Оглавление:
О самомнении и применении канонов и правил.
Об объективности и субъективности.
О недоразумениях и самомнении.
О самомнении и применении канонов и правил
Аноним: Но если не по канонам и правилам, то это значит не по Св.Отцам. Это уже протестантизм.
О.Серафим: Протестантизм состоит не в том, что кто-то не ссылается на Св.Отцов, каноны и правила, ибо и еретики точно так же ссылались на Св.Отцов. А в одержимости самомнением, духом самости, в личной жизни. Если вы думаете, что раз вы ссылаетесь на Св.Отцов, каноны и правила, то это значит, что вы свободны от протестантского самомнения. Но это свидетельствует только лишь о том, что вы не знаете, что такое самомнение.
Самомнение – это неверное движение ума, духа человеческого, не в согласии с волей Божией.
Дьявол, когда искушал Христа, тоже приводил ссылки и выдержки из Св.Писания, – ссылался на Писания святых, времен прошедших, – для благовидности и правдивости того, что он предлагал сделать Христу. Но это не значит, что он был свободен от самомнения. Так как это его предложение было не в согласии с волей Божией, в конкретный момент времени.
И любой может ссылаться на каноны и правила, Св.Отцов, но приводить эти изречения не к месту, не к времени, не в согласии с волей Божией, в конкретных обстоятельствах. Но если он этого не видит, то вот это и называется самомнением. Поэтому речь и идет о том, что надо постигать волю Божию, в конкретных жизненных обстоятельствах, т.е. какова Она. А это постижение зависит от приобретения сердечной чистоты и удовлетворения совести, в личной жизни.
Протестанты ссылаются на Библию, считая, что они, таким образом, поступают по воле Божией и свободны от самомнения. У других же вместо Библии – Св.Отцы. Они потрясают Св.Отцами, как протестанты Библией, и говорят, что мы только по Св.Отцам, а значит, мол, и по воле Божией. И считают, подобно протестантам, что они свободны от самомнения. – Это все есть ни что иное, как впадение в рационализм, который есть следствие страсти самомнения. Св.Писание и Предание – это все есть средства. Источником того и другого является Дух Божий, который поселяется там, где есть сердечная чистота и удовлетворение совести, в личной жизни. То есть, какое «око души», так оно и задействует все эти средства.
Об объективности и субъективности
О.Серафим: Вы и любой человек применяет изречения Св.Отцов исходя уже из своего личного вИдения и опыта.
Всякий объективный опыт исходит из субъективности того, кто это произносит. И вы, говоря о том, что вы судите объективно, исходите из своей субъективности. Но называете ее объективностью. А всякую другую объективность, противоречащую вашей объективности, называете субъективностью. Еще раз повторяю, что это игра слов. Свт.Иоанн Златоуст по поводу этого сказал: «Природа рассудочных доводов подобна лабиринту, нигде не имеет конца и не позволяет мысли утвердиться на каком-либо основании».
Объективным же может быть только то, что в согласии с волей Божией, в данный момент времени.
О недоразумениях и самомнении
Аноним: Наблюдаю такую картину, что одному говоришь так, а он совсем это не так понимает, из-за этого всякие недоразумения?
О.Серафим: Ты в голове своей имеешь мысль, видишь ее, но другой, которому ты говоришь, ее не видит. А ты, при этом, ее неясно выражаешь; но слушающий тебя, по причине этой неясности, – не понимает. Это всеобщее явление, хотя по недоразумению это может со всяким приключаться. Я с этим столкнулся, еще лет 15 тому назад, и до сих пор наблюдаю это явление, сплошь и рядом, но ничего поделать невозможно. Это всеобщая болезнь – отсутствие людей в реальности, хотя иногда бывает и по природе – тупость и глупость; а иногда бывают просто недоразумения, от которых не свободен никто.
А всеобщее явление нашего времени – это самомнение и мнительность. Из-за этого люди страдают, мучаются, других мучают, и так мучаясь, «непонятые» и не нашедшие в жизни счастья и покоя, нисходят в могилу. – Это всеобщее явление, нашего времени. Один святой сказал, что под конец времен, сатана совьет гнездо в головах у людей. – Вот это гнездо и есть – самомнение и мнительность. Вавилонское столпотворение – тоже из-за этого произошло. – Это же самое происходит и сейчас. Я уже давно с этим смирился, в общении с людьми, так как постоянно обращать на это внимание или входить из-за этого в страстное состояние – это глупо и бессмысленно. Ничего не изменишь, сейчас весь мир такой. Надо со смирением, снисхождением и любовью относиться к людям, ведь они от этого несчастные и страдают. А больного сможешь понести и претерпеть только тогда, когда будешь относиться к нему снисходительно и с сострадательной любовью. Тогда и самому будет жить – легче и проще.