Аноним: А как определить искренне человек покланяется Зверю (Антихристу) или нет?
Это не определит даже детектор лжи, потому что человек, обладая свободой произволения, может уже через секунду поменять мнение, душевный настрой и расположение (к поклонению) и далее просто пользоваться привилегиями печати, не считая антихриста за мессию.
О.Серафим: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Матф.10:32,33).
Если от человека требуют конкретно исповедания, внешне, его веры, и он под страхом отрекается, то он и в душе становится отпавшим от Бога, пока не начнет в этом раскаиваться. А покаяние предполагает исповедание себя христианином, так как ты внешне, официально, самим делом отрекся от Христа, распятого на кресте; и признал за Мессию нового Христа, то есть антихриста. Поэтому, чтобы обратно исповедовать Христа, распятого на кресте, ты должен совершить это внешне, самим делом.
Покаяние всегда предполагает то, чтобы не только внутренне раскаиваться, но и внешне не повторять греха. Если я обидел ближнего, то не достаточно только внутри покаяться перед Богом, но надо и внешне принести покаяние, перед ближним. Если я внешне воздал божеское поклонение антихристу, то я и внешне должен отречься от него.
Это же самое свидетельствует преп.Максим Исповедник.
«Патриций Епифаний начал говорить преподобному (Максиму Исповеднику): “Вот, что царь приказывает объявить тебе: так как весь Восток и те на Западе, которые увлечены в соблазн, взирая на тебя, производят смуты и волнения, являясь отступниками от веры и строя козни, причем не хотят в деле веры иметь с нами общения, то да смягчит Господь кротостью твое сердце, чтобы ты вступил в общение с нами, приняв изданный нами типос. Мы же приняв тебя с любовью, с великою честью и славою введем тебя в церковь и поставим рядом с нами, где обычно стоят цари, и приобщимся вместе с тобою пречистых и Животворящих Таин Тела и Крови Христовых. Потом провозгласим тебя нашим отцом, и будет радость не только во всем христолюбивом граде нашем, но и во всем христианском мире. Ибо мы твердо уверены, что когда ты вступишь в общение с святою Константинопольскою церковью, то присоединятся к нам и все, которые ради тебя и под твоим руководством отпали от общения с нами”.
Святой авва Максим, обратившись к епископу Феодосию, со слезами сказал: “Все мы, владыко, ожидаем великого дня судного. Ты помнишь, что было недавно говорено и обещано пред святым Евангелием, животворящим исповедованием веры”.
Тогда патриций Троил возгласил: “Типос не отрицает двух волей во Христе, а только заставляет молчать о них ради мира Церкви”.
Авва Максим сказал на это: “Замалчивать слово, значит, отрицать его, как об этом говорит Дух Святой чрез пророка: нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их (Пс.18,4). Поэтому, если какое-либо слово не высказывается, то это вовсе не есть слово”.
Тогда Троил сказал: “Имей в сердце своем, какую угодно веру: никто тебе не запрещает”.
Святой Максим возразил: “Но полное спасение зависит не от одной сердечной веры, а и от исповедования её”» («Жития святых», 21 января, преп. Максим Исповедник).
То есть, когда для спасения себя и ближних требуется внешнее исповедание веры, то недостаточно содержание одной сердечной веры, внутри себя. В таких случаях надо свою сердечную веру выразить внешне, через исповедание ее.
Есть грехи перед Богом, – это те, которые видит только Бог. В них мы и должны приносить покаяние только перед Богом.
А есть грехи перед людьми, – это те, которые совершаются внешне, перед людьми. В них мы должны приносить покаяние не только перед Богом, но и перед людьми, стараясь внешне поступать противоположно тому, как мы поступили прежде, согрешивши.
Это касается и внешнего отречения от Христа, распятого на кресте, и внешнего признания антихриста за Мессию, Спасителя и Бога, и воздаяния ему божеского поклонения. Ибо человек, который внешне так поступает, а в душе думает наоборот, то он поступает против своей совести, против воли Божией. Ибо волю Божию, по данному вопросу, выразил Христос, говоря: «кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Матф.10:33). И чтобы Христос обратно исповедал его пред Отцом Небесным, для этого необходимо исповедовать Христа, распятого на кресте, Богом, внешне перед людьми. Как об этом и сказал Сам Христос: «кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» (Матф.10:32).
