1. /
  2. Молитвы
  3. /
  4. Последование богослужения. Воздвижение Креста...

Последование богослужения. Воздвижение Креста Господня

Благословен Бог наш…
Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровище всех благ и жизни Податель, прииди и вселися в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Блаже, души наши.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыко, прости беззакония наши; Святый, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды).
Отче наш сущий на Небесах. Да святится Имя Твоё, да придет Царствие Твоё, да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный, дай нам на сей день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство…
Аминь.

Великая (Мирная) ектенья.

Диак: В душевном мире, все Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй (На каждое прошение).
О ниспослании свыше мира, и о спасении душ наших, Господу помолимся.
О мире во всём мире, о правоверном стоянии святых Божиих церквей, и соединении всех, в любви и Истине, Господу помолимся.
О святой церкви сей, и с верою, благоговением, и страхом Божиим, входящих в неё, Господу помолимся.
О всех служащих и стоящих в истине — епископах, священстве и диаконстве, о всем причте и людях, Господу помолимся.
О просвещении всех светом Твоей Истины, и о приведении их к истинному покаянию, Господу помолимся.
Чтобы избавиться нам от власти антихристовой, и о прекращении войны, Господу помолимся.
О селении (граде) сем, всяком селении (граде), стране и верою живущих в них, Господу помолимся.
О благоприятной погоде, о изобилии плодов земных и временах мирных, Господу помолимся.
О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся.
Чтобы избавиться нам от всякой скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувши, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу, Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Свящ: Ибо подобает Тебе, всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Аминь.

Приидите, поклонимся Царю нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадём ко Христу, Царю нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадём к Самому Христу, Царю и Богу нашему.

Псалмы о кресте и терпении скорбей.

Псалом 2. Искушения и скорби ниспосылаются для нашей же пользы

Все святые прошли тесным путём искушений и скорбей, терпением их принесли себя в благоприятную жертву Богу.

И ныне святым душам попускаются, по воле Божией, различные напасти, чтобы любовь их к Богу открылась во всей ясности.

Ничего не случается с человеком без соизволения и попущения Божия.

Христианин, желающий быть последователем Господа нашего Иисуса Христа, и соделаться по благодати сыном Божиим, рождённым от Духа, прежде всего, должен положить себе за правило, вменить себе в непременную обязанность, благодушное терпение всех скорбей: и телесных страданий, и обид от человеков, и наветов от демонов, и самого восстания собственных страстей своих.

Христианин, желающий благоугодить Богу, более всего нуждается в терпении и твёрдом уповании на Бога. Он должен непрестанно держать это оружие в мысленной деснице, потому что лукавый враг наш, диавол, со своей стороны, употребляет все средства, чтобы во время скорби ввергнуть нас в уныние и похитить у нас упование на Господа.

Бог никогда не попускает на истинных рабов своих искушения, превышающего их силы.

Диавол озлобляет душу не столько, сколько хочет, но, сколько дозволено будет Богом.

Искушения и скорби ниспосылаются человеку для его пользы, и образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит всё до конца в уповании на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом, и совершенного освобождения от страстей.

Души, будучи преданы различным скорбям, явным – наносимым человеками, или тайным – от восстания в уме непотребных помыслов, или телесным болезням, если всё это претерпят до конца, то сподобятся одинаковых венцов с мучениками и одинакового с ними дерзновения.

Мученики терпели напасти от человеков. Они охотно предавали себя на мучения, оказывали до самой смерти мужественное терпение. Чем разнообразнее и тяжелее был подвиг их, тем большую стяжевали они славу, тем большее получали дерзновение к Богу. Подвижники терпят напасти от злых духов. Чем большие напасти наносит им диавол – тем большую славу они получат в будущем веке от Бога, тем большего утешения они сподобятся от Святого Духа здесь, во время земного странствования, среди самих страданий своих.

Тесен и прискорбен путь, ведущий в жизнь вечную; мало ходящих по нему, но он – неотъемлемое и неизбежное достояние всех спасающихся. Не должно уклоняться с него! Всякое искушение, наносимое нам диаволом, будем претерпевать с твёрдостию и постоянством, взирая оком веры на награду – уготованную на небесах.

