О Боге и Его снисхождении к нашей немощи

Главное и важнейшее в законе, – на все века и времена, как сказал Христос, – есть суд (духовное рассуждение), милость, вера и любовь (Мф.23:23; Мф.9:13; Лк.11:42). То есть, рассудить, рассмотреть эпоху, время, жизненные обстоятельства и внутренние намерения человека, и, исходя из этого, содействовать спасению его души, в духе милосердия и любви. Ибо только ради этого и был, в свое время, дан закон.

О Боге и Его снисхождении к нашей немощи

Сообщение o.Serafim » 26 янв 2011, 09:37

Аноним: Добрый вечер о. Серафим, как то уже хотел писать вопрос на ваш форум но почему то оказался заблокирован мой аккаунт, написал запрос для администрации сайта, так ничего и не вышло, вот решил написать на вашу почту, вопрос следующий, мой знакомый написал поздравления с Рождеством, такого плана:
С Рождеством, друзья! Бог пришел в этот мир ради Себя Самого, чтобы прославить Себя в Сыне своем, возвеличить Верность Свою, явить Свою славу!!! Поклонимся и мы Ему, давайте вместе с ангелами воспоем: "Слава ввышних Богу..." Только Он достоин славы!!!"

Все хорошо, но как-то, как по мне эгоистично, по крайней мере я так подумал, в тоже время мои друзья так же не понимали слов «ради Себя Самого» в этих высказываниях, правильно оно или нет. Я написал знакомому чтобы он разъяснил нам свои высказывания более шире, в ответ получил следующее письмо:

"Неужели Бог такой? Неужели Бог ищет Своей Славы во всем? Вроде бы и правильно вы все говорите, но не делает ли это Бога, как бы эгоистом? Разве Библия не говорит, что "любовь... не ищет своего"? Как истина о Божьей любви соответствует той истине, что Бог все делает ради Себя Самого?
Такими вопросами меня забросоли во время Рождества, потому что проповедь моя была на тему о которой пели ангелы в ночь Рождества "Слава ввышних Богу...". А ко всему еще и мое поздравление с Рождеством, которое я написал на стене в "фейсбуке": "С Рождеством, друзья! Бог пришел в этот мир ради Себя Самого, чтобы прославить Себя в Сыне своем, возвеличить Верность Свою, явить Свою славу!!! Поклонимся и мы Ему, давайте вместе с ангелами воспоем: "Слава ввышних Богу..." Только Он достоин славы!!!"
Вот я решил написать ответ на эти вопросы и написать свои мысли здесь.
Вначале хочу сказать, друзья, спасибо за искренние и очень правильные вопросы. Я очень долго боролся с этой темой в своей голове. Читая Библию, я понимал, что она вся пропитана Богоцентричностью, но у меня в голове были противоречия. В Писании мы однозначно можем увидеть то, что все что Бог делает, Он делает для Своей славы. Бог спасает людей ради Своей славы, Он создал человека ради Своей славы, избрал Израиль для Своей славы, Иисус искал Славы Отца во всем, нам заповедано все делать для Божьей славы, Бог отвечает на наши молитвы ради Своей славы, Бог прощает нам грехи ради Себя, Иисус перенес страдания на кресте ради славы Божьей и много-много других тем о славе Божьей мы ясно видим в Писании, и это не какие-то богословские рассуждения, а ясная истина. Итак, то что Бог все делает для Своей славы, в Писании можно увидеть очень ясно и четко. Ниже я приведу с десяток библейских текстов, которые прямо говорят об этом.
Но в тоже время апостол Павел говорит: «любовь не ищет своего». Как быть с этим кажущимся противоречием, как любящее и милостивое сердце Бога может сосуществовать с Его желанием прославить Себя?
На этот вопрос ответ состоит из двух частей. Во-первых, искать своего не всегда плохо, иногда плохо, но не всегда. Во-вторых, божественность Бога дает ему право делать то, что не позволено нам. А теперь подробно об этом.
Во-первых. Действительно, Библия говорит «любовь… не ищет своего» 1Кор. 13:5. Но мы должны правильно понимать этот текст и смотреть на него в контексте всего учения Библии о любви. Павел не собирался перечеркнуть все возможные способы «искать своего». В Библии мы не видим, что поиск собственного удовольствия и радости в любви к другому есть признак отсутствия любви. Мы это знаем наверняка, потому что в Д.А. 20:35 Павел говорит пресвитерам из Эфеса «помнить» слова Господа «Блаженнее давать, нежели принимать». Если бы ощущение блаженства от любви к кому-то умаляло саму любовь, Павел не мотивировал бы нашу любовь этими словами. Если бы поиски собственного блаженства разрушали дела любви, которые мы хотим делать ближним, Павел не просил бы нас всегда думать «памятовать» о таком блаженстве.
Иными словами, в намерения Павла не входило осудить все возможные поиски собственного блага. Он имел ввиду эгоизм, ищущий блаженства не в помощи другим, а в пренебрежении людьми или использовании их в своих корыстных целях. Двумя стихами выше в той же 13 главе о любви, Павел говорит: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, <span>нет мне в том никакой пользы</span>» 1Кор.13:3. Павел здесь говорит следующее: «Вы хотите иметь пользу от того хорошего дела, которое вы делаете? Тогда вам нужно научиться делать это с любовью! Без любви нет вам никакой пользы!». Павел, наоборот, призывает нас руководствоваться теми мотивами, которыми на первый взгляд, кажется, он осуждает. Павел призывает нас к радикальному преобразованию сердца, которое ищет радости в делах любви и милосердия.
Вывод можно сделать такой: Библия не запрещает «искать своего», если «свое» это – благо ближнего.
Поэтому, и Бог, ища Своей славы во всем, остается и любящим Богом, потому что он ищет Своей славы в нашем спасении. Его слава – это наше благо. Бог абсолютно сомодостаточный и Он не нуждается в нашей славе, Он пришел в этот мир не потому, что Ему не достаточно было славы в небесах, а потому что Он очень сильно любит нас и пожелал нас спасти, но в нашем спасении Он ищет Своей славы, которой Он достоин.

