Оглавление:
Церковь и церковная организация. Сохранение предания и своя вера
Искушение нашего времени — исчезновение правильно-проходимой борьбы со страстями и внутренней духовной жизни, подмена ее фарисейством и законничеством. Верность духу Христову, и возможность приступать к Таинствам
Церковь и церковная организация. Сохранение предания и своя вера
Аноним: Если можно спасаться вне церковных организаций, то зачем тогда Христос взял учеников — апостолов?
О.Серафим: Цель Христовых учеников была не собрание всех в церковную организацию. Это чисто папистский подход. А донесение до людей проповеди о Христе и спасении.
Это странный вывод, что ученики бывают только для создания организации. Да и Христос нигде не говорил о том, что Он собрал учеников для того, чтобы они создавали организацию. Это чисто земной подход.
Христос же, когда ему пытались навязать власть в земных организациях, говорил, что «Царство Мое не от мира сего» (Иоан.18:36). А какое Царство Христа, которое не от мира сего, и в котором Он царствует? — Это и есть Церковь, глава и царь которой есть Христос. Вот оно свидетельство Самого Христа о том, что Церковь, которая есть царство Христа, в котором Он царствует, — «не от мира сего» (Иоан.18:36).
Аноним: «…и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Матф.16:18)
Церковь – духовное родство, подобное тянется к подобному. Отсюда и возникает организация. А иначе, что не голова, то своя вера – протестантизм. Только в организации вероятность сохранения предания наиболее высока. Дух – на духовных. Церковь создана Христом и Св.Духом и как организация и как родство по Духу. Когда же происходит подмена цели в организации, Св.Дух отходит, Церковь превращается в организацию людей заблуждающихся (прелесть, католицизм), либо в бардак (протестантизм) и разваливается. Всё скрепляется духом! Поэтому, МП это Церковь.
О.Серафим: Естественно, что все скрепляется духом. Но дух бывает разный. Можно скрепить все духом, да не тем. Когда люди идут по пути духовной прелести, то у них тоже все скрепляется духом, но только это дух чуждый, бесовский.
У вас неправильное понятие о предании. Понятие чисто внешнее, фарисейское, юридическое, в котором преданием называется сохранение буквы, внешней традиции.
«Человеческое слово есть только знак, более или менее условный, смысл которого изменяется, не только по языкам, наречиям и эпохам, но и по мере развития науки и умственной жизни людей в вещах человеческих. И Церковь унаследовала от блаженных апостолов не слова, а наследие внутренней жизни, наследие мысли невыразимой и однако постоянно стремящейся выразиться. Слово Церкви изменяется во свидетельство бесконечности идеи: иначе это слово было бы не более как вещественным отголоском, звучащим из века в век, но ничего не выражающим, кроме разве бесплодности и вялости умственного труда или даже полного его отсутствия» (Русский богослов Алексей Хомяков, «Истинная Христова Церковь»).
А сохранение Предания как раз и состоит в сохранении верности Христу, через посредство жизни в духе Христовом.
Ведь не только у протестантов, как вы говорите, в головах своя вера; но и у католиков, которые в одной церковной организации, в головах тоже своя вера.
Своя вера возникает не от того, что кто-то не в церковной организации (которую большинство признает за правильную), а от самомнения, от духа самости и гордыни, по причине отсутствия правильно-проходимой борьбы со страстями и внутренней духовной жизни. Дух который идет против воли Бога (а не против воли большинства или иерархии), в определенный период времени, при конкретных жизненных обстоятельствах, и называется духом самости и гордыни, из которого и рождается своя вера, то есть чувство веры соединенное с духом самости и гордыни. И любая церковная организация не застрахована от того, что у них в головах может оказаться своя вера, а не Христова.
Своя у кого в голове вера или Христова определяется не от большинства, организации, иерархии и т.п., а от сохранения верности Христу, в настрое духа. И где эта верность хранится, там и есть вера Христова. А где этой верности нет, там – своя вера.
Воля большинства, воля иерархии и воля Божия – это не одно и то же. Эти воли могут совпадать, а могут быть и совершенно противоположными. Если воля большинства и иерархии совпадает с волей Божией, тогда они выражают Ее. А если их воля не совпадает с волей Божией, тогда они идут против воли Бога, – идут путем своей воли, и в головах у них своя вера, то есть вера основанная на духе самости и гордыни. И кто за таковыми пойдет, веруя в непогрешимость большинства и иерархии, тот пойдет против воли Бога, и в голове у него окажется своя вера. То есть вера, которая основана на духе самости и гордыни, которая есть самоуверенность, воспринимаемая за веру истинную. Такая вера может привести только к антихристу.