Если же кто внешне признает антихриста за Бога и будет воздавать ему Божеское поклонение, но при этом в душе будет его отрицать, говоря, что я верую во Христа, распятого на кресте, то это будет самообман. Ибо если он, при этом, не будет чувствовать угрызений своей совести, то это будет свидетельствовать только о том, что совесть свою он попрал, и голоса обличения ее в себе не чувствует. То есть, его совесть затоптана духом самости и гордыни, на ней лежит ощущение своей праведности и правильности. А это и есть дух антихристов. То есть, он в духе поклоняется антихристу, по настрою своего духа.
У Святых Отцов говорится о том, что некоторые люди, в то время, будут оправдывать себя, говоря: мы признаем антихриста только внешне, а внутри, в своих сердцах, сохраним правую веру. Но таким образом они будут только обманывать самих себя, так как признавши антихриста внешне, они и внутри себя отрекутся от Христа, распятого на кресте, по настрою своего духа; но только этого не будут видеть, по причине своей духовной слепоты, происходящей от самооправданий. То есть, в момент такого искушения, воля Божия такова, чтобы христиане исповедовали внешне Христа, распятого на кресте. Но люди, идя против воли Божией, в данном случае, находят этому оправдание, и в итоге получается оправдание духа самости и утверждение в этом духе. Отсюда ложное ощущение своей правильности. Это и приводит к духовной слепоте и сердечному нечувствию, которые не видят и не чувствуют гибельности своего духовного состояния.
И совсем другое дело, когда человек по немощи своей отречется от Христа, распятого на кресте, но будет в душе об этом сокрушаться и оплакивать свое малодушие. То настрой духа этого человека еще не погибельный. Ибо его не объяла еще духовная слепота, и он не страдает сердечным нечувствием, приносящим духовную смерть. То есть, в настрое своего духа он сокрушается и смиряет себя, но у него только не хватает решимости, чтобы последовать воле Божией, поступить так, как этого хочет Бог, в данном случае. Об этом он и сожалеет и сокрушается. У такого, до самой его смерти, еще остается надежда на спасение.
Ну и соответственно тот, кто признал антихриста, поклонился ему как Богу, принял его печать, а после познал свое заблуждение и пришел в раскаяние о содеянном, то он вполне имеет возможность отречься от него, исповедовать веру во Христа, распятого на кресте, и быть за это убитым антихристом, и стать святым мучеником. То есть, никто из поклонившихся антихристу и принявших его печать, не лишен возможности спастись через покаяние, выражаемое внешне, через отречение от него и исповедание своим Богом Христа, распятого на кресте.
Иными словами, до самой своей смерти люди имеют свое произволение свободным, а не становятся зомби, у которых отсутствует сознание и свободное произволение. И потому они будут отвечать за то, как они употребили свое свободное произволение.
Соответственно, если человек не имеет сознания и свободного произволения, то он становится подобным идиоту и не может нести ответственности за свои поступки.
Аноним:Но Нил Мироточивый («Вещания») говорит о духовном Антихристе («предтеча антихристов»), о духовной (внутренней) печати.
Духовно Антихрист («антитип») уже в мире и печать Антихриста духовно ставилась и ставится. Вот чего не учитывают нынешние верующие, думая, что отказавшись от ИНН, паспортов, от шестёрок, карточек, штрих-кодов и т.п., то есть от физической печати, они спасаются или уже спаслись.
Но духовная печать опаснее и губительнее. От физической печати ещё можно будет отказаться (или покаяться). Что и произойдёт с некоторыми иудеями и обольщёнными. Физическая печать, принятая по глупости (то есть по гордости) или по невежеству, причинит физические наказания, и возможно образумит некоторых обольщённых и заблудших.
Духовная печать – суть физической печати. Физическая печать («начертание») только следствие.