Каким бы мы не подвергались скорбям во время земной жизни, они никак не могут быть сравниваемы с благами, обещанными нам в вечности, или с утешением, которое дарует Дух Святый ещё здесь, или с избавлением от владычества страстей, или с отпущением множества долгов наших, – с этими неминуемыми следствиями благодушного терпения скорбей.

Господь мне помощник: не убоюся никаких бед, не предамся унынию, не погружусь в глубокое море печали. Слава Богу – за всё!

Псалом 3. Крест свой и крест Христов

Господь сказал ученикам Своим: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Крест свой – есть скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека – свои.

Крест свой – есть пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они – свои.

Крест свой – есть греховные недуги или страсти, которые у каждого человека – свои! С одними из них мы родимся, другими заражаемся на пути земной жизни.

Крест Христов – это учение Христово.

Суетен и бесплоден свой крест, каким бы ни был тяжёлым он, если через последование Христу не преобразится он в крест Христов.

Крест свой делается для ученика Христова – крестом Христовым, потому что ученик Христов твёрдо убеждён, что над ним неусыпно бдит Христос, что Христос попускает ему скорби, как необходимое и неминуемое условие христианства, что никакая скорбь не приблизилась бы к нему, если бы не была попущена Христом, что скорбями христианин усваивается Христу, соделывается причастником Его участи на земле, а потому и на небе.

Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым, потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственною целью жизни своей. Эти всесвятые заповеди соделываются для него крестом, на котором постоянно он распинает своего ветхого человека, со страстями и похотями его.

Вот почему для принятия креста, предварительно нужно отвергнуться себя, даже до погубления души своей.

Чтобы возложить на себя крест, должно прежде отказать телу в его прихотливых пожеланиях, доставляя ему одно необходимое для существования; должно признать свою правду – лютейшею неправдою пред Богом, свой разум – совершенным неразумием, и, наконец, предавшись Богу со всею силою веры, предавшись непрестанному изучению Евангелия – отречься от воли своей.

Совершивший такое отречение от себя, способен к принятию креста своего. С покорностию Богу, призывая Божию помощь для укрепления своей немощи, он смотрит без боязни и смущения на приближающуюся скорбь, уготовляется великодушно и мужественно перенести её, уповает, что посредством её он соделается причастником страданий Христовых, достигнет таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но и самим делом, самою жизнию.

Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную лёгкость. «Ибо иго моё благо, и бремя моё легко» – сказал Господь.

Псалом 4. Знай: за Христа сыплются на нас скорби

Почему мы не подвергались таким и стольким огорчениям, когда служили миру и житейским попечениям? Почему теперь, когда приступили служить Богу, подвергаемся многообразным бедствиям? – Знай: за Христа сыплются на нас скорби, как стрелы. Пускает их в нас враг наш, диавол, чтобы ими отомстить нам за вечные блага, которые уповаем и стараемся получить, – а также, чтобы расслабить наши души печалью, унынием, леностью, и тем лишить нас ожидаемого нами блаженства.

Христос невидимо сражается за нас. Этот крепкий и непобедимый Заступник наш разрушает все козни и ухищрения врага нашего.

Сам Он, Сам Он, Господь и Спаситель наш, шёл во время всей земной жизни Своей по тесному и прискорбному пути, – не по другому какому. Он был постоянно гоним, претерпел многие поношения, насмешки и напасти, – наконец, бесчестную смерть на кресте, между двумя разбойниками.

Последуем Христу! Смиримся подобно Ему! Подобно Ему не откажемся прослыть льстецами и умоисступлёнными, не пощадим чести нашей, не отвратим лица от заплеваний и ланит от заушений; не будем искать ни славы, ни красоты, ни наслаждений, принадлежащих миру сему; совершим земное странствование, как странники, не имеющие где главу приклонить; примем, примем поношения, уничижения и презрение от людей, как неотъемлемые принадлежности избраннаго нами пути; будем явно и тайно бороться с помыслами гордыни, всеусильно низлагать эти помыслы нашего ветхого человека, ищущего оживить свое я, под различными правдоподобными предлогами. Тогда Сын Божий, сказавший: вселюся в них, и буду обитать в них, явится в сердце нашем, и дарует нам власть и силу связать крепкого, расхитить сосуды его, наступить на аспида и василиска, попрать их.

Отвергнем ропот, отвергнем жалобы на судьбу нашу, отвергнем сердечную печаль и тоску, от которых слабые души страдают более, нежели от самих скорбей. Отвергнем всякую мысль о мщении и воздаянии злом за зло.