***
Подмена цели организации как раз и происходит через то, что теряется верность духу Христову. Эта подмена и произошла в Московской Патриархии, которая ради сохранения организации, потеряла верность Христу. И таким образом, – цель подменилась.
Организация – это средство, но не цель. Вначале верность духу Христову, а потом организация. Но если кто-то не видит этой подмены, которая произошла в МП, то он свидетельствует о себе, что он еще духовно-слепой.
Вы сами себе противоречите, когда говорите, что Христос создал Церковь и как организацию. И тут же говорите, что если в церковной организации происходит подмена цели, то эта церковная организация превращается в организацию людей заблуждающихся, т.е. в лже-церковь.
Но если Церковь одновременно является организацией, которую создал Христос, то как тогда организация, которую создал Христос, перестает быть Церковью и становится еретической, отступнической церковной организацией?
Если церковная организация – это Церковь, которую создал Христос, то тогда почему эта организация разделилась на великое множество церковных организаций? Ведь Церковь не может же разделяться, так как она одна, как говорится в Символе веры: Верую во Единую… Церковь?
И тогда, которая из этих церковных организаций является Церковью? Или так как они церковные организации, – а Церковь, как вы говорите есть и церковная организация, – то они все тогда называются Церковью, потому что каждая из них есть церковная организация?
Ну а если вы говорите, что все эти церковные организации отпали от Церкви, и уже не есть Церковь, то тогда выходит, что церковная организация может быть, а Церкви может и не быть. Да и как вы определите, которая из этих церковных организаций была Церковью, в свой период времени?
А если церковная организация может быть, а Церкви может и не быть. То значит, Церковь – это не церковная организация, а что-то иное. И если какая-то церковная организация сегодня была Церковью, а спустя какое-то время перестала Ей быть, по причине своего отступничества, тогда куда же делась Церковь из этой церковной организации? И что тогда такое Церковь, если она может в одной церковной организации оставаться, а другую покидать?
И если церковная организация есть сама по себе Церковь, которую основал Христос, тогда все принадлежащие к этой церковной организации, автоматически становятся членами Церкви. И тогда не надо никакой борьбы со своими страстями, за чистоту своих чувств, не нужна тогда и сердечная чистота. Ибо достаточно только чисто внешне принадлежать к правильной церковной организации, и ты уже в Церкви, ты член Тела Христова. Ибо как вы говорите, что церковная организация – это и есть Церковь, которую основал Христос.
Но разве можем мы сказать, что все принадлежащие к правильной церковной организации, за всю прошедшую историю, автоматически оказывались в Церкви, которую основал Христос? И что сейчас, в наше время, все внешне принадлежащие к правильной церковной организации (по вашему к МП), автоматически становятся членами Церкви, в том числе и все вип-персоны, которые стоят со свечками в храме Христа спасителя, на всех особо торжественных службах.
Ну а если вы скажете, что нераскаянные грешники, конечно же не принадлежат к Церкви. Тогда получается, что они могут чисто внешне принадлежать к правильной церковной организации, а к Церкви не принадлежать. Отсюда вывод: выходит то, что можно принадлежать к правильной церковной организации, а к Церкви не принадлежать. Тогда получается, что церковная организация – это не Церковь, так как в ней можно быть, а в Церкви можно и не быть. А что же тогда такое Церковь?
Наверное тогда, что-то иное, но не церковная организация и всё ей внешне принадлежащее.
А чего же нет у нераскаянных грешников, которые оказываются вне Церкви, хотя при этом, могут и принадлежать к правильной церковной организации. У них нет Божественной искупительной и спасительной благодати, которая дарована была миру через Христа, принесшего себя в жертву за грехи всего рода человеческого.
А что есть у раскаявшихся грешников, которые становятся членами Церкви, по причине своего истинного раскаяния? – Бог дает им эту спасительную Благодать.
Отсюда и вывод: когда спасительная Благодать есть, тогда есть и Церковь; а когда Ее нет, тогда нет и Церкви, хотя бы при этом и была церковная организация. Значит Церковь – это не церковная организация. А Церковь – это «Благодать Божия, которая и есть, собственно, предмет веры в Церковь» (Православный катехизис, п.252). И те люди, которые носят в своих сердцах эту спасительную Благодать, и пребывают в Церкви, являются членами Тела Христова.