Печать (слово и дело) на челе означает злопамятство и, учитывая нынешнее время, самомнение и осуждение, т. е. страсть любопрения, споров, плотское мудрование, суждения по внешним проявлениям и т. д. на правой руке означает сребролюбие, любостяжание, гонка за прибылью, конкуренция, построение земного рая, излишняя опека о земных приобретениях.
А ведь всё земное «сгорит», исчезнет (звёзды, солнце, галактики исчезнут, даже тяготение упразднится). «Диавол, прельщая людей, старается извратить в них правое разумение о сущем или через воображение, то есть превратное представление об окружающем, или через гордость, то есть превратное мнение о самом себе, или через осуждение, превратное отношение к ближнему; всё это крючки дьявольских удочек».
О.Серафим: Согласен, что духовная печать, – одержимость духом самости и гордыни и его проявлениями, – гораздо опаснее, чем внешняя печать. Так как, пришествие антихриста и его внешняя печать являются следствием всё большей одержимости человеческого общества духом самости и гордыни, во всех его видах и проявлениях.
Противостоять антихристу можно будет только решимостью, растворенной духом сокрушенным и смиренным перед Богом. Решимость, соединенная с духом самоуверенным и самонадеянным, думающая противостоять антихристу, примет его как своего спасителя, по причине самообольщения.
Ибо причина принятия антихриста за Христа, и его признания, заключается в духовной слепоте, в одержимости страстным настроем духа, – в отсутствии правильно-проходимой борьбы со страстями и внутренней духовной жизни, основанной на духе сокрушенном и смиренном перед Богом. И потому, те люди которые не будут вести борьбы с духом самости и гордыни, и его проявлениями, внутри себя, не будут искоренять из себя этот дух, все равно обольстятся и признают антихриста: «Кто же не принял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста; тот непременно, непонятным для себя образом, соделается его последователем» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в понедельник 26-й недели).
Чувство решимости естественно человеку, по природе, но через грехопадение к нему приразился первородный грех, дух самости и гордыни. И поэтому, такое чувство решимости нуждается в очищении его от этой примеси первородного греха, от духа самоуверенности и самонадеянности. Для этого необходимо опытное познание и ощущение своей немощи в борьбе со своими страстями, с проявлениями духа самости и гордыни. Необходимо сокрушение и смирение духа. Ибо дух сокрушенный и смиренный перед Богом привлекает Божественную благодать, которая и подает власть и силу над проявлениями первородного греха, духа самости и гордыни, которая избавляет от духовной слепоты и подает дар духовного вИдения.
Только посредством такой решимости и можно избавляться от всеобщего самообольщения и духовной прелести, и противостоять антихристу.
Современные ревнители, в основном, увлечены внешней борьбой и противостоянием, но о внутренней борьбе своими страстями не имеют никакого понятия. То есть, их противостояние совершается просто на кровяном разгорячении, на духе самоуверенности и самонадеянности. Они используют это как средство для самоутверждения, для возгревания в себе ощущения своей правильности и праведности. И таким образом, совершают свою деятельность на основании духа самости и гордыни, все более и более возгревая его. Этот дух ослепляет их духовные очи, и они устремляются по пути духовной прелести и самообольщения, которое в итоге приведет их к антихристу, но они не увидят и не распознают этого, по причине своей духовной слепоты. – Они «непременно, непонятным для себя образом, соделаются его последователями».
Поэтому, без воспитания верного душевного настроя, без правильно-проходимой борьбы со страстями за чистоту своих чувств, в своей личной жизни, каждый день во искушениях, невозможно приобрести истинные плоды духа, невозможно избежать духовной прелести и обольщения духом антихристовым.
Только дух сокрушенный и смиренный перед Богом, милостивый и незлобивый, дух кротости и душевной простоты, любящий правду и истину, может противостоять духу антихристову, быть свободным от всеобщего обольщения и духовной прелести, и видеть все бесовские козни, подделки и подмены.
Причина всеобщей апостасии (отступления), заражения духом антихристовым и принятия антихриста заключается в исчезновении правильно-проходимой борьбы со страстями и внутренней духовной жизни, на основании духа сокрушенного и смиренного перед Богом.