1. /
  2. Страшный суд
  3. /
  4. Приговор на Страшном суде

Приговор на Страшном суде

О.Серафим: Преподобный Ефрем Сирин пишет, что на Страшном Суде некоторые будут оправдываться: что вот, мол, люди, обстоятельства, события – мешали мне спасаться. А перед ними поставят таких же: которых окружали такие же люди, обстоятельства, события, а то и хуже, – но они спаслись. Те опять станут оправдываться: что нет, мол, у них все-таки, не так было. Но на деле, причина одна – наше нежелание (свт. И. Златоуст).

Люди, по причине того, что не хотят разрывать сочувствия к духу самости и гордыни, ищут самооправдания, выкручиваются по навыку, по привычке, так как во время земной жизни научились всему этому. Но на Страшном Суде – не выкрутишься. Да и само твое самооправдание обличит и осудит тебя, являя то, что ты не воспитал духа сокрушенного и смиренного, и не поимел его даже под конец своей жизни. Тебе там скажут точное определение: «раб лукавый и ленивый», свяжите ему руки и ноги, и бросьте его туда, где «плач и скрежет зубов». Сам Господь! определил причину нашего осуждения – леность и лукавство. Когда окажешься в аду, то там уже не выкрутишься, и помощи ни от кого не допросишься, и справедливости своей не установишь.

Сам Господь наш Иисус Христос, во святом Евангелии, говорит, что там будет «плач и скрежет зубов». Отчего это так? От твоего несогласия, – что тебя, мол, ни за что, ни про что, поместили во ад: отсюда – отчаяние, т. е. «плач». А оттого, что уже ничего не исправишь – бессильная злоба – «скрежет зубов»; и это! – бесконечно. На земле! и то, от злобы – тяжко на душе; а там! – на много еще тяжелее будет. – Поместят тебя туда, где все такие же, в таком же настрое духа как и ты, и пожаловаться, доказать свою «правоту» будет некому; и там останешься – навечно!

Суд нелицеприятный – не взирает ни на какие лица. На земле-то мы привыкли уже: деньги есть, знакомства, связи – можно выкрутиться. Ты привык уже по жизни так, а на Страшном Суде – всего этого уже не окажется. Скажут – отвечай; и деньгами уже не откупишься – они уже не твои, да никогда, впрочем, и не были твоими, – ничто не поможет: ни знакомства, ни слава, ни власть, – всё это временное явление. Всё земное поблекнет, как не существующее, и оправдает тебя только одна истинная, настоящая добродетель: смирение, терпение, незлобие, любовь, стояние в правде и истине, милосердие, душевная простота, и т. п. – только ими и можем оправдаться.

Поэтому всегда говорю и призываю вас к тому, чтобы вы приобретали истинную добродетель, истинное смирение перед Богом, для того, чтобы оправдаться в день Страшного Суда. Только наше нежелание явится причиною осуждения нас на Страшном Суде.

Там не помогут оправдания: что, мол, были затруднительные обстоятельства и прочее. А мученики? Какие у них были обстоятельства? Ты же читал житие великомучениц Варвары, Екатерины. Святой великомученице Екатерине положили с одной стороны все блага земные, а с другой орудия пыток, и она, не раздумывая, выбрала орудия пыток. За ее решимость и самоотвержение Господь дал ей такую мудрость по Благодати, что она переспорила всех языческих мудрецов, доказала всю их неправоту и через это обратила их и многих других ко Христу. За это ее до сих пор прославляет весь христианский, православный мир.

И у нас есть такая возможность – терпеть ради Христа: нас оскорбляют, обижают, делают не так, как нам хочется, – вот и смиряйся, Господа благодари. Так поступали все святые мученики – выбирали лучшее. Положи с одной стороны земную жизнь, ради удовлетворения страстей, духа самости и гордыни, а с другой – небесную. Что лучше? Конечно, небесная. Разумный! – выберет лучшее. Что же мы тогда из себя представляем, если выбираем свои страсти, первородный грех? Чтобы выбрать небесное, каждый день отвергай в себе дух самости и гордыни, борись со своими страстями.