Церковная организация – это следствие законов природы человеческого общества. Христу не было нужды в создании церковной организации, т.к. где будет общество людей, там неизбежно будут создаваться организации. В том числе и церковные. Это просто вытекает из природы естества человеческого, в человеческом обществе. Поэтому, церковные организации образовались как следствие природных законов человеческого общества. Так было всегда, в любых народах, при любой вере. Так всегда, в любой религии есть начальники и подначальники, обряды и традиции. Все это в итоге и образует церковную организацию.
Но многие получили спасение и не имея никакой церковной организации; пример тому, мученики, пустынники, подвижники, которые просто исповедовали свою веру во Христа, своею жизнью, не принадлежа ни к какой церковной организации. Принадлежность к церковной организации тогда имеет свой смысл, когда эта организация хранит верность Христу, в своем общем пути и направлении. Но если эта верность попирается, тогда такая церковная организация начинает служить антихристу.
Организации могут быть маленькими, совсем маленькими, средними и большими.
Истинность той или иной церковной организации познается из сохранения верности духу Христову, в общем пути и направлении данной церковной организации. Но чтобы стать членом Церкви, каждый должен, в своей личной жизни, приобрести и сохранить эту верность духу Христову.
Отсюда и вывод: Христос не создавал никакой церковной организации. Он как Бог, через свою крестную смерть, даровал миру дар Божественной спасительной благодати, которая и является предметом нашей веры в Церковь. Вот эту-то Божественную спасительную благодать, – в сердцах тех, кто будет бороться за чистоту своих чувств, и в этой борьбе приносить Богу дух сокрушенный и смиренный, – «врата ада не одолеют» (Мф.16:18), до скончания века.
Ибо всегда, до скончания века, на земле, будут те люди, которые будут стремиться к борьбе за чистоту своих чувств, к истинному удовлетворению своей совести, к правильно-проходимой борьбе со страстями и внутренней духовной жизни, к истинному покаянию перед Богом. И вот в их-то сердцах, «врата ада не одолеют» (Мф.16:18) того дара спасительной Благодати, Которую даровал миру Христос. И таким образом, Церковь сохранится до Второго пришествия Христа, в сердцах тех, кто будет хранить верность духу Христову.
Искушение нашего времени — исчезновение правильно-проходимой борьбы со страстями и внутренней духовной жизни, подмена ее фарисейством и законничеством. Верность духу Христову, и возможность приступать к Таинствам
Аноним: У меня вопрос к Вам по поводу современных истинно-православных церковных организаций. Дело в том, что некоторое время назад я нашел церковную организацию, отвергающую МП и непринимающую экуменизм. Вроде бы все «правильно», с точки зрения буквы закона. Но после просмотра Ваших видео бесед и чтения материалов на сайте стал обращать внимание на отношение священства в этой церковной организации к правильно проводимой внутренней жизни. И к сожалению заметил, что основной упор делается на служение в храме (т.е. исполнение обрядов), неизменность канонов (об этой теме было много Вами написано, за что, огромное спасибо!), приверженность традициям (служение на церковно-славянском языке) и т.д., а по поводу того, как бороться со страстями и как проводить жизнь в современном обществе, практически ничего не говорится. Появляется ощущение, что для спасения души нужно посещать храм и все. Вопрос мой состоит в том, что я не знаю, как мне поступить в этом случае. Следует ли мне продолжать ходить в этот храм для причащения Святых Таин? Как вообще в этом случае лучше поступить? Я живу в Москве, и такое ощущение, что церковных организаций, могущих наставить на правильную внутреннюю жизнь и борьбу со страстями совсем не осталось. Как Вы и говорили в видео-беседах: искушение нашего времени – исчезновение правильно проходимой внутренней жизни. Вот и получается, что те церковные организации, которые вроде бы миновали сергианство и экуменизм уловляются на новое искушение.
