Праздник Святой Троицы. Пятидесятница.

Ответить
admin
Администратор
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 29 апр 2009, 20:45

Праздник Святой Троицы. Пятидесятница.

Сообщение admin »

Песнопения праздника Святой Троицы

Тропарь праздника Святой Троицы, глас 1

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрых ловцов [человеков], ниспослав им Духа Святого, и через них привлекший всю вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.


Кондак праздника Святой Троицы, глас 2

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
Некогда, сойдя, Ты смешал языки и разделил народы, Вышний; когда же языки огненные раздавал, то призвал в соединение всех, и [теперь] согласно славим Всесвятого Духа.


Величание праздника Святой Троицы

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.
admin
Администратор
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 29 апр 2009, 20:45

Re: Праздник Святой Троицы. Пятидесятница.

Сообщение admin »

СВТ. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК. СЛОВО НА ПЯТИДЕСЯТНИЦУ

Изображение


Что значит «празднуем Духа пришествие»? Дух Божий ведет приемлющих его к предназначенному совершенству. Начало всему – покаяние, средина – труды и подвиги в очищении сердца от страстей, конец – священнотайное Богообщение

«Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством свяященнотайне» Степенна 4-го гласа.



«Пятдесятницу празднуим и Духа пришествие, и таинство елико, яко велико же и честно» (Стихира на Господи воозвах). Празднуем Духа пришествие. Неужели же прежде не было в нас Духа? – Да! – «Не у бе Дух Святый», говорит Евангелие (Ин.7:39), и люди жили, «Духа не имуще», учит Апостол (Еф.2:12).
Пророк же Иезекииль видел состояние рода человеческого по духу под образом поля, полного костей, «сухих зело», из коих, по первом проречении (Ветхий Завет), иные совокуплялись только «каяждо ко составу своему», иным «быша» уже «жилы и плоть растяше, и восхождаше им кожа верху, духа же не бяше в них» (Иез.37:7, 2). И вот причина «Не у бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен» (Ин.7:39).
Дух Божий отступил от человека за преступление заповеди и дыхание жизни Божественной замерло в нем по принятии тлетворного дыхания духа искусителя. Когда же Господь примирил нас Богу смертию Своею и прославился в Воскресении, Вознесении и седении одесную Бога Отца, тогда отверзся снова вход духу Божию к людям. «Возшед на высоту, Он пленил есть плен и даде даяние человеком» (Еф.4:8). Бог вдохнул в первозданного человека дыхание жизни Божественной; грех умертвил его. Ныне Бог дает человеку «новый Дух» (Иез.36:26) вдыхает в него новое дыхание жизни, чтобы оживотворить умерщвленную грехом душу. И исполнилось вторичное проречение Иезекииля: «прорцы о дусе, прорцы сыне человечь... И прорекох, и вниде в ня дух жизни, и ожиша и сташа на ногах своих, собор мног зело» (Иез.37:9–10). Апостолы были первыми живоприемными Его сосудами; «от Апостольских же наченший ликов, Он излился потом на всяку тварь» (См. Стихиру на стиховне: «Ныне утешительный Дух на всякую плоть излияся, от апостольских бо ликов наченший»), и оживотворяя всех приемлющих, «всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единыя коеяждо части», составил и счинил великое «тело» Церкви, «возращающее всяческая в Господа», и еще «растущее возращением Божиим» (См.Еф.4:15–16; Кол.2:19).

Так, благочестивые слушатели, Дух Святой для всех есть» живот и животворящий» (1Кор.15:45): чрез Него подобает родитися свыше всякому, приходящему в мир; тем созидаемся в нового человека «чрез обрезание обрезанием нерукотворенным» (Кол.2:11). Его же таинственное в нас действие соделывает «живот наш сокровенным со Христом в Боге» (Кол.3:3). «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством, священнотайне» (Степенна 4-го гласа).