Во-вторых. Бог уникален, и к Нему утверждение ап. Павла не применимо в той же мере, что и к нам. Многое из дозволенного Богу не дозволенно нам именно потому, что мы не Он, а Он – Бог. Мы должны превозносить Божью славу, а не собственною, потому что Он – Бог, а мы – нет. Чтобы оставаться верным этому принципу и чтобы быть праведным, Бог также должен превозносить собственную славу, а не нашу. Человек сотворен для того, чтобы прославлять Бога и вечно наслаждаться Богом и Бог существует для того, чтобы проставлять Бога и вечно наслаждаться Собой. Всеобъемлющий принцип НЕ гласит: «Не превозноси собственной славы». Всеобъемлющий принцип гласит: «превозноси славу того, что достойно бесконечной славы». Для нас это значит превозносить Бога и для Бога это значит превозносить Бога. Более того, не превознося Своей славы, Бог не будет праведным, потому что объектом Его вожделений не будет нечто бесконечно ценное. Он станет идолопоклонником, если будет оценивать как бесценное сокровище то, что на самом деле бесконечно ниже Его славы.
И еще важная очень важная мысль. С одной стороны, мы должны подражать Богу, но с другой, мы должны понимать, что подражать Богу во всем для нас является грехом. Божественность Бога дает Ему право делать то, что нам не дозволенно, и мы не имеем права подражать Ему во всем. Но как раз в этом и является самое большое искушение людей – подражать Богу ВО ВСЕМ. Адам и Ева согрешили тем, что сами начали определять, что добро, а что зло, что правильно, а что неправильно. Это вопросы, которые только Бог в праве определять, поскольку мы не Бог и мы ограниченные, только Бог обладает всем необходимым знанием. Поэтому у человека нет права на независимость от Бога. У человека не права на независимое суждение о том, что полезно, а что вредно. А поступая так, человек возносит себя на место Бога. Именно в этом и есть главное искушение людей сегодня, самому определять для себя истину.
Еще один вывод: только Бог достоин бесконечной славы, и если мы не превозносим Его и не живем для Его славы, мы идолопоклонники, потому что все, что вне Бога, ради чего мы можем жить, ниже Его божественной славы. И божественность Бога дает ему права, которых нет у нас, одно из них – прославлять Себя.

