надо верно разуметь. Так как, самомнение – это не есть несогласие с иерархией, епископом, священником, духовным наставником. А это мнение, которое не в согласии с волей Божией. Если иерархия, епископ, священник, современный старец, духовный наставник мыслят в отношении каких-либо существенных вопросов не в согласии с волей Божией, то они одержимы самомнением. И тот, кто будет отсекать свое мнение, последуя их мнению, – думая, что этим самым он отсекает свое самомнение, – то он попадает в точно такую же одержимость и самообольщение. А так же, если человек под предлогом, что все они есть ложь, воспримет свое мнение, думая, что он, таким образом, свободен от самомнения и прелести, то он заблуждается. Так как, и его мнение точно так же может являться самомнением, которое идет вразрез с волей Божией, по данному вопросу. Ибо самомнение образуется не от того, что кто-то слушает другого и руководствуется его мнением; и не от того, что кто-то, отвергая мнение всех как ложное, руководится сам своим мнением. Ибо это все есть средства, через посредство которых может проявляться как самомнение, так и богоугодное мнение. И это не зависит ни от санов ни от названий, положения в иерархии, ни от названия старец или наставник, – от их имения или неимения. Это не зависит от того, что человек руководится чьим-то мнением или своим. Это зависит только от того, что кто-то постигает, видит волю Божию, по данному вопросу, а кто-то нет. И общее положение таково, что постижение воли Божией является там, где есть дух сокрушенный и смиренный перед Богом, ибо таковому духу Бог и открывает Свою волю, когда в этом есть нужда для спасения души, своей или других. И в особенности это касается существенных вопросов, от которых зависит спасение души.

Там где нет такого духа, но при этом свое мнение, – по тем или иным существенным вопросам, от которых зависит спасение душ людей, – пытаются выдать за волю Божию, там и есть одержимость самомнением. И неважно, кто это – иерархия, епископы, священники, наставники или просто сам человек. Это абсолютно не имеет никакого значения, кто это говорит. Главное то, что это мнение идет вразрез с волей Божией, а потому и является самомнением. И даже если это мнение подкрепляют ссылками на Св.Писание или Св.Отцов, то это абсолютно не имеет никакого значения. Ибо в таком случае, – это все благовидные предлоги для лучшего сокрытия погибельного зла. И те, кто приводит это мнение, и те, кто ему последует, могут искренно, от всей души, считать, что такова воля Божия, по данному вопросу. И сами даже этого не видеть и не понимать, что на самом деле это обман и самообольщение, – самомнение, исходящее от их одержимости духом самости и гордыни, нежелания разрывать к нему привязанность, сочувствие.

Божественная благодать, подающая вИдение воли Божией, не привязана ни к чему-либо внешнему, ни к каким названиям и положениям в религиозном, церковном обществе. Она просто есть там, где воспитывается дух истинного сокрушения и смирения, перед Богом, лично самим человеком, понуждающим себя к его воспитанию, при помощи Божией, в своей личной жизни. Там, где этого нет, там и является самомнение, которое может быть облечено во что угодно, хоть в слова из Св.Писания или Св.Отцов, но все это – для удобнейшего обмана и обольщения. И исходить оно может от кого угодно, – от иерархии, собора епископов, епископа, священника, так называемого старца, духовного наставника (в реальности же это лжестарцы и лженаставники) или мирянина. Самомнение просто есть там, где нет воспитания истинного смиренномудрия, духа сокрушенного и смиренного перед Богом.


«Чтобы покаяние было действительным, доставило нам спасение и вечное блаженство, надо стяжать в самих себе, в душах наших покаяние; надо, чтобы сам дух наш сокрушился и смирился от Боголюбезной печали, рождающейся от сознания и ощущения своей греховности; надо извергнуть из себя самомнение, в каком бы виде оно не присутствовало в нас. При самомнении покаяние невозможно.

Одна неправильная мысль о себе может ввести в душу, питать, поддерживать и укреплять в ней самомнение, соделывать её неспособной к покаянию. Самомнение есть гордость, столь мерзостная пред Богом! Самомнение есть та глупая, слепая и пагубная страсть, которая светлого Ангела соделала мрачным демоном! Самомнение есть тот смертоносный яд, который излит древним змеем в человеческое естество. Самомнение есть недуг духа нашего, непримечаемый невнимающими своему спасению, но недуг столько сильный и важный, что он поставляет человека, по душе его, в число духов отверженных, враждебных Богу. Зараженный самомнением не способен усвоиться Богу. Для такого усвоения нужно полное отвержение самомнения» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, гл.52).