«Святым Духом всяка душа живится». Оживление души есть первое в нас действие благодати Всесвятого Духа. Пока грех царствует в нас, душа наша мертва для Бога и жизни по Богу. Как от холода зимнего оцепеневает жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он предан греху и рабствует страстям: не видит очами ума, не слышит ухом доброго произволения и не разумеет сердцем ни Бога, ни Божественного порядка вещей и своей в нем участи. «Слеп есть и мжай» (2Пет.1:9) и ходит « в суете ума», в нерадивое о спасении «нечаяние вложшеся, с окаменелым» и бесчувственным ко всему духовному сердцем (Еф.4:17–19). Оживут ли такие кости? – Не оживут если не проречено будет о Духе, если Дух Божий, « проходящий сквозь все различные духи» (Прем.7:23) и дышащий, «идеже хощет» (Ин.3:8), не проникнет путями, для нас недоведомыми, к омертвелому духу человека и не оживотворит его. В посеянном семени есть росток жизни, и в растениях, замирающих на зиму, есть жизнь; но если Господь не пошлет живительного духа весны, то они «не созиждутся и не обновится лице земли» (Пс.103:30). Так не оживет и дух человека, если не коснется его огнь Духа Божия, не согреет его Божественною теплотою Своею и не разрешит облежащих его угнетающих и обуревающих стихий греха и страстей. Не можем сказать, как совершается сие спасительное действие в нас Духа Божия; но знаем, когда, именно в покаянии, первом решительном обращении ума и сердца нашего к Богу, когда Дух Божий возводит дух человека в чувство полной зависимости от Бога и своей пред Ним ответственности, поражает страхом суда и неизбежного осуждения и, извлекая из бездны отчаяния в себе, благонадежием спасения в Господе Искупителе поселяет твердую решимость работать единому Богу всем сердцем, всею душою и всем помышлением, с полным отвращением от прежнего порядка жизни. С сей только минуты начинается в нем помышление о Боге и другой жизни и попечение о Богоугождении и спасении. Но сим только и свидетельствуется, что дух ожил и пробужден от усыпления. Вот почему Иоанн Предтеча проповедует покаяние, Спаситель начал свое служение благовестием покаяния, и первое слово из уст апостолов при принятии Святого Духа, было: «покайтеся» (Деян.2:38). Покаяние отверзает дверь дальнейшим в нас действиям Духа Божия, равно как нераскаянность затворяет ее. Сухая земля не плодородит: и в сердце, не орошенном слезами покаяния, не возращаются плоды духовные. Металл, не умягченный действием огня, не способен к обделке: такова и душа, не сокрушенная огнем покаяния. Покорись Духу, умягчись сокрушением, – и Дух Божий соделает из тебя сосуд в честь, чистый и светлый, благоугодный Домовладыке.

«Святым Духом всяка душа», оживленная в покаянии, и «чистотою возвышается». Оживление души, свидетельствуемое ревностию о Богоугождении и спасении, с готовностию на всякие жертвы, есть только начало духовной жизни. Это зерно горушечно, коему предлежит еще возрасти в древо, или квас, вложенный в сатех трех муки коим надлежит еще вскиснуть во всей их массе и во всех частях. Бог сотворил человека правого, исполненного смирения, кротости, любви страха, веры, благосердия, воздержания и всех добрых чувств и расположений. Когда же пришел грех и овладел сердцем, то поселил в нем вместо смирения гордость, вместо кротости гнев, вместо любви злобу, вместо бескорыстия любостяжание, вместо страха бесстрастие, вместо веры богозабвение, вместо всякой другой добродетели противную ей страсть, так что сей страстный, плотский и греховный человек подавил и заморил собою того внутреннего, духовного, правого человека и, содержа его в нечистых оковах рабства греху на вечную пагубу, не давал ему свободы действовать и обнаруживаться. Благодать Всесвятого Духа в покаянии и обращении разрешает сии оковы, собирает раздробленные части добра, оживляет внутреннего духовного человека и поставляет его на ногах своих. Дух ожил, но и грех со страстьми и похотьми еще не умер, еще остается действующим во удах наших и противувоюет закону ума. Начинается брань. «Плоть похотствует на духа, дух же на плоть» (Гал.5:17). Прежде страсти действовали во всех членах души и тела, «во еже плод приносити смерти»; теперь предлежит отъять их у страстей и соделать благопотребными орудиями всякой Правды Божией к обновлению жизни (См.Рим.7:5–6); предлежит исторгнуть страсти и насадить в сердце противные им благорасположения, исторгнуть гордость и насадить смирение, исторгнуть скупость и насадить милосердие, исторгнуть плотоугодие и насадить воздержание, и прочее, и таким образом очистить себя от всякой скверны плоти и духа. Но к сим кто доволен? При мысли об ином законе во удах наших, противувоюющем закону ума и пленяющем законом греховным, апостол Павел взывал: «окаянен аз... кто мя избавит от тела смерти сея?» Но потом, указывая на помощь Божию, всякий раз подаваемую к победе, присовокупил: « благодарю Бога моего Иисус Христом, Господем нашим» (Рим.7:24–25). Только «Духом умерщвляются в нас деяния плотския» и возращаются плоды духовные (Рим.8:13).

