Аноним: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.»
В муку вечную идут: не накормившие, не напоившие, не посетившие в темнице, не принявшие странника, не навестившие больного.
Можно ли сказать, что в этом пророчестве Страшного Суда люди разделяются именно по признаку равнодушия, отсутствия деятельной заботы, любви к другим людям?
О.Серафим: Антихрист тоже вначале будет кормить и поить нищих и нуждающихся: «Придет… добрый, нищелюбивый… ко всем ласковый» (преп.Ефрем Сирин, т.2, «Слово на пришествие Господне…»).
«Сперва… притворно покажет он… человеколюбие» (свт.Кирилл Иерусалимский, «Из огласительного слова о втором пришествии Христовом»).
«В начале своего царствования… он прикроет себя личиною святости» (преп.Иоанн Дамаскин, «Об антихристе»).
Но это не значит, что раз он проявлял деятельную заботу и неравнодушие, по отношению к людям, то значит он творил добрые дела, о которых говорится в Евангелии. Ибо душевное намерение и цель, у него, в его делании, будут не в согласии с волей Божией. Так как он будет искать этого, с целью обольщения и обмана людей, ради своей самости, духа гордыни, ради того, чтобы его признали спасителем человечества. – Этот пример как раз и показывает то, что не признаются за истинную добродетель – дела, внешняя деятельность, которые делаются в неверном настрое духа.
Если человек творит добрые дела, о которых говорится в Евангелии, ради славы человеческой, ради самомнения, самоцена, ради своей самости, то такие добрые дела, Богу не угодны. А потому и не являются спасительными для души человеческой, так как возгревают не тот дух. Причиной этому являются не сами внешне-добрые дела, а неправый настрой духа. То есть, дух самости, самомнения и самоцена, вменения всех этих добрых дел себе, по настрою духа, дух тщеславия и гордыни, который ищется через посредство совершения всех этих добрых дел. Как раз в этом и состоит неправость в католическом учении, об оправдании делами. Ибо человек оправдывается не добрыми делами, а милостью Божией, которая изливается на душу человеческую, по причине правого настроя души, если он есть при совершении всех этих дел. И даже разбойник, покаявшийся на кресте, не имеющий добрых дел, получает спасение, по причине верного настроя души, спасительного. А фарисеи, внешние праведники, – у которых тоже были какие-то добрые дела, но которые они делали ради своего тщеславия, самомнения, духа самодовольства и душевного сладострастия, – были осуждаемы Христом, по причине того, что они искали духа самости и гордыни. Именно эти внешние праведники, лицемерные, и распяли Христа.
В Евангельском повествовании о Страшном Суде, Господь, обращаясь к праведным говорит: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Матф.25:35,36).
Свт.Григорий Палама пишет об этом так: «Но праведные в ответ скажут: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» Видите ли, тех праведных, стоящих одесную Его? – Значит, вследствие праведности и вместе с праведностью им присуще – милосердие. Видите ли, и иную добродетель, свидетельствуемую у праведных в дополнение к полноте любви, как бы благовременно воздвигнутую кольцевую стену (защищающую все добродетели), именно – смирение? Ибо они утверждают, что они недостойны провозглашения и похвал, как не совершившие никакого добра, те, о которых свидетельствуется, что они ничего не оставили несоделанным. Посему, думается мне, Господь и провозглашает их открыто, дабы были явлены люди такого рода и через смирение возвысились и справедливо обрели благодать от Него, которую Он обильно дарует смиренным: ибо Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Омилия 4, «На Евангелие о Втором Пришествии Христовом»).
То есть, праведники явят смиренный и сокрушенный настрой духа, так как они не вменяли себе всякое добро, которое они творили. По этой причине они с удивлением и отвечают: «Господи! когда мы видели Тебя», так как видели и видят себя грешниками недостойными, еще ничего не начинавшими; но при этом, они надеются, не на свои добрые дела, так как не видят их за собою, а только лишь на милость Божию. Слова Господни о них, обнаруживают в них, смиренномудрие, смиренное понятие какое они имели о себе, т.е. смиренный и сокрушенный настрой духа, соединенный с милостивым сердцем. Да и не может истинная сердечная милостивость быть без смиренного настроя духа. Это одно от другого неотделимо. Ибо милостивость состоит не только в том, чтобы подавать внешние подаяния, но и в прощении, незлобии, в кротком и смиренном духе, в благодушной снисходительности к немощам ближних.
То же самое об этом настрое духа у праведников, в день Страшного Суда, говорит и преп.Ефрем Сирин: «Блажен человек, который обретет дерзновение в день Страшнаго суда и услышит вместе с другими: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира!
Тогда каждый, увидя себя во свете, станет разсматривать и размышлять, говоря: неужели это я? И каким же образом явился я здесь, недостойный?
Приступят Ангелы с великою радостию и станут славить Святых и восхвалять их житие…
А праведники скажут им в ответ: ни в один день на земле вовсе не оказывалось у нас ни однаго добраго дела.
Ангелы снова напомнят им места и времена дел, а они опять, дивясь сами в себе, станут славить Бога» (пс.148, Псалтирь Ефрема Сирина).
Праведники, святые, удивляясь тому, что они оказались в Царстве Небесном и помилованы Богом, свидетельствуют о своем настрое духа, который они будут иметь в себе. Это дух сокрушенный и смиренный, который Бог не уничижит в день Страшного Суда, а помилует.
Соответственно, грешники обнаруживают в себе гордый и самоуверенный настрой духа, самомнение, свою самость, ища себе само-оправдания и заявляя на обвинения Господа, что «Господи! когда мы видели Тебя… и не послужили Тебе?». Это и есть дух, который искал по жизни само-оправдания, надеялся на свои добрые дела, на свое делание, подвижничество, молитвы, т.е. вменял себе всякое свое делание и на этом само-утверждался.
Итак, в тот День потребуются не просто внешне-добрые дела, а сердце милостивое и смиренное. О таком сердце и говорит преп.Макарий Великий: «Ибо в том состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников, или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердным» (Беседа 15).