Оглавление:
О праведности фарисейской и христианской
О фарисействе и обольщении им
О праведности фарисейской и христианской
«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:20).
Фарисеи веровали в Бога и стремились к исполнению всех внешних повелений Закона. Чисто внешне они вели как бы праведный образ жизни. Но при этом, они вменяли себе свою веру и исполнение Закона. И через это приходили в чувство самодовольства, ощущения своей правильности и праведности. Свою веру и доброделание, они использовали как средство для того, чтобы в духе самоутверждаться, таким образом питая в себе дух самости и гордыни. Поэтому вся их вера и праведность основывалась на духе самодовольства, ощущении своей правильности и праведности, на духе самости и гордыни.
А Христос сказал о том, что для того, чтобы войти в Царство Небесное,надо превзойти праведность книжников и фарисеев. Этими словами Христос не отменил веры в Бога и доброделания, а только указал на неверный настрой духа, который был у фарисеев и книжников, при их вере в Бога и доброделании. И потому, чтобы войти в Царство Небесное, для этого надо, имея веру в Бога и доброделание, воспитывать и возгревать в себе верный настрой духа. То есть, вера и доброделание должны совершаться на основании духа сокрушенного и смиренного, – не вменяющего себе свою веру и доброделание, – растворенного чувством упования и надежды, только лишь на одну милость Божию.
Это превосхождение «праведности книжников и фарисеев» и состоит в ином настрое духа. То есть, праведность «книжников и фарисеев» основывалась на духе самодовольства, на внутреннем ощущении своей правильности и праведности. Это и является духом самоутверждения, духом самости и гордыни. А праведность, к которой призвал Христос, должна основываться на иных чувствах и ощущениях, – на духе сокрушенном и смиренном перед Богом, ощущающим себя грешником перед Богом, еще ничего не начинавшим (Лук.17:10), и надеющимся только на одну милость Божию. И это должно быть не просто в мыслях, а в чувствах и ощущениях. И если не будет такого душевного расположения, в настрое духа, «то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:20).
«Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (2Кор.12:9).
Ощущение своей немощи, беспомощности, бессилия самому исполнить заповедь Божию, искоренить в себе грех, страсть, порок, сокрушает и смиряет наш дух, и чувство упования и надежды обращает только к одному Спасителю, Господу нашему Иисусу Христу.
И если человек не придет опытным путем к ощущению своей немощи и беспомощности, перед Богом, в борьбе со своими страстями, то у него не исчезнет дух самоуверенности и самонадеянности. В таком случае его чувства веры и надежды будут растворены духом самости и гордыни (первородным грехом), – и будут являться чувствами само-уверенности и само-надеянности. И когда человек будет совершать свое спасение на основании этих чувств, то он только лишь зайдет в состояние самообольщения и духовной прелести, ибо «Бог гордым противится» (Иак.4:6).
Истинные христиане всегда стремились прийти в ощущение своей немощи и греховности для того, чтобы чувство упования и надежды отвратить от духа самонадеянности и самоуверенности, от духа самости и гордыни, и обратить только на одну милость Божию. Чтобы, таким образом, совершать свое спасение не на основании духа самости и гордыни, не на ощущении своей правильности и праведности, а на основании духа сокрушенного и смиренного, растворенного чувством упования и надежды только на одну милость Божию.
Так и благоразумный разбойник, покаявшийся на кресте, пришел в этот настрой духа, и за это получил Рай, Царство Небесное.
Итак, мы видим, из Евангелия и Апостола, какому настрою духа подается дар Божественной спасительной благодати, Которая и является Царством Божьим, внутри человека, по слову Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21). – Это чувство ощущения своей немощи перед Богом, дух сокрушенный и смиренный, растворенный чувством упования и надежды, только на одну милость Божию.
А так же, видим настрой духа, которому не подается спасение и который является противоположным, ощущению своей немощи, духу сокрушенному и смиренному, – это дух самодовольства, ощущения своей правильности и праведности, дух самости и гордыни.
Отсюда мы видим, какому настрою духа подается дар спасения, а какому – нет.
О фарисействе и обольщении им
Аноним: Фарисейство — это не только понятие религии, — фарисейство — это понятие духа, душевного настроя.
Фарисеем может быть и «бомж» и «нищий», и врач, и рабочий, и бедный и богатый, и учёный и простой человек, домохозяйка, инженер, и военный и гражданский человек, и так далее.
Кстати, протестанты это понимают, но не видят тонкое обольщение: тонкое проявление гордыни, самомнение (и, как следствие, увлечение вещественной жизнью, легкомыслие, и, вообще, поверхностное понятие о духовной жизни, о спасении.
О.Серафим: В душе человека живут или страсти или добродетели, – правый, верный настрой духа, или греховный, страстный.
Свобода воли, свободное произволение человека проявило себя, желанием и чувством, в несогласии с волей Бога, и в этом утвердилось и укрепилось, – так появился первородный грех или падение в первородный грех, что и составляет зло. Отсюда, в человеке естественное добро смешалось со злом, – естественные желания и чувства человека (добро), вложенные в него Богом, укоренившись в своем проявлении, которое в несогласии с волей Бога, смешались со злом и стали проявляться вместе с примесью этого зла. По этой причине, они стали непригодны для спасения и стали нуждаться в очищении от этой примеси зла, первородного греха.
И когда человек, через посредство своих желаний и чувств, ищет удовлетворения своего первородного греха, духа самости и гордыни, повторяя это много раз, тогда это переходит в греховный навык, плохую привычку, которая называется словом «страсть». И это все происходит в душе человека, в душевном настрое у всех людей. И потому, каждый человек пребывает, по своему душевному настрою, – или в добродетели, или в страсти, или находится в состоянии законной борьбы со страстью за добродетель. Так все души человеческие, по своему душевному состоянию, и попадают под одно из этих трех определений.
А фарисейство – это и есть душевное состояние, в котором человек ищет удовлетворение своего духа самости и гордыни, через посредство своей внешней праведной деятельности. – Когда человек через свою внешне-праведную деятельность и жизнь садится на ощущение своей правильности и праведности. И таким образом, сидя на этом ощущении своей правильности и праведности, человек в духе самоутверждается, но этого не видит, по причине своей духовной слепоты, которая и происходит от одержимости этим ощущением.
И естественно, что в таком душевном состоянии может находиться любой человек. Только кто-то ищет это состояние через свою внешнюю деятельность на мирской работе, дома, в общественных местах; да где угодно! А кто-то ищет это душевное состояние через свою церковную, религиозную внешнюю деятельность, или же через свое подвижничество, аскетизм, через занятия церковными науками, – богословием, библеистикой, исторической, церковным правом; да чем угодно! Так как суть, при этом всем, остается одна и та же, – получить ощущение своей правильности и праведности, чтобы таким образом удовлетворить свой дух самости и гордыни. Отсюда и получается фарисейство, то есть внешняя праведность, сидящая на ощущении своей правильности и праведности, на основании духа самости и гордыни.
***
Кстати у протестантов это обольщение не тонкое, а толстое. Так как явно видно дух восторженности и провозглашение себя уже спасенными.
И не видят этого обольщения духом фарисейским не только протестанты, но и так называемые современные православные или истинно-православные. Так как от этого обольщения не спасают никакие названия, никакие внешние знания, богословские, исторические, библейские, канонические и т. п.. От этого спасает только правильно-проходимая борьба со страстями и внутренняя духовная жизнь, на основании духа сокрушенного и смиренного перед Богом. И это должно быть в личной жизни человека. И по причине исчезновения такой внутренней духовной жизни современное православие Московской Патриархии, и ей подобных церковных организаций, – это то же самое фарисейство, внешняя праведность, сидящая на ощущении своей правильности и праведности, на духе самости и гордыни. То же самое творится и в среде современных истиино-православных, ипц-шников, – дух законничества и фарисейства. Эта зараза заражает всех, вне зависимости от названий и деноминаций.
И люди, находящиеся в современном мп-шном православии или в среде ипц-шников, не могут этого различить по той причине, что кто-то за православие воспринимает церковную организацию, названия, саны, обряды, внешние традиции, а кто-то за православие воспринимает каноны и правила, букву закона, ложный аскетизм. Но православие – это чисто историческое название, которое отображало в свое время истинное христианство. А об истинном христианстве Христос сказал: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан.6:63). То же самое говорят и Святые: «Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною», так как «Дух есть слава христиан (см.Ин.7:39)». И потому, «Где нет Духа, там нет православия» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Поучение в неделю Торжества Православия»). – То есть, истинное христианство есть там, где в душах живет Дух Божий, Божественная спасительная благодать, поселяющаяся в те души, в которых есть душевный настрой, способный к Ее восприятию. Этот душевный настрой достигается и воспитывается через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни, законной борьбы со страстями, на основании духа сокрушенного и смиренного перед Богом. И это должно быть в личной жизни человека. Именно это и есть главное и существенное в истинном христианстве. Так как посредством только этого и привлекается в душу Божественная спасительная благодать, наличие которой и является свидетельством истинного христианства. И если этого нет, то никакого православия или христианства нет. Тогда остаются одни обряды, традиции, буква закона, терминология и названия, ложное подвижничество. В таком случае истинное христианство подменяется обрядоверием, законничеством и фарисейством (внешней праведностью).
Духовный закон таков, что когда исчезает правильно-проходимая борьба со страстями и внутренняя духовная жизнь, на основании духа сокрушенного и смиренного перед Богом, то в основание духовной жизни полагается дух самости и гордыни, ощущение своей правильности и праведности. И прикрываться этот дух может любыми внешними формами, терминологией и названиями. В принципе, – это духовная прелесть, дух антихристов, который чем дальше, тем больше захватывает современное общество, все деноминации. Из одержимости этим духом и исходит состояние духовной слепоты, в душах человеческих. Освободиться от этого духа можно только путем правильно-проходимой борьбы со страстями и внутренней духовной жизни, на основании духа сокрушенного и смиренного перед Богом.