1. /
  2. Чувства
  3. /
  4. Первородный грех, страсть и...

Первородный грех, страсть и добродетель

Оглавление:
  Определение первородного греха, зла и добра, страсти и добродетели. О плодах духа, духовности и страстности
  О плодах духа страстного человека и грехах немощи
  Избавление от страсти и законное основание
  Каким образом различается духовность от душевности, страстности
  Об употреблении слова «душевный»

Аноним:  Признаками правильно-проходимой внутренней духовной жизни являются плоды духа, их воспитание. Т.е. такие плоды духа, как милосердие, незлобие, кротость, душевная простота, и т.д… т.е. их наличие. Вы очень часто и очень правильно об этом говорите. — Вот он верный критерий и руководитель правильно-проходимой внутренней духовной жизни, и их признаки!
Т.е. если руководствоваться таким критерием, то отсюда следует обратный вывод, например о правильности или неправильности дух.жизни: если нет этих признаков, то духовная жизнь, значит проводится не верно, и наоборот, если я напр. вижу эти признаки и плоды духа — они есть, значит дух.жизнь проводится верно.
Прокомментируйте, пожалуйста, насколько верный такой подход в понимании и оценке внутренней духовной жизни, среди современных христиан?

Определение первородного греха, зла и добра, страсти и добродетели. О плодах духа, духовности и страстности

О.Серафим: Первородный грех искуплен Христом, и потому за него никто не наказывается. Наказывают же людей только их страсти, так как они образуются по причине свободной воли человека, которая сама по своему хотению разжигает эти страсти, ища удовлетворения первородного греха через желания и чувства.

Первородный грех (дух самости) – это наклонность к греху в движении воли природы нашего естества, нашего духа, которое не в согласии с волей Божией, не в согласии с нравственным законом природы нашего естества, каким сотворил его Бог.

Грех — это движение нашей воли в желании, чувстве, в угоду первородного греха (духа самости), противное воле Божией, нравственному закону природы нашего естества, каким сотворил его Бог; или движение воли в желании, чувстве, проявляемое не к месту, не к времени или без меры.

Страсть — это греховное движение воли, или неоднократное проявление греха, в желании, чувстве, перешедшее в навык, в привычку.
Страсть – это плохая душевная привычка, которая не в согласии с волей Божией, она есть греховный плод духа.

Добро – это движение воли разумного существа (человека, ангела) в согласии с волей Божией, в согласии с нравственным законом природы нашего естества, каким сотворил его Бог; или движение воли в желании, чувстве, проявляемое к месту, к времени и в меру.

Добродетель – это богоугодное движение воли, или неоднократное проявление истинного добра, в желании, чувстве, перешедшее в навык, привычку.
Добродетель является истинным и спасительным плодом духа.

Плоды духа, – это наиболее преобладающее душевное состояние человека, в его воле, желании, чувствах и мыслях. И как следствие плодов духа – это внешние дела и поступки. Плодами духа могут являться страсти или добродетели. Поэтому, плоды духа могут быть истинными, спасительными, а могут быть ложными, погибельными.

Если плодами духа являются дух сокрушенный и смиренный перед Богом, милостивый и незлобивый, кроткий и доброжелательный, сострадательной любви и душевной простоты, любви к правде и истине, то это и является свидетельством того, что данный человек духовный, по настрою своего духа. И если в человеке есть истинное и настоящее смирение и сокрушение духа перед Богом, то он различает свет от тьмы, добро от зла, Истину от лжи.

Ну а если кто имеет духовную рассудительность, как дар от Бога, то это уже само по себе является признаком духовного человека, или же начатками истинной духовности, в зависимости от того в какой степени проявляется этот дар. Так как духовная рассудительность, как дар от Бога, не может быть без духа сокрушенного и смиренного перед Богом.

Если же плодами духа являются дух самости и гордыни, самомнение, дух самоуверенности и самонадеянности, ощущение своей правильности и праведности, душевное или телесное сладострастие, ложное смирение и равнодушие, то это является свидетельством того, что данный человек плотской, душевный или страстный, по настрою своего духа. Отсюда проистекает духовная слепота, которая не может различать свет от тьмы, добро от зла, Истину от лжи.

