1. /
  2. Последнее время
  3. /
  4. Христианство, как Дух, удаляется...

Христианство, как Дух, удаляется из среды человечества. Свт.Игнатия Брянчанинов — 1

Из писем свт.Игнатия Брянчанинова, в 19-м столетии*

Оглавление:
  Состояние современного еп. Игнатию общества и народа
  Отступление от христианства и Церкви
  Состояние Церкви и христианства
  Духовенство, духовное руководство и миряне
  Общее состояние монашества и монастырей, в середине 19-го столетия
  Судьбы Божии и христианское отношение к ним
  Разъяснение новомуч.Михаила Новоселова


Состояние современного еп. Игнатию общества и народа

«Что это значит? Веет от мира какою-то пустынею, или потому, что я сам живу в пустыне, или потому, что и многолюдное общество, когда оно отчуждилось от Слова Божия, получает характер пустыни» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.35).

«Из выходящих в свет сочинений видно, что все образованное общество во всех сословиях приняло новое направление, долженствующее иметь соответствующие себе результаты» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.160).

«Московские журналы открыли войну против монашества. Они называют его анахронизмом. Надо бы говорить откровеннее и сказать, что христианство становится анахронизмом. Смотря на современный прогресс, нельзя не сознаться, что он во всех началах своих противоречит христианству, и вступает в отношения к нему самые враждебные» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.109).

«Напечатанное в «Домашней беседе», что некий мусье обещал сынку своему, ребенку, что ко времени его вступления в супружество попов не будет, произносится многими мусье» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.198)[1] .

«Печально – современное религиозное и нравственное направление народа. В течение трехлетнего пребывания нашего в Бабаевском монастыре [2] это несчастное настроение подвинулось гигантскими шагами вперед» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.240).

«…Предсказанное в Писании [3] совершается: охлаждение к вере объяло и наш народ, и все страны, в которых доселе держалось Православие» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.242).

«Времена чем далее тем тяжелее. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его. Находящиеся во Иудеи да бежат в горы» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.50).

Отступление от христианства и Церкви

«Положение Церкви и христианства самое горестное, горестное повсеместно» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.242).

«Переживаем трудное время в духовном отношении! За сто лет до нас Св. Тихон говорил: «Ныне почти нет истинного благочестия, а одно лицемерство» [4] . Пороки зреют от времени. Ныне лицемерство достигло до неимоверной наглости и бесстыдства. Опытность духовная дорого дается» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.203).

«Проехал я довольно пространства, видел людей набожных посреди мира и в монастырях. Эти люди ныне крайне редки и то с весьма малым знанием, а иные со смешанными понятиями <…> Оскудело истинное духовное знание» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.96).

«Скудные вести, приходящие в наш монастырь, о состоянии христианской веры в России, крайне неутешительны. С одной стороны раскол, с другой – решительное отступничество. Общая безнравственность приготовляет отступничество в огромных размерах. Спасаяй, да спасает свою душу! [5] Нынешним подвижникам предоставлен путь скорбей, внешних и внутренних, как самый благонадежный«(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.226).

«Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе. Кто открытый безбожник, кто деист [6] , кто протестант, кто индифферентист, кто раскольник. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.228).

«Отступление начало совершаться с некоторого времени очень быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет! Милость Божия да покроет нас!»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.37).

«Время наше – время тяжкое для истинных христиан по всеобщему охлаждению народа к вере и благочестию <…> Совершается предречение Писания об отступлении от христианства народов, перешедших к христианству от язычества«(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.224).

«Отступничество предсказано со всею ясностию Св. Писанием и служит свидетельством того, сколько верно и истинно все, сказанное в Писании»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.261).

«Дело православной веры можно признавать приближающимся к решительной развязке… Одна особенная милость Божия может остановить нравственную, всегубящую эпидемию, – остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.240).