Он научает руце на брань и персты на ополчение против греха и страстей, и Его же плод – «любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22–23).

Все, что мы можем и должны, это посильное, но усердное противление злу и принуждение себя на добро, с молитвою о помощи бессильным силам нашим: «Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, сердце чисто созижди и дух прав обнови». И это при всяком приражении страсти, при всяком добром преднамерении. Мы не свободны от труда и подвигов над очищением сердца от худых помыслов и движений, не свободны от попечения об украшении его всякою добротою, но своими силами ни в чем не успеем, если не приспеет благовременно помощь свыше. Боремся; но страсть отходит и заменяется добрым чувством только тогда, как приосенит благодать Духа. Мы в плену: надлежит прийти сильнейшему Освободителю и связать пленившего нас, чтобы мы получили свободу. И Он близ есть всем призывающим Его: «воззовет ко мне и услышу его – изму его и прославлю его» (Пс.90:15). Сердце, сокрушенное в покаянии и смиренное в трудах и подвигах, Бог не уничижит. Как попечительный садовник охраняет, напояет и очищает благонадежное дерево, так Дух Божий питает и очищает душу трудящуюся и в трудах своих предающую себя Его водительству. Мало-помалу, действием Его, слабеют и исчезают страсти, и на место их внедряются и крепнут добрые расположения, ветхий человек тлеет, и созидается новый, и черты образа Божия открываются яснее и яснее, пока, наконец, душа явится чистою и неповинною, «как чадо Божие непорочно, посреде пода строптива и развращенна», и возсияет «яко светило в мире», разливая повсюду свет к прославлению Отца своего Небесного (Флп.2:15).

И тогда-то оживленная и очищенная Святым Духом душа светлеется Тройческим единством священнотайне. Светлеется не только так, как светится солнце в чистой воде или чистом зеркале, то есть не явлением только Богоподобных свойств, но живым и приискренним соединением Бога с духом человека и таинственным в него вселением, по неложному обетованию: «вселюся в них и похожду» (2Кор.6:16), и по силе искупительной молитвы Господа: «якоже Ты Отче во Мне и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут» (Ин.17:21). Мы не можем постигнуть, как совершается сие дивное дело Божия к нам благоволения, но слово Божие верно. «Честная и великая нам обетования даровашася – быть причастниками Божественного естества, отбегше, яже в мире, похотныя тли» (2Пет.1:4). И сие не от нас, дар Бога, богатого в милости, соразмеряемый только с силою сыновней к Нему преданности в ищущих Его и очищающих себя, якоже Он чист есть. Очистительными действиями Духа Божия душа «созидается в жилище Божие» (Еф.2:22), «в Церковь Бога жива» (2Кор.6:16), «в храм духовен» (1Кор.6:19), который не останется пуст. Бог приходит и творит Себе в нем обитель, как говорит Господь: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Так, «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5:8). Бог упокоевается в них и упокоевает их от всех дел и трудов (Евр.4:10), водворяя мир, превосходящий всякий разум, в безмятежной тишине коего с алтаря сердца «возносятся непрестанный жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом» (1Пет.2:5). Тогда «прилепляяйся Господеви» становится «един дух с Господем» (1Кор.6:17), «и живот его сокровенным со Христом в Боге» (Кол.3:3), тогда «откровенным лицем славу Божию взирающе, в тойже образ преобразуется он от славы в славу, якоже от Господня Духа» (2Кор.3:18), и тогда «уже Бог есть действуяй в нем, и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Флп.2:13), открывающемся, кроме, внутренних духовных озарений и утешений, и разными явлениями Духа на пользу или словом премудрости и разума, или дарованиями исцелений, или действиями сил, или пророчеством, или рассуждениями духовом (См.1Кор.12:7–11). Высоко и непостижимо сие предназначение явшихся за предлежащее упование! Велик и неизглаголан сей дар «достигшим в меру возраста исполнения Христова» (Еф.4:13). Но да не отметает благодати Божией, исповедуя, что «яже у готова Бог любящим Его, око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор.2:9). «Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим или разумеем, по силе действуемей в нас, тому слава в Церкви о Христе Иисусе, во вся роды века веков» (Еф.3:20–21).

