Оглавление:
Как приносить раскаяние перед Богом. Об искушении праведностью и преодолении его. О разрывании привязанности к страсти и прохождении через скорбь
О борьбе со страстями
Цепочка страстей в душевной реакции на искушение
Все дело в чувствах, — если чувства изменить, то и страстной душевной реакции не будет. О бодрствовании
О просто сокрушении и внимании себе
Как приносить раскаяние перед Богом. Об искушении праведностью и преодолении его. О разрывании привязанности к страсти и прохождении через скорбь
Аноним: Батюшка, а как разворошить ложный покой? Вот у меня есть главенствующая страсть, падаю, потом слезно каюсь и молится начинаю нормально и страсть не мучает и так молюсь(а обычно не молюсь) и приходит такое ложное чувство что Бог меня простил, хоть и на исповеди не был, как то праведником себя ощущаешь и искушений никаких не видишь и от этого пусто как то становится, что какой то праведник и искушений нет, приходит тоска и снова падаю в страсть) Как то бывает, что не удается в себе страсти увидеть, особенно после слезных молитв, кажется что прощён и не к чему стремиться (
О.Серафим: Как приносить раскаяние перед Богом: Возгреваешь чувство сокрушения о своем грехе и доводишь себя до чувства решимости, что все хватит, больше не буду; буду теперь бороться со страстью, чего бы мне это не стоило. Повергаешь свою немощь пред Богом и просишь у Него помощи. Воодушевляешься и дальше внимаешь себе с тою целью, чтобы как только вылезет страсть, или предполагается что сейчас она проявится, то тут же начинать борьбу с ней, возгревая все необходимые чувства, призывая Бога на помощь.
Далее, когда одержал победу над страстью или принес в ней покаяние, после падения, то здесь подстерегает искушение — ощущение своей правильности и праведности, вИдение себя праведным. Что у вас и выходит. Но надо, чтобы было чувство сокрушения и смирения, в ощущении, и видение себя грешником, надеющимся только на милость Божию. А у вас вместо этого в чувствах — ощущение своей правильности и праведности, или чувство самодовольства. Эти чувства всю нашу духовную деятельность низводят на нет, так как соделывают нас фарисеями по духу. Это искушение в душевных чувствах, которое вы просто не видите в себе, по причине своей духовной слепоты. Поэтому надо в данный момент времени возгреть чувство сокрушения и смирения перед Богом.
Иногда Господь не дает освобождение от явной страсти потому, что победа над страстью на основании самостно-гордостного духа — это иллюзия, самообольщение. И чтобы человек не впал в это самообольщение, — поэтому Господь и попускает падения в те или иные страсти, которые являются явными и очевидными для человека. Человек падает в них — и видит это. А когда побеждает страсти или становится внешне праведным, — то не видит своего падения в самостно-гордостный дух, через чувство самодовольства или ощущение своей правильности и праведности. — Не видит того, что у него вместо вИдения себя грешником и ощущения себя таковым — водворяется вИдение себя праведником и ощущение себя праведным. И таким образом он попадает в самообольщение. А падение в грех возвращает ему видение себя грешником и ощущение себя таковым.
То есть, надо научиться преодолевать искушение ощущения своей правильности и праведности. Ибо это погибельное состояние для души.
Так же об этом есть здесь.
Аноним: Когда на меня нападает сильное искушение, какое то время я читал Иисусову молитву, но так искушение не уходило около 2х часов, или молился Пресвятая Владычице, моя Богородице, то искушение сразу уходило надолго, в этом случае для души как полезнее молиться? И как быть, если грех так в ум поражает своими сладострастными чувствами, что вообще не хочется никак молиться?
О.Серафим: Вам надо внимание своего ума отрывать от страстных чувств и направлять его на возгревание чувства сокрушения; и повергая свою немощь пред Богом, просить у Него помощи. От этого будет скорбь. Но надо не бояться этой скорби, а взять и начать проходить через нее, смиряясь по настрою духа с ней.
Причина по которой не получается — это сильная привязанность к страстному чувству и нежелание нести скорбь, когда нет удовлетворения этому страстному чувству. Чем решительнее будете брать и нести эту скорбь, тем более будет разрываться привязанность к страстному чувству. Поэтому надо возгревать в себе чувство решимости на несение этой скорби, с обращением к Богу за помощью.
Аноним: У меня боль на всякую мелочь, что раньше меня вообще бы не задело, я наверное чем-то себя успокаивала что-ли. Боль вот только разная какая-то стала, иногда сомневаюсь правильная она, принесёт ли она пользу, сжигает ли она самость.
Да и часто стало чувство, что все думают обо мне плохо, я самая мерзкая что-ли, но от этого пока уныние, стараюсь внушать себе о греховности своей, и смириться, особенно смирения нет, и опять боль.