Состояние Церкви и христианства

«Какое время! Для поддержания Церкви нужно быть во главе управления светскому лицу, потому что обуявшая соль [7] способна только быть попираемою человеками. Впрочем, св. Афанасий Великий говорит, что одним из признаков приблизившегося пришествия антихриста будет переход церковного управления из рук архипастырей в руки светских сановников [8] . Признак очень верный! Это не может состояться иначе, как при утрате духовенством своего существенного духовного значения, своей энергии, порождаемой решительным отречением от мира. Справедливо заметил Граф (Протасов, обер-прокурор Святейшего Синода — прим. М. Новоселова), что чиновничеством уничтожено в Церкви существенное значение Иерархии, уничтожена связь между пастырями и паствою, а миролюбие, ненасытное стремление к суетным почестям, к накоплению капиталов уничтожило в пастырях христиан, оставило в них лишь презренных ненавистных полицейских«(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.247).

«Кому поддержать Церковь? Для этого нужны люди благодатные, а плотское мудрование способно только повреждать и разрушать, хотя оно в гордости и слепоте своей мечтает и провозглашает о созидании»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.193).

«Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихии мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят. Опять скажу: буди воля Божия! Что посеют, то и пожнут! Что посеяли, то и жнут! Последнее можно сказать о духовных журналах и о преподавании закона Божия…»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.249).

Духовенство, духовное руководство и миряне

«Ныне очень трудно найти истинного слугу Божия, хотя по наружности никакое время не обиловало так в слугах Божиих, как обилует наше время, провозглашающее о своей положительности (1 Фес. 5, 3). Есть много ведущих Бога и угодных Богу по свидетельству человеческому, но трудно найти засвидетельствованного Богом Боговедца и Богочтеца. Свидетельство Божие ясно как солнце, но мир слеп и потому не видит свидетельства Божия; не видя свидетельства Божия, он заменяет свидетельство Божие свидетельством своим и мнит удовлетворяться«(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.125).

«Не от кого ожидать восстановления христианству! Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищницах благочестия и благодати, а дело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановляемо только Его орудиями. Милосердное долготерпение Божие длит время и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющее и почти согнившее достигает полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения, «яко время сокращено есть» [9] , и от всякого из нас переход в вечность недалек»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.42).

«Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати; в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.76).

«Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близкого знакомства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе. Советуйся с книгами Святителя Тихона, Димитрия Ростовского и Георгия Затворника, а из древних – Златоуста; говори духовнику грехи Твои – и только. Люди нашего века, в рясе ли они, или во фраке, прежде всего внушают осторожность»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.129).

«Когда священник Красноцветов издал «Историю Нового Завета», в которой говорилось, что Божия Матерь по Рождении Богочеловека престала быть Девою, и множество подобных хул, то многие из Петербургского духовенства ужасно рассердились на меня за то, что я в Сергиевой пустыне остановил эту книгу и препроводил ее к высшему начальству»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.207).

«Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение. Но это – попущение Божие. Сущие во Иудеи да бежат в горы»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.257).

«Знакомство с пр. И. [10] показало и тебе и мне положение Церкви. В высших пастырях ее осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание <христианства> по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. И. откровеннее других – только. Искать ни в ком нечего! Должно бежать в горы – в положения изолированные!»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.236).

Общее состояние монашества и монастырей, в середине 19-го столетия

«…Положение монастырей в России в нравственном и духовном отношениях самое бедственное. За сто лет до нас Святитель Тихон сказал, что истинное благочестие почти исчезло, а заменено оно лицемерством для обмана людей с целию вещественной выгоды [11] . Надо понимать дух времени и не признавать прежние пристанища пристанищами, потому что они наиболее превратились в гибельные омуты и пропасти»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.32).

«…В наше время монастыри находятся в ужаснейшем положении, и многие хорошие люди, вступив в них без должного приготовления, расстроились и погибли» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.134).

«На монастыри плоха надежда: они внутри выпрели и уничтожились, их еще поддерживает рука Божия ради нескольких благонамеренных иноков, как обетовано было Богом пощадить Содом и Гоморру, если б нашлось в них десять праведных людей» [12] (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.200).