Для того, чтобы быть свободным от самомнения, по тому или иному вопросу, необходимо постигать волю Божию, в каждом конкретном случае. Это постижение или вИдение воли Божией является в зависимости от чистоты чувств, в зависимости от воспитания духа сокрушенного и смиренного, перед Богом.

o.Serafim
Администратор
 
Сообщений: 1335
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 11:27

Re: Актеры,кино

Сообщение o.Serafim » 12 июн 2012, 07:15

Onerreno011 писал(а):А как относиться к актерам в кино и театре, самому актерству и игре, само по себе это не есть плохо, или это в принципе плохо?

Все зависит от того, в каком духе находится сам актер, в повседневной своей жизни. И в каких фильмах он снимается. Если для него главное деньги, то хотя он может быть и талантливый актер, но беспринципный. И вопросы нравственности его не волнуют. Если же актер принципиально не участвует в съемках фильмов, спектаклей, где научают ложным нравственным ценностям, то это хорошо.

Если в обществе видео, кино являются средствами (которые будут и уже никуда не исчезнут), через посредство которых воздействуют на воспитание народа, на его духовно-нравственное состояние, то в таком случае эти средства надо задействовать таким образом, чтобы они содействовали духовно-нравственному воспитанию народа. Но для этого и режиссёры и актеры сами должны стремиться, в своей личной жизни, к истинной духовной нравственности.

Проще говоря, само явление видео, кино безразлично и не является злом. Злом являются только неверные понятия, ложная нравственность и развращение народа через посредство видео и кино. Если же через эти же самые средства доносятся до людей верные понятия, истинная духовная нравственность, то это уже добро.

В наше же время редко встретишь фильм, где были бы крупицы истинной духовной нравственности. В основном, преподносится добро по естеству человеческому, перемешанное с примесью первородного греха. Это надо учитывать, при просмотре фильмов, просеивая их, отделяя то, что хорошо, от того, что плохо.

Но еще хуже, когда на основе христианства, православия обман, ложные понятия и ложная, прелестная нравственность выдаются за истинные, за святость. Это уже сатана надевает на себя личину святости. Такое получается тогда, когда Московская Патриархия духовно участвует в создании каких-нибудь художественных фильмов. От таких фильмов, когда их смотришь, то просто появляется духовная тошнота. Так как мирской художественный фильм в основном не претендует на святость и истину. А такие фильмы выдают какую-нибудь ложь, обман и бесовскую прелесть, за истину и святость. Это хуже всего, так как совершенно дезориентирует людей и помогает им заходить в духовную прелесть. Типичным примером является фильм «Остров». Там ложь выдается за истину, а бесовская прелесть лжестарца за святость духовного старца.

О такой проповеди Московской Патриархии хорошо говорил новосвящмуч.Дамаскин Глуховский, еще в 1927г: «С высоты последнего прибежища отвергнутой миром правды, с высоты амвона зазвучат слова лицемерия, человекоугодничества и клеветы... и там, где мерцал светом невечерним Образ воплощённой Истины, смеётся в отвратительной гримасе личина отца лжи... всё ложь, ложь каждое слово, каждая молитва, каждое таинство»
(“Киевское послание. Разбор декларации митр. Сергия /Страгородского/”). Это пророческие слова новосвященномученика Дамаскина Глуховского, так как и до сего дня еще в Московской Патриархии звучат эти «слова лицемерия, человекоугодничества и клеветы», и «смеётся в отвратительной гримасе личина отца лжи» выдавая дух антихристов за дух Христов, для обольщения духовно-слепых.

o.Serafim
Администратор
 
Сообщений: 1335
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 11:27

Re: Актеры,кино

Сообщение Onerreno011 » 13 июн 2012, 10:11

Можно ли сказать, что само искусство игры - актерство, (театр), естественно человеку также как музыка или художество (ИЗО) или литература?
Про духовную тошноту современных фильмов это в точку.

