Внешнее действие, освящение воды, все совершали и совершают одинаково: католики, монофизиты, монофилиты, ариане, современная МП, различные другие раскольники, а также и в истинной Церкви. Слова молитв, произносимые при этом, по своему смыслу, одни и те же: прошение к Богу об освящении воды.
Как слова молитвы не есть еще сама молитва, а только лишь внешнее молитвословие; так и внешнее священнодействие не есть еще Таинство, а только лишь внешняя форма, обряд – если нет Благодати.
Иконоборцы, монофизиты, монофилиты откалывались от истинной Православной Церкви по вероисповедным причинам, и обрядовую сторону Таинств не меняли (может только впоследствии). Таинство Крещения, Литургию, освящение воды эти еретики совершали, как и православные – ничего не меняли: ни действия, ни слова молитв. Но преп. Феодор Студит, касательно иконоборцев, а также и про всех еретиков, говорил, что причастие от них не просвещает, а еще более омрачает.
Значит, внешнему действию соприсутствует или Благодать или бесовское действие – и это в зависимости от того, в каком духе оно делается и совершается, с каким чувством веры. И только за счет правого чувства веры, верного настроя духа, подается Благодать в священнодействиях.
Если бабка-ворожка будет читать над водой чин освящения воды по православному Требнику и трижды будет опускать крест в воду (в наше время некоторые так и делают), – вода не освятится. Так как в основании этого действия стоит неправое чувство веры, то есть, вера, соединенная с духом самости, – само-уверенность. Поэтому-то будет совершаться не Божие действие, а бесовское. То же самое происходит и при совершении таинства, когда у всех приступающих, – неправое чувство веры, само-уверенность.
В день Богоявления, Господь по милости Своей подает чудо: освящает воды по всему миру, действуя на человеков, через это, – призывающе. Крещенская вода, когда пьем ее с верой, исцеляет болезни, бесов прогоняет; и это действия Благодати – призывающие. Но, если человек не борется со страстями, не очищает свои чувства от духа самости, или борется, но неправильно, то освященная вода не избавит его от страстей и первородного греха. Потому что Благодать не может, помимо воли человека, сделать его бесстрастным, осводить от духа самости. Но если человек правильно борется со страстями, разрывая сочувствие к духу самости, – тогда и Благодать ему в этом содействует.
Для того же, чтобы были действенны магические пассы, обряды – правая вера не нужна. Там, наоборот: нужны самоуверенность, самонадеянность, и чем они сильнее, тем и лучше. В магии, действие потусторонней силы зависит от внешнего произнесенного слова или действия. Это заранее настраивает человека – на дух самоуверенности: стоит мне сделать вот то, или то, или что-то сказать – и будет действие сверхъестественное. При этом не имеет значения, какие произносятся слова, будь то даже слова молитвы православной, христианской; но если дух самоуверенности, неправое чувство веры, то тогда будут действовать бесы, потому что и у них такой же дух.
Так же и внешние символы, при этом, могут использоваться любые, без разницы какие, к примеру, православный крест. Но если они используются не в том духе, без правого чувства веры, то благодать Божия не будет этому содействовать, так как Она не связывается никакими внешними действиями и не находится в зависимости у них.
В православии же, христианстве, чувство веры должно быть растворенно чувством смирения, перед Богом, Его Божественным промыслом. То есть, человек, в смиренном настрое духа, верит и надеется на то, что Господь по милости Своей совершит Таинство. Тоже – вера! Тоже – надежда! Но они, в своем движении, устремляются к свободе от духа самости, через посредство правильно-проходимой внутренней жизни, в ежедневных искушениях. И потому уже не само-уверенность и само-надеянность, а чувства веры и надежды, в своем устремлении, свободные от духа самости. И когда есть такой настрой духа и чувство веры, тогда Господь и совершает Таинства, подает Свою Божественную благодать.
Вера, надежда, любовь – три звена в цепи, которая связывает нас с Богом, и наивысшее из них – любовь. Без веры и надежды к любви прийти невозможно. Сатана особенно воюет против надежды, потому что она – связующее звено между верой и любовью. И если лишает человека надежды, то он никогда не придет к любви. Надежда, или другими словами: упование на милосердие Божие.
Значит, в магии, внешнее слово – может быть любое. Самое главное, это то, чтобы был – дух само-уверенности, т.е. чувство веры, соединенное с духом самости. А в качестве внешних слов, для лучшего прикрытия и благовидности, могут быть, например: молитва Иисусова, молитва Господня «Отче наш», молитва Киприана, молитвы заклинательные против бесов, молитва «Да воскреснет Бог», 90-й пс. «Живый в помощи…», а также и любые другие православные, христианские молитвы. В этом и заключается суть религии антихристовой: можно оставлять все внешнее, что есть в христианстве, православии, но только дух должен быть не тот, т.е. в основании должно быть чувство веры, соединенное с духом самости. И тогда, все это внешнее будет являться средством для утверждения в духе самости.
Господь во св. Евангелии говорит, что никто не может назвать его Господом, кроме, как только Духом Святым, и что не всякий, говорящий Господи, Господи, – спасется.