«На монастыри делают нападки извне, но они и внутри себя истлели… Чего требовать от монастырей, когда мир доставляет им людей испорченных, когда они отовсюду окружены безнравственностию, когда сверху гнетет их безнравственность? Язва, которая исцеляется одною смертию»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.245).

«Многие монастыри из пристанищ для нравственности и благочестия обратились в пропасти безнравственности и нечестия… Мнение разгоряченное слепцов, которые все видят в цветущем виде, не должно иметь никакого веса»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.200).

«Ныне трудно найти монастырь благоустроенный! Во многих обителях воздвигаются различные здания значительных размеров, которые дают обители вид как будто процветания. Но это обман для поверхностного взгляда. Самое монашество быстро уничтожается. Душевный подвиг почти повсеместно отвергнут; самое понятие о нем потеряно. Этого мало! во многих обителях совершенно потеряна нравственность. Говорю так, имея под глазами самое печальное зрелище – Черноморскую пустыню, монастырь с весьма значительными средствами, расположенный на весьма уединенном месте [13] . Имеются в здешней епархии два женских монастыря: в них нравственность хороша, но телесный труд и многопопечительность о вещественном развитии уничтожают душевное развитие»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.124).

«Положение <монастырей> подобно весеннему снегу в последних числах марта и первых апреля: снаружи снег как снег, а под низом его повсюду едкая весенняя вода; она съест этот снег при первой вспомогательной атмосферической перемене. Важная примета кончины монашества – повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию напоказ. Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов-актеров. За такое жительство, чуждое внутреннего делания, сего единого средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога, как Бог объявил допотопным прогрессистам. Однако Он даровал им 120 лет на покаяние» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к монашествующим», п.48).

«Я принадлежу к ревностнейшим монахам и признаю монашество учреждением Божественным. Что же делать, когда человеки переделали его по своему плотскому мудрованию в карикатуру и истинное монашество захотели заменить в глазах человеческих актерством, мысль о Боге и Его вездесущии и совершенстве, обозревающих все и глубины сердца, оставив в стороне и забытии»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.202).

«Монашество есть установление Божественное, при посредстве которого христианство достигает своего высшего развития. В числе правил этого Божественного установления имеется и то, чтобы вступали в монашество люди с истинным произволением и подвергали это произволение прежде принятия обетов строгому рассматриванию и испытанию»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.209).

«Лучше выйти из монастыря и проводить в мире жизнь, соответствующую своему расположению, нежели, живя в монастыре с враждебным к нему чувством, проводить жизнь, нисколько не сообразную с монашескими правилами, чего неминуемым последствием обыкновенно бывает самый ужасный разврат»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам»,п.203).

«Преподобный Нил говорит [14] , что непременно подобает монашествующему жить по преданию Св. Отцов: хотя мы и не можем сравниться с Отцами, но непременно должны жительствовать в их направлении и стяжать с ними единение в духе»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам»,п.204).

«О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок <…> Восстановления не ожидаю. Восстановить некому. Для этого нужны мужи духоносные, а ныне даже водящихся отчасти писаниями Отцов, при объяснении их душевным разумом, каков был о. Макарий Оптинский, нет…
В современном монашеском обществе потеряно правильное понятие об умном делании. Даже наружное благочинное поведение, какое введено было в Оптиной пустыне о. Леонидом и Макарием, почти всюду оставлено…
Удовлетворительнейшее лицо, с которым пришлось встретиться, был монах Никандр, просфирик Бабаевского монастыря, муж благодатный. С ним беседовал я в 1847 году [15] . Он достиг высшего преуспеяния в умной молитве, проходил этот подвиг очень просто, естественно, не был в славе у человеков.
Прежде умное делание было очень распространено и между народом, еще не подвергшимся влиянию Запада. Теперь все искоренилось; осталась личина благочестия; сила иссякла. Может быть, кроется где-либо, как величайшая редкость, какой-либо остаток прежнего. Без истинного умного делания монашество есть тело без души…
О монашестве о. Никандр понимал так же, как понимаю и я. Называл он монастыри пристанями, по назначению, данному им от Бога; говорил, что эти пристани обратились в пучины, в которых вредятся и гибнут душами многие такие люди, которые посреди мира проводили весьма хорошую жизнь… По крайней мере, в избрании монастыря должно быть чрезвычайно осторожным и осмотрительным» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к монашествующим», п.50).