Мужественно претерпим всё ради Господа, как следует претерпеть храбрым воинам, не страшащимся и смерти за Царя своего.

Псалом 7. Смерть за Христа, да будет желанна для тебя

Хочешь ли переносить скорби с лёгкостию и удобством? – Смерть за Христа да будет желанна для тебя. Эта смерть да предстоит непрестанно пред очами твоими. Умерщвляй себя ежедневно воздержанием от всех греховных пожеланий плоти и духа; умерщвляй себя отвержением своей воли и отвержением самооправданий, приносимых лжеименным разумом и лукавою совестью ветхого человека; умерщвляй себя, живо представляя себе и живописуя неминуемую смерть твою. Нам дана заповедь последовать Христу, взяв крест свой. Это значит: мы должны быть всегда готовы с радостию и веселием умереть за Христа. Если так устроим себя, то легко будем переносить всякую скорбь, видимую и невидимую.

Желающий умереть за Христа, какой напасти, какого оскорбления не претерпит великодушно?

Нам представляются тяжёлыми наши скорби именно оттого, что не хотим умереть за Христа, не хотим в Нём одном заключить все наши желания, все наши надежды, весь наш разум, всё наше достояние, всё существование наше.

Стремящийся последовать Христу и быть сонаследником Его, должен быть ревностным подражателем страданий Его. Любящие Христа и последователи Его обнаруживают и доказывают свой сокровенный залог тем, что претерпевают всякую ниспосылаемую им скорбь не только с благодушием, но и с усердием, и с ревностию, и с радостию, и с благодарением, возлагая на Христа всё упование.

Такое терпение – есть дар Христов.

Этот дар примет тот, кто испросит его смиренною и постоянною молитвою у Христа, доказывая искренность желания получить бесценный духовный дар терпения, принуждением и болезненным насилием нехотящего сердца к терпению всех встречающихся и случающихся скорбей и искушений.

Будем молить Господа, чтобы Он открыл нам таинство и даровал нам любовь креста Своего, чтобы сподобил нас претерпеть должным образом все скорби, которые попустятся нам всеблагим Божиим промыслом во времени, для спасения нашего и блаженства в вечности. Господь обетовал нам: «претерпевший до конца – спасётся». Аминь.

Псалом 9. Терпеливое несение креста своего – есть истинное покаяние

Крест возлагается на плечи учеником Христовым тогда, когда ученик Христов признаёт себя достойным скорбей, ниспосланных ему Божественным промыслом.

Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признаёт, что именно ниспосланные ему скорби, а ни другие, необходимы для его образования о Христе и спасения.

Терпеливое несение креста своего, есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя.

Терпеливое несение креста своего – есть истинное покаяние.

Распятый на кресте! Исповедайся Господу в праведности судеб Его. Обвинением себя оправдай суд Божий – и получишь отпущение грехов твоих.

Распятый на кресте! Познай Христа; – и отверзутся тебе врата рая.

С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысел жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство.

С креста твоего благодари Господа за бесценный дар, за крест твой, – за драгоценную участь, за участь подражать Христу страданиями твоими.

С креста богословствуй, потому что крест – есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного Богословия. Вне креста нет живого познания Христа.

Не ищи христианского совершенства в добродетелях человеческих. Там нет его; оно сокровенно в кресте Христовом.

Крест свой изменяется в крест Христов, когда ученик Христов несёт его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, – когда несёт его с благодарением Христу, со славословием Христа. От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение; благодарение и славословие делаются обильнейшим источником непостижимой, нетленной радости.

Крест – есть сила и слава всех от века святых.

Крест – целитель страстей, губитель демонов.

Смертоносен крест для тех, которые креста своего – не преобразили в крест Христов, которые с креста своего – ропщут на Божественный промысел, хулят его, предаются безнадёжию и отчаянию. Несознающиеся и некающиеся грешники, на кресте своём умирают вечною смертию, лишаясь нетерпением – истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтобы снизойти душами в вечный гроб – в темницы ада.

Крест Христов возносит от земли распятого на нём ученика Христова. Ученик Христов, распятый на кресте своём, мудрствует о вышнем, умом и сердцем жительствует на небе и созерцает таинства Духа во Христе Иисусе, Господе нашем.

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», – сказал Господь.

