О чтении Св.Писания и Св.Отцов. О чтении - ничего не знающим

Главное и важнейшее в законе, – на все века и времена, как сказал Христос, – есть суд (духовное рассуждение), милость, вера и любовь (Мф.23:23; Мф.9:13; Лк.11:42). То есть, рассудить, рассмотреть эпоху, время, жизненные обстоятельства и внутренние намерения человека, и, исходя из этого, содействовать спасению его души, в духе милосердия и любви. Ибо только ради этого и был, в свое время, дан закон.

О чтении Св.Писания и Св.Отцов. О чтении - ничего не знающим

Сообщение Аноним » 22 июл 2009, 15:36

А что если в Священном Писании встречаешь какие-либо неправильности, ошибки? И как вообще подходить к чтению Св.Писания?

Аноним
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 14:39

Re: Как подходить к чтению Священного Писания

Сообщение o.Serafim » 22 июл 2009, 15:44

Аноним писал(а):А что если в Священном Писании встречаешь какие-либо неправильности, ошибки? И как вообще подходить к чтению Св.Писания?


Если бы я нашел какое-то несоответствие в Св.Писании, то я бы подумал, что я наверное еще чего-то не знаю или не понимаю. Но совсем бы не подумал о том, что там наверное ошибки.
Приобучайтесь смиренномудрию, а не самомнению и высокоумию. У вас в подобных случаях проявляется самомнение и дух самоуверенности. Но благо, что они вами не овладевают окончательно, а возникает у вас и доля сомнения. Но только вы делаете сразу вывод, по самоуверенности. А в этом и неправильность.

К Св.Писанию надо подходить не критически, а в духе сокрушенном и смиренном. Только духу сокрушенному и смиренному открываются глубины Св.Писания. Но Оно будет всегда закрыто, – книгою «за семью печатями», – для духа самоуверенного и самонадеянного, для самомнения и высокоумия.
«Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнию» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, «О чтении Евангелия»).

«Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача – Евангелие» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, «О чтении Евангелия»).

«Для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он читает букву; но слово жизни, как Дух, остается для него под непроницаемою завесою» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, «О чтении Евангелия»).

«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми Пророками и Апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно?
Святой Дух, произнесший чрез Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых Отцов. И Слово Божие и толкование его — дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!
Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно: тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом; тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание.
И бывает слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его, вонею в смерть, мечем обоюдоострым, которыми они закалают сами себя в вечную погибель. Им убили себя навечно Арий, Несторий, Евтихий и прочие еретики, впавшие произвольным и дерзким толкованием Писания в богохульство.
"На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим" (Ис.66:2), говорит Господь. Таков будь относительно Евангелия и присутствующего в нем Господа.
Оставь греховную жизнь, оставь земные пристрастия и наслаждения, отрекись души своей, тогда сделается для тебя доступным и понятным Евангелие.
"Ненавидящий душу свою в мире сем", сказал Господь — души, для которой, от падения, грехолюбие соделалось как бы природным, как бы жизнию — "сохранит ее в жизнь вечную" (Иоан.12:25). Для любящего душу свою, для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он читает букву; но слово жизни, как Дух, остается для него под непроницаемою завесою. Когда Господь был на земле пресвятою плотию, — многие видели Его и, вместе, не видели. Что пользы, когда человек смотрит телесными очами, общими у него с животными, а ничего не видит очами души — умом и сердцем? И ныне многие ежедневно читают Евангелие, и вместе никогда не читали его, вовсе не знают его.
Евангелие, сказал некоторый преподобный пустынножитель, умом чистым читается; понимается по мере исполнения заповеданий его самым делом. Но точного и совершенного раскрытия Евангелия не возможно стяжать в себе собственными усилиями: это — дар Христов [11].
Дух Святой, вселившись в истинного и верного служителя Своего, соделывает его и совершенным читателем и истинным исполнителем Евангелия» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, «О чтении Евангелия»).

o.Serafim
Администратор
 
Сообщений: 1335
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 11:27

О чтении Св.Отцов

Сообщение Аноним » 11 авг 2009, 08:07

Батюшка, какие книги святых отцов допустимо читать, в соответствии с жизнью среди современного мира и искушений?

Аноним
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 14:39

Что читать ничего не знающим?

Сообщение Аноним » 11 авг 2009, 08:08

Что можно читать тем, кто почти ничего не знает о Церкви, Христе и спасении? Разумею здесь некоторых моих родственников, которые формально крещены в РПЦ МП, но никаких познаний не имеют, хотя и есть у них какое-то стремление к просвещению.

Аноним
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 14:39

Re: О чтении Св.Отцов

Сообщение o.Serafim » 11 авг 2009, 08:17

Аноним писал(а):Батюшка, какие книги святых отцов допустимо читать, в соответствии с жизнью среди современного мира и искушений?

Читайте святых, Иоанна Златоуста, Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника. Они у нас есть на сайте, в разделе "Святые Отцы, церковные писатели, православные философы".
Слушайте внимательно аудио и видео беседы (http://paraklit.org/Video-Besedy), т.к. в них говорится конкретно о том, как непосредственно в жизни, во искушениях с тобою приключающихся, бороться за чистоту чувств, удовлетворение совести, за воспитание верного душевного настроя.В них святоотеческая аскетика адаптированна к нашей обычной, повседневной жизни.