«Многие ныне жалуются на монашество, видя или отыскивая в нем разные недостатки; но монашество – барометр, который, стоя в уединенной комнате, со всех сторон замкнутой, с точностию показывает состояние погоды на улице. Старые здания должно исправлять с большою осмотрительностию и знанием дела: иначе исправление может превратиться в разрушение. Буди воля Божия!»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам»,п.120).

«С сердечным сожалением смотрю на неминуемое падение монашества, что служит признаком падения христианства. Кто приходит в монастырь? Люди из низшего класса почти исключительно; почти все приходящие уже расстроили свою нравственность среди мира. Нет условий в самом народе для того, чтобы существование монашества продлилось; так в высохшем дереве нет условий, чтоб оно давало лист и плод! сверх того бури извне усиливаются сорвать его с лица земли»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам»,п.252).

«Ныне не поймешь и не предусмотришь, что надо делать и как должно поступить. «Не знаешь, что породит настоящий день», говорит Священное Писание [16] . При нынешнем направлении умов неизвестно, долго ли продержатся монастыри и насколько благонадежен приют в них»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам»,п.161).

«Монах Авель, предсказавший взятие Москвы французами, говорил, что наступит время, когда монахов сгонят в несколько монастырей, а прочие монастыри уничтожат. Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которых в настоящее время осуществить невозможно. Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству. И самые церковные бедствия без попущения Божия совершаться не могут«(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам»,п.188).

«Так назрело в монастырях внутреннее расстройство, что ему необходимо разразиться самыми ужасными приключениями. Общее нравственное расстройство и утрата веры предсказаны в Св. Писании: нам надо внимать себе»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам»,п.189).

«В разговоре о монашестве то место, которое изменено при напечатании в «Домашней Беседе» [17] , я вовсе выкинул, <…> отказавшись от суждения о приведении монастырей в порядок, хотя недавно, в сочинениях Преподобного Антония Великого, прочитал именно такое предсказание о монастырях и о причине их упадка, какое было написано мною [18] . Не хочу, чтоб от меня выходило подло-уклончивое и колеблющееся свидетельство об истине. Не желают слушать? так лучше молчать. Возгласят события. Заразительная смертоносная болезнь, когда ее не лечат правильно, а только прикрывают, – усиливается и усиливается. Должна ж она и разразиться«(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам»,п.192).

«Падение монастырей, значительно совершившееся, неминуемо»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам»,п.240).

«Сколько могу понять: не предвижу по духу времени и вообще по нравственности всего народа, чтобы могло быть восстановление Церкви в древней красоте ее, так же, как и монашества. И то должно будет счесть великою милостию Божиею, если не последует вскоре какого-либо тяжкого удара на монастыри»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам»,п.235).

«Оскудело монашество, и еще более должно оскудеть»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам»,п.282).

«Я провел всю жизнь в болезнях и скорбях, как тебе известно, но ныне не будь скорбей — нечем спастись. Подвигов нет, истинного монашества нет, руководителей нет: одни скорби заменяют собою все»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам»,п.266).

Судьбы Божии и христианское отношение к ним

«Очевидно, что христианство – этот таинственный духовный дар Божий человекам – удаляется неприметным образом (для невнимающих своему спасению) из общества человеческого, пренебрегшего этим даром. Надо увидеть это, чтобы не быть обманутым актерами и актерством благочестия; увидев, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтоб не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, так как милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.256).