О.Серафим: Да, так оно и есть: самое главное искушение нашего времени – это исчезновение правильно-проходимой борьбы со страстями и внутренней духовной жизни. То есть, она практически исчезла, и ее, как говорится, «днем с огнем» не найти. В результате этого, повсюду насаждается обрядоверие, фарисейство и законничество, которые выдаются за христианство, за православие. В итоге, правильно-проходимая борьба со страстями и внутренняя духовная жизнь подменяется магией, которая не понимается людьми, по причине стремления общества к обрядоверию и внешней праведности, фарисейству и законничеству. Этот дух, в итоге, и приведет всех к антихристу.
Из этого настроя духа, по пророчествам Св.Отцов, и выйдет антихрист: «Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные; но все это только видимость, внутри же отступление истинное. На этой же почве народится антихрист и вырастет в том же духе видимости, без существа дела» (свт.Феофан Затворник, «Толк. на послания ап.Павла», 2Сол.2). Как мы видим из пророчества свт.Феофана, — антихрист народится на почве внешней видимости благочестия, но «без существа дела», то есть, будет всеобщее стремление к внешнему благочестию, основанное на духе самости и гордыни.
Если туда ходить просто для Причастия, то это будет то же самое магическое отношение к Таинствам. В результате будет получаться топтание своей совести, под лукавыми, благовидными предлогами. Если человек видит, что церковная организация идет, в общем своем направлении, путем фарисейства и законничества, путем обрядоверия и ложной духовности, то приступая к Таинствам, в этой церковной организации, он наступает на свою совесть, и встает на путь сжигания ее. Различные самооправдания при этом, – это лукавые благовидные предлоги, со ссылками на Св.Писание и Предание. Человек, поставляя целью дух само-утверждения, не видит того, что он приводит все эти самооправдания, не к месту, не к времени. И таким образом, закрывает себе путь к покаянию и воспитанию в себе духа сокрушенного и смиренного перед Богом.
Церковь, в лице своих духовных наставников, и должна содействовать воспитанию верного душевного настроя, спасительного. А если духовные наставники не учат этому народ, тогда все обращается в магию, по причине исчезновения правильно-проходимой борьбы со страстями и внутренней духовной жизни. Тогда все церковные средства, обряды, внешнее приступание к Таинствам, внешне-церковное благочестие, становятся средствами для духа само-утверждения, и начинают содействовать воспитанию духа самости и гордыни. Так образуется религия антихристова, в которой все должно как бы походить на истину, но за всем этим дух не тот, – дух антихристов.
Антихрист – значит вместо Христа, то есть он должен во всем походить на Христа, для удобнейшего обольщения, «если возможно, и избранных» (Матф.24:24). Так и его религия, – во всем должна походить на истину, для удобнейшего обольщения народных масс. Вот это сейчас и происходит: апостасия, всеобщее отступление от духа Христова. А «если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). – Дух сокрушенный и смиренный, опытное познание своей немощи, в борьбе со своими страстями, подменены и еще более подменяются духом самости и гордыни, духом само-утверждения. Вот так постепенно нарождается религия антихристова, в сердцах человеческих, в настрое их духа.
Каждому периоду времени свое искушение, – когда было искушение арианством, тогда не было монофелитства или иконоборчества; когда было сергианство, тогда еще не было такого искушения экуменизмом. И если кто-то не принял, в свое время, арианство, но попал в монофелитство или иконоборчество, то он уловился искушением своего периода времени, по причине духовной слепоты. И если кто-то миновал сергианство, но вошел в экуменизм, то он уловился на следующее искушение.
А на сегодняшний момент времени, сергианство и экуменизм, – это искушения прошедшего периода времени. Главное, сейчас, – это исчезновение правильно-проходимой борьбы со страстями и внутренней духовной жизни, и подмена ее фарисейством и законничеством. Поэтому, в наше время, недостаточно того, что кто-то не признает сергианство и экуменизм. Так как, если у них нет правильно-проходимой борьбы со страстями и внутренней духовной жизни, а процветает фарисейство, обрядоверие и законничество, то это свидетельство отсутствия духа Христова, в этих церковных организациях, общинах, и подмена его духом антихристовым. Такая подмена происходит и в современных ипц-шных церковных организациях.
Ведь все отступления, которые были в истории Церкви, – были погибельными потому, что они отступали от духа Христова, впадали в самообольщение и духовную прелесть. И в итоге заражались духом антихристовым. «Постоянная греховная жизнь есть постоянное отречение от Христа, если б оно и не произносилось языком и устами» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.4, Беседа в неделю 13-ю).