При этом необходимо различать естественное различие добра от зла, которое может иметь каждый человек по естеству, от духовного, которое дается как дар от Бога, и образуется опытным путем по мере правильно-проходимой внутренней духовной жизни, в борьбе со страстями, на основании духа истинного смирения и сокрушения перед Богом.

О плодах духа страстного человека и грехах немощи

Наиболее явные плоды духа страстного человека – это злоба, ненависть, зависть, ревность, обидчивость, гнев, уныние и депрессии, гордость и надменность, немилосердие и жестокость, мстительность и злопамятство… А так же, смертные телесные грехи, – пьянство, наркомания, блуд, извращенчество (онанизм, мужеложество, лесбиянство, и т. п.), убийство, сребролюбие…

А так же, менее явные душевные страсти, ­­– которые могут проявляться как в грубых, так и в более тонких душевных движениях, – такие как самомнение, самоцен и высокоумие, дух самоуверенности и самонадеянности, вменение себе, тщеславие и душевное сладострастие, дух самоутверждения, дух злопамятности, дух самости и гордыни, дух душевного сладострастия и ложного смирения, и т. п..

При этом, необходимо различать грех немощи от одержимости страстью. Так как грех немощи может проявляться и в духовном человеке, но только не одержимость страстью. Так как страсть это уже плод духа, постоянная греховная привычка. А грех немощи, в духовном человеке, – это неверное душевное движение, которое может быть только в душе, или может проявляться в не смертных внешних грехах (мелких, незначительных), только лишь на малый момент времени, так как это не является постоянным навыком или привычкою, а потому и не есть плод духа.

А так же в человеке законно подвизающемся в борьбе со своими страстями тоже проявляется грех немощи, в душе или наружно. Так как он не воспитал в себе еще добродетели и потому падает в процессе этой борьбы. Такой человек встал на путь к спасению и борется за то, чтобы стать духовным. К примеру, пьяница борется со страстью пьянства, но временами падает обратно в эту страсть. Затем встает и снова вступает в борьбу. Он должен через эту борьбу прийти к духу сокрушенному и смиренному перед Богом, тогда он получит избавление от страсти на законном основании, то есть добродетель.

Точно так же и страстный человек может проявлять, в каких-то случаях, верное душевное движение, совершая правильный поступок или доброе дело, но это не является плодом духа. Это лишь иногда, на малый момент времени, но не постоянное расположение его души, не постоянный навык, привычка в душевном движении. Это еще не добродетель, как хорошая, богоугодная душевная привычка.

Избавление от страсти и законное основание

Любая плохая внешняя привычка является следствием неверного душевного расположения, неверных желаний и чувств. Поэтому, для того, чтобы избавиться от плохой внешней привычки нужно искоренять неверные душевные желания и чувства, которые являются причиною плохой внешней привычки, плохих действий и поступков.

И когда человек встает на путь борьбы со своими страстями, стараясь изменять плохую душевную привычку на хорошую (на добродетель), тогда он, в процессе этой борьбы, вначале должен прийти к духу сокрушенному и смиренному перед Богом, полагая его в основание своей духовной жизни. Только тогда Бог и подаст ему избавление от страсти на законном основании, и это будет являться спасительным для души человека. Так как избавление от страсти на незаконном основании не спасает человека, так как это является заменою одной страсти на другую, сильнейшую.

Каким образом различается духовность от душевности, страстности

Каждый человек различает душевность, страстность от духовности посредством своего душевного вИдения. И насколько духовное око человека имеет чистоту, в зависимости от этого он и различает духовного человека от страстного или душевного. Или же кому-то, в не зависимости от его душевного состояния, может открывать Божественная благодать, касаясь его духовного ока, чтобы таким образом он встал на путь спасения, последуя наставлениям духовных людей. Обычно такое бывает тогда, когда человек наиболее способен к восприятию этого Божественного откровения, по настрою своего духа.

