1. /
  2. Нравственность и аскетика
  3. /
  4. Молитва, умное делание

Молитва, умное делание

Оглавление:
  О заблуждениях относительно иисусовой молитвы и умного делания. О молитве, внутреннем или умном делании.
  Отношение к молитвословам и богослужебным книгам. О молитве общей и частной. Отчего зависит сила молитвы.
  К Богу можно обращаться только в церкви или везде?
  О чистоте ума.
  Занимающимся молитвой, без уврачевания чувств.


О заблуждениях относительно иисусовой молитвы и умного делания. О молитве, внутреннем или умном делании.

Аноним: Видение, бывшее Софии Ивановне Снесаревой — духовному чаду Святителя Игнатия, как ничто другое раскрывает слова Господа из Святого Евангелия о том, что нужно всегда бодрствовать и трезвиться.
Из учения святых отцов известно, что бесы имеют непосредственный доступ к нашему уму. И часто мы думаем, что мысли пришедшие к нам являются нашей собственностью, на деле являются они привношением вражеским.
Поэтому и оставили нам святые отцы завет о непрестанной молитве Иисусовой как и учит нас Апостол Павел «Непрестанно молитесь».  Поэтому надо постоянно вращать в уме Иисусову молитву.

О.Серафим: Ну так бодрствуйте — отсекайте свое самомнение и дух самоуверенности. Через это делание ум ваш будет протрезвляться и выходить из того омрачения, которое на него наводят эти страсти, питающие дух самоутверждения. А это и будет трезвением. Вот так и надо делать по Святым Отцам 🙂А не по своему самомнению и духу самоуверенности, который извращает вИдение того о чем говорили Святые Отцы и это СВОЕ вИдение выдает за Святых Отцов.

Такое делание молитвы без воспитания верных душевных чувств, в борьбе со страстями, заведет в духовную прелесть и получится по духу индусский йог или буддист, читающий Иисусову молитву как мантру и относящийся к ней как к мантре.

«Молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, – есть словесная молитва, и как всякая другая, сама в себе ничего особенного не имеет, а всю силу заимствует от того, с каким настроением ее произносят. 
О плодах сей молитвы так говорят, что уже выше сего и ничего на свете нет. Незаконно. Талисман нашли! Из плодов словесному составу молитвы и говорению ее ничего не принадлежит. Все плоды могут быть получены и без этой молитвы, и даже без всякой словесной молитвы, через одно ума и сердца к Богу устремление» (свт. Феофан Затворник, Собрание писем, выпуск 1, п.12).

Здесь мы сталкиваемся с неправильным понятием, которое сейчас господствует в среде верующих. Что такое внутренняя жизнь и умное делание? – Это в первую очередь, не вычитывание молитвословий, богослужений или молитв по четкам, а правильно-проходимая борьба со своими страстями, правильная внутренняя духовная жизнь. – Это борьба за чистоту чувств и удовлетворение совести, в повседневной личной жизни, каждый день, приводящая к исполнению заповедей Божьих. Для этого не надо ничего придумывать. Отсюда она начинается и дальше – вот так и продолжается.

А в наше время изобрели какое-то уродливое умное делание, состоящее в вычитывании молитвословий и четок, вращении в уме иисусовой молитвы. При этом, совесть попирается и чувства оскверняются, заповеди Божьи не исполняются, но на это не обращается внимание. Главное – читай молитвословия и четки, вращай в уме иисусову молитву и все будет нормально. То есть магическое отношение к молитвословиям, молению по четкам и иисусовой молитве, – отношение ко всему этому как к магическим заклинаниям. А это уже неправая вера – обрядоверие, магия. И таким образом, при неудовлетворенной совести и нечистоте чувств, занимаясь вычиткой молитвословий и четок, иисусовой молитвой, люди возгревают в себе эту нечистоту чувств и заходят в состояние духовной прелести и самообольщения, соединяясь по настрою духа с демонами. И начинают творить чудеса, исцелять, а то и бесовскую прозорливость являть. Да еще наружно выглядят подвижниками. И все это при помощи силы бесовской. А иисусова  молитва, четки и молитвословия, все это служит внешним благовидным прикрытием всей этой бесовщины, для обольщения духовно-слепых.

Все христиане, если они ищут спасения, должны заниматься внутренним деланием. Но оно должно проходиться правильно, в борьбе со страстями, ибо весь смысл его и состоит, — в искоренении в нас греховных, неправых, страстных чувств и заменою их на правые, верные душевные чувства, на добродетели, которые и образуют правый и спасительный настрой духа внутри нас. Внутреннее делание – это и есть то, что ты внутри себя, в своем духе, меняешь чувства (отсюда меняются и желания), с греховных, страстных, — на спасительные, богоугодные. Этим должны заниматься все христиане. Ибо Христос сказал, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21). То есть Оно состоит в изменении настроя духа, – с греховного на правый, добродетельный, в чувствах и ощущениях. Правый настрой духа, образующийся из верных душевных чувств, и привлекает в душу Божественную, спасительную благодать. Это и есть Царство Божие приходящее в силе (Мар.9:1). Отсюда, – какой настрой духа в чувствах и ощущениях в себе посеешь, такой настрой духа в чувствах и ощущениях там, за гробом, и пожнешь.

«Главное условие для успеха в молитве есть очищение сердца от страстей» (свт. Феофан Затворник, «Собрание писем», Выпуск 2, п.243).

Основание молитвы — истинная христианская нравственность, созидаемая через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни, через посредство правильной борьбы со страстями за чистоту чувств, исполнения заповедей Божьих. Без этого, — делание молитвы, вращение иисусовой или другой молитвы в уме, только заведет в духовную прелесть.

«Особенное попечение, попечение самое тщательное должно быть принято о благоустроении нравственности сообразно учению Евангелия… Единственно на нравственности, приведенной в благоустройство Евангельскими заповедями, единственно на этом твердом камне Евангельском, может быть воздвигнут величественный, священный, невещественный храм Богоугодной молитвы» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.«О молитве Иисусовой», отд.1).

«В умном же делании уклонение от правого пути дает свое направление всему внутреннему, которое не вдруг можно переменить. Одни из таких, как мы видели, запутываются в сетях воображения, другие останавливаются на умоголовном делании, или, по Симеону Новому Богослову, на первой и второй степени внимания и молитвы или умного делания. И когда они закрепнут в этом строе, то самый опытный и самый усердный наставник едва сможет, если только сможет еще, выбить их или выманить из этих трущоб, в какие они сами себя заключают, находя их крайне восхитительными» (свт. Феофан Затворник, «Письма о духовной жизни», п.21).

То есть, одни в умном делании останавливаются вниманием своего ума на воображении и увлекаясь возникающими в нем образами Христа, Богородицы, Ангелов, Святых, Рая, возгревают таким образом в себе страстный настрой духа и заходят в духовную прелесть и самообольщение.

То же самое относится и к тем, которые, как говорит свт.Феофан Затворник, останавливаются «на умоголовном делании». То есть, они в уме начинают вращать иисусову молитву или другие молитвы и таким образом думают очиститься от грехов и страстей и соединиться с Благодатью. Но «когда они закрепнут в этом строе» то заходят в духовную прелесть и самообольщение, так что «самый опытный и самый усердный наставник едва сможет, если только сможет еще, выбить их или выманить из этих трущоб, в какие они сами себя заключают, находя их крайне восхитительными», по причине своей духовной прелести и самообольщения.

И причиною этого является то, что все они внимание своего ума не обратили на свои сердечные чувства и не занялись очищением их, в своей повседневной личной жизни. Так как в искоренении страстных чувств и воспитании вместо них добродетельных чувств и состоит исполнение заповедей Божьих. А они вместо этого содержали внимание своего ума на словах иисусовой молитвы или других молитв, которые они вращали в своем уме, надеясь на то, что это делание очистит их от страстей и сделает бесстрастными. А надо обратить внимание ума на свои чувства и заняться искоренением греховных страстных чувств, заменяя их на верные душевные чувства, добродетельные, призывая при этом Бога на помощь. Это и будет являться внутренним деланием или умным деланием, по Святым Отцам.

Отношение к молитвословам и богослужебным книгам. О молитве общей и частной. Отчего зависит сила молитвы

Аноним: Как получилось, что из Евангелия мы видим, что Господь дал одну молитву Отче наш, мытарь- Боже милостивый буди мне, грешному, разбойник на кресте тоже- помяни мя, Господи и все, а впоследствии появились круглосуточные службы?

О.Серафим: Возникала нужда в молитвословиях за общими богослужениями. Отсюда и стали появляться различные молитвословия, которые были в той или иной местности, в каких-то общинах, монастырях. А впоследствии, они попали в общие богослужебные сборники и молитвенники.

Но только надо верно понимать, что это не один такой устав на всех, как он сейчас есть. А это везде было по разному. И где-то пели, читали одни молитвы, в другом месте — другие. То есть, раньше к этой внешней стороне не относились по законнически. А во всем этом была свобода, лишь бы это не шло вразрез с христианским учением, нравственным и догматическим. Поэтому и надо относиться к богослужебным уставам, молитвам не по законнически, а в зависимости от нужды, — что-то взять, а что-то нет. То есть, по возможностям и силам, что более подходит. Ибо это не главное. Главное — это ежедневно правильно-проходимая борьба со страстями, в личной жизни каждого человека. А отсюда — исполнение заповедей Божьих.

***

Молитва зависит не от количества людей, а от правильного настроя духа, который должен воспитываться в исполнении заповедей Божьих и удовлетворении совести.

Если на общую молитву собираются люди, но они в неправильном настрое духа, то Бог их не слышит. И тогда если кто-то, будучи в правильном настрое духа, молится один, то Бог его слышит. И получается, что молитва его сильнее.

Ибо сила молитвы зависит не от количества людей, а от чистоты чувств. И где есть чистота чувств, там и сила молитвы соответственно. «Лучше один, творящий волю Господню, чем тысяча беззаконников. А сам ты, скажи мне, чего бы хотел: иметь ли тысячу слуг беглецов и воров, или одного благоразумного?» (свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колоссянам, Беседа 7).

Если в церкви будут стоять на молитве человекоугодники, одержимые ложным смирением, — и по причине этого ложного смирения равнодушные к страданиям тех, которые преследуются нечестивыми антихристовыми властями за то, что они говорили какую-то правду, — то их молитва будет прелестна, и Бог их не услышит. Так как они не исполняют заповеди Божьи.

И если дома будет кто-то молиться один, но свободный от ложного человекоугоднического смирения, — сострадающий преследуемым за правду от нечестивых властей и помогающий им или словом или делом, и со смирением переносящий все скорбности на этом пути, — то его молитва будет сильнее, и Бог его услышит. Так как основание молитвы — истинная христианская нравственность, исполнение заповедей Божьих.

К Богу можно обращаться только в церкви или везде?

Аноним:  Сокрушение сердцем оно обязательно должно быть в церкви или можно дома сокрушатся…

О.Серафим: Вы верите в то, что Бог есть везде? — Если верите, то это значит, что к Нему можно обращаться где угодно. А молитва — это чувство к Богу обращаемое.

«Чувство к Богу и без слов есть молитва» (свт. Феофан Затворник, «Мудрые советы…», гл.«В чем состоит сущность молитвы»).

«Устремление духа к Богу есть молитва» (свт.Феофан Затворник, “Сборник слов на Господские…”, гл.29).

И чувство сокрушения перед Богом — это тоже молитва.
Любое молитвенное чувство и прошение можно обращать к Богу где угодно: «На всяком месте владычества Его, благослови, душа моя Господа» (Пс.102:22).

О чистоте ума

Аноним:  Мы должны стремиться приобретать чистоту ума от греховных помыслов, при помощи молитвы иисусовой или другой. Чтобы таким образом очищать свое сердце от греха.

О.Серафим:Чистота ума от явных и очевидных греховных помыслов, без приобретения смиренномудрия, духа сокрушенного и смиренного перед Богом, крайне опасна. Так как это — духовная прелесть. Так получаются прелестные подвижники, наподобие индусских, буддийских и иных подвижников, попавших в такую же духовную прелесть, в своем стремлении к приобретению чистоты ума от явных, греховных помыслов. Но только эта чистота на основании самостно-гордостного духа. Ибо бесы не искушают таких подвижников никакими телесными страстями, явно-греховными.

Вся разница только внешняя, на уровне умовом, рассудочном, — в терминологии, обрядах и традиции; а дух один и тот же. Суть этого духа одна, — дух самости и гордыни, а оттенки в чувствах различны.

Об этом есть здесь: 63(v)104(v)30(s).

Занимающимся молитвой, без уврачевания чувств

Аноним: Батюшка, а можно получить пояснение на вот это высказывание: «Если ум покусится взойти на крест, прежде нежели уврачуется немощь чувств: то привлекает на себя гнев Божий, как начавший подвиг, превышающий меры его. Восхождению на крест должно предшествовать исцеление чувств», не помню уже откуда брала…

о.Серафим: Это преп.Исаия Отшельник.
Мы с вами как раз и занимаемся уврачеванием немощи чувств, стремясь к тому, чтобы очистить их от примеси первородного греха, который и образует вот эту немощь чувств. Это называется у Св.Отцов деятельная часть или деланием.

А если кто не прошел этого пути и устремился к созерцательной части (созерцанию), то есть оставил делание по уврачеванию своих чувств и занялся, типа иисусовой молитвой, то есть следит за тем, чтобы постоянно вращать в уме одну молитвенную мысль, тот попадет в духовную прелесть. Так как он не заложивши верного основания, сразу устремился к высотам созерцательного делания, — к тому, что не его меры.

Крестом же для ума является постоянное вращение в уме одной молитвенной мысли. И если кто прежде уврачевания чувств начнет этим постоянно заниматься, тот попадает в состояние иллюзии, самообольщения. Так как он полез на подвиг, который не его меры. А такое может происходить только по той причине, что он одержим самомнением и духом самоуверенности. У него нет смиренномудрия, познания своей немощи, нет вИдения своей меры. Он изначально просто лезет в духовную прелесть, по той причине, что он не воспитал в себе духа сокрушенного и смиренного перед Богом, не приобрел смиренномудрия.

Оставьте комментарий