Оглавление:
Находящемуся в душевной скорби, и о преодолении семейных и просто искушений
О скорби, ее причине и избавлении от нее
О смирении перед Богом и скорби от действия неудовлетворяемой страсти
О скорби от неудовлетворяемой совести, и о скорби от неудовлетворяемой страсти
Находящемуся в душевной скорби, и о преодолении семейных и просто искушений
Аноним: Друзья, прошу молитв о р.б. Сергее. У него жизненные проблемы. Он молится Богу, но видно, что вера его не тверда, он смущен трудностями и т.д. Давайте помолимся о нем, дабы Господь устроил о нем вещь!
О.Серафим: Помолиться можно, но это не решит его проблемы. Так как его проблема душевного порядка. А это изменяется только через изменение внутри себя чувств, настроя духа. Через молитву за человека невозможно кардинально изменить его чувства, настрой духа. Если бы такое было возможно, то можно было бы спасать людей помимо их воли.
Для этого необходимо раскрыть человеку причину его смущения, недовольства или уныния, депрессии и т.п..
А причиною этих страстных чувств является то, что человек неправильно своим свободным произволением преодолевает искушения, которые его постигают. Надо начать его учить какие нужно возгревать душевные чувства в себе, при тех искушениях, которые его постигают. То есть, как правильно бороться со страстными чувствами, которые возникают как реакция на те или иные искушения. И если он начнет это делать, тогда страстные чувства, из-за которых возникает душевная тяжесть, скорбь и страдание, будут заменяться на верные душевные чувства. И ему станет душевно легче, и проблема исчезнет.
«Всматривайся в окончательное последствие всякой скорби и найдешь, что оно заключается в истреблении греха» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.67).
«Посредством искушений приближаемся к смирению» (преп. Исаак Сирин, сл. 34).
«В искушениях, многократно испытывая Божию помощь, человек приобретает и твердую веру, отчего делается небоязненным, приобретает и благодушие в искушениях от самого упражнения, какое имел он» (преп. Исаак Сирин, сл.37).
Аноним: Муж того и гляди бросит меня с детьми, а старший на его стороне. И я падаю вновь в уныние, и тогда опять приходит моя старая депрессия, из-за которой я чуть не умерла. Конечно, я все эти искушения стараюсь преодолевать, как вы учили, и тогда становится легче. Но опять падаю, находят страхи за свое будущее, от этого на душе тяжело, темно и никакого просвета. Помогите!
О.Серафим: Когда чисто внешне человек ничего изменить не может и от него ничего не зависит, тогда нужно воспитывать правильный, верный душевный настрой, необходимый для преодоления данного искушения, с пользою для души.
Нужно внимание своего ума насильно отвлекать от всех этих помыслов и сосредотачивать на возгревании верных душевных чувств; прося при этом у Бога помощи, повергая свою немощь пред Ним.
Все дело в чувствах. Если страстное чувство заменить на верное душевное чувство, то все эти страстные помыслы легко прогнать. И тогда в душу вернется душевный мир и благодушие. 🙂
Бесы зацикливают внимание ума на «справедливых» мыслях и благовидных помыслах, и через это возгревают страстные чувства. А через них уже держат в своей власти. Надо понимать эту бесовскую хитрость, и с усилием отвлекать внимание ума от этих помыслов и сосредотачивать на возгревании верных душевных чувств.
Нужно твердо усвоить для себя, – что все дело в чувствах. И если страстные чувства заменить на верные душевные чувства, – на чувства сокрушения, смирения, благодарения Бога, сострадательной любви к искушающим нас, доброжелательности и простоты, по отношению к ним, при обращении с ними, – призывая при этом всём Бога на помощь, то в душу придет душевный мир и покой. Так как причина душевной тяжести и страдания заключена только в страстных чувствах, которым мы отдаемся во время искушений, на нас находящих.
И если эти страстные чувства заменить на верные душевные чувства, с усилием понуждая себя к этому, при помощи Божией, то на душе станет легко и светло.
О скорби, ее причине и избавлении от нее
Чей-то поучительный случай: Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть.
Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого.
— Мы должны что-то предпринять, — сказал сын. — С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпанной пищи на полу.
Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда у него были слезы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу.
Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча. Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил малыша:
— Чем ты занимаешься?
Так же доверчиво мальчик ответил:
— Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту.
Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились на их лицах. И хотя ни одного слова не было произнесено, оба знали, что надо сделать.
В тот вечер муж подошел к дедушке, взял за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни он ел вместе с семьей. И почему-то ни муж ни жена больше не беспокоились, когда падала вилка, разливалось молоко или пачкалась скатерть.