Обычно же, если духовное око человека омрачено действиями страстей, душевных или телесных, которыми он одержим, то он не может отличить духовного человека от душевного, страстного. Кроме случаев, когда Богу угодно открыть это, по Своему Божественному промыслу.

***

Если у человека действительно есть истинные плоды духа, вышеописанные, то его духовная жизнь проходится правильно. И если нет этих плодов, то его духовная жизнь проходится неверно.

При этом необходимо заметить, что надо правильно различать истинный плод духа от его подделки, лжедобродетели. Принятие лжедобродетели за истинный, духовный плод духа происходит по причине духовной слепоты. И может приводить к плачевным результатам, к погибели.

И если кто-то, по причине своей духовной слепоты, будет эти ложные плоды духа выдавать за истинные, то это не значит, что так оно и есть. Это значит только то, что этот человек духовно слепой и не может отличить тьмы от света, добро от зла, ложь от истины. Но при этом, свое вИдение он выдает за истинное, – лжедобродетели выдает за истинные добродетели. И таким образом пытается ввести всех в заблуждение, чтобы направить их по пути духовной прелести и самообольщения, в которых он сам находится. Но не видит этого по причине своей духовной слепоты, происходящей от одержимости духом самости и гордыни. И делая все это, он думает, что помогает людям спасаться. Таково свойство духовной прелести и самообольщения, – погибающий, думает, что он спасается.

Об употреблении слова «душевный»

Аноним:  Некоторые говорят, что душевное = бесовское. Как это понимать?

О.Серафим:  Слово «душевный», «душевное» может употребляться в разных смыслах и значениях. Слово одно, но употребление его может иметь различный смысл. В данном случае, приводится только лишь один из примеров, когда слово «душевный», употребляется в смысле страстности, греховности. Но это слово может употребляться и в иных смыслах.

Это слово может употребляться в смысле нравственных качеств души разумной, у человека. Точно так же, как есть душа животная, а есть душа разумная. Слово одно, но обозначает разные части природы человека. Или душу животную, у животных.

К примеру, «И заплачут о тебе от душевной скорби горьким плачем» (Иез.27:31). В данном случае слово «душевной» обозначает душевное чувство, которое не является греховным само по себе. Так как и Христос имел душевную скорбь, во время своего моления в саду Гефсиманском: «Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Матф.26:38). И та душевная скорбь, которую испытывал Христос, не была греховной, а естественной.

Так слово «душевная» употребляется и когда речь идет о душевных добродетелях. В таком случае говорится душевная добродетель. Но это не обозначает бесовскую добродетель.

А в тех случаях, когда ап.Иаков говорит, что «Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» (Иак.3:15), а так же и ап.Павел, что «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1Кор.2:14), то в этих случаях слово «душевный» употребляется в смысле греховный, страстный.

То есть слово одно, но может употребляться в различных смыслах и значениях, в зависимости от всего контекста, в котором оно приводится.

К примеру, «И возлюби Господа Бога твоего… всею душею твоею» (Мар.12:30). Как можно полюбить душою Господа? – Только тогда, когда будешь воспитывать в душе чувство истинной любви к Господу. Это уже будет называться душевном чувством, так как оно проявляется в душе. И если мы его назовем душевным, в том смысле и значении, что оно проявляется в душе, то это не значит, что оно бесовское.

А так же, «И сказала Мария: величит душа Моя Господа» (Лук.1:46). Как может душа величать, прославлять, возвеличивать Господа? – Только душевными чувствами, — славословия, благодарения… Но это не значит, что раз эти чувства душевные, то они страстные, бесовские.

В зависимости от места, времени и меры, проявления наших душевных чувств, – могут являться спасительными, добродетельными или греховными, страстными. То есть, когда мы их проявляем в согласии с волей Божией, в согласии с природой нашего естества, каким его сотворил Бог, тогда эти чувства спасительны и не греховны. А когда мы их проявляем не в согласии с волей Божией и природою нашего естества, тогда они греховные, страстные.

Оставьте комментарий