О.Серафим: Надо пройти через эту боль-скорбь, смиряясь по настрою духа с нею, неся ее как заслуженную за грехи. — Эта боль, душевная скорбь, от действия неудовлетворяемого духа самости и гордыни.
А с этими мыслями о своей греховности и недостоинстве надо просто смириться: «Да, так и есть. Ничего доброго не имею в себе, грешница окаянная и недостойная. Надеюсь Господи только на Твою милость».
Это то, о чем я постоянно говорю, — чувство смирения со скорбью, которая происходит от действия неудовлетворяемой страсти. И смирение с вИдением себя грешником. При этом, продолжая борьбу со своими страстями, вот таким путем.
«Всматривайся в окончательное последствие всякой скорби и найдешь, что оно заключается в истреблении греха» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.67).
«Поношение от человеков приносит скорбь сердцу: оно, для терпящего, бывает причиною – чистоты» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.49).
О борьбе со страстями
Аноним: Мне если честно довольно сложно сформулировать мой вопрос. Вот я конечно ничего даже и не начал, но попробовал что-то делать. И вдруг вылезает раздражительность, вообще на ровном месте, это просто из меня лезет или недовольство или мнительность, я вообще удивлен, ну неприятно удивлен конечно. Это нормальный процесс? Из того что я понимаю то должно быть да, но я не думал что так, я думал что все как в сказке. Подскажите пожалуйста что делать и как лучше делать. Вы много мне присылали мнений Святых Отцов, может быть Вы знаете что лучше употребить для человека в моей ситуации.
И вот еще что я хотел спросить, если начинаешь бороться со страстью, то она берет тебя и мордой об асфальт, силища неимоверная, владеет почти тобой, это означает что она ранее владела просто по причине того, что человек с ней не боролся и не надо было ей сопротивлятся? И как лучше поступать в таком случае.
О.Серафим: Если страсть вылазит из нас, то это значит, что она живет в нас. А для проявления ее необходимы только определенные обстоятельства, которые вытащат ее наружу, чтобы мы увидели ее и встали на путь борьбы с ней.
Добродетель образуется через противоречие страсти, — страсть вылазит, а я в это время должен возгревать противоположное чувство, призывая Бога на помощь. Истинная добродетель есть дар Божий, но подается она Богом только тогда, когда подвизающийся сопротивляется страсти, возгревая противоположные чувства, с призыванием Бога на помощь.
Когда проявляется чувство раздражения, недовольства или мнительности, то надо тут же возгревать чувство сокрушения пред Богом о той страсти, которая вылазит. И, повергая свою немощь пред Богом, просить у Него помощи, чтобы Он избавил от этой страсти.
Причиною этих страстей является дух самости и гордыни, удовлетворения которого мы ищем по навыку, по привычке. Но не получая этого удовлетворения, пытаемся удовлетворить его через раздражение, недовольство или другие какие страсти, в зависимости от того, у кого какие преобладают, — вошли в навык, в привычку, по жизни.
Причиною того, что страсть одолевает нас является одержимость ею, — привязанность к ней в произволении. Чтобы разорвать эту привязанность надо учиться нести скорбь в борьбе со страстью. Именно из-за нежелания несения скорби, в борьбе со страстью, человек и не может разорвать привязанности к страсти.
Цепочка страстей в душевной реакции на искушение
Аноним: Отец Серафим, скажите когда проходишь через скорбь во время искушения то в груди ощущается как бы возмущение, тебя как бы колотит внутри, это и есть скорбь так ли это?
О.Серафим: Возмущение это страсть, которая возникает от неудовлетворенного самолюбия, самостно-гордостного духа, — искушение неудовлетворяет их. Отсюда — скорбь. А затем – возмущение. Вы просто не улавливаете, не можете отследить эту цепочку внутри себя. И потому это для вас — все как одно действие.
А цепочка (душевная реакция на искушение) получается такая: неудовлетворенное самолюбие (самостно-гордостный дух), — скорбь, — возмущение (смущение, обида, недовольство, раздражение и т.п.), — душевная тяжесть (дискомфорт, на душе не по себе) – скорбь (неудовлетворенная совесть и страсть).
Чувство смирения со скорбью, при помощи Божией, помогает разрывать привязанность к страсти, освобождаться от нее и удовлетворяет совесть.
Все дело в чувствах, — если чувства изменить, то и страстной душевной реакции не будет. О бодрствовании
Аноним: В течении дней стараюсь за собой следить, наблюдать за собой, в общем плане понятно стало какие страсти у меня основные. Волнует такая вещь, что часто ухожу в ропот, недовольство, возмущение, дерзость, а когда замечаю это, то уже понимаю, что унесло, потом сожалею; если обидел, стараюсь быстрее примирится. На некоторые жизненные ситуации быстро происходит реакция возмущения (видимо по привