Аноним: Что вы скажите о страданиях и смерти детей?
О.Серафим: Те из детей, у которых еще не включилось сознание, хотя и страдают, но это не есть добродетель, так как они сознательно не участвуют в ней. Дети, умирающие, с еще не включившимся сознанием, а значит и с не действующей совестью, не наследуют мучений, ибо они не имеют греха по произволению. Так как мучения человек наследует по причине того, что по своему свободному произволению не удовлетворил свою совесть.
А те из детей у кого совесть еще не действовала, по причине не включившегося сознания, соответственно, не могли погрешить против нее. Поэтому они получают блаженство, но не осознают его, так как сознание отключено, и свободное произволение не участвовало в удовлетворении совести.
Те же из детей у кого сознание, в какой-то степени, уже было включенным, а значит в какой-то степени действовала и совесть, то они действительно могут оказаться мучениками. Ибо если душа ребенка ощущает свою немощь и беспомощность, и всю надежду, в милости, обращает к Создателю, хотя и не знает его по имени, то это и есть настрой духа – способный к восприятию спасения и сознательному участию в нем. Когда душа не находит помощи ни от кого со вне, т.е. от людей, то у ребенка она неосознанно, по движению духа, может обращаться к Богу. Что очень часто и происходит с детьми.
Надо детей, если они сами себя осознают, учить в это время тому, чтобы они обращали дух свой к Богу, в надежде на Его милость, и благодарили Бога за скорбь и страдание, прося у Него помощи в перенесении их. Им самим от этого будет легче. Ибо когда душа смиряется со скорбью и страданием, тогда это все переносится легче. Это и будет их сознательное участие в спасении своей души.
Здесь важен настрой души, который состоит в ощущении своей немощи, у детей это обычно всегда есть, отсюда – дух смиряется. Дальше, обращение, просто, к Богу за помощью. Дальше, благодарить Его за скорбь и страдание, в надежде на Его милость. Этот настрой души можно возгревать в любых детях, вне зависимости от религии. Ибо спасение подается правому настрою духа, а не потому, что над кем-то совершили какие-то обрядовые действия, в которых не участвовало его свободное произволение. Все обращения к Богу дети должны совершать, просто, своими словами. Ибо главное, – это верное чувство и настрой души, который и надо стараться в детях возгреть.