Аноним: Увы, сейчас так мало милосердия. Мой дядя закончил свою жизнь в доме престарелых. Сын которого он вырастил с 2х летнего возраста (приемный), ни разу не написал и не поинтересовался что с ним. У него не было своих детей. Женился на женщине с ребенком и стал отцом для него. Кормил, одевал, обувал. Первые магнитофоны и это покупалось сыну. Мотоцикл, машина, квартира. Невестке не понравилось, что он неаккуратный, точно так же как и вашем примере. И они просто намекнули ему, что он тут лишний.
О.Серафим:Такое милосердие сопряженно со скорбью. Отсюда – нет услаждения. И так как люди не хотят нести скорби, то по этой причине стараются убрать внешнюю проблему из-за которой скорбь. Но не хотят убирать страсти из-за которых и ощущается эта скорбь, и появляется проблема.
Проблема – от ощущения скорби. Если не будет ощущения скорби, то и не будет проблемы.
Люди пытаются уйти от скорби неверно, – убрать внешнюю причину скорби. В результате этого, они не удаляют истинную причину скорби, – страсть, самостно-гордостный дух. Поэтому, приходят новые искушения, и скорбь опять появляется, и образуются новые проблемы.
И так до самой смерти, – человек пытается уходить от скорби, через удаление внешних искушений, которые, как ему кажется, создают проблему, по причине ощущения скорби. – Это иллюзия, замкнутый круг.
Аноним: Да. Вскоре после того как они выгнали дядю, они потеряли дочь (погибла в автокатастрофе), осталась внучка. То есть другая скорбь появилась.
О.Серафим: Пока не будет убрана истинная причина скорби, – страсть, самостно-гордостный дух, – не исчезнут проблемы, происходящие от ощущения скорби, не исчезнет душевная тяжесть.
А скорбь, душевная тяжесть, в свою очередь, ощущается потому, – что нет удовлетворения страсти, самостно-гордостному духу, во время находящих на нас искушений.
Поэтому, один единственный правильный путь ухода от ощущения скорби, от ощущения душевной тяжести, – это искоренение страсти, борьба с самостно-гордостным духом. – Воспитание духа сокрушенного и смиренного, милостивого, незлобивого, душевной простоты, во искушениях с нами приключающихся. Всякий иной путь ухода от скорби – это иллюзия, самообман, пустая трата времени и сил.
Аноним: У меня бывает вроде все нормально идет а иной раз подцепишься какой то мыслью и чувствуешь тащит меня все глубже и глубже — хочется сказать отвяжись — нет — пока не дотянет — так не отстанет. Отчего и тяжело бывает так — даже может уныние повылазить. Правда я его больше всего не желаю.
О.Серафим: Когда человек отвергается страсти, не идет на поводу у нее, то от этого возникает скорбь, душевная тяжесть.
Она возникает от действия неудовлятворяемой страсти. Надо не бежать от этой скорби-тяжести, а проходить через нее, смиряя свой дух с нею, благодаря Бога за нее, неся ее как заслуженную за грехи. Надо примириться по настрою духа со скорбью-тяжестью, так как через нее разрывается сочувствие, привязанность к страсти, самостно-гордостному духу. Ибо таким путем душа получает свободу от страсти. Несение этой скорби-тяжести в чувстве смирения и есть следование за Христом.
И если таким образом в духе смиренном проходить такую скорбь-тяжесть, то привязанность к страстному чувству будет разрываться и мало-помалу будет наступать свобода от страсти, по дару Благодати.
Причина скорби-тяжести — привязанность к страсти. Не будет привязанности — не будет и скорби-тяжести.
Правильное прохождение скорби приводит к верным результатам, – к духу сокрушенному и смиренному, милостивому, незлобивому, сострадательной любви и душевной простоты. Неправильное прохождение – приводит к душевному ожесточению, к духу самоуверенному и самонадеянному, к духу самоутверждения.
О смирении перед Богом и скорби от действия неудовлетворяемой страсти
О.Серафим: Истинное смирение воспитывается в процессе борьбы со своими главенствующими страстями. По мере разрывания сочувствия к ним и образуется смирение перед Богом.
Когда человек отвергается страсти, не идет на поводу у нее, то от этого возникает скорбь. Это та скорбь, которая возникает от действия неудовлятворяемой страсти. Надо примириться по настрою своего духа с этой скорбью, так как через нее разрывается сочувствие, привязанность к страсти, самостно-гордостному духу. И если таким образом в духе смиренном проходить такую скорбь, то привязанность к страстному чувству будет разрываться и мало-помалу будет наступать свобода от страсти.
Когда страсть неудовлетворяется, то по причине своего неудовлетворения она и производит скорбь. Мы же должны, в этот момент, благодарить Бога за скорбь, с радостью ее принимать, как врачевство, очищающее душу от страстного состояния. В этом и будет состоять смирение души перед Промыслом Божиим и вхождение ее в русло воли Божией, по настрою духа, в данный момент, в конкретных обстоятельствах. Ибо только смиренным, Бог подает избавляющую Благодать.
«Всякая скорбь по Богу есть существенное дело благочестия» (преп. Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.65).
«Существенное дело благочестия» — «скорбь по Богу».
«Скорбь по Богу» — это и есть то, когда человек смиряется по настрою своего духа со скорбью, которая возникает от действия неудовлетворяемой страсти. И наиболее это касается борьбы с главенствующими страстями. И без этой скорби по Богу «дело благочестия» не получится.
Так как, «Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости» (преп. Исаак Сирин, сл. 34). То есть, кто без этой скорби по Богу приобретает добродетель, то она не законная, — в ней нет смирения перед Богом, она на самостно-гордостном духе.
О скорби от неудовлетворяемой совести, и о скорби от неудовлетворяемой страсти
Аноним: Как я понял, грешного человека преследует два основных вида страданий, от которых ему очень трудно избавиться, по причине того что он не признаёт этого факта, что это является его страданием. А считает эти страдания как часть самого себя или без них он не представляет существования самого себя как личности. Первое-это не удовлетворение страстей, от которого у него возникают скорби, а второе это страдание от не удовлетворённой совести. И так, чем отличаются эти 2 страдания?
О.Серафим: Без опытного прохождения правильно-проходимой внутренней духовной жизни — это сложно научиться отличать. Но в какой-то степени человек может отличать это и по естеству.
Определяется в принципе по ощущению, которое приобретается опытным путем. К примеру, когда обидели, и ты обиделся, то ощущаемое чувство обиды будет приносить скорбь и страдание, так как страсть неудовлетворяет совесть. И поэтому совесть, будучи неудовлетворена, производит душевное страдание, муку. Но внимание человека, в данный момент, зациклено на чем-то (на том же обидчике), и поэтому человек не видит того, что его мучает неудовлетворенная совесть. А причину своего страдания он видит в том, кто его обидел. Но не понимает того, что если бы он не отдался чувству обиды, то он бы не поступил против совести. И тогда бы совесть была удовлетворена и не мучила бы его.
Если же человека обидели, и у него возникло чувство обиды. Но он не отдает своего свободного произволения этому чувству, а старается с ним бороться, возгревая противоположные чувства и призывая Бога на помощь. Тогда тоже будет скорбь, страдание, но только уже от того, что дух самости (первородный грех) не получает себе удовлетворения через страстное чувство, так как разрывается привязанность, сочувствие к этому страстному чувству. То есть, вот это разрывание привязанности сочувствия в нашем свободном произволении к страсти и производит скорбь, страдание, которые являются спасительными для его души и есть тот крест, который каждый христианин должен взять, чтобы последовать ему за Христом, к спасению своей души.
Все отличие их в чувстве, в ощущении, которое для каждого лично определяется опытным путем. Можно каждому взять и сравнить в ощущении то скорбное чувство, которое возникло, когда ты отдался чувству обиды, от того скорбного чувства, когда ты не отдался чувству обиды и прошел эту скорбь в чувстве смиренном.
Скорбь, страдание от действия неудовлетворяемой совести не прекратится никогда, пока человек не удовлетворит свою совесть. А скорбь, страдание от действия неудовлетворяемой страсти имеет свой конец, когда преодолеваешь ее в духе смиренном.
Скорбь, страдание от действия неудовлетворяемой совести происходит всякий раз по той причине, что человек идет на поводу у своей страсти. А скорбь, страдание от действия неудовлетворяемой страсти будет происходить только до той поры, пока не разорвешь привязанности к страсти. То есть на искушение должно перестать реагировать проявлением этого страстного чувства, а вместо него проявлять верное душевное чувство. И если так поступать, тогда эта скорбь мало-помалу будет уменьшаться, а потом и совершенно исчезнет.
А скорбь и страдание от действия неудовлетворяемой совести не исчезнет никогда.
Аноним: Я иногда общался с людьми, которые мне жаловались на свою как бы немощь. Внешне-телесно они были как здоровые, но они жаловались, что у них болит душа, они даже часто пили таблетки для того, чтобы снизить боль или успокоиться, она проявлялась на физическом уровне как боль в области сердца или груди и от неё они не могли избавиться. Некоторые из них даже начинали пить спиртное или курить, чтобы успокоиться. Вопрос такой. -Является ли эта боль в сердце или груди физическим проявлением неудовлетворённой совести?
О.Серафим: Одержимость страстями приводит к неудовлетворенной совести. В свою очередь, страсть насилует организм на физическом уровне. Физический организм не железный; имеет определенный запас прочности, который у каждого свой. Со временем, запас прочности падает, организм не выдерживает насилия от действия страсти на физическом уровне, и происходят нарушения в тех или иных органах или в нервной системе. Отсюда и появляются болезни, в зависимости от того, на что наиболее воздействует страсть. Конечно не все болезни возникают только по этой причине, но какие-то болезни возникают именно по причине одержимости той или иной страстью.