Когда душа проходит законную борьбу со страстями, – т. е. всеми силами старается останавливать в себе телесные и душевные движения не согласные с волею Божией, стараясь разрывать сочувствие к духу самости (первородному греху), – смиряет свой дух пред Господом, перед Его Божественным промыслом, тогда для такой души: Бог – ее Господь, ее Господин. Но если душа: в духе самоуверенности, самонадеянности, в духе гордыни, то творит она волю дьявола, и он – ее господин.
Можно посредством слов молитвы развивать в себе страстное состояние духа, возгревая дух самости, и таким образом, все больше и больше входить в общение с демонами, так как и они такого же духа. Только правильный, смиренный настрой духа соединяет с Господом, по Благодати, а слова, при этом, как говорит свт.Феофан Затворник, какие подберутся для возгревания этого духа, или те же самые молитвы вышеперечисленные. Слова – это лишь внешнее средство, они только помогают удерживать и подогревать этот дух (свт. Феофан Затворник «Умное делание»), если пользоваться ими благоразумно.
Некоторые пишут, что раньше Иисусова молитва была более полная, чем сейчас, поэтому и преуспеяние сейчас стало слабее; а ко времени Антихриста Иисусову молитву до минимума сократят и будут говорить только два слова: «Господи, помилуй», т. е. даже имя Иисус Христос не будет произноситься. Но такое учение – ложное, не святоотеческое.
Умная молитва, по Святым Отцам, – краткая мысль, обращенная к Богу, для того, чтобы возгревать свои чувства к Богу.
Примеры из Отечника и Лавсаика: Один подвижник 40 лет подвизался, и всё это время повторял одну и ту же молитву: «Господи, я как человек согрешил, Ты как Бог щедрый помилуй меня». А другой, только стонал и воздыхал в сокрушенном духе пред Господом.
Еще примеры, из Лествицы, преп. Иоанна Лествичника: «Иные стояли на молитве, связавши себе руки позади, как преступники; печальные лица их были преклонены к земле; они считали себя недостойными взирать на небо; от недостоинства помыслов и от угрызения совести не знали, что сказать и как проговорить, какие молитвы вознести к Богу, как и откуда, начать моление; но только душу немотствующую и ум безгласный представляли Богу и были исполнены мрака и как бы тонкого отчаяния.
Другие сидели на земле во вретище и пепле, лицо скрывали между коленами и челом (лбом) ударяли о землю.
Иные непрестанно били себя в грудь, воззывая прежнее состояние души своей и невинность своей жизни. Иные из них омочали землю слезами; а другие, не имея слез, били сами себя. Иные рыдали о душах своих, как о мертвецах, будучи не в силах переносить сердечной туги; другие же, рыдая в сердце, глас рыдания удерживали в устах, а иногда, когда уже не могли терпеть, внезапно вопияли.
Видел я там, что некоторые от сильной печали находились как бы в исступлении; от многого сетования были безгласны, совершенно погружены во мрак, и как бы нечувствительны ко всему, касающемуся земной жизни, умом сошли в бездну смирения, и огнем печали иссушили слезы в очах своих.
Другие сидели в задумчивости, поникши к земле и непрестанно колебля головами, подобно львам, рыкали и стенали из глубины сердца и утробы» (Лествица, ст.5 «О покаянии», гл.7-11).
Здесь мы видим, в описании преп.Иоанна Лествичника, как подвижники творили молитву. То есть, молитва для них была не какие-то молитвословия или даже слова каких-то кратких молитв, а чувства, в глубине духа, обращаемые к Богу. И они только и заботились о том, чтобы эти чувства постоянно в себе возгревать, обращая их ко Господу. То есть, они заботились о возгревании и воспитании духа сокрушенного и смиренного, который в своем движении и устремляется к свободе от духа самости, первородного греха. Так они приобретали и имели, в настрое своего духа, правое чувство веры.
Псалтирь царя Давида – это его чувства к Богу, облеченные словами. Царь Давид словесно выразил свои чувства, и получились псалмы, из которых составилась Псалтирь Давида. Так он передал свой душевный настрой будущим поколениям.
Святитель Феофан Затворник пишет:
«Молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, – есть словесная молитва, и как всякая другая, сама в себе ничего особенного не имеет, а всю силу заимствует от того, с каким настроением ее произносят.
О плодах сей молитвы так говорят, что уже выше сего и ничего на свете нет. Незаконно. Талисман нашли! Из плодов словесному составу молитвы и говорению ее ничего не принадлежит. Все плоды могут быть получены и без этой молитвы, и даже без всякой словесной молитвы, через одно ума и сердца к Богу устремление» (Собрание писем, выпуск 1, п.12).
Как мы видим из рассуждений свт.Феофана, что неправильно думают те, которые считают, что само по себе Имя Иисусово уже освящает человека. Это механическое и магическое отношение к молитве, к Имени Божию. Это присутствует и в имябожнической ереси. Тот же самый принцип, что и в магии – от внешнего слова зависит действие сверхъестественной силы. Но мы выяснили, как говорит об этом свт.Феофан, что «все плоды могут быть получены …даже без всякой словесной молитвы, через одно ума и сердца к Богу устремление».