Слава и ныне. Аллилуйя.

1-я Малая ектенья.

Диак: Снова и снова, в душевном мире, все Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй (На каждое прошение).
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувши, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу, Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Свящ: Ибо Твоя держава и Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.
Аминь.

Кресту Твоему покланяемся Владыка, и святое воскресение Твое славим. (Трижды)

Чтение Апостола и Евангелия

Свящ: Премудрость.
Чтец: К Коринфянам послания святого апостола Павла чтение.
Свящ: Внемлем.

Братия, / слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; (1Кор.1:18-24)

Свящ: Премудрость
Чтец: Аллилуиа (Трижды).
Хор: Аллилуиа (Трижды).

Свящ: Премудрость. Будьте благоговейны. Услышите святое Евангелие. Мир всем.
От Иоанна святого Евангелия чтение.
Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Свящ: Внемлем.

В то время, / Когда увидели Иисуса первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе… Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски… При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду… Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. (Иоан.19:6-11, 13-20, 25-28, 30-35)

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Тропарь, гл.1:
Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови достояние Твоё, / победы истинным христианам / на сопротивные даруя / и Твое сохраняя / Крестом Твоим жительство.

Кондак, гл.4:
Вознесшийся на Крест по Своей воле, / носящему имя Твое новому жительству / щедроты Твои даруй, Христе Боже; / возвесели силою Твоею истинных христиан, / победы им даруя над врагами, / в пособие имеющим Твоё оружие мира, / непобедимую победу.

Прославление:
Прославляем Тебя, / Податель жизни Христос, / и почитаем Крест Твой Святый, / им же нас спас Ты / от рабства врагу.

Сугубая ектенья.

Диак: Воззовём все, от всей души, и от всего помышления нашего, воззовём.
Хор: Господи, помилуй (На каждое прошение).
Господи, Вседержитель, Боже отцов наших, Тебе молимся, услыши и помилуй.
Помилуй нас Боже, по великой милости Твоей, Тебе молимся, услыши и помилуй.
Хор: Господи, помилуй (Трижды, на каждое прошение).
Ещё молимся, о всех служащих и стоящих в истине епископах и священстве, и о всех во Христе братиях и сестрах наших.
Ещё молимся, чтобы избавиться нам от власти антихристовой, и о прекращении войны.
Ещё молимся, о всех преждепочивших праотцах, отцах, братиях и сёстрах, здесь и повсюду лежащих, истинных христианах.
Ещё молимся, о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братий и сестер святой церкви сей.
Ещё молимся, о жертвователях и доброделающих во святой и всечестной церкви сей, труждающихся и молящихся людях, ожидающих от Тебя великой и богатой милости.
Свящ: Ибо Ты милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Аминь.

Просительная ектенья

Диак: Вознесём утреннюю (или вечернюю) молитву нашу ко Господу.
Хор: Господи, помилуй (На каждое прошение).
Заступи, спаси помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Дня (вечера) всего совершенного, святого, мирного и безгрешного, у Господа просим.
Хор: Подай, Господи (На каждое прошение).
Ангела мирного, верного наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.
Доброго и полезного душам нашим и мира всему миру, у Господа просим.
Оставшееся время жизни нашей, в мире и покаянии закончить, у Господа просим.
Христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Судилище Христовом, просим.
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувши, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу, Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Свящ: Ибо Ты благий и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Аминь.
Свящ: Мир всем.
(Хор: И духу твоему.)
Диак: Главы наши, пред Господом приклоним.
Хор: Тебе, Господи.
Свящ: Да будет держава Царства Твоего, благословенна и препрославленна, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.
Аминь.

Отпуст.

Свящ: Премудрость. Пресвятая Богородица, спаси нас.
Хор: Честнейшую Херувимов и Славнейшую без сравнения Серафимов, девственно Бога Слова родившую, истинную Богородицу Тебя величаем.
Свящ: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.
Хор: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй. (Трижды). Благослови.
Свящ: Христос истинный Бог наш, молитвами пречистой Своей Матери, силою Честного и Животворящего Креста, святых славных и всехвальных Апостолов, и всех святых, помилует и спасет нас, ибо благ и человеколюбец.
Хор: Аминь.

Кресту Твоему покланяемся Владыка, и святое воскресение Твое славим. (Трижды)

Слава, Господи, Кресту Твоему честному.

Оставьте комментарий