9 Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя.
10 Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания.
11 Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание [на имя Мое]! славы Моей не дам иному.
(Ис.48:9-11)
7 каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил.
(Ис.43:7)
18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.
(Иоан.7:18)
13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
(Иоан.14:13)
25 Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну:
(Ис.43:25)
31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
(1Кор.10:31)
1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,
(Иоан.17:1)
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
(Матф.5:16)
4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,
6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,
(Еф.1:4-6)
12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.
(Еф.1:12)
14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его.
(Еф.1:14)
"

Многое что стало понятно, но все равно как то не то. Многие с моих друзей так и не поняли что друг хотел сказать, другие сказали что он совсем о другом сказал.
Хотелось бы батюшка чтобы вы немного рассказали мне, и моим друзьям о Божией славе, о Сыне который пришёл прославить Отца .

Если возможно то разместите данный вопрос на сайте, что бы он был общедоступным, если же нет то можете написать на мой майл.

С благодарностью и уважением Сергей!

o.Serafim
Администратор
 
Сообщений: 1335
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 11:27

Re: О Боге и Его снисхождении к нашей немощи

Сообщение o.Serafim » 26 янв 2011, 11:15

--в нашем спасении Он ищет Своей славы, которой Он достоин.

Богу не нужна слава. Он делает это только ради людей, ради их спасения, - по домостроительству, посредством которого Он и устроил спасение людей.

--Бог пришел в этот мир ради Себя Самого, чтобы прославить Себя в Сыне своем, возвеличить Верность Свою, явить Свою славу!!!

Бог пришел не ради Себя Самого, ибо Он в этом не нуждается, так как Он не нуждается ни в чем, будучи всесовершен и всеблажен. А сделал это только по сострадательной любви к роду человеческому: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16). Бог делает все, среди рода человеческого, не потому, что Он в этом нуждается, а только лишь по благости Своей, ради спасения людей.

Нуждаться в чем-то может только тот, кто несовершен. Но Бог – всесовершен; и потому, ни в чем не нуждается. А если где-то в Библии и говорится о том, что Бог чего-то желает, прославления и т.п., то это говорится только лишь по снисхождению к людям, для более удобного восприятия ими каких-либо понятий, которые Бог хочет донести до людей, ради их же душевной пользы, ради их спасения.

«Что Бог допускает беседу с человеком, – говорит св. Григорий Нисский, – причиной того мы полагаем человеколюбие. Но так как малое по природе не может возвыситься над своей мерой и достигнуть превосходящей природы Вышнего, посему Он, низводя человеколюбивую силу до нашей слабости, сколько нам возможно принять, уделяет Свою благодать и что нам на пользу. Ибо, как по устроению Божию, солнце, умерив чрез посредство воздуха чрезмерность и чистоту лучей, доставляет соразмерный принимающим блеск и теплоту, само по себе будучи недоступно по слабости нашей природы, так и сила Божия, сходно с приведенным нами примером, бесконечно превышая нашу природу и будучи недоступна для общения, как бы какая благоутробная матерь, подражающая бессмысленному лепету младенцев, то уделяет человеческой природе, что она в состоянии принять.
Поэтому в различных богоявлениях людям она и принимает человеческий вид, и по-человечески говорит, и облекается в гнев и милость и подобные [человеческие] страсти, чтобы чрез все свойственное нам руководима была младенческая наша жизнь, наставлениями Провидения будучи приводима в связь с Божеской природой. Ибо, что неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти удовольствия, или милости, или гнева, этого никто не будет отрицать даже из мало внимательных к познанию истины сущего. Но хотя и говорится, что Бог веселится о рабах Своих и гневается яростью на падший народ; потому, что Он милует, кого помилует, так же жалеет (Исх. 33:19), но каждым, думаю, из таковых изречений общепризнанное слово громогласно учит нас, что посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не отчаивались в возвращении чрез покаяние, взирая на милость, и тщательно и право ведущие жизнь более восторгались добродетелями, как веселящие своей жизнью Надзирателя добрых. Но как нельзя назвать глухонемым разговаривающего с глухонемым посредством видимых знаков, которые он привык понимать, так нельзя приписывать Богу человеческого слова на том основании, что Он употреблял его с людьми по домостроительству. Ибо и мы обыкновенно управляем неразумными животными посредством шиканья, понукания и свиста. Но не то у нас слово, которым мы действуем на слух неразумных животных, а то, которым по природе пользуемся между собой; а в отношении к животным достаточно употреблять соответственный крик и какой-нибудь вид звука» (Против Евномия, т.6, кн.2, стр.427-429 //Москва, 1864).

