Антиминсы появились в период иконоборческой ереси, в 8-веке. До того периода времени антиминсов не существовало. Служили вначале просто на столе, затем на мощах мучеников или святых. То есть это чисто внешняя традиция, которая может быть изменяема в зависимости от обстоятельств, времен и эпохи.
Только после 8-го века, в период иконоборческой ереси, антиминсы стали употребляться в Церкви; и то не везде сразу.
Антиминсы были введены с тою целью, чтобы была возможность служить не привязываясь к внешнему месту. И по антиминсу можно было узнать, что епископ, выдавший его еретик-отступник или нет. Чтобы, таким образом, не принимать Таинств от еретиков, так как Бог не подаст благодати в таинствах еретиков, по причине одержимости их самостно-гордостным духом, в их общем пути и направлении, и отсутствия у них правильно-проходимой борьбы со своими страстями.
На антиминсе изображена плащаница, в него вшиты мощи. Это духовные символы. Не они совершают таинство, и оно совершается не из-за них и не из-за антиминса. Существенным же является наличие внутреннего смысла, содержания, которое они лишь символически выражают. Те кто ставят в зависимость от предметов (антиминс, мощи, свечки и пр.) совершение духовных мистических действий, Таинств, мыслят язычески и магически. И их вера – языческо-магическая, фарисейская.
Таинство Евхаристии совершается не из-за антиминса. Оно может быть совершено и просто на пне от дерева или на обычном столе. Таинство Евхаристии совершает Бог, но только под условием, что есть люди по своему настрою духа, способные к восприятию Таинства. Священное лицо при совершении Таинства Богом только лишь внешне священнодействует, то есть совершает внешние действия. А само Таинство совершается Богом. И этим условием для совершения Таинства Богом и является наличие у принимающих Таинство верных добродетельных душевных чувств, способных к восприятию Таинства. А это есть только там, где есть правильно-проходимая борьба со страстями, направленная на воспитание верных душевных чувств, истинных добродетелей.
Только это и является главным и основным условием для получения Таинств от Бога, внешним путем через посредство внешнего священнодействия, совершаемого священным лицом, или внутренним путем, когда Бог может Сам подать Таинство — непосредственно душе человека, по причине отсутствия возможности получить Таинство внешним путем. Так бывает тогда, когда вокруг ересь и отступление, известные церковные организации идут по пути отступничества, в них отсутствует правильно-проходимая борьба со страстями, правильная внутренняя духовная жизнь.
Такие времена называются исповедническими. Так как главное в это время, — не сохранение внешних таинств, а сохранение верности духу Христову, сохранение пути правды и истины. В этом путь к спасению во времена исповеднические.