Вот путь, коим Дух Божий ведет приемлющих Его к предназначенному совершенству, и вместе очертание лиц «не по плоти ходящих, но по Духу!» (Рим.8:4) . Начало всему – покаяние, в коем дух наш обращается к Богу и воспламеняется ревностию о Богоугождении и спасении, средина – труды и подвиги в очищении сердца от страстей насаждением в нем добродетелей, конец – священнотайное Богообщение. Положившие доброе начало «текут, да постигнут» (1Кор.9:24), и, не почитая себя достигшими чего, «задняя забывая, в предняя же простирался, со усердием» текут «к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе» (Флп.3:13–14). Не текущие, не гонящие со усердием, еще не начинали, еще не вступали на поприще. Достигшие входят в покой и «почивают от дел своих, якоже от своих Бог» (Евр.4:10). И сии «имеют свидетельство в себе» (1Ин.5:10); для всех же других верным свидетельством того, что прияли обетование Духа верою и водятся им, служит заботливое тщание, теплое усердие и ревность о Богоугождении и спасении. Где равнодушие, нерадение, беспечность, там нет Духа Спящему надлежит пробудиться, чтобы начать действовать. Дух Божий, хотя «идеже хощет, дышит», но дышит всюду и всем дает слышать глас свой в совестях: «востани, спяй и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф.514). Если есть не пробужденные, то не от недостатка пробуждающих призываний, но от своего ожесточения. «Днесь убо, аще глас Его услышим, да не ожесточим сердец наших! Еще оставлено есть субботство людем. Да убоимся убо, да не когда оставлену обетованию внити в покой Его, явится кто он нас лишився» (Еф.4:1, 7, 9), помня, что «еже аще сеет человек, тожде и пожнет. Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление; а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный» (Гал.6:7, 8). Аминь.
admin
Администратор
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 29 апр 2009, 20:45

Re: Праздник Святой Троицы. Пятидесятница.

Сообщение admin »

ПОУЧЕНИЕ НА ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Преподобный Феодор Студит

Изображение
Схождение Святого Духа на апостолов


По благодати Пресвятого Духа мы сподобились праздновать Святую Пятидесятницу — Сошествие Святого Духа. О Его Сошествии Иисус Христос сказал: Уне есть не только вам, но и всему миру, да Аз иду, — да приидет Дух Святой. Аще бо не иду Аз, Утешитель, (т. е. Дух Святой), не приидет к вам аще ли же иду, послю Его к вам. Егда же приидет Он, наставит вы всяку истину (Ин. 16, 7,13). Это обетование и благодеяние Его столь велико, что мы и понять Его не можем: ибо Господь обетовал послать не Ангела, не человека, но Самого Соестественного Духа.
Итак, Единородный Сын Божий, исполнив Отеческое дело, восходит на Небеса, а Дух Святый нисходит: не иной Бог (да не будет!), — но иной Утешитель, как написано. О, неизреченное человеколюбие! Сам Бог соделался Утешителем нашим. Так Он, подлинно, утешает отягченных несчастиями, предохраняя их от изнеможения духом, как свидетельствует об этом святой Апостол, говоря: внеуду брани, внутрьуду боязни, но утешаяй смиренныя, утеши нас Бог… (2 Кор. 7, 5). Он утешает устрашенное демонскими страхованиями сердце, возводя его через дерзновенное упование к непобедимому мужеству, как свидетельствует святой Давид: «яко Ты, Господи, помгл ми, и утешил мя еси» (Пс. 85, 17). Он утешает, воодушевляя мятежный ум, что ему дан был пир с Богом и покой, как свидетельствует Апостол, говоря: по Христе молим, яко Богу молящу нами; молим по Христе, примиритеся, т. е. имейте мир, с Богом (2 Кор. 5, 20).

Видишь неисследимое снисхождение? Видишь дар несравненный? Горе — на Небесах, Единородный Сын ходатайствует о нас пред Отцом, как написано: «Иже есть одесную Бога, Иже и ходатайствует о нас» (Рим. 8, 34). Долу — на земле, Дух Святой утешает нас многообразно.

Что же мы воздадим Господеви о всех сих дарованиях, яже воздаде нам (Пс. 115, 4)? Не то ли, о чем говорит псалом: «Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? избавляяй нища из руки креплъших его, и нища и убога от расхищающих его» (Пс. 34, 10). И еще: «Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю» (Пс. 120, 2). «Аще не Господь помог бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя» (Пс. 93, 17), «Господь мне Помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек» (Пс. 117, 6).

Имея такого Утешителя, Духа Святого, Непобедимую Силу, Великого Защитника — Бога и Споборника, не убоимся страха вражия и не устрашимся сопротивных сил, но мужественно и твердо поспешим на подвиги, переживая в них дни за днями, не прельщаясь обольщениями змия, и не изнемогая под непрестанными его нападениями; греховное пожелание — не удовольствие и радость, а опасная и лютая болезнь, — не сласть, а умоисступление и злое омрачение. Знают сие укротившие неистовство плоти, омывшие скверны ее и всем сердцем прилепившиеся к Единому Богу. Такой образ жизни есть приятнейший и счастливейший: ибо тогда человек, хотя находится в плоти и в мире, но духом обитает в невидимом, упокоеваясь духом от благодатного дыхания Духа Святого.

Зачем же мы попускаем, чтобы сластолюбие, победив нас, до того извращало и таким изменениям подвергало нас, что мы, долу поникши к земле, к плоти и крови, совсем отчуждаемся от Всеблагого Бога нашего? Бежим, братие, от всякой страсти: бежим сребролюбия, которое есть корень всех зол; бежим всякой другой страсти, какая поборает душу нашу, — гнева, зависти, ненависти, самолюбия, своеумия, чтобы смерть не застала нас неготовыми и не удалила нас от Бога; отчуждение же от Бога есть отчуждение и от Царства Небесного. Суд и воздаяние вечное тому, кто не сотворит угодных Богу дел; такого суда не перенесет никакая плоть, ибо и помыслить об этом в уме своем, прежде нежели подвергнуться истязанию, есть уже мучение.

Дабы нам возможно было избежать гнева Божия, грядущаго на сыны непокоривыя (Еф. 5, 6), будем совершать добрые дела, да возвеселится Господь о делех Своих (Пс. 103, 51).

Начнем же неотступно благоугождать Богу, очистим себя и обновим души свои. Дерзайте: «Близ Господь всем призывающим Его во истине» (Пс. 144, 18). Будем ежедневно каяться, и Бог простит нам грехи, утешит нас и дарует нам Жизнь Вечную, которую да сподобимся получить о Самом Христе Господе нашем, Ему же подобает слава и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
admin
Администратор
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 29 апр 2009, 20:45

Re: Праздник Святой Троицы. Пятидесятница.

Сообщение admin »

СЛОВО НА ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (†1908 г.). Слово на день св. Пятидесятницы или сошествия Святого Духа на Апостолов. История и смысл праздника.


Изображение

При наступлении дня Пятидесятницы, все Апостолы и верующие были единодушно вместе, и внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сцльного ветра, и наполнил весь дом, гд они находились, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них, и исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 1-4).

Пресвятая Троица, даруй мне слово на день Твой! Да будет слово мое, бренного человека достойно — насколько возможно — Твоей святыни, благости и правды, Твоей премудрости, Твоего милосердия и щедрот к падшему человеческому роду, Твоего света неприступного, Твоей красоты! Вотъ чем я начинаю слово в великий день Пятидесятницы, или сошествия Святого Духа на Христовых Апостолов и на всех верующих, именно посильною хвалою Троице.


А вы, братия и сестры, чада Церкви святой, соборной и Апостольской со вниманием его послушайте. Предмет слова — высочайший, как превысок над всем созданием своим Господь Бог безначальный, троичный Лицами и единый в Существе Своем.

В просторечии день этот называется Троицыным днем, потому что в сей день торжественно открылась Святая Троица — Бог Отец, пославший Духа Святого Апостолам по ходатайству Сына Своего Господа Иисуса Христа; и Дух Святой от Отца исходящий и чрез Сына нисшедший на Апостолов и умудривший их вещать о великих делах Божиих на разных языках, которым они научились и коих не знали.

Дух Святый просветил и возродил Апостолов и все собрание в горнице так, что они сделались новыми людьми, очищенными от всякого греха, от всякой страсти плоти и духа, — освеятились и утвердились непоколебимо в вере, надежде и любви, при полной Божественной свободе, данной им чрез Христа Духом Святым; и сделались способными пронести проповедь о Христе Спасителе во веѣ концы мира; и насадить веру в Него, без которой никому невозможно спастись и начать новую жизнь; ибо кто во Христе, тот — новая тварь (2 Кор. 5, 17).