Итак, можно читать всё вышеперечисленное, но только не заниматься чтением ради чтения, читая все подряд. Такое чтение ничего не даст.
Надо читать только тогда, когда возникает нужда разобраться в каком-либо вопросе. И ответ на него стараться искать. Когда ответ найден, то стремиться к тому, чтобы ввести его в жизнь.
Надо учиться быть не читателем, а делателем.

И браться за чтение только по мере того насколько возникают проблемы, вопросы, которые надо разрешить.

Евангелие, творения Святых Отцов – это книги жизни. И читать их надо жизнью, а не набором информации по библейской или святоотеческой тематике.

«Каждый избери себе чтение отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает отцов, писавших о безмолвии; инок, живущий в общежитии, – отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, – святых отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, «О чтении Св.Отцов»).

«Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, – мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, «О чтении Св.Отцов»).

«При неправильном чтении Священного Писания и Святых Отцов легко можно уклониться со спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, «О чтении Св.Отцов»).

Вы сами решили все исследовать, поэтому и встали у вас проблемы, приносящие вам скорби, которые вам тяжело нести.
Бог всех ведет к пути веры Ему. Кто-то выходит на этот путь, а кто-то нет. Все зависит от само-отвержения. Насколько, кто отвергается духа самости в своей личной жизни, каждый день во искушениях с ним приключающихся, настолько тот и выходит на путь веры Богу.
Все мои наставления и направлены на то, чтобы человек, в своей личной жизни, вышел на путь веры Богу; чтобы он научился видеть и различать его, в своей личной жизни.

o.Serafim
Администратор
 
Сообщений: 1335
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 11:27

Re: Что читать ничего не знающим?

Сообщение o.Serafim » 11 авг 2009, 08:24

Аноним писал(а):Что можно читать тем, кто почти ничего не знает о Церкви, Христе и спасении? Разумею здесь некоторых моих родственников, которые формально крещены в РПЦ МП, но никаких познаний не имеют, хотя и есть у них какое-то стремление к просвещению.

Закон Божий: Там, где объясняется Ветхий и Новый завет. Затем, толкование на Символ веры, молитву Отче наш и на Заповеди блаженств.

Важно не просто человека привлечь к внешнему, обрядовой стороне христианства, или загрузить его церковно-исторической информацией. Так как это все есть несущественные вопросы в христианстве. А важно привлечь человека к правильно-проходимой внутренней жизни, которую он, сам в себе, и должен проходить, в своей личной жизни, каждый день, во искушениях с ним приключающихся. Ибо от этого зависит его личное спасение.

Проповедь же, наиболее, должна вестись духом, т.е. верным душевным настроем, непосредственно в жизни. Если, к примеру, христианин, по отношению к рядом находящимся людям, проявляет верные душевные чувства, а особенно во время искушений, то этим он проповедует Христа; не устами и языком, а настроем своего духа, т.е. самою жизнью. Это особенно касается наших времен, по причине изобилия информации.
Спасается человек не оттого, что он на уровне умовом, рассудочном, имеет или приобретет правильные знания. Ибо все эти знания имеет и дьявол, но это не меняет его, так как настрой духа, у него, остается прежний, – одержимость духом самости и гордыни. А спасается человек от того, если он воспитает в себе настрой души, состоящий в верных и спасительных чувствах, свободных от примеси первородного греха, от духа самости. Все знания являются только лишь средством для этого.
Св.Писание и творения Св.Отцов открываются только чистым сердцем, приносящим удовлетворение своей совести.
Это всё – книги жизни; и читать их надо – жизнью. То есть, все это читается только с целью применения непосредственно в жизни. А если этого нет, то такое чтение превращается в искание удовлетворения своего высокоумия и самомнения.
А применение его в жизни надо только для того, чтобы приобретать чистоту чувств и таким образом приносить удовлетворение своей совести. А когда человек приобретает чистоту чувств, то Бог Сам начинает открывать человеку то, что содержится в Писании или творениях Св.Отцов.


Итак, изучение Св.Писания и творений Св.Отцов – это средство. Цель – вхождение в общение с Богом, через посредство приобретения чистоты чувств и удовлетворения совести.
Братия спросили преп.Пимена Великого, что, чем повелишь более заниматься, изучением Писаний или внутренним деланием. Преп.Пимен Великий ответил им, что, занимайтесь более внутренним деланием. – Почему он так сказал? Потому что приобретаемой отсюда чистоте ума и чувств открываются Писания.
Чистота ума, за которую подвизались подвижники, – это и есть чистота чувств. Постижение духа Св.Писания и творений Св.Отцов и состоит в приобретаемой чистоте чувств. – По мере обретения этой чистоты и постигается дух Писаний и Преданий Отеческих.
В общем-то нужно четко себе усвоить, что Св.Писание и творения Св.Отцов изучаются с одной единственной целью – для приобретения чистоты чувств и удовлетворения своей совести. Ибо через это человек входит в общение с Богом, по Благодати, и приходит к спасению. А в этом и состоит цель и смысл жизни человека на земле.

o.Serafim
Администратор
 
Сообщений: 1335
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 11:27


Вернуться в Дух и закон. Священное Писание

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron