Аноним: Вот послушала вашу беседу в часы отупения…….многое открыла для себя, мне было плохо от греховных проявлений в себе даже уныние одолевало, а оказывается это не вменяется нам в вину, грех если не бороться с ними, а идти на поводу этих проявлений развивая их…..теперь можно смиренно ощущать себя грешником и бороться, чтобы не отдаться этим проявлениям в себе….. Батюшка я правильно поняла?
И первое проявление, сразу же лезет это ощущение своей правильности и праведности.
О.Серафим: Ничего страшного, что лезет. Так оно и должно быть, ведь по жизни вы воспитали эту привычку. А добродетель смирения еще не воспитана. Воспитывается же она через противление проявлениям этого самостно-гордостного духа, в процессе борьбы со страстями, — когда человек в моменты действия страсти понуждает себя к добродетельным душевным чувствам, призывая Бога на помощь.
Без сопротивления страсти и понуждения себя к верным душевным чувствам — невозможно обрести добродетель. Это законный путь. Кто иным путем имеет добродетель — у того она не законна. То есть, или от природы, или это иллюзия добродетели.
«Бог на пользу душе попустил, чтобы она была доступна страстям. Ибо Он не усмотрел полезным поставить ее выше страстей прежде будущей новой жизни» (преп. Исаак Сирин, сл.58).
«Во всемогущей деснице Промысла сам грех, живущий внутри человека, объявший все существо его, объявший все члены души и тела, содействует его преуспеянию, если этот человек — истинный христианин» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).
«Страсти, пребывая в христианине, постоянно принуждая его быть на страже, постоянно вызывая его на борьбу, содействуют его духовному преуспеянию. Зло, по премудрому устроению Божественного промысла, содействует благому намерением неблагим» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).
Об этом так же есть здесь.
Аноним: И еще об отупении. …..я не могла понять почему так плохо стараюсь, а ничего. ….оказывается нет удовлетворения душевному сладострастию, это наводят бесы по попущению Божьему для разрывания с этим сладострастием и человеку нужно смириться с этим, благодарить Бога, понимать что за грехи………Батюшка нет ли здесь опасности впасть в ложный покой?
о.Серафим: Это не бесы наводят, а это обучительные действия благодати Божией. — Утешительное действие благодати покидает человека. Отсюда — скорбь, которая происходит от неудовлетворенного душевного сладострастия. Таким образом разрывается наша привязанность, сочувствие к душевному сладострастию. Нам надо с этим согласиться, смириться. Чтобы таким образом избавляться от этой привязанности к душевному сладострастию.
Именно во время этих обучительных действий Благодати Бог от нас этого и хочет. То есть такова воля Божия, которую надо исполнять, чтобы разрывать привязанность к душевному сладострастию, за которым стоит самостно-гордостный дух (первородный грех), ищущий себе удовлетворения.
Кто соглашается с этими обучительными действиями Благодати, — то есть смиряется, примиряется по настрою своего духа со скорбью, — тот устремляется к чистоте своих чувств и законному соединению с Богом, по благодати.
Аноним: То есть эту скорбь нужно просто терпеть? Какие при этом чувства нужно возгревать?
о.Серафим: Эта скорбь возникает от действия неудовлятворяемой страсти. Надо не бежать от этой скорби-тяжести, а проходить через нее, смиряя свой дух с нею, благодаря Бога за нее, неся ее как заслуженную за грехи. Надо примириться по настрою духа со скорбью-тяжестью, так как через нее разрывается сочувствие, привязанность к страсти, самостно-гордостному духу. Ибо таким путем душа получает свободу от страсти. Несение этой скорби-тяжести в чувстве смирения и есть следование за Христом.
И если таким образом в духе смиренном проходить такую скорбь-тяжесть, то привязанность к страстному чувству будет разрываться и, мало-помалу, будет наступать свобода от страсти, по дару Благодати.
Причина скорби-тяжести — привязанность к страсти. Не будет привязанности — не будет и скорби-тяжести.
Правильное прохождение скорби приводит к верным результатам, – к духу сокрушенному и смиренному перед Богом, к духу милостивому и незлобивому, сострадательной любви и душевной простоты. Неправильное прохождение – приводит к душевному ожесточению, к духу самоуверенному и самонадеянному, к духу самоутверждения.
Когда страсть не удовлетворяется, то по причине своего неудовлетворения она и производит скорбь. Мы же должны, в этот момент, благодарить Бога за скорбь, с радостью ее принимать, как врачевство, разрывающее привязанность к страсти, очищающее душу от страстного состояния. В нашем смирении и примирении со скорбью и выражается согласие на разрывание привязанности к страсти. В этом и состоит смирение души перед Богом, перед Промыслом Божьим и вхождение ее в русло воли Божией, по настрою духа, в данный момент времени, при данных обстоятельствах. Ибо только смиренным Бог подает избавляющую Благодать (Иак.4:6).
Спасительным является то, когда человек терпит в смиренном настрое духа, перед Богом, то есть когда благодарит Бога за скорбь и страдание, когда несет как заслуженное за грехи, когда, повергая свою немощь, просит у Бога помощи. И не вменяет себе своего терпения страданий и скорбей, – не садится от этого на ощущение своей правильности и праведности, не самоутверждается в духе, не питает свой самостно-гордый дух. И если перенес страдание, то отдает милости Божией, продолжая себя ощущать грешником, недостойным.
В каком духе кто несет свою скорбь, – исходя из этого она и является спасительной или погибельной. Кого-то она приближает к Богу, а кого-то, наоборот, — удаляет. Все зависит от душевных чувств и настроя духа, с которым проходится скорбь.
Надо научиться проявлять, как душевную реакцию на душевную скорбь, чувства смирения, благодарения Бога (помогает смирять дух), незлобия и благодушия, добродушия и доброжелательности, милосердия и сострадательной любви.
Аноним: То есть вот почему скорбь. Это скорбь от благодати получается?
о.Серафим: Скорбь не от Благодати, так как Благодать не дает скорбь. Она только прекращает свое утешительное действие, а отсюда и ощущается скорбь, так как мы привязаны к душевному сладострастию. Если бы не были к нему привязаны, то и не было бы скорби.
К утешительному действию Благодати мы примешиваем душевное сладострастие. А когда нет этого утешительного действия Благодати, тогда душевное сладострастие не получает себе удовлетворения. Вот отсюда и ощущается скорбь.
Скорбь возникает от действия неудовлетворяемой страсти. Вот эту скорбь и надо полюбить, ибо она есть крест твой, приводящий тебя к смирению перед Богом.
И если человек возлюбит свой крест (скорбь), то ему станет легче нести ее. Когда человек возлюбляет скорбь, тогда он примиряется по настрою своего духа с ней, то есть смиряется со скорбью.
Таким путем разрывается привязанность к страсти. И чем больше эта привязанность разрывается, тем меньше и меньше становится скорбь. И постепенно можно дойти до того, что она исчезнет.