«Святые Отцы предвозвестили, что в последние времена спасающиеся скроются от взоров человеческих и пойдут смиренным путем делания, хранясь осуждать отступников, предавая все воле Божией и суду Божию, благоговея пред самими попущениями Божиими» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам»,п.42).

«Всемогущий Господь печется о Церкви, которою Он невидимо управляет, попуская то, что Ему угодно попускать»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.182).

«К положению Церкви должно мирствовать (т. е. относиться мирно, спокойно, без смущения, с упованием на милость Божию — прим. М. Новоселова), хотя вместе должно и понимать его. Это – попущение Свыше… Старец Исаия [19] говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено, в частности, спасаться людям, желающим спастись»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.235).

«Милосердный Господь да покроет остаток [20] верующих в Него! Но остаток этот скуден; делается скуднее и скуднее»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.245).

«Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.6, «Отечник», Заключение).

«В настоящее время главный труд злых духов заключается в том, чтоб уронить все истинные идеи о Боге и о всем Божественном и возвеличить идеи о человеке в падшем естестве его, – тем приготовить возвеличение того человека, который превозносится превыше Бога по предречению св. Ап. Павла [21] . Та же идея, которая сгубила человеков в раю! только она теперь развивается обширнее» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.264).

«Предсказанное Словом Божиим должно совершиться. Наш священный долг – благоговеть пред судьбами непостижимыми Бога Господа и, понимая глубокое значение совершающегося, обратить все внимание, внимание усиленнейшее на усвоение себя Христу, как Святые Отцы сказали: «Спасаяй, да спасет душу свою». Спаситель заповедал: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Матф.26:41). Перед наступлением великих скорбей должно молиться с особенною тщательностию и умолять Бога о помиловании» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.37).

«Положимся на Бога, Который предвозвестил, что придут соблазны и отступления (Мф. 18:7). Когда таково попущение Божие, то нам нечего говорить и не подобает смущаться. Пусть все делается так, как попускает всему делаться Бог. Мы должны благоговеть пред судьбами Его»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.202).

«Постоянное благоговение пред судьбами Божиими необходимо для правильности духовного жительства. В это благоговение и в покорность Богу должно приводить себя верою. Все совершающееся совершается или по милости Божией, или по попущению Божию, т. е. все совершающееся совершается по судьбам Божиим, непостижимым для человека. Святые три отрока в печи Вавилонской [22] исповедали Бога, исповедали, что все гражданские и духовные бедствия, попущенные на них и на Израильский народ, попущены по праведному суду Божию. Такое воззрение привлекает в душу мир, не попускает увлекаться разгорячением, направляет зрение ума к вечности, доставляет терпение в скорбях, которые и представляются кратковременными, ничтожными случайностями и мелочами»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.206).

«Над судьбами мира и каждого человека неусыпно бдит Промысл всемогущего Бога, – и все совершающееся совершается или по воле или по попущению Божиим. Нам должно обращать взоры ума на себя и умолять Господа, чтоб Он сохранил нас в верности православной Церкви, открыл нам всесвятую волю Свою и непреткновенный путь к Себе, источнику истинной жизни и спасения (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.259).

(Письма, из которых извлечены вышеприведенные места, относятся к 40-60-м годам 19-го столетия — прим. М. Новоселова).

Разъяснение новомуч.Михаила Новоселова

Что касается недоумений, возможность которых я предполагаю, то я имею в виду собственно один недоуменный вопрос, могущий возникнуть при чтении сделанных мною извлечений из писем еп. Игнатия: не слишком ли пессимистичен взгляд епископа-подвижника на судьбы Церкви? Ведь и при нем, и после него были люди в русской Церкви, имевшие несомненное помазание свыше, – хотя бы те, имена коих приведены мною наряду с именем еп. Игнатия в моем предыдущем письме. В оправдание «пессимистического» взгляда еп. Игнатия (если он нуждается в оправдании) я выскажу два соображения.

1. Еп. Игнатий имел пред глазами и основоположников Оптинского старчества (под руководством первого из них Леонида он полагал начало своего подвижничества), и митрополита Филарета, и еп. Феофана, и безызвестного, но исключительно благодатного, по его мнению, бабаевского просфирика Никандра, и других в духовном отношении достойных лиц. Но он не обольщался этими «единицами», а, проникая в глубинное настроение современного ему общества, при свете Писания и отеческих творений, ясно зрел попущенное Богом отступление и не питал себя радужными надеждами, будто какими-то реформами или иначе как можно поднять падшее церковное общество, духовенство и монашество. Его «пессимизм» получил блестящее оправдание в современной нам церковной действительности, и нельзя не дивиться духовной чуткости и исключительной проницательности этого великого служителя Церкви Христовой.

2. Те самые люди, носившие на себе печать «избрания», которые своим существованием как будто опровергали «пессимизм» еп. Игнатия, не обинуясь, высказывали (см. мое предыдущее письмо) такие же пессимистические воззрения на судьбы Церкви и русского народа, жизнь которого теснейшим образом связана с жизнью Церкви, как и еп. Игнатий; только последний высказывался ярче, сильнее, определеннее…

Напоминаю вам слова свят. Тихона Задонского, приведенные мною в предыдущем письме: «Должно опасаться, чтобы христианство, будучи жизнь, таинство и дух, не удалилось неприметным образом из того человеческого общества, которое не умеет хранить этот бесценный дар Божий» [23] .

Эту мысль свят. Тихона Задонского, заимствованную мною из письма еп. Игнатия, последний сам повторяет неоднократно в очень категорическом тоне. Не раз высказывал и усиленно подчеркивал он и другую мысль свят. Тихона – о гибельном распространении в церковном обществе лицемерия. «За сто лет до нас, – пишет еп. Игнатий, – свят. Тихон говорил: «ныне почти нет истинного благочестия, а одно лицемерство». Пороки зреют от времени. Ныне лицемерство достигло неимоверной наглости и бесстыдства».

Сопоставьте обе эти мысли – об удалении из современного церковного общества христианства, как «жизни, таинства и духа», и о замене подлинного, живого благочестия лицемерством – со словами Господа, обращенными к церкви Сардийской: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3, 1) ( Ср. сказанное ап. Павлом: «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 5)прим. М. Новоселова ). Не являемся ли мы той церковью, к которой обращен страшный укор Господень?

А смотрите, что далее говорит Господь: «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти… Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр. 3, 2–3). Не свершилось ли это грозное нашествие Господне на нашу Церковь, нашествие, неоднократно и уверенно предсказанное тайнозрителем Игнатием?!

Последуем дальше за Господом в Его беседе с ангелом церкви Сардийской: «Впрочем, – продолжает Господь, – у тебя в Сардисе есть несколько ( По славянски «мало» — прим. М. Новоселова ) человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны» (Откр. 3, 4).

Эти немногие, сохранившие верность Господу, наводят меня на мысль о том «остатке» верующих в Христа, о котором еп. Игнатий не раз упоминает в своих письмах. И затем мысль моя переходит к словам, которые Господь изрекает ангелу церкви Филадельфийской ( Не входят ли в нее те немногие («остаток») из церкви Сардийской, которые сохранили незапятнанными свои одежды? — прим. М. Новоселова ).

Эта церковь немногочисленна: «Ты немного имеешь силы, – говорит Господь ангелу этой церкви и ублажает его следующими словами: «Ты сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего» (Откр. 3, 8). За эту верность Господь далее обещает привлечь к ногам церкви Филадельфийской богоборных иудеев (Откр. 3, 9) и сохранить ее «от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3, 10).

«Милосердный Господь да покроет остаток верующих в Него», – молитвенно взывает, как вы видели, праведный архипастырь Игнатий, устремляясь духом к Пастыреначальнику Христу.


[1] Там же. С. 219 (письмо 198). Речь идет о заметке В. И. Аскоченского «Быль не быль, однакожь и не сказка» ( Домашняя Беседа , 1863, № 45, раздел «Блестки и Изгарь»), которая живописует обряд венчания в одной из петербургских церквей пары «нигилистов»; на с. 373 об одном из свидетелей церемонии говорится: «Да вы видели господина-то с Станиславом на шее? У него есть сынишка лет шести-семи. Однажды, как-то, лаская его, он сказал при мне: «рости, Костя, рости. Ты будешь большим в то время, когда не станет ни попов, ни этих глупых браков!» С женою-то своею, видите ли, он давно уже живет врозь, уж не знаю, право, он ли ее прогнал, или она сама сбежала от него, только они давно уже не видятся. Но детьми поделились; она взяла себе двух дочерей, а ему оставила сынишку».

[2] Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии был расположен в 38 верстах от Костромы на правом берегу Волги. Основан в XIv в., название получил от того, что первые его постройки были поставлены на бабайках — небольших тумбах, употребляемых при сплаве леса. По преданию, центральный храм монастыря был освящен св. Сергием Радонежским.

[3] «…Во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12).
«…Тот день <день Христов> не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха» (2 Фес. 2, 3).
«…В последние времена отступят некоторые от веры» (1 Тим. 4, 1).

[4] «Оскудевает истинное благочестие, и изобилует лицемерие; оскудевают христиане, и умножаются лицемеры» (Письма посланные. Письмо 13-е // Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т. 5. М., 1875. С. 291).

[5] Быт. 19, 17.

[6] Деизм (от лат. Deus <- Бог) — религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог после сотворения мира не вмешивается более в его жизнь, в силу чего развитие мира имеет естественный и закономерный характер; таким образом, деизм отвергает представление о постоянной связи человека и Бога.

[7] См. прим. vIII, 18.

[8] Утверждения в такой общей форме у св. Афанасия нет; однако он неоднократно называет «антихристовым предуготовлением» действия арианствующего императора Констанция, вмешивающегося в церковные дела (Послание Афанасия к монахам повсюду пребывающим о том, что сделано арианами при Констанции // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго. Ч. 2. 2-е изд. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1902. С. 160, 163, 166-172).

[9] 1 Кор. 7, 29.

[10] Лицо не установлено.

[11] См. прим. IX, 11.

[12] Быт. 18, 32.

[13] Черноморская Екатеринолебяжская Николаевская пустынь была расположена в 100 верстах от Екатеринодара при впадении реки Бейсуг в Азовское море; была основана в начале XvIII в. иждивением казаков Черноморского казачьего войска.

[14] «…Те, кому есть воля Божия придти к нам, долженствуют содержать предания Святых Отец и хранить заповеди Божии, не прельщая себя ложным извинением, будто бы ныне не можно уже жить по Писанию и последовать Святым Отцам. Нет; хотя мы и немощны, и хотя не возможно нам сравняться с ними, однакоже, сколько у нас есть силы, должно нам уподобляться и подражать приснопамятным и блаженным Отцам» (4-е правило // Преподобный Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России и устав его о жительстве скитском, 2-е изд. Кириллов, 1891. С. 3).

[15] В 1847 г. св. Игнатий стал проситься на покой, но получил только временный отпуск и провел 10 месяцев в Николо-Бабаевском монастыре.

[16] Притч. 27. 1.

[17] Статья «Разговор между мирянином и монахом о монашестве» была опубликована в журнале «Домашняя Беседа» в 1863 г. (№№ 9-12, 15-19, 22, 23).

[18] См. выше с. 80 и прим. vIII, 2.

[19] Лицо не установлено.

[20] Ср.: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется» (Рим. 9, 27).

[21] «…Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» (2 Фес. 2, 3-4).

[22] Анания, Мисаил и Азария, брошенные в печь за отказ поклониться золотому истукану Навуходоносора (Дан. 3).

[23] См. прим. vIII, 6.


*Взято из «Письма к разным лицам», т.7, свт.Игнатий Брянчанинов; и «Письма к друзьям», п.9, Михаил Новоселов.

сост. о.Серафим Медведев.

Оставьте комментарий