Onerreno011
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 22 май 2012, 11:17

Re: Актеры,кино

Сообщение o.Serafim » 16 июн 2012, 08:19

Onerreno011 писал(а):Можно ли сказать, что само искусство игры - актерство, (театр), естественно человеку также как музыка или художество (ИЗО) или литература?

В принципе, да. Но зависит это от духовного состояния общества.

Если, к примеру, не было нужды в чем-либо подобном и естественном, то этого не было. Но когда дьявол стал это естественное употреблять для разжигания страстей человеческих, и это стало распространяться в обществе, то это естественное употребление уже не исчезнет. Поэтому, и надо его употребить для воспитания в людях истинной нравственности.

Мы берем читаем житие святого, а затем это же самое разыгрываем в действии. Если мы стараемся верно передать дух этого жития, то вся разница только лишь в подаче информации. В первом случае эта информация передается через написанные буквы и чтение. Во втором случае, эта же самая информация передается через внешнее действие, видео, кино. И в том и в другом случае разница только лишь в средствах, через посредство которых подается одна и та же информация.
А можно передать эту же самую информацию посредством устного рассказа или посредством аудио (запись).

Все эти средства естественны людям и не являются сами по себе греховными. Греховным является только лишь греховное содержание, которое пытаются передать при помощи этих средств. Греховным является то, когда через эти средства разжигаются страсти в людях. Но когда через эти средства научают истинной добродетели, то это является проповедью и научением людей истинной христианской нравственности.

o.Serafim
Администратор
 
Сообщений: 1335
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 11:27

Re: Чувства.

Сообщение Onerreno011 » 12 ноя 2013, 15:31

Как правильно использовать чувство смущения? Должно быть важно от чего оно возникает, т.е. нужно заботиться чтобы оно имело правильное место-время?
В моей ситуации смущение возникает когда кто-нибудь задает мне очень нескромный вопрос, т. е. к примеру кто-нибудь конкретно спрашивает меня про извращенство или тому подобное, или просто неприличный вопрос с матом, тут я впадаю в "ступор" и не знаю что ответить. Как быть?
Как смутение, (смута, смятение) может быть естественным и не греховным?

Onerreno011
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 22 май 2012, 11:17

Re: О мере в чувстве смущения

Сообщение o.Serafim » 14 ноя 2013, 08:33

Onerreno011 писал(а):Как правильно использовать чувство смущения? Должно быть важно от чего оно возникает, т.е. нужно заботиться чтобы оно имело правильное место-время?
В моей ситуации смущение возникает когда кто-нибудь задает мне очень нескромный вопрос, т. е. к примеру кто-нибудь конкретно спрашивает меня про извращенство или тому подобное, или просто неприличный вопрос с матом, тут я впадаю в "ступор" и не знаю что ответить. Как быть?
Как смущение, (смута, смятение) может быть естественным и не греховным?

Да, любое естественное чувство нужно останавливать, когда оно проявляется не к месту, не к времени или без меры. И наоборот, проявлять его, когда в этом есть нужда, давая ему свою меру, в зависимости от обстоятельств и случая.

Когда говорится какое-то нечестие и развращение, то смущение допустимо в той или иной степени, но если человек останавливается и зацикливается на нем, в данном случае, то это переходит в страсть. То есть, чувство захватывает человека, омрачает его сознание, и он не может выйти из этого чувства, будучи захвачен им. Это своего рода одержимость страстным чувством. Так как человек должен владеть своими чувствами и руководить ими, а не наоборот.

Для того, чтобы остановить дальнейшее проявление без меры данного чувства, необходимо сокрушиться и раскаяться пред Богом о том, что не имею меры в данном чувстве и довести себя до решимости, что больше не буду безмерно увлекаться данным чувством. А вместо этого чувства, далее, можно проявить чувство дерзновения, решимости, чувство ревности по Богу, сказавши тому человеку, в благодушном состоянии, что: мне это не нужно, или чтобы он не матерился, или не говорил об этом. Если же он не слушает, а продолжают свое, то можно развернуться и удалиться. Если же удалиться от этого невозможно, по причине внешних обстоятельств, то сказавши, что мне это не нужно или чтобы прекратили это, обратить внимание внутрь себя и начать искать чувство сокрушения о своей греховности и смирения с обстоятельствами, возгреть чувство сострадательной любви в молитве за этого человека, выказывая внешне состояние отрешенности и отчужденности от того, что говорят. Чтобы посредством возгревания данных чувств, преодолеть это искушение, спасительно для своей души.

o.Serafim
Администратор
 
Сообщений: 1335
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 11:27

Re: Чувства.