Чтобы осмыслить, как должно настоящий праздник Пятидесятницы или чудесного сошествия Святого Духа — всеблагого, всемогущего Творца, Просветителя, Обновителя и Утешителя словесной твари, — вспомним, по руководству слова Божия, каким был сотворен человек Богом в начале и каким он стал по своем вольном падении. Хотя тысячу тысяч раз всем известно, но повторим и еще известное, что человек сотворен по образу и подобию Божию с безсмертною душею, с свободною волею и с двумя возможностями — утвердиться навсегда в святости и послушании Творцу чрез исполнение какой-либо заповеди, и вечно не грешить и не умирать, — и с возможностью преступить заповедь Творца и подвергнуться греху и смерти и всем безчисленным вредным последствиям своеволия, — и из существа доброго простого, стать злым и лукавым; ибо один Бог не может никогда пасть и измениться. Заповедь Творца была нарушена: человек впал в непослушание и лукавство, раздвоился, стал чувствовать мучительную склонность ко всякому злу и неестественное равнодушие и холодность, неблагодарность к Богу, излившему на человека всякие милости для души и тела.

Человек должен был закалить себя, как закаляется глинянный горшок в огне, чрез исполнение заповеди Творца и остаться твердым в преданности Ему: а он закала и испытания не выдержал, но хотел выдержать и — разбился, — сделался лукавым и смертным и таковым стало все человечество от него происшедшее. — Каждый человек стал чувствовать в себе войну и натиск греховных страстей, вражду к Богу Творцу, противление Его законам, склонностъ ко всякому беззаконию; люди стали враждовать и между собою, воевать друг с другом и чтобы зло не сделалось своро всеобщим и люди не истребили друг друга, Господь смешал языки человеков; они не стали понимать друг друга и принуждены были разойтись в разныя стороны. Человек пал по хитрому обольщению змия человекоубийцы, как младоумный, неопытный, — и подвергся страшным бедствиям греха, проклятия и смерти.

По человеколюбию к падшему Творец Сам восхотел быть Его Искупителем и Спасителем и взять на Себя грех рода человеческого под условием веры человека в своего Искупителя и послушания Ему. Господь, как премудрый Врач Своего создания, врачует подобным подобное; Творец принимает на себя образ человека, пребывая Богом; растет и живет с человеками — общится, единится с ними, беседует с ними, просвещает их Божественным словом, учит их притчами и простыми заповедями, врачует болезни, воскрешает мертвых; изгоняет бесов; как Бог повелевает всеми стихиями природы, страдает за грехи людей как повинный, будучи ни в чем невиновен, ни в едином грехе, чтобы заплатить долг правосудию Божию; побеждает смерть и воскресает из мертвых, всех уверив в будущем общем воскресении, и по сорокадневном пребывании после воскресения и многократных осязательных явлений ученикам, возносится на небо и получает и по человечеству власть надъ всем миром. Славно премудро до конца совершил Господь дело Отца Своего небесного.

Особенно важнейшим делом Его было приготовить учеников, как посланников в мир, как просветителей и учителей человеческого рода, — как соль земли, как свет мира, — и Он в продолжении трех лет учил их великому делу святого Своего посольства и спасению человеков. По Своем вознесении на небеса надобно было послать им Духа Святого именно в виде огненных языков, чтобы просветить их, изварить их грех, укрепить в правде, обожить их и сделать их столпами веры и Церкви Своей. И это величайшее чудо совершилось в день Пятьдесятницы, т. е. после пятидесяти дней после славнаго Его воскресенвя и в десятый по вознесении на небо, — и с того времени Дух Святый пребывает в Цервви Христовой и будет в ней до окончания века, чтобы могущественно совершать спасение верующих. Он и совершает во всех нас верующих чудное дело спасения на сколько кто имеет веры и усердия.

Кто изъ васъ этого не знаетъ, не чувствует? Кто не испытал на себе благодати прощения грехов, утешения в сердцах и совести после сердечного покаяния во грехах и после причащения святых животворящих тайн? А это совершается Духом Святым. Кто не испытал на себе утешения и радости при совершении богослужения благочинном и благоговейном, или при слушании и чтении слова Божия? Кто не испытал на себе обновления благодатного? Ибо Духом Святым всякая тварь словесная обновляется. — Очищает от скверны греха и очищается.

Празднуйте же в радости этот великий день сошествия Святого Духа на Апостолов и на Церковь Христову, и старайтесь быть достойными ее членами. Святому Духу всякая всеспасительная вина, аще коему Сей по достоянию (по достоинству) дхнетъ (вдохнетъ), скоро вземлет от земных, возращает, восперяет, устрояет горе (Антифон). Аминь.

Источник: Протоиерей Иоанн Ильич Сергеев (Кронштадтский). Слова и поучения, произнесенные в разных местах служения в 1907-8 гг. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1908. — С 12-16.
Ответить

Вернуться в «Великие праздники»