1. /
  2. Церковь и Истина
  3. /
  4. О делах ради Христа...

О делах ради Христа и совершении добродетелей

Аноним:  Батюшка, вот, мой брат говорит, что спастись могут те, кто будет творить добродетель ради Христа, и от того, кто не крещен (имеется ввиду в церк. организации), а также тот, кто не имеет понятия (рассудочного) о Христе, тот и творить дела не может ради Него, а значит и стяжевать Дух Святый, а последнее (стяжание) есть смысл жизни человека по слову преп. Серафима Саровского. Объясните, пожалуйста, о том, что такое по сути творить добродетель ради Христа.

О.Серафим:  Что такое делать дела ради Христа? Это не то означает, что если я в уме считаю, что я ради Христа делаю то или иное дело, то значит оно становится ради Христа; или же, раз я имею правильные рассудочные понятия о Христе, то это значит, что все мои дела автоматически становятся ради Христа. Такое понятие вводит человека в заблуждение, в состояние иллюзии и самообмана, так как человек, не меняя настроя своего духа через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни в борьбе со своими страстями, вменяет себе свои знания, и надеется на то, что Бог должен спасти его: за то, что он имеет правильные знания о Христе; или за то, что он имеет в уме мысль, что он делает это ради Христа; или за то, что он принадлежит к правильной церковной организации; или за то, что он делает добрые дела. Но это уже, – вменение себе всего этого, сидение на ощущении своей правильности и праведности, дух самоутверждения. И тогда у такого человека настрой духа вместо сокрушенного и смиренного, – ощущающего себя недостойным грешником, надеющимся только милость Божию, – становится самоуверенным и самонадеянным: что Господь, мол, обязан подать ему благодать Духа Святого, потому что он делает все по правильному, исполняет то, что заповедал Господь.

И тогда такой человек делая добро по естеству, поступая как бы по заповедям Божиим, через посредство этого делания, начинает ощущать свою правильность и праведность. А это и есть дух самоутверждения. И таким образом, он возгревает в себе дух самости и гордыни, и заходит в состояние самообольщения и духовной прелести. И думая что он идет к Богу, на самом деле в реальности уходит от Него. Вот так и воспитываются типичные фарисеи, которые в свое время распяли Христа, и в конце времен приведут весь мир к антихристу.

Но ради Христа дело делается только тогда, когда оно совершается в духе сокрушенном и смиренном перед Богом, в добродетельных душевных чувствах. Когда человек не вменяет этого дела себе, по настрою своего духа. То есть понуждает себя к добродетели, которая у Святых Отцов называется – невменение себе.

«Сын мой! прежде всего не вменяй себе ничего: из невменяемости рождается смирение (преп.Антоний Великий).
Невменяемость, по учению Отцов, состоит в том, чтобы не признавать себя имеющим какую-либо добродетель и какое-либо достоинство. Признание за собою добродетелей и достоинств есть пагубное самообольщение, называемое святыми Отцами мнением. Мнение отчуждает человеков, зараженных им, от Искупителя» (свт. Игнатий Брянчанинов, Отечник, «Повести из жития старцев, преимущественно египетских», п.82).

Те, которые в настрое своего духа вменяют себе свои дела, свою деятельность, свою веру или борьбу со страстями, считая на уровне умовом, рассудочном, что они делают их ради Христа, находятся вот в таком душевном состоянии: ««Те, которые не вменили себя должниками всякой заповеди Христовой, чтут Закон Божий телесно, не разумея ни того, что говорят, ни того, на чем основываются, потому и думают исполнить его делами» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.34). Из слов преподобного отца явствует, что признающий за собою какое-либо доброе дело, находится в состоянии самообольщения. Это состояние самообольщения служит основанием бесовской прелести» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.11). Здесь, у Св.Отцов, идет речь не просто об умовом, рассудочном признании, а о настрое духа, который вменяет свое делание себе, через посредство ощущения своей правильности и праведности, духа самоутверждения.

То есть, ради Христа делаемое дело – это тогда, когда человек творит его, но при этом считает, что у него нет истинной добродетели и дел, совершаемых ради Христа. И он не просто на уровне умовом, рассудочном только так считает, но и старается так ощутить, в настрое своего духа, содержа себя в духе сокрушенном и смиренном перед Богом. Это и называется у Святых Отцов невменение себе своего доброделания.

То есть, признаком правильного прохождения доброделания, непрелестного, является вот такой вот настрой духа: «Раб Божий, исполняя евангельские заповеди, более и более открывает в себе страсти и в то время, как благодать Святого Духа образует в нем блаженные духовные состояния, нищету духа, плач, кротость, милость, целомудрие, духовный разум, он признает себя грешником из грешников, не сделавшим никакого добра, виновным в бесчисленных согрешениях, достойным вечной муки в геенне огненной за непрестанное нарушение заповедей Божиих» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).

То есть, как видим, по святоотеческому учению, речь идет не просто об умовых, рассудочных понятиях,  а о настрое духа, который образуют добродетельные чувства. Правильные умовые, рассудочные понятия могут содействовать воспитанию добродетельного настроя духа, при условии, если человек понуждает себя к добродетельным чувствам, в процессе своей жизни, в ежедневных искушениях и доброделании. А если этого нет, то правильный настрой духа не может образоваться в человеке, сам по себе, без понуждения себя к добродетельным чувствам. Ибо как сказал Христос, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12). Это и есть благодать Духа Святого, которую необходимо стяжевать внутри себя, через посредство понуждения себя к добродетельным чувствам, во искушениях с нами приключающихся, и при всяком нашем делании.

Оставьте комментарий