Аноним: Реформаторская церковь. Свидетельство священника Сергия (Гомель): https://vimeo.com/24009714
Этот человек, на первый взгляд, искренне рассуждает, очень благовидно, и в тоне православного благочестивого самовыражения. Что вы можете сказать об этом?
О.Серафим: Выше есть ответ по данному вопросу.
А так: этот человек, когда был в МП, то находился в состоянии ложного аскетизма, которому обучался через своего лжестарца.
А затем впал в состояние душевного сладострастия, которое принял за действия Божией благодати.
Эти душевные состояния являются двумя крайностями, — подобно тому как фарисеи и саддукеи.
Многие переходя от одного из этих душевных состояний к другому — воспринимают это за действия Божией благодати. Но не видят того, что они просто используют эти душевные состояния, в том и другом случае, для ощущения своей правильности и праведности, для подогрева своего самомнения и самоцена, для утверждения в духе самости и гордыни. Это типичное состояние духовной прелести и самообольщения, от которого и происходит душевная слепота.
А этот человек, для ощущения своей правильности и праведности (которые раньше ощущал через посредство ложного аскетизма), теперь стал использовать состояние восторженности и душевного сладострастия, которое типично всем протестантствующим.
При этом состоянии, кровянное разгорячение в теле, приносящее новые ощущения, может восприниматься за действия Божией благодати. Сладострастные состояния и ощущения в душе, которыми он соуслаждается, точно так же воспринимаются им за действия Божией благодати, Духа Святого. И если человек старается усиленно подогреть в себе и ощутить эти усладительно-сладострастные состояния, то к этим ощущениям присоединяются демонические действия, производящие еще более усладительно-сладострастные ощущения, которые человек воспринимает за действия Божией благодати.
Причиною того, что человек на всем этом ловится является его стремление к внутреннему ощущению своей правильности и праведности, к духу самоутверждения. Всё остальное, при этом, используется только лишь как средство. Средствами для этого могут быть любые душевные состояния и ощущения.
Пока человек не начнет воспитывать в себе дух сокрушенный и смиренный перед Богом, дух любви к правде и истине, он не может избавиться от этого состояния духовной прелести и самообольщения.
«Всем известно, какое душевное бедствие возникло для иудейских книжников и фарисеев из их неправильного душевного настроения: они сделались не только чуждыми Бога, но и исступленными врагами Его, богоубийцами. Подобному бедствию подвергаются подвижники молитвы, извергшие из своего подвига покаяние, усиливающиеся возбуждать в сердце любовь к Богу, усиливающиеся ощущать наслаждение, восторг; они развивают свое падение, соделывают себя чуждыми Бога, вступают в общение с сатаною, заражаются ненавистью к Святому Духу. Этот род прелести — ужасен; он одинаково душепагубен как и первый, но менее явен, он редко оканчивается сумасшествием и самоубийством, но растлевает решительно и ум и сердце. По производимому им состоянию ума Отцы назвали его мнением. На этот род прелести указывает святой апостол Павел, когда говорит: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» (Кол.2:18). Одержимый этою прелестью мнит о себе, сочинил о себе “мнение”, что он имеет многие добродетели и достоинства, — даже, что обилует дарами Святаго Духа. Мнение составляется из ложных понятий и ложных ощущений: по этому свойству своему, оно вполне принадлежит к области отца и представителя лжи — диавола. Молящийся, стремясь раскрыть в сердце ощущения нового человека, и не имея на это никакой возможности, заменяет их ощущениями своего сочинения, поддельными, к которым не замедляет присоединиться действие падших духов. Признав неправильные ощущения, свои и бесовские, истинными и благодатными, он получает соответствующие ощущениям понятия. Ощущения эти, постоянно усвоиваясь сердцу и усиливаясь в нем, питают и умножают ложные понятия; естественно, что от такого неправильного подвига образуются самообольщение и бесовская прелесть — “мнение”» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.«О молитве Иисусовой», отд.2, «О прелести»).
«Находящийся в прелести “мнения” стяжавает ложное воззрение на все, окружающее его. Он обманут и внутри себя и извне. Мечтательность сильно действует в обольщенных “мнением”… она постоянно сочиняет мнимодуховные состояния, тесное дружество со Иисусом, внутреннюю беседу с Ним, таинственные откровения, гласы, наслаждения, зиждет на них ложное понятие о себе и о христианском подвиге, зиждет вообще ложный образ мыслей и ложное настроение сердца, приводит то в упоение собою, то в разгорячение и восторженность. Эти разнообразные ощущения являются от действия утонченных тщеславия и сладострастия: от этого действия кровь получает греховное, обольстительное движение, представляющееся благодатным наслаждением. Тщеславие же и сладострастие возбуждаются высокоумием, этим неразлучным спутником “мнения”» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.«О молитве Иисусовой», отд.2, «О прелести»).