Поэтому главное, – это не отступить от духа Христова, каждому, в его личной жизни. А это возможно только через посредство правильно-проходимой борьбы со страстями и внутренней духовной жизни, направленной на борьбу за чистоту своих чувств и удовлетворение совести, в повседневной жизни, направленной на воспитание и приобретение истинных плодов духа. И самые первые чувства и настрой души, которые должны быть положены в основание внутренней духовной жизни, для приобретения всех остальных плодов духа, – это дух сокрушенный и смиренный перед Богом.
Аноним: Вот цитата из пророчеств прп. Лаврентия Черниговского. Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет, так как там не будет приноситься Бескровная Жертва Иисуса Христа. Поймите: церкви-то будут, но православному христианину нельзя будет их посещать, так как там будет все «сатанинское сборище» (Апок. 2;9)! Еще раз повторяю, что ходить в те храмы нельзя будет: благодати в них не будет!
Получается для участия в Таинствах можно посещать любой православный храм, особенно при неимении выбора?
О.Серафим: А зачем туда ходить? Какой в этом смысл? Разве человек спасается оттого, что он ходит в какой-то храм? — Это получается уже обрядоверие.
Какой смысл посещать эти храмы, если сказано, что Благодати в них не будет?
Православие – это значит правильно славить Бога, то есть в верном настрое души. А если там не воспитывают этот правильный настрой души, а заводят в состояние духовной прелести, значит православия там никакого нет. А есть только одна оболочка, за которой дух антихристов. Зачем соучаствовать в этом духе?
Вот примеры сохранения верности духу Христову, из церковного предания: «Изгнав сего святого архиерея с престола церкви Эдесской, нечестивый царь возвел вместо него волка, — именем и нравом; ибо того суетного архиерея звали Лупус, что значит «волк». И, таким образом, вместо истинного пастыря в стадо Христово вошел волк хищный в овечьей одежде архиерейства.
Православный же народ Эдесский не хотел вступать в общение с тем лжепастырем, еретиком, как мерзости запустения, настоятельствовавшем на месте святом, — в церкви; посему правоверные граждане города того выходили из города в поле, собирались на открытом месте и совершали здесь служение Богу, как в храме; ибо ни один храм не был отдан в распоряжение правоверных. Но все храмы были затворены для них и всеми славнейшими храмами завладели ариане, согласно приказанию царскому» (Свт. Димитрий Ростовский, «Жития святых», 25 августа «Память святых исповедников Христовых пострадавших в Эдессе от ариан»).
«Таким образом, Македоний опять сделался патриархом Константинопольским и много еще зла причинил Церкви Божией, преследуя и истребляя православных. Имея себе сильную опору в лице епарха Филиппа, он низверг многих православных епископов и заменил их арианами и, подвергая различным мучениям, погубил множество лиц, нежелавших иметь с ним церковное общение, причем не щадил и женщин. По его приказанию одним — отрывали от грудей сосцы, другим, разжавши рот железом, насильно вливали арианское причастие, третьим отрезали носы и уши, иных клеймили огнем, — словом, кровь православных лилась беспощадно. В это именно время ариане усекли мечем двух клириков, Маркиана и Мартирия, бывших нотариями блаженного Павла и поборниками православия. Мучительства Македония простерлись даже на Пафлагонию. Узнав, что там находится множество православных, он послал туда три вооруженных отряда солдат, для того, чтобы они мечем принудили православных к единению с арианами. Жители города Мантины, услыхав о приближении войска, захватили с собою: кто — топор, кто — косу, а кто — и просто колья, собрались вместе и вышли против приближающихся; произошла междоусобная схватка, в которой пало множество людей с обеих сторон. В этом кровопролитии виновен был опять никто иной, как Македоний». (Свт. Димитрий Ростовский, «Жития святых», 6 ноября, «свт. Павла Исповедника Константинопольского»).
Вот христиане, которые желают сохранять верность духу Христову, не идут на молитву в те храмы, которые оказались в руках у отступников. И предпочитают собираться на общую молитву в поле, или по домам, или вообще идти в ссылку, на рудники, чтобы никогда не иметь храма и внешней возможности приступать к Таинствам. Они не желают принимать Причастия от отступников, даже под угрозою смерти. Верность духу Христову, сохранение чистоты совести и чувств, они поставляют превыше всего. Ибо от этого зависит спасение души человека. А все остальное, без этого, в том числе и Причастие, приведет только к погибели души.