Добро, добродетель

Здесь будут размещаться ценные святоотеческие изречения, по темам
Ответить
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Добро, добродетель

Сообщение o.Serafim »

«Говорят, слышал я, будто невозможно навыкнуть добродетели без ухода в даль и убежания в пустыню, и удивлялся, как вздумалось им неопределимое определять местом. Ибо если навык в добродетели есть восстановление сил души в первобытное благородство и сочетание во едино главнейших добродетелей для свойственного ей по естеству действования; а это не со вне приходит в нас, как нечто вводное, а прирождено нам от сотворения, и через это входим мы в Царствие Небесное, которое внутрь нас есть, по слову Господа; то пустынь излишня, когда мы и без нее входим в Царствие, через покаяние и всякое хранение заповедей, – что возможно на всяком месте владычества Божия, как поет Божественный Давид: “благослови, душа моя, Господа, на всяком месте владычества Его” (Пс.102:22)» (преп.Никита Стифат, Добротолюбие, т.5, Первая сотница, гл.72).
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: Добро, добродетель

Сообщение o.Serafim »

«Признающий за собою какое-либо доброе дело, находится в состоянии самообольщения. Это состояние самообольщения служит основанием бесовской прелести: падший ангел в ложном, гордом понятии христианина находит пристанище, к этому понятию удобно прививает свое обольщение, а посредством обольщения подчиняет человека своей власти, ввергает его в так называемую бесовскую прелесть» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.11).

«Не подумай, что можно стяжать добродетель без скорби; жительствующий в отраде пребывает чуждым духовной опытности» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.66).

«Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости» (преп. Исаак Сирин, сл. 34).

«Без смирения напрасны все наши дела, всякие добродетели и всякое делание» (преп. Исаак Сирин, сл.46).
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: Добро, добродетель

Сообщение o.Serafim »

«Кто не внимает себе и не подвизается, тот легко уклоняется от добродетели: потому что добродетели суть середина, тот царский путь…
Итак добродетели, как я сказал, суть середина между излишеством и недостатком. Поэтому и сказано в Писании: “не уклоняйся ни направо, ни налево”, путем царским ходи (Второзаконие 5, 32; 17, 11). И святой Василий говорит: “прав сердцем тот, чей помысл не уклоняется ни в излишество, ни в недостаток, но направляется только к середине добродетели”. Зло само по себе есть ничто, ибо оно не есть какое-либо существо и не имеет никакого состава. Нет, но душа, уклонившись от добродетели, делается страстною и рождает грех, потому и томится им, не находя в нем (для себя) естественного успокоения…
Зло есть недуг души, лишившейся свойственного ей, и по естеству ей принадлежащего, здравия, которое есть добродетель. Потому мы и сказали, что добродетели суть середина: так мужество находится посреди страха и наглости; смиренномудрие посреди гордости и человекоугодия; также и благоговение – посреди стыда и бесстыдства, подобно сему и прочие добродетели.
Итак, когда человек удостоился приобрести сии добродетели, то он бывает благоугоден пред Богом, и хотя (все) видят, что он ест, пьет и спит, как и прочие люди, но таковой благоугоден (Богу) за добродетели, которые имеет. А кто не внимает себе и не охраняет себя, тот легко уклоняется от сего пути, или направо, или налево, т. е. или в излишество, или в недостаток, и производит в себе недуг, который составляет зло» (преп. авва Дорофей, Поуч.10).
Ответить

Вернуться в «Святоотеческие изречения»