Сообщение Onerreno011 » 15 ноя 2013, 18:42

Чувство открытости - людям, миру, чем-то сродни смирению и примирению, словно отпускаешь все на волю божью, открываешься и нечего не боишься. Вы в беседах часто говорите про дух отчужденности. Я понимаю это как замкнутость на себе и в себе, непримеримость с другими, словно не впускаешь их в себя в свое сердце, не даешь им быть. Противоположность отчужденности это получается какое-то сочувствие и приятие, наоборот "впитание" в себя.(людей, мира)
Я заметил как мы люди связаны между собою, словно невидимые «чувственные канаты» между всеми, сидим с моим начальником на работе, в одном кабинете, стоит мне проявить к нему невнимание, обиду, неприязнь, отчужденность, замкнутость, холод, он тут же это все чувствует и отвечает тем же, в итоге не можем вместе работать, даже смотреть на друг друга трудно бывает. Стоит только принять его и дать ему быть, как то открыться внутренне, как тут же и он являет тоже самое в ответ, во истину по заповеди, что дадите то и получите, как то так об этом и Ильин пишет и вот даже когда ушел с работы домой а не простил его на душе все это осталось, до следующего дня, словно нет расстояния и времени и уйти от неприятного не получается. Но вот когда простишь и появляется чувство любви, то как то быстро затухает, от какого-то опять смущения,(да, да я опять батюшка про смущение) словно боишься казаться вежливым и дружелюбным и как-то не ловко становится и опять впадаешь в отчужденность, почемуто не хочешь показать миру, своему брату и себе эту любовь и смущаешься любви, словно говоришь себе в этот момент стоп, что-то тут не так я стал добрым, анука обратно побегу в отрешенность и не покажу чувств, про это тоже кстати Ильин пишет. Как все это перебороть и не боятся ложной скромности?

Onerreno011
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 22 май 2012, 11:17

Re: Чувства.

Сообщение o.Serafim » 19 ноя 2013, 07:56

Onerreno011 писал(а):Чувство открытости - людям, миру, чем-то сродни смирению и примирению, словно отпускаешь все на волю божью, открываешься и нечего не боишься. Вы в беседах часто говорите про дух отчужденности. Я понимаю это как замкнутость на себе и в себе, непримеримость с другими, словно не впускаешь их в себя в свое сердце, не даешь им быть. Противоположность отчужденности это получается какое-то сочувствие и приятие, наоборот "впитание" в себя.(людей, мира)
Я заметил как мы люди связаны между собою, словно невидимые «чувственные канаты» между всеми, сидим с моим начальником на работе, в одном кабинете, стоит мне проявить к нему невнимание, обиду, неприязнь, отчужденность, замкнутость, холод, он тут же это все чувствует и отвечает тем же, в итоге не можем вместе работать, даже смотреть на друг друга трудно бывает. Стоит только принять его и дать ему быть, как то открыться внутренне, как тут же и он являет тоже самое в ответ, во истину по заповеди, что дадите то и получите, как то так об этом и Ильин пишет и вот даже когда ушел с работы домой а не простил его на душе все это осталось, до следующего дня, словно нет расстояния и времени и уйти от неприятного не получается. Но вот когда простишь и появляется чувство любви, то как то быстро затухает, от какого-то опять смущения,(да, да я опять батюшка про смущение) словно боишься казаться вежливым и дружелюбным и как-то не ловко становится и опять впадаешь в отчужденность, почемуто не хочешь показать миру, своему брату и себе эту любовь и смущаешься любви, словно говоришь себе в этот момент стоп, что-то тут не так я стал добрым, анука обратно побегу в отрешенность и не покажу чувств, про это тоже кстати Ильин пишет. Как все это перебороть и не боятся ложной скромности?

