Непреходящий мир и истинный покой, в душе, человек может обрести только через удовлетворение своей совести, ибо она всегда хочет того же самого, чего хочет Бог, воля Божия.
Таким сотворил Бог человеческое естество, что оно никогда не согласится с первородным грехом, с духом самости, так как они неестественны человеку. В этом и заключается причина мучений и страданий человека. Ибо когда он ищет удовлетворения первородного греха, духа самости, то он идет против своего естества, против закона совести. Поэтому-то мучается и страдает.
Любой человек на земле, – в том числе и тот, который совершенно не знает письменного закона Божия, – имеет внутри себя закон Бога, написанный в его естестве Богом, при сотворении человека.
«Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:13-15). Под понятием «по природе законное» или «дело закона» разумеется совесть, которая как говорят Св.Отцы есть как бы голос Божий или некий отблеск Божества в человеке. Итак, «дело закона» Божия «написано в сердцах» у всех людей, в том числе и у язычников, то есть сама суть заповедей Божиих находится в душе каждого человека. И это есть совесть, которая все время напоминает человеку об исполнении самой сути заповедей Божиих, — об этом «свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:13-15).
И кто прислушивается к голосу совести и старается ее не попирать, тот исполняет саму суть закона Божия, который Бог заложил в человека, при его сотворении. В этом и явилось промышление Божие о всех людях, в том числе и о тех, которые никогда не слышали проповеди о Христе, или слышали ее в извращенном виде, – они будут судиться по закону совести. Ибо совесть говорит то же самое, что и Св.Писание. Она хочет того же, чего хочет и воля Божия.
Это есть свидетельство любви Бога к всякому человеку, и желание Божие всех спасти. Ибо Бог во всех людей заложил возможность придти к спасению, через посредство дара совести, которую он вложил в человека, при сотворении, и которая является как бы голосом Божиим в человеке, призывающим не попирать совесть, а удовлетворять ее.
Когда человек живет по страстям, то голос совести в нем слабый, еле слышимый. Но если он начнет прислушиваться к этому слабому голосу и поступать в соответствии с ним, — в том малом на что она указывает в его жизни, — то он начнет в нем становиться сильнее. И чем более он будет удовлетворять свою совесть, тем более голос ее будет усиливаться в душе.
Самооправдание, которое человек ищет внутри себя, когда поступает по страсти, – это и есть оправдание своего духа самости перед совестью, которая есть неподкупный судья. Этот судья никогда не будет удовлетворен, пока человек не поступит в согласии с совестью, в согласии с волей Божией, в данный конкретный момент времени, при определенных жизненных обстоятельствах.
Вечные угрызения совести – это и есть тот червь неусыпающий, который вечно будет грызть человека. Совесть, наша природа, естество, будет требовать себе удовлетворения, но так как человек пошел по пути первородного греха, против совести в своей жизни, разжигая в себе страсти, то он не сможет ее удовлетворить. По этой причине она и будет его мучить, вечно.
Адские муки сокрыты в нашем естестве. Неудовлетворенная совесть, природа нашего естества, будет вечно требовать себе удовлетворения, но так как человек избрал первородный грех, страсти, и в этом окончательно утвердился, то совесть, природа нашего естества будут оставаться неудовлетворенными. Поэтому человек и будет вечно мучиться и страдать. То есть по причине того, что он не удовлетворил свое естество, совесть, каким сотворил его Бог.
Первородный грех (дух самости) и совесть, – это два врага в человеке, которые никогда не примирятся. А посредине, между ними, находится свободное произволение человека, которое, имея разумно-свободную самостоятельность, может свободно выбирать между тем и этим. Но только удовлетворение совести естественно человеку, по природе, и приносит в душу человека истинный мир, умиротворенность и душевный покой, вводит человека в общение с Богом, от Которого подается душе человека — вечное блаженство, по благодати.
А удовлетворение первородного греха (духа самости) неестественно человеку, по природе, и приносит в душу разлад и душевные мучения. Так как, человеческое естество, каким его сотворил Бог, никогда не согласится с первородным грехом. Отсюда мука и страдание в вечности, если человек остался одержим какою-либо страстью. Ибо страсть разлучает человека с Богом, и является адом для души человека.