Аноним: А если человек не может найти свою вторую половинку и останется навсегда один (что сейчас очень распространено)? Как тогда быть? Ведь трудно найти сейчас верующего человека. Приходится многим сейчас быть безбрачными, т.к. трудно найти сейчас вторую половинку.
Прошу, если вас не затруднит, ответьте на мои вопросы, чтобы мне до конца с этим разобраться.
О.Серафим: Смотря кто, какое понятие имеет о том, что такое верующий человек. Многие остаются безбрачными именно по причине своих неверных понятий о том, что такое верующий человек. И очень часто ищут верующего человека, который является обрядовером, фарисеем и законником, потому что они сами имеют такое понятие о верующем человеке. Мне очень сложно вам все это объяснять, так как у вас нет ясных понятий о том, что такое христианство. Прослушайте и прочитайте все это, и тогда нам проще будет с вами говорить, в какой-то степени.
Многие, в наше время, остаются безбрачными именно из-за своей гордыни или сладострастия, потому что не хотят нести скорби от ближних. Часть из них вполне удовлетворяются блудом или онанизмом (мастурбацией).
Другая же часть не творит блуда и извращенчества, по той причине, что в них преобладает дух гордыни. Блудные бесы их не трогают, потому что они подавляют в себе похоть, за счет духа самости и гордыни, который может быть прикрыт, как душевным сладострастием, так и духом ревности, отрешенности и отчужденности, духом уныния и депрессии.
И какая-то часть остается безбрачными и не творит блуда, по той причине, что они ищут Бога и Истину, поэтому Бог их пока, до поры до времени, хранит.
Я думаю, что не всякий человек согласится вступить в брак с тем человеком, которого ему определил бы Бог. Ведь мы не знаем волю Божию, какова она. Но каждый уверен в том, что Бог ему должен послать только то, что он нарисовал в своем воображении. Это и есть самомнение и самоуверенность. Думать так: что если Бог благословит, то он благословит только нормального супруга, какого именно я и хочу, – от которого не будет искушений, и который ни в чем не будет идти поперек моей самости, и мы будем с ним вместе поститься и молиться, и дружно подвизаться (по моим понятиям об этом), – это есть дух самомнения, самоценна, дух самоуверенности и самонадеянности. Ведь воля Божия может оказаться такой, чтобы муж выбрал себе жену, которая была бы сварливая, обидчивая и ревнивая, злопамятная и т.п.. Или чтобы жена выбрала себя мужа какого-нибудь деспота, который будет ее смирять, по полной программе. И т.д., и т.п. Согласится ли всякий с тем, что ему выберет Бог? – Я думаю, что нет. А ведь каждый, по своему самомнению, думает, что он достоин лучшего, как он это себе представляет. Но никто не думает, что для смирения его духа самости и гордыни, который он за собой не видит, может быть то, что он считает худшим, как раз и является лучшим для него.
Поэтому, это дело предоставлено свободному произволению человека. Чтобы он сам выбирал себе то, чего он хочет, и нес этот крест, в последующей своей жизни. Но когда выберет, и начнет выясняться, в процессе жизни, что он не этого хотел, – то надо нести тот крест, который он выбрал сам, и не отказываться от него. В такие моменты, тяжести креста, не на кого будет сваливать свою вину, в том числе и на Бога, так как выбрал-то себе сам такой крест. Человек в такие моменты говорит: «А я не знал, что так будет; если бы я знал, то я бы поступил по-другому». Вот она! – самоуверенность и самомнение! Откуда он знает, что по-другому не было бы еще тяжелее и хуже!? Может быть то, что у него есть, – это самый лучший вариант для него, одержимого духом самости и гордыни, которого он за собою не чувствует. То есть, он рисует в своей голове очередную иллюзию, и так всю жизнь начинает тратить на то, чтобы разочаровываться в своих иллюзиях.
А от него требуется, – смиряться с тем, что у него есть. Ибо истинная любовь воспитывается в трудностях и скорбях. Истинная любовь – она бескорыстна, она не ищет удовлетворения своей самости, духа самоугодия. Она просто полагает душу свою за ближнего своего. Ибо в браке должно искать не удовлетворения своих прихотей, самолюбия и гордыни, а воспитывать христианские качества, во искушениях приключающихся каждый день, дух самопожертвования. Ибо главная цель брака и состоит в воспитании спасительного настроя души, пригодного к Царству Небесному.
В любом человеке живет начало и корень всех грехов – это самость и гордыня, первородный грех. А истинная добродетель приобретается только в борьбе с этим духом самости и его проявлениями. Поэтому, чтобы приобрести истинную добродетель, везде понадобится понуждение себя к смирению, незлобию, сострадательной любви, благодушию, терпению и душевной простоте, к самопожертвованию. И эти качества – все равно надо воспитывать в себе, в процессе жизни, во искушениях, каждый день. Так как, истинная добродетель есть дар Благодати, и приобретается она только при помощи Божией, сознательным и добровольным понуждением себя к ней.
Так что, как бы человек ни жил, но все равно от него требуется самопожертвование и переступание через свое самолюбие. Но так как в наше время, по причине всеобщей одержимости духом гордыни и самости, люди этого не хотят, то по этой причине и распадаются браки, разрушаются родственные узы, теряются дружеские отношения. Или просто не вступают в брак, чтобы не было искушений и скорбей, так как ищут ложного покоя и душевного сладострастия, а не духа сокрушенного и смиренного перед Богом.
Поэтому, целью нужно поставить себе не просто брак, а спасение души, через воспитание христианских качеств и спасительного душевного настроя, в браке, в семье, каждый день во искушениях.
Ну а если вы хотели в монашество, то истинное монашество, в древности, начиналось с того, что тебя должны были все «пинать» и унижать, чтобы подвижник сокрушил свой дух самости и гордыни, и научился преодолевать эти искушения, в духе смирения, незлобия и душевной простоты. Ибо этот настрой духа есть основание дальнейшей духовной жизни. Значит у вас должно быть больше самоотвержения, и вы должны легко переносить любые «пинки» и унижения от своего мужа. И вам тогда легче будет жить в браке. 🙂
В одном из древних патериков описывается, как один епископ, для того, чтобы спастись, продал сам себя в рабство и стал рабом. То есть, он это сделал для того, чтобы его унижали и оскорбляли, пребывая в тяжких трудах и работах. И таким путем, он пришел в духовное совершенство, потому что проходил этот путь в духовном разуме.
Для того, чтобы вам определиться, вам нужно еще сначала выяснить, чего вы ищете, – спасения души или ложного покоя, удовлетворения своего духа самости и гордыни. Так как многие, думая, что они стремятся к спасению, на самом деле в реальности ищут просто ложного покоя и удовлетворения своего духа самости и гордыни. Естественно, что все это прикрыто как бы благими намерениями, цитатами из Св.Писания и святоотеческими изречениями, которые используются как благовидные предлоги, для обмана самого себя и других. Но все это им представляется как стремление к спасению, по причине их духовной слепоты, происходящей от самообольщения, духовной прелести.
Когда человек увидит это в себе, в процессе жизни, тогда перед ним встанет выбор пути, в настрое его духа. И кто какой путь выберет для себя, в настрое своего духа, тот сам и определит свою вечную участь.
«Истинный разум заключается в терпении скорбей и в том, чтобы в бедствиях своих не обвинять ближнего» (преп.Марк Подвижник, гл.56).
«Когда найдёт искушение, не ищи, от чего и для чего оно нашло; но о том позаботься, чтобы благодарно, бесскорбно и незлобиво перенести его» (преп.Марк Подвижник, «К тем, которые думают оправдаться делами», гл. 198).
«Поношение от человеков приносит скорбь сердцу: оно, для терпящего, бывает причиною –чистоты» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.49).
«Всякая скорбь по Богу есть существенное дело благочестия: истинная любовь искушается противностями» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.65).
Помоги вам Господи, на вашем пути к спасению.