Чувства открытости нет. Открытость – это внешнее проявление, которое может быть соединена с разными чувствами, как с естественными, греховными, так и спасительными.
Здесь скорее могут быть чувства всегдашнего добродушия и доброжелательности или великодушия. Но только они могут быть как на самостно-гордостном духе, так и на смиренно-сокрушенном духе. Они относятся к симпатическим чувствам. Во всех таковых чувствах есть естественный оттенок приятности. – Поэтому, они и притягательны для человека. – Но и к этому оттенку приятности через грехопадение приражен первородный грех, дух самости, который проявляется в душевном сладострастии. И для того, чтобы их очистить от этой примеси сладострастия, надо очистить их от духа самости, – соединить с духом сокрушенным и смиренным, тогда они и будут действовать спасительно для души.

Это смущение, когда человек боится проявить симпатические чувства, происходит от страсти тщеславия, так как, она заботится о том, как я буду выглядеть. А свобода от нее, душевная простота не заботится об этом, проявляет себя так, как есть, лишь бы исполнить заповедь Божию. Надо поставить во главу угла заповедь Божию. И если по заповеди, в той или иной ситуации, я должен поступить таким образом, что надо будет делать что-то унижающее меня в глазах моих или мира сего, то не смущаться этим, а поступить так, как велит заповедь Божия. Для этого надо возгреть чувство сокрушения, перед Богом, о страсти тщеславия; повергнуть пред Ним свою немощь, прося у Него помощи; и, проявляя самоотвержение, переступить через свое тщеславие, понуждая себя к верным душевным чувствам и внешним действиям, поступкам.

При этом, чувства всегдашнего добродушия, доброжелательности и великодушия, или простоты, очень часто соединяются с вольностью в обращении, с дерзостью, панибратством, с безмерной шутливостью и веселием, с постоянными приколами и подколами, действуя самоуверенно и самонадеянно, так как увлечение чувством приятности, приносит сладострастное ощущение, которое закрывает духовные очи. И тогда человек поступает самоуверенно, будучи самоупоен собою, чувствуя возвышенное настроение, за счет услаждения душевным сладострастием. Но он не видит того, как он согрешает, по причине своей духовной слепоты, происходящей от этого духа. Это одна крайность, в которую неизбежно заносит тех, кто не положил в основание дух сокрушенный и смиренный, при проявлении симпатических чувств. Поэтому, для того, чтобы не впадать в эту крайность надо сокрушить и смирить в себе дух самости и гордыни. Тогда симпатические чувства, будут очищены от самостно-гордостного духа и соединятся с духом сокрушенным и смиренным. При этом, надо учесть, что дух сокрушенный и смиренный должен быть в чувствах и ощущениях, должен стать расположением нашей души, а не просто быть на уровне умовом, рассудочном, как набор информации на духовную тему.

Другая крайность – это дух отрешенности и отчужденности. Здесь тоже ищется удовлетворение своего самостно-гордостного духа, но только через посредство иных чувств, отрешенности и отчужденности. И с этими страстными чувствами тоже должна быть борьба, очищение их от примеси первородного греха. Чтобы человек научился не искать через их посредство удовлетворения своего самостно-гордостного духа, а соединил бы их с духом сокрушенным и смиренным, милостивым, незлобивым и душевной простоты.

o.Serafim
Администратор
 
Сообщений: 1335
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 11:27

Об избавлении от страсти и искушении новоначальных

Сообщение o.Serafim » 19 ноя 2013, 07:58

Поэтому, прежде, нежели человек научится проявлять все эти чувства к месту, к времени и в меру, ему предлежит борьба с проявлениями самостно-гордостного духа, в которой неизбежны падения и восстания. Но надо этим не смущаться, а заниматься деланием, – просто продолжать делать то, что зависит от нас, по человеческому естеству. Так как, избавление от страсти дается Богом, но только тогда, когда человек в этой борьбе сокрушит и смирит свой самостно-гордостный дух. Поэтому, должно вначале вместо погибельного основания, самостно-гордостного духа, положить верное основание, спасительное, дух сокрушенный и смиренный. И тогда Бог подаст избавление от страсти и, вместе с этим, – спасение души. Ибо важно не просто избавление от страсти, а чтобы через посредство борьбы со страстью получить дар спасения души.