«Как глухим, – говорит тот же Святой отец в другом месте, – посредством знаков и движений рук, означаем, что должно делать, не потому, чтобы сами не имели собственного голоса, когда это делаем, но потому что для неслышащих совершенно бесполезно изъяснение посредством слов; так, поскольку и человеческое естество некоторым образом глухо и не слышит ничего горнего, то и благодать Божия, говорим мы, «многократно и многообразно» говорившая «в пророках» (Евр. 1:1), руководит нас к уразумению горнего, сообразуя речения святых пророков с тем, что нам ясно и привычно, а не предлагает научения соответственного собственному величию (ибо как в малом вместилось бы великое?), но снисходит к скудости нашей силы» (Против Евномия, т.6, стр.362-363).

«В Божественном Писании Дух Святой беседует с нами нашими же словами. Говорит человекообразно ради нас и приспособительно к нам» (св.Кирилл Александрийский,Толкование на книгу прор.Исаии, т.7, стр.73).

Об этом так же есть здесь http://paraklit.org/sv.otcy.Izbrannoe/Svojstva_Bogjii

--Всеобъемлющий принцип НЕ гласит: «Не превозноси собственной славы». Всеобъемлющий принцип гласит: «превозноси славу того, что достойно бесконечной славы». Для нас это значит превозносить Бога и для Бога это значит превозносить Бога. Более того, не превознося Своей славы, Бог не будет праведным, потому что объектом Его вожделений не будет нечто бесконечно ценное. Он станет идолопоклонником, если будет оценивать как бесценное сокровище то, что на самом деле бесконечно ниже Его славы.

Бог не нуждается в Своем личном превозношении, так как Он вообще ни в чем не нуждается, будучи всесовершен.

Бог есть источник всякого блага, так как, Он благ по Своей природе: "Никто не благ, как только один Бог" (Матф.19:17). А тварные разумные существа (ангелы и люди) не имеют блага по природе, а имеют его от Бога, будучи Им сотворены. И в нравственном отношении они могут иметь его, только, будучи в общении с Богом.
Поэтому, в прославлении Бога - не Бог нуждается, а тварные разумные существа (ангелы и люди), ради их же блага. А Бог только лишь по снисходительности, по любви, ради их же блага и спасения, говорит, что Он в этом нуждается. Это и относится к домостроительству, в плане спасения людей, в котором все делается по снисхождению, по любви.

--И божественность Бога дает ему права, которых нет у нас, одно из них – прославлять Себя.

Бог не нуждается ни в каких правах, ни в прославлении Себя. Он вообще ни в чем не нуждается. Нуждаться в чем-либо может только тот, кто несовершен. А Бог - всесовершен; поэтому, Он ни в чем и не нуждается. И будучи источником блага, по Своей природе, все дал и подает только лишь по благости Своей.

Вывод: Понятие о том, что Бог нуждается в прославлении от кого-либо, а тем более от Самого Себя, - является богохульным понятием, которое под предлогом прославления Бога, на самом деле низводит Его в разряд несовершенных разумных существ.
В Св.Писании, когда говорится что-либо о Боге, то многое говорится, снисходя к немощи нашего естества, чтобы нам было доступно и понятно: «В Божественном Писании Дух Святой беседует с нами нашими же словами. Говорит человекообразно ради нас и приспособительно к нам» (св.Кирилл Александрийский,Толкование на книгу прор.Исаии, т.7, стр.73).

Поэтому, для того, чтобы все это богоприлично разуметь, надо к Св.Писанию подходить в духе сокрушенном и смиренном. Ибо только духу сокрушенному и смиренному открываются глубины Св.Писания. Но Оно будет всегда закрыто, – книгою «за семью печатями», – для духа самоуверенного и самонадеянного, для самомнения и высокоумия.

«Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача – Евангелие…
Для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он читает букву; но слово жизни, как Дух, остается для него под непроницаемою завесою»
(свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, «О чтении Евангелия»).

o.Serafim
Администратор
 
Сообщений: 1335
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 11:27


Вернуться в Дух и закон. Священное Писание

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron