1. /
  2. Монашество и соблазны
  3. /
  4. О самости-гордости и естественной...

О самости-гордости и естественной похоти

Оглавление:
  О самости и естественной похоти. О грубой физической плоти, данной Богом после грехопадения. О естественном влечении в теле к противоположному полу и удалении от соблазнов для монашествующих. О страсти
  Отношение к супружескому совокуплению как к греху и антихристово монашество
  Немощи тела и похоть плоти — для усмирения гордыни


О самости-гордости и естественной похоти. О грубой физической плоти, данной Богом после грехопадения. О естественном влечении в теле к противоположному полу и удалении от соблазнов для монашествующих. О страсти

Аноним:  Благодарю за пояснения и развитие тематики «Душа, и её природа…». 
Однако, говоря о земной жизни Нынешнего века, самость приобретает принадлежность к «парадоксальности» нынешнего бытия, — с понятием, связанным с Благостью и Мудростью Божией.
Мудрость Божия использует козни, порчи и даже отступления (и последствия: дух самости, страсти) в определённой степени, для развития души человека и определённой эволюции человечества. 
Если бы не было самости и страстей, как следствие Грехопадения, то человечество прекратило бы существование, то есть размножение людей прекратилось бы (а так же и материальный прогресс, материально-вещественное развитие, которое так же есть средство для воспитания души человека. Страсти и самости служат, в определённой степени, для размножения человечества.
Без первородного греха (самости) человечество возжелало бы исключительно иноческий образ жизни. То есть Божия Мудрость использует, ни сколько не поощряя зло, и не нарушая свободу воли, самость для определённого процесса образования «Божией семьи», при рождении души человека свыше. 
Самость, видимо, связано и с понятием «инстинкты»: инстинкт размножения, инстинкт самосохранения. Хотя, понятно, инстинкты связаны и просто с сущностью природы человека.
Говоря о «согласии с волей Божией», так же, видимо, следует обозначить понятие «интуиция». Следует ли прислушиваться к интуиции? Ведь интуиция порой сигнализирует душе об опасностях, например, житейского характера или о нарушениях нравственных принципов. Видимо интуиция, в определённой степени, связана с понятием Дух Божий, Промысел.

О.Серафим:  Страсти и самость-гордость (первородный грех) являются грехом, но они не являются причиною размножения. Причиною размножения является Божие повеление, Божие благословение. Св.Писание об этом говорит так: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:27-28). Вот это Божие благословение и действует в людях, в их грубой физической плоти, через посредство влечения к противоположному полу. Это влечение к противоположному полу не есть проявление духа самости и страстей, первородного греха, а есть проявление естественного закона, который вложил Бог в природу естества человеческого, в наше грубое физическое тело. Но проявилось оно только после грехопадения, потому что после этого только Бог дал людям эту грубую физическую плоть, подобную плоти животных.

После грехопадения и при изгнании из рая, человеку были даны кожаные одежды: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт.3:21); которые и являются нашею грубою физическою плотью, как об этом и говорят Святые Отцы: «Человек… облекся в смертность, то есть в смертную и грубую плоть, – ибо это означает облачение в кожи (Быт. 3:21), по праведному суду Божию был изгнан из рая, осужден на смерть и сделался подвластным тлению» (преп.Иоанн Дамаскин, «Точное изложение прав.веры», кн.3, гл.1).

«Но поскольку нетленный Сын создал Своего человека с тем, чтобы он приобрел новую славу и, изменив в себе земное в последние дни, как бог, шествовал отсюда к Богу; то и не предоставил его собственной свободе и не связал его совершенно, но, вложив закон в его природу и напечатлев в сердце добрые склонности, поставил среди вечноцветущаго рая, хотя в таком равновесии между добром и злом, что он мог по собственному выбору склониться к тому или другому, однако же чистым от греха и чуждым всякой двуличности. А рай, по моему рассуждению, есть небесная жизнь. В нем-то поставил Бог человека, чтобы он был неослабным делателем Божиих словес. Запретил же ему употребление одного растения, которое было совершеннее других, заключая в себе силу к полному различению добра и зла. Ибо совершенное хорошо для преуспевших, а не для начинающих. Последним оно столько же обременительно, сколько совершенная пища младенцу.
Но когда, по ухищрению завистливого человекоубийцы, вняв убедительности женского слова человек вкусил преждевременно сладкого плода и облекся в кожаные ризы — тяжелую плоть — и стал трупоносцем, потому что смертию Христос положил пределы греху» (свт.Григорий Богослов, т.2, «Песнопения таинственные», Слово 7).

«Адам, повествуется, после преступления облекся в «кожаные ризы» (Быт. 3:21), т.е. в более грубую, смертную и неподатливую плоть; и это мнение мы не от себя сказали, но услышав великаго Отца нашего Василия, говорящего эти слова в комментариях на Исаию» (свт.Марк Эфесский, «Святой Марк Эфесский и Флорентийская Уния», гл. 3).

То есть, грубая физическая плоть появилась не сама по себе у первых людей, как следствие грехопадения, а ее дал Бог человеку. Точно так же смерть и тление, не сами по себе появились, как следствие грехопадения, а их дал Бог людям, по своему Божественному Промыслу о человеке, вложивши их в грубую физическую плоть. Поэтому-то и говорится, что после грехопадения «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт.3:21).

Иными словами, Господь изначально, предвидя падение Адама, предопределил дать ему грубую физическую плоть, подверженную смерти и тлению, подобную плоти животных. Ибо до грехопадения Адам имел тело тонкоматериальное, которое было бессмертным. Но после грехопадения, Господь даровал человеку смертное тело, грубую физическую плоть, для того, чтобы положить предел греху. Так об этом и говорит свт.Григорий Богослов, «смертию Христос положил пределы греху». Ибо если бы люди продолжали оставаться бессмертными, как Адам в Раю, то грехи и страсти человеческие давно бы уже унитожили все человечество, еще перед самым всемирным потопом, когда люди погрязли окончательно во зле.

Так и животных, тоже сотворил Бог, и даровал им такую же грубую физическую плоть, как и у человека. Но при этом животные, имея такую плоть, могут размножаться, подвержены тлению и смерти, но не имеют первородного греха и страстей. И их стремление к размножению исходит не от духа самости и страстей, а от грубой физической плоти, которую им дал Бог, вложивши в нее стремление к противоположному полу и размножению.

То есть, грубая физическая плоть, подобная плоти животных, дана человеку от Бога, после грехопадения, но не сама по себе образовалась, как следствие грехопадения. А Бог не может дать чего-либо греховного, ибо Бог греха не сотворил и не творит, и не дает чего-либо греховного.

А так как Бог дал грубую физическую плоть человеку, после грехопадения, то в ней естественны желания пить, есть, спать и стремление к противоположному полу. Ибо все это и является проявлениями, грубой физической плоти, сотворенной Богом, – проявлениями которые естественны человеку, а не противоестественны. То есть, Бог Сам вложил это стремление к противоположному полу, в грубую физическую плоть, которую Он дал человеку, как Он вложил это желание и во всех животных. Поэтому-то, оно и является естественным. Вот почему Бог, предвидя грехопадение человека, и благословил мужа и жену, говоря «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.1:27-28). Это Божие благословение и действует в грубой физической плоти, которая дана человеку Богом, после грехопадения. Да и разве Бог может благословить на грех, на страсть и самость. Конечно, нет. Поэтому, говорить о том, что стремление к противоположному полу, в человеческой плоти, греховно изначально, и исходит из духа самости, первородного греха, и неестественно человеку, здесь на земле, – это значит хулить Бога, который даровал человеку эту плоть, после грехопадения, вложивши в нее это стремление.

Поэтому-то, Бог и благословил брак, между мужем и женой, чтобы таким образом это телесное стремление к противоположному полу, – заложенное Богом в грубую телесную плоть, которую Он даровал человеку после грехопадения, – находило свое разрешение в законном браке.

В этом состоит Божественное промышление о человеке, при жизни его на земле, ибо Бог предвидел грехопадение человека. И ради жизни человека в этом грубом физическом теле, которое дано ему было Богом, после грехопадения, Господь и сотворил все то, что есть на земле.

«Силы души разделяются на разумные и неразумные. Неразумные силы бывают двух видов. Одни из них непослушны разуму, т.е. не повинуются ему; вторые же послушны и повинуются разуму. Непослушны разуму и не повинуются ему сила животная, называемая еще силою кровообращения, сила произведения семени, или сила рождения, сила растительная, называемая также силой питания; видами этой силы являются сила возрастания и сила образования тел. Все эти силы управляются не разумом, а природою. Послушные же и повинующиеся разуму силы души суть гнев и хотение…
Душевные силы – те, которые зависят от воли, каковы: произвольное движение и способность чувства… Силы же растительные и жизненные не зависят от воли. Растительные силы суть сила питания, сила роста и сила произведения семени. Жизненная сила есть сила кровообращения. Эти силы действуют как тогда, когда мы желаем этого, так и тогда, когда не желаем» (преп.Иоанн Дамаскин, «Точное изложение прав.веры», кн.2, гл.12). То есть, причиною влечения к противоположному полу является образование семени в человеке, которое не зависит от его желания, так как образование семени естественно человеку по причине грубой телесной природы, которую ему дал Бог, после грехопадения.

То же самое происходит и у животных. Разница только в том, что мы имеем душу разумную, посредством которой можем останавливать это хотение, но только вдали от соблазнов. А если посреди соблазнов, — то в браке. «Соединение полов в существующем виде его естественно (падшему естеству). Девство превышеестественно. Следовательно желающий сохранить свое тело в девственности, должен непременно держать его вдали от того тела, соединение с которым требуется естеством. В тела мужчины и женщины вложена невидимая сила, влекущая тело к телу. Приближающийся к женщине непременно подвергается влиянию этой силы. Чем чаще сближение, тем учащеннее, а потому тем сильнее влияние. Чем сильнее влияние, тем слабее делается наше произволение, которым мы намереваемся победить, с Божией помощью, естество» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.42).

Вот свт.Игнатий говорит о том, что здесь на земле, после грехопадения, естественно совокупление между мужем и женой, так как в их тела «вложена невидимая сила», которая и влечет их друг к другу. Кем вложена эта сила, влекущая их друг к другу? – Богом.

Святые подвижники опытным путем познали этот естественный закон, вложенный Богом в грубую физическую плоть, данную человеку, после грехопадения. Вот почему, «Отцы, зная удобопоползновенность человека, не доверяли ни святости своей, ни престарелому возрасту и его неспособности ко греху. Они до конца жизни не переставали удаляться от причин греха: такое удаление есть сильнейшее средство для победы над грехом…
Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов, получает необыкновенную твердость и силу; напротив того, оно, будучи приближено к соблазнам, начинает мало-помалу ослабевать, и наконец совершенно извращается. Так лед на морозе крепнет более и более; но, будучи подвергнут влиянию тепла, тает и исчезает. Братия! подобает нам удалиться от знакомства с женами, особенно близкого, от частых свидания и беседы с ними. Вознамерившиеся победить естество, поймите, что эта победа невозможна, если мы будем подвергать себя непрестанно влиянию естества и возбуждать в себе действие его» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.31 «О чистоте»).
Здесь свт.Игнатий говорит о том, что победа должна быть не просто над блудной страстью, но и над естеством, то есть над естественным законом, который дан от Бога человеку. И что такую победу, законным путем, можно совершить, по дару Благодати, только «вдали от соблазнов».

Поэтому, живущим посреди мира и находящимся перед лицом соблазнов, Богом благословлен законный брак. Таково Божие повеление. Ибо брак «есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе. Выставляя законное совокупление, как оплот, и таким образом удерживая волны похоти, он поставляет и сохраняет нас в великом спокойствии… Брак есть добро, потому что сохраняет мужа в целомудрии…
Ибо когда, перед лицом соблазнов, «высоко поднимется пламень (похоти), то последующее совокупление», с законною супругою, «скоро погашает его» (свт.Иоанн Златоуст, Книга о девстве).

То есть, когда сильно поднимается пламень естественной похоти, перед лицом соблазнов, и сатана начинает искушать, чтобы человек впал в блуд, то, чтобы этого не происходило, Бог, через благословение брака, еще в Раю, дал: мужу – жену, а жене – мужа. И таким образом, естественное влечение, которое Бог вложил в человеческое естество, к противоположному полу, может находить свое разрешение в браке. Поэтому-то цель брака – это не только деторождение, но и погашение естественного пламени похоти, через посредство совокупления между мужем и женой, в законном браке.

«Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: «но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1Кор.7:2). Не сказал: для деторождения. И затем «будьте вместе» (1Кор.7:5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? «чтобы не искушал», говорит, «вас сатана». И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? «но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак» (1Кор.7:9). В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутые цели, но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение – искоренение невоздержания и распутства» (свт.Иоанн Златоуст, Книга о девстве).

Итак, стремление к противоположному полу естественно человеку, так как его вложил Бог в человека, давши ему грубую физическую плоть. И для разрешения этого желания, Бог благословил законный брак.

Поэтому-то, для тех, кто желали проводить безбрачную жизнь (иночество, монашество) было заповедано всеми Св.Отцами, опытно прошедшими этот путь, удаление от соблазнов, потому что «живущему посреди соблазнов невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.30). Для этого святые подвижники уходили из мира, и селились в пустынях, пещерах и лесах, – в местах уединенных, где вообще не было женского пола. А те подвижники, у которых по бесовскому коварству возникала неестественная похоть и к мужскому полу, то они вообще убегали от всех людей, и жили в полном одиночестве, в борьбе со своей извращенной похотью.

Так поступали подвижники, только по той причине, что стремление к противоположному полу естественно человеку, в грубой физической плоти, данной ему от Бога. Чтобы таким образом одержать победу над естественными желаниями, по дару Благодати. Так поступая, они являли, внешне и внутренне, свою немощь и смирение, и только поэтому одерживали победу в этой брани, которая совершается только на основании познания своей немощи и глубокого смирения. Из такого положения, и душевного настроя, и написаны все изречения Св.Отцов, на данную тему. Но ни где у святых подвижников, опытно прошедших свой путь, нет наставлений для иноков и монахов, живущих посреди соблазнов. Ибо это в корне противоречит всей их жизни, так как это новшество последних времен и отступление от жизни и духа тех древних подвижников и Св.Отцов: «По современной нравственности и направлению мира, монастырям, более, нежели когда-либо нужно стоять вдали от мира» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.46). Нарушение этих заветов ведет к полнейшей деградации, что сейчас и наблюдается. Это было сказано свт.Игнатием в середине 19-го столетия. А сейчас, в начале 21-го столетия, о каком монашестве и монастырях может идти речь посреди содомо-гоморских соблазнов.

Именно, по причине нарушения предания Св.Отцов, по этому вопросу, в наше время и образовалось уже содомо-гоморское монашество, с церковными иерархами во главе.

У католиков, по причине всеобщего целибата для священства, находящегося посреди мира, уже давным-давно произошло это растление. Вот к какой деградации ведет пренебрежение естественными законами человеческой природы.

У всех одинаковое естество, – грубая физическая плоть, с естественной похотью, данная Богом, – у монахов, иеромонахов, целибатных (безбрачных) священников, епископов, митрополитов и патриархов. И для всех них действуют непреложные законы телесного естества, когда они живут перед лицом соблазнов: «Живущему посреди соблазнов невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов»; «Благое произволение человека… будучи приближено к соблазнам, начинает мало-помалу ослабевать, и наконец совершенно извращается» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.30; т.1, гл.31). Надо только поверить святым подвижникам и Отцам, которые об этом написали, и не поступать самоуверенно и самонадеянно, по духу самости и гордыни. Ибо последствия такого непослушания словам Святого Духа, говорившего через Св.Отцов, очень горькие, и погибельны для участи вообще всего христианства.

Об инстинктах и интуиции есть здесь.

Аноним:  Благодарю за пояснения. 
Действительно, есть естественное влечение между полами. А так же есть понятие Благословение: сказано «плодитесь и размножайтесь».
Но одно — время до Грехопадения, а другое – ныне. Думаю, без страстей человечество значительно поубавилось бы. Это не означает, что оправдываю страсти. Страсти – это болезнь души и бесовское воздействие.
После Грехопадения естественные чувства порой искажены или расстроены. А так же примешиваются страсти и самость. 
В Царствии Небесном нет ни женитьбы, ни замужества, то есть ангельское житие, хотя человек, как творение и духовный человек Будущего века, отличается от ангелов.
То есть в человека заложено «иноческое» житие. Во времена Православной культуры процветало иночество, и это при благополучных условиях проживания, отдельные дома и т.д.
А при отсутствии страсти устремление к иноческому житию только возросло бы. Поэтому и пишу, что человечество возжелало бы иночества без страстей, самости. 
Понятно, не оправдываю ни страсти, ни самость. Самость и страсти причины греха, разрушений основ жизни и даже природных катастроф.
Главное, чтобы не возникли еретические понятия. Поэтому и публикации. Но не оправдываю себя за неверные или излишне категоричные формулировки.

О.Серафим:  Естественное влечение, естественная похоть, к противоположному полу, это не есть страсть в нравственно-аскетическом понятии. Страстью является только лишь похотное влечение проявляемое не к месту, не к времени или без меры. А причиною естественного влечения является грубая физическая плоть, данная Богом человеку. А Бог греха не творил и страстями человека не наделял. Если бы естественное похотное влечение, к противоположному полу, являлось греховною страстью, в нравственно-аскетическом понимании, то тогда виновником этой греховной страсти оказался бы Бог. Так как это Он вложил это похотное естественное влечение к противоположному полу, и для разрешения его благословил законный брак.

Точно такое же влечение Бог вложил и в тела животных. И при этом, животные вообще не имеют греховных страстей, не имеют греха, так как не имеют души разумной, не имеют сознания и свободного произволения. И если бы влечение к противоположному полу, в животных, являлось греховною страстью, в нравственно-аскетическом понимании, то тогда бы Бог был виновником этих страстей.

Поэтому, называть естественное похотное влечение к противоположному полу, в грубых физических телах, у человека и животных, – страстью, в нравственно-аскетическом понимании, является богохульством и хулою на Бога.

Греховною страстью в человеке – это влечение называется только тогда, когда оно проявляется не к месту, не к времени или без меры. Точно так же и любое другое естественное чувство в человеке, проявляемое не к месту, не к времени или без меры, является грехом, страстью, в нравственно-аскетическом понимании.

Так, к примеру, естественное чувство приятности, в теле и душе, – которое присутствует в симпатических чувствах, в том числе и в любви, и в сострадании, и в милостивости, и в великодушии, и в душевной простоте, – проявляемое не к месту, не к времени или без меры, становится душевным или же телесным сладострастием. Но это же самое чувство, проявляемое к месту, к времени и в меру, становится спасительной добродетелью, через посредство которой мы должны устремляться к спасению.

Поэтому, греховные страсти рождаются из тех же самых естественных чувств и желаний, но проявляемых не к месту, не к времени или без меры, и потому не в согласии с нашей природой, какою ее сотворил Бог, не в согласии с волей Божией. Поэтому, нравственно-аскетическая борьба должна быть не с чувствами и желаниями, которые естественны человеку по природе, а с неверным их применением и проявлением, которое не в согласии с нашей природой, какою ее сотворил Бог, не в согласии с волей Божией.

И так как греховная страсть рождается из естественного чувства, проявляемого не к месту, не к времени или без меры, то многие по причине своей духовной слепоты, – исходящей из самомнения, из духа самоуверенности и самонадеянности, – не отделяют страсти от естественного чувства. И начинают называть естественное чувство страстью и ведут с ним борьбу. В результате этого они впадают в ложный аскетизм и заходят в духовную прелесть.

Из такого прелестного состояния возникли многие еретические учения, подобные монтанизму и манихейству, которые проповедовали крайний аскетизм и считали естественное похотное влечение – греховною страстью. И освобождение от греха и от страстей, видели в освобождении от грубой физической плоти. Отсюда, последовательно возникло учение и о том, что материя, сама по себе есть зло, и чтобы избавиться от зла надо, в конечном итоге, избавиться от материи. Это же самое проповедуют и некоторые языческие религии, в том числе и индуизм. Поэтому, самоубийство в этих религиях является освобождением от греховной материальной плоти, которая есть зло, и переходом в иное, лучшее состояние. Так дьявол, под всякими благовидными предлогами, внушил такое учение людям, которое является хулою на Бога, Творца и Создателя материи и грубой физической плоти, у человека и животных.

Это произошло потому, что люди видели греховные, телесные страсти, которые и являются грехом и злом, но не отделяли их от естественных желаний и чувств. Они стали вести борьбу со страстями, но не отделяя их от естественных желаний и чувств, перешли и на борьбу с естественными душевными и телесными желаниями и чувствами; так как все греховные страсти, которые и являются злом, происходят от естественных душевно-телесных желаний и чувств, проявляемых не к месту, не к времени или без меры.

И чтобы видеть и различать естественное движение от того, когда оно переходит в греховную страсть, надо приобретать истинное смирение и сокрушение духа перед Богом. Ибо тогда Божественная благодать просвещает духовные очи человека, и он начинает различать и отделять естественные желания и чувства, в душе и теле, от неестественных, греховных, страстных. А если человек не приобретает смиренного и сокрушенного духа перед Богом, а наоборот, через свое подвизание в духе самоутверждается, – то отсюда и наступает духовная слепота, происходящая в этой борьбе. Из этой духовной слепоты и образуется ложный аскетизм, с ложными понятиями, которые облекаются во всеразличные еретические учения.

Так и естественное похотное влечение, к противоположному полу, естественно человеку по природе, какою ее сотворил Бог. Поэтому-то, для разрешения этого влечения Бог и благословил законный брак. Но неестественное употребление этого влечения, – вне законного брака и всякого рода извращения, – является греховным и становится страстью, в нравственно-аскетическом понимании.

Отношение к супружескому совокуплению как к греху и антихристово монашество

Бесы, демоны имеют одну природу с ангелами, природу духа. Так как, изначально они были в чине ангельском; но отпали из-за духа самости и гордыни, и стали называться падшими ангелами. При этом, природа их не изменилась. Изменилась только окраска природы, изменилась направленность в движениях желаний и чувств, ставши богопротивной, не в согласии с природой, какою ее сотворил Бог, не в согласии с волей Божией.

Бесы являются духами по природе и, подобно ангелам, не имеют грубой физической плоти, с естественным похотным влечением, и потому не нуждаются в совокуплении между собою. Но это не значит, что они проживают монашеским житием. Ибо отсутствие телесного совокупления, – это не есть добродетель. И присутствие телесного совокупления, в согласии с природою и естеством, в согласии с волей Божией, не есть грех, страсть или зло.

Если бы монашеское житие заключалось в безбрачной жизни, и это само по себе считалось уже спасительной добродетелью, то исходя из такого понятия бесы бы тоже оказались монахами. Поэтому монашеское житие, – это не просто жизнь вне брака, так как такую жизнь имеют и бесы. А это просто другой род жительства, направленный на воспитание верного душевного настроя, через посредство правильно-проходимой борьбы со страстями. Точно так же и жизнь в законном браке, – это просто чисто внешне другой род жительства, но точно так же направленный на воспитание верного душевного настроя, спасительного. Монашество, безбрачная жизнь, и супружество, жизнь в браке, – это чисто внешнее различие, которое не является ни добром, ни злом, само по себе.

И если иноки, монахи, проводят свою жизнь, в духе самоутверждения, то это – иноки или монахи сатаны, которые одного духа с бесами. А не так, что если кто-то называется иноком или монахом, то так как он не живет супружеской жизнью, то это уже мол само по себе является добродетелью, и жительство его является богоугодным. Такое понятие является ложным, еретическим понятием. Ибо оно исходит из неверного представления о супружеском совокуплении, считая его греховным, а отсутствие его – добродетелью. Здесь, в этом понятии, в корне неверное представление о грехе и страстях. В нем содержится хула на Бога, Который дал человеку грубую физическую плоть, и вместе с ней естественную похоть, по отношению к противоположному полу. – Это неверное представление о супружеском совокуплении как о чем-то греховном, скверном, нечистом и страстном. Ибо ап.Павел супружеское ложе, на котором совокупляются супруги, назвал непорочным, по-славянски нескверным, когда в нем соблюдается супружеская верность: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр.13:4). Это свидетельствует о том, что Апостолы не считали супружеское совокупление как что-то греховное, скверное, страстно-нечистое…

Представление о супружеском совокуплении как о чем-то нечисто-греховном появилось, впоследствии, у различных еретиков, по причине впадения в ложный аскетизм, сидящий на духе самости и гордыни. Ибо по причине впадения в ложный аскетизм, они не научились различать естественных природных душевно-телесных движений, в желаниях и чувствах, от неестественных, греховных, страстных. И поэтому, естественные по природе желания и чувства стали называть греховными, страстными, в нравственно-аскетическом понимании.

Так не различая естественную приятность, в теле и душе, от душевно-телесного сладострастия, стали ее называть грехом, страстью, – душевно-телесным сладострастием. К тому же самому отнесли и естественное похотное влечение к противоположному полу, по той причине, что в нем точно так же присутствует ощущение и чувство приятности. И таким образом, любое ощущение или чувство приятности, в теле и душе, стали считать греховно-страстным, – душевно-телесным сладострастием. Такие понятия и родились из ложного аскетизма, сидящего на духе самости и гордыни, в котором отсутствует опытное ощущение и познание своей немощи. Отсюда появились всякого рода еретические движения, которые дошли до крайностей и стали заниматься самоистязанием, садомазохизмом, наподобие католической организации «Опус Деи», ища через посредство этого ощущение своей праведности и правильности, дух самоутверждения.

В наше время, это чаще всего происходит от слепого внешнего подражательства древним аскетам-подвижникам. Но разница в том, что древние подвижники имели очень крепкую физическую плоть, которую им приходилось смирять внешним аскетизмом, чтобы через скорбь, прийти в ощущение своей немощи, и, сокрушив и смирив свой дух, все упование, в своем спасении, возложить только на одну милость Божию. То есть, древние святые подвижники проходили этот внешний подвиг в духе сокрушенном и смиренном, опытно приходили в чувство и ощущение своей немощи, перед Богом. И свидетельством правильности и законности их подвизания являлись плоды духа, которые они приобретали от своего подвижничества. Это чувства глубокого сокрушения и смирения перед Богом, чувства сострадательной любви, милостивости, незлобия, кротости и душевной простоты, по отношению к людям. Так происходило потому, что они сознательно искали такие чувства и ощущения, в настрое своего духа, понуждали себя к ним, в борьбе со своими греховными, страстными чувствами.

А современные подвижники, будучи одержимы духом самости и гордыни, ищут через посредство этого внешнего аскетизма дух самоутверждения. У них совершенно отсутствует опытное ощущение и познание своей немощи. Так как у них цель – не познать свою немощь и сокрушить и смирить свой дух перед Богом, придя в непрестанный плач о грехах своих, подобно древним подвижникам; а наоборот, – ощутить в себе силу и крепость, исходящие из духа самости и гордыни, из духа самоутверждения, который они возгревают через свое внешнее подвижничество. Так они становятся более самоуверенными и самонадеянными, в настрое своего духа. Отсюда и наступает духовная слепота. В итоге, они приходят к плодам духа, которые совершенно противоположны плодам духа древних, святых подвижников.

Так образуются антихристово иночество и монашество, лже-святые и лже-подвижники, которые являются слугами сатаны, и которые содействуют в приведении всего мира к антихристу. Народ же, не различая прелестного подвижничества от истинного, воспринимает их за святых, за Божьих людей. Так, воспринимая ложную святость за истинную, бесовское обольщение за Божью благодать, люди примут антихриста за Христа.

Причиною этого является то, что в основании христианства, православия, подвижничества, исчез дух сокрушения и смирения перед Богом, опытное ощущение и познание своей немощи. А вместо этого духа в основании стал дух самоутверждения, дух самости и гордыни. Современные подвижники стремятся не к тому, чтобы ощутить себя ниже и хуже всех людей, – постоянно созерцая внутри себя проявления первородного греха, духа самости и гордыни, приходя от этого в непрестанный плач о грехах своих, – а наоборот, стремятся к тому, чтобы увидеть себя выше и святее всех грешных человеков. Так через посредство самомнения и самоцена, они вменяют свое делание и подвижничество себе, и таким образом в духе самоутверждаются. Это и является подменою духа Христова духом антихристовым. Ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Так из современных подвижников и внешних праведников образуются новозаветные фарисеи и законники, сидящие на ощущении своей правильности и праведности. Так в настрое душ и сердец человеческих образуется церковь антихристова, во главе которой, впоследствии, придет и станет антихрист.

Немощи тела и похоть плоти — для усмирения гордыни

Если бы люди не имели естественного похотного влечения в грубой физической плоти, то они очень легко могли бы заходить в крайнее ожесточение. Богу угодно было даровать человеку грубую физическую плоть с ее немощами, после его грехопадения. Ибо в этом Божественное промышление о человеке.

Бесы когда были в ангельском чине, то не имели плоти, и потому когда совершилось их падение, то не было внешнего содействующего фактора для их смирения. И после своего падения, они остались духами по природе, не имеющими грубой физической плоти. Поэтому-то Господь и даровал человеку грубую физическую плоть, наделенную немощами, которая должна была внешне содействовать для смирения его гордого и самоуверенного духа. А бесы, видя человека устремляющегося к спасению, в этой немощной плоти, должны были таким образом  научаться смирению.

Поэтому, дарование человеку, после его грехопадения, грубой физической плоти, с ее немощами, – это Божий замысел, для содействия спасению человека, через посредство опытного познания своей немощи, для смирения и сокрушения духа самости и гордыни, первородного греха.

Так преп.Иоанн Лествичник говорит о подвижнике, сидящем на духе самости и гордыни, что падение в блудные страсти является для него смиряющим обстоятельством, так как он начинает через это видеть и ощущать себя грешником: «Видел я, что гордость бывает причиною смиренномудрия, и вспомнил сказавшего: «кто познал ум Господень?» (Рим.11:34). Ров и плод надмения есть падение в грех; грехопадение же для желающих спастись часто бывает поводом к смиренномудрию» (Лествица, Слово 15, гл.38). Чего бы не было у него, когда бы он был чист от впадения в блудную страсть, и вменял себе свое делание, подвизание, питая в себе дух самости и гордыни и погибая, подобно падшим духам, бесам. Ибо по причине своей духовной слепоты, такой «подвижник» не видит своей одержимости духом самости и гордыни, а впадение в те или иные телесные страсти, которые явны и очевидны, смиряет и сокрушает его самомнение, дух самости и гордыни.

То есть, если бы он подвизался на основании духа сокрушенного и смиренного, опытного ощущения и познания своей немощи, то ему и не нужны были бы такие попущения. Но так как он подвизался на основании духа самости и гордыни, ища дух самоутверждения, то он устремлялся по пути погибели, думая, что он спасается. То есть, находился в духовной прелести и самообольщении. И чтобы его вывести с этого погибельного пути, Бог попустил ему падения в какие-либо телесные страсти, чтобы он в чувстве и ощущении ощутил себя грешником, еще ничего не начинавшим. Так происходит потому, что он не хочет сам смирять и сокрушать свой гордый дух; отсюда – и такие невольные попущения.

Поэтому, если бы отсутствовала естественная телесная похоть в людях, то они бы быстрее становились одержимыми духом самости и гордыни, духом самоуверенности и самонадеянности, и погибали, подобно падшим духам, бесам. И погибель всего человечества уже бы совершилась давно. Но Господь, по Своему Божественному замыслу и премудрости, даровал человеку грубую физическую плоть, с естественной похотью, с ее немощами, для содействия в смирении и сокрушении гордостного духа, через посредство опытного познания и ощущения своей немощи. Вот почему Святые Отцы и говорят, что «На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50). А здание погибели зиждется на основании духа самости и гордыни, духа самоутверждения.

Оставьте комментарий