Если избавиться от страсти на неверном основании, не воспитавши духа сокрушенного и смиренного, то хотя человек и избавится от страсти, но он все равно погибнет, пойдет в ад. Ибо целью является не просто избавление от страсти, а спасение души. Так как страсти могут отступать и за счет того, что их место заменяет другая сильнейшая страсть, самостно-гордостный дух. – «Положим, что есть двенадцать бесчестных страстей; если произвольно возлюбишь одну из них, то есть гордость, то и одна эта наполнит место прочих одиннадцати» (Лествица сл.23, п.5); «От некоторых, не только верных, но и неверных, отошли все страсти, кроме одной. Сию одну они оставляют, как зло первенствующее, которое наполняет место всех прочих страстей; ибо она столь вредоносна, что может свергнуть с самого неба» (Лествица сл.26, п.62).

Именно по той причине, что в основании лежит самостно-гордостный дух и не получается, у новоначальных, сразу избавиться от тех или иных страстей. Ибо им неполезно такое избавление, так как они от этого зайдут в еще худшее душевное состояние и погибнут. Поэтому, Господь оставляет их потомиться в этой брани, чтобы вначале сокрушить и смирить самостно-гордостный дух, положивши верное основание для спасения души. – «Весьма ошибочно поступают те, которые, находясь под властью страстей, требуют от себя бесстрастия. При таком неправильном требовании от себя, происходящем от неправильного понятия о себе, они приходят в необыкновенное смущение, когда проявится каким-либо образом живущий в них грех. Они приходят в уныние, безнадежие. Им представляется, по неправильному взгляду их на себя, проявление греха чем-то необычным, чем-то совершающимся вне порядка. Между тем проявление греха в помыслах, чувствованиях, словах и делах (здесь говорится не о смертных грехах и не о грехах произвольных, но об увлечениях), есть проявление логичное, естественное, необходимое.
“Если страсть тревожит нас, – говорит преп. авва Дорофей, – то мы не должны этим смущаться: смущаться тем, что тревожит нас страсть, есть дело неразумия и гордости, и происходит оттого, что мы не знаем своего душевного состояния и избегаем труда, как сказали Отцы. Потому мы и не преуспеваем, что не знаем меры нашей, и не имеем терпения в начинаемых нами делах. Но без труда хотим приобрести добродетель. Чему удивляется страстный, когда страсть тревожит его? Зачем смущается? Ты стяжал ее, имеешь в себе, и смущаешься! Принял в себя залоги ее, и говоришь: зачем она тревожит меня? Лучше терпи, подвизайся и моли Бога”
» (Свт. Игнатий Брянчанинов, т.2, гл.21, п.4).

«Жесткий и тяжеловесный жернов стирает зерна пшеницы в муку, пшеницу соделывает способною к печению из нее хлебов. Тяжкая борьба со страстями стирает сердце человека, сминает надменный дух его, заставляет сознаться в состоянии падения, опытно обнаруживая это состояние, – заставляет сознаться в необходимости искупления, уничтожает надежду на себя, переносит всю надежду на Искупителя» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).

o.Serafim
Администратор
 
Сообщений: 1335
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 11:27

Об избавлении от страсти и искушении новоначальных

Сообщение o.Serafim » 19 ноя 2013, 08:39

Вот откуда в процессе борьбы возникает душевная тяжесть, томление духа, приходит скорбь! – Они необходимы для того, чтобы сокрушить и смирить в нас самостно-гордостный дух, который лежит в глубинах нашего духа. Поэтому, когда нет быстрого избавления от страсти, и от этого возникает скорбь, то надо не смущаться этим, – так как от этого смущения бывает только вред для спасения души, – а смирять свой дух со скорбью, продолжая вести борьбу. Ибо мы должны научиться со смирением принимать наши падения, и вновь, вставая, устремляться на борьбу со страстями. – Такова воля Бога, в деле нашего спасения. Ибо дар спасения подается только духу сокрушенному и смиренному, познавшему свою немощь в этой борьбе, надеющемуся только на одну милость Божию. Вот почему, не получается все сразу, а прежде необходимо пройти через падения и восстания, потомиться в этой борьбе, преодолеть скорби. Чтобы, проходя опытным путем через все это, ощутить и познать свою немощь, сокрушить и смирить свой дух, в чувствах и ощущениях, перед Богом, а чувство упования и надежды, отвратить от самоуверенности и самонадеянности и обратить только на одну милость Божию. Это все необходимо для того, чтобы все это закрепилось в наших чувствах и ощущениях, ставши расположением нашей души, преобладающим настроем нашего духа.

o.Serafim
Администратор
 
Сообщений: 1335
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 11:27


Вернуться в Нравственность и аскетика

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php