Аноним: Отче, не могли бы Вы подсказать. Один наш знакомый, тяжело больной, оказался в полной зависимости от родителей, у которых проживает. Это его очень угнетает, так как он считает, что грех жить с неверующими, — от них постоянно искушения, и живя с ними только грешишь. И чтобы не грешить надо не жить с ними.
О.Серафим: Первые христиане жили посреди язычников, неверующих во Христа, — кто-то в семье обращался в христианство, а кто-то оставался в язычестве. И ап.Павел по поводу этого сказал известные слова: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам» (1Кор.7:12-17).
Первые христиане спасались, живя посреди язычников. Почему? В чем причина? ? Потому что они воспитывали добродетельный душевный настрой, в обыденных искушениях, которые каждый день приключались у них с их близкими, родственниками. Ведь в простых, ежедневных обыденных ситуациях и искушениях, отречение от Христа совершается через впадение человека в страстные чувства: недовольства, обиды, возмущения, раздражения, гнева, неприязни, чувства уныния и депрессии и т.п..
Все эти страстные чувства проявляются во искушениях потому, что человек одержим духом самости и гордыни, душевным сладострастием, ищет дух самоутверждения. Если бы человек не был одержим этим духом, то во искушениях страсти не вылазили бы из него.
Первые христиане тем и отличались, что они во всех этих искушениях воспитывали к своим близким, ко всем людям, истинные добродетели, о которых говорят заповеди Божии: чувства смирения, кротости, прощения и незлобия, сострадательной любви, добродушия, великодушия и душевной простоты, доброжелательности и любви. И при всем этом они не отрекались от Христа, не соучаствовали в греховных и нечестивых делах, противных христианской совести. И вот таким добродетельным настроем духа они несли проповедь христианства, своею жизнью обращали язычников, неверующих в христианство.
Тогда дьявол устроил гонения на христианство, но христиане, устремляясь к воспитанию истинных добродетелей, преодолевали гонения не отрекаясь от Христа. Стремление к воспитанию добродетельных чувств помогает христианину преодолевать искушения, исповедовать Христа самою жизнью.
«Падший дух усмотрел, что искушения явные, грубые и жестокие возбуждают в человеках пламенную ревность и мужество к перенесению их; он усмотрел это, и заменил грубые искушения слабыми, но утонченными и действующими очень сильно. Они не вызывают из сердца ревности, не возводят его в подвиг, но держат его в каком-то нерешенном положении, а ум в недоумении; они томят, постепенно истощают душевные силы человека, ввергают его в уныние, в бездействие, и губят, соделывая жилищем страстей по причине расслабления, уныния, бездействия.
Пред Богом ясны и злохитрость сатаны и тяжесть наводимых им браней на современное подвижничество. Бог увенчает новейших борцов не менее древних, хотя подвиг первых менее явен, нежели подвиг вторых.
Мы не должны предаваться расслаблению, унынию и бездействию: напротив того, обратим всё внимание и всё усилие на исполнение Евангельских заповедей. Это исполнение откроет нам бесчисленные козни врага, ту злохитрую обдуманность, с которою они устроены и расставлены.
Мы увидим, что современные, по наружности слабые, скорби и напасти, стремятся подобно древним сильным скорбям и напастям отвлечь человека от Христа, уничтожить на земле истинное христианство, оставив одну оболочку для удобнейшего обмана. Мы увидим, что слабые искушения, но придуманные и исполняемые с адским лукавством, действуют гораздо успешнее в видах сатаны, чем искушения тяжкие, но очевидные и прямые» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.30).
Современный христианин, одержимый духом самости и гордыни, живущий по своим страстям, не отсекает в себе страстные чувства, возникающие в нем как его реакция на обыденные искушения, не ведет борьбы с ними. И потому он обвиняет рядом с ним находящихся в том, что они не христиане, что они еретики, язычники; и потому мол с ними жить невозможно, так как с ними только одни грехи. Но в реальности, он и с христианами не сможет жить, и будет дальше искать обвинения и самооправдания, что нынче мол христиане не такие как надо. А на самом деле он не видит того, что это он одержим духом самости и гордыни, душевного сладострастия, одержим своими страстями, страстно реагирует на искушения. И потому не несет никаких искушений от людей, от своих близких с кем он живет, на простом бытовом уровне; и впадая в страстные состояния духа — отрекается от Христа. Причина этого есть та, что такой человек использует христианство как средство для самоутверждения, — для утверждения в духе самости и гордыни, первородном грехе. Он-то, как раз, и находится в духе языческом, в духе антихристовом. Он только лишь устами, умовыми и рассудочными понятиями приближается ко Христу. А сердце его, будучи объято страстными чувствами, этим страстным настроем духа, далеко отстоит от Христа. О таковых и говорит Христос: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Матф.15:7-9).
Дух антихристов – это и есть как раз дух страстей, дух самости и гордыни, искание духа само-утверждения. Этот дух и разлучает человека с Богом, и делает его последователем сатаны, по настрою духа. Ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).
Когда христианин не ведет борьбы со своими страстями, и в ежедневных искушениях от своих близких, в своей семье, раздражается, гневается, обижается, отдается чувствам недовольства, неприязни, впадает в уныние, депрессию, подавленное душевное состояние, проявляет свое самолюбие и гордый дух, страсть властолюбия, — тогда он нарушает заповеди Божьи, попирает свою христианскую совесть. Это все есть дух страстей, дух самости и гордыни, — дух антихристов.
Такая жизнь по страстям является отречением от Христа, — она уничтожает на земле истинное христианство, оставляя от него одну оболочку, одно название. Таков дух лицемерия и фарисейства. Так образуются фарисеи, которые только устами и языком приближаются к Христу, а сердце их, объятое страстями, далеко отстоит от него (Матф.15:8).