О духовной прелести и самообольщении

Здесь будут размещаться ценные святоотеческие изречения, по темам
Ответить
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

О духовной прелести и самообольщении

Сообщение o.Serafim »

«Со всею осмотрительностью должно наблюдать, – говорит святой Макарий Великий, – устрояемые врагом (диаволом) со всех сторон козни, обманы и злоковарные действия. Как Святой Дух через Павла всем служит для всех (1Кор.9, 22), так и лукавый дух старается злобно быть всем для всех, чтобы всех низвести в погибель. С молящимися притворяется и он молящимся, чтобы по поводу молитвы ввести в высокоумие; с постящимися постится, чтобы обольстить их самомнением и привести в умоисступление; со сведущими Священное Писание и он устремляется в исследование Писания, ища, по-видимому, знания, в сущности же стараясь привести их к превратному разумению Писания; с удостоившимися осияния светом, представляется и он имеющим этот дар, как говорит Павел: «сатана преобразуется в ангела светла» (2Кор.11, 14), чтобы прельстив привидением как бы света, привлечь к себе. Просто сказать: он принимает на себя для всех всякие виды, чтобы действием, подобным действию добра, поработить себе подвижника, и, прикрывая себя благовидностью, низвергнуть его в погибель» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.1, гл. «О молитве Иисусовой вообще»).
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: О духовной прелести и самообольщении

Сообщение o.Serafim »

«Однажды старец пришел к старцу. Хозяин сказал ученику своему: приготовь нам немного чечевицы и намочи сухарей. Ученик сделал это. Между тем старцы занялись духовною беседою и пребыли в ней до шестого часа (двенадцатого по полуночи) следующего дня. Старец-хозяин опять сказал ученику: сын! приготовь нам немного чечевицы. Ученик отвечал: она приготовлена еще вчера. Старцы встали, вкусили пищи.
Из этой повести видны: крепость телосложения древних иноков, и то духовное состояние, которого они достигали. Способно к подобным действиям гордостное разгорячение и несчастное самообольщение. Они-то ныне и встречаются почти исключительно в облачении необыкновенного подвига для усиления собственной прелести и для обольщения ближних. Мир любит это. Тем более нужна осторожность для читателей повести, которая предложена к духовному созерцанию и назиданию смирением, – не к безрассудному, греховному, гордостному подражанию, не к повреждению себя» (свт. Игнатий Брянчанинов, Отечник, «Повести из жития старцев, преимущественно египетских», п.69).

«Сказывали о некотором брате, что он жил отшельником в пустыне, и в течении многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему для посещения отец его по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собою топор, с намерением на обратном пути набрать для себя небольшое количество дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился к сыну и сказал ему: вот диавол идет к тебе, в подобии отца твоего, с целью убить тебя: у него и топор с собою. Ты предупреди его, вырви топор у него и убей его. Отец пришел по обычаю, а сын, схватив топор его, нанес ему удар и убил его. Немедленно напал нечистый дух на отшельника и удавил его.
Многие из прельщенных бесами совершили ужаснейшие преступления, особенно убийства и самоубийства. Явной бесовской прелести подвергались и подвергаются наиболее отшельники и затворники» (свт. Игнатий Брянчанинов, Отечник, «Повести из жития старцев, преимущественно египетских», п.158).
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: О духовной прелести и самообольщении

Сообщение o.Serafim »

«Ты займешься богомыслием назидательным, а диавол собьет тебя на совопросничество и пытливость о тайнах Писания, которые охлаждают и развивают пагубное самомнение. Ты будешь заботиться о том, чтобы не оскорбить кого, а он собьет тебя на пагубное человекоугодие. Ты будешь опасаться, чтобы не осудить, а он поспешит навеять на тебя равнодушие и к добру, и к злу. Так и во многом другом приплетает враг свое, – говорит св.Иоанн Лествичник, – к страннолюбию – чревоугодие, к рассудительности – суровость, к кротости – двоедушие, к радости – самомнение, к надежде – леность и проч. Видишь, сколько подсад, как называют эти покушения врага опытные в брани с ним люди. Видишь, сколько подсад, и усугубь вниманием бдительность» (свт. Феофан Затворник, «О покаянии и причащении…», гл.41).


«Преподобный Григорий Синаит говорит: “вообще, одна причина прелести, — гордость”. В гордости человеческой, которая есть самообольщение, диавол находит для себя удобное пристанище, и присоединяет свое обольщение к самообольщению человеческому» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.«О молитве Иисусовой», отд.1, «О молитве Иисусовой вообще»).
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: О духовной прелести и самообольщении

Сообщение o.Serafim »

«“Сверххристианская” любовь — есть духовная прелесть. Дьявол может соблазнить тем, что принимает на себя вид “Ангела света”… Сатана может искушать тем, что “Христову правду отрицая”, он “высшей правды ждет страстней, чем Серафим, и страшен тем, что, душу искушая, уму он кажется святым”» (проф.Иван Андреев, «Благодатна ли советская церковь?»).
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: О духовной прелести и самообольщении

Сообщение o.Serafim »

«Некоторые, не занимаясь или занимаясь очень мало душевным деланием, а упражняясь в одном телесном, не без примеси фарисейства — одно телесное делание не может обойтись без фарисейства — нисколько не чувствуют жала совести и обличений ее в греховности, по этой причине признают такое состояние своего спокойствия достойным одобрения. В мнении своем они поддерживаются и утверждаются многими явными добрыми делами своими и похвалою человеческою. На этом основании они считают такое состояние спокойствия прямым последствием деятельности богоугодной, жизни добродетельной, безукоризненной. Спокойствие обращается по временам в безотчетную радость: они не останавливаются признавать эту радость благодатною. Горестное самообольщение! душепагубное ослепление! Самообольщение основано здесь на самомнении, а самомнение есть повреждение душевного ока, родившееся от неправильной деятельности и рождающее еще более неправильную деятельность. Возлюбленный брат, спокойствие, которым ты уверяешься в верности пути твоего, есть ни что иное, как несознание и неощущение своей греховности, происшедшее и происходящее от нерадивой жизни, а радость, которая по временам рождается в тебе по причине наружного преуспеяния человеческих похвал, отнюдь не есть радость духовная и святая: она — плод самомнения, самодовольства и тщеславия. Такое состояние мнимого спокойствия святые Отцы называют нечувствием, умерщвлением души, смертью ума прежде смерти тела (Лествица, Слово 18, Заглавие). Нечувствие или умерщвление души состоит в отъятии и отступлении чувств покаяния и плача от нашего духа, в отступлении спасительного болезнования, называемого сокрушением, от нашего сердца. Безболезненность сердца, или мнимое спокойствие есть верный признак неправильности образа мыслей, неправильности подвига, самообольщения: «какое бы высокое жительство ни проходили мы, сказал святой Иоанн Лествичник, но если не стяжали болезнующего сердца: то это жительство — ложно (притворно) и тщетно» (Лествица, Слово 7, гл.64)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.50).
Ответить

Вернуться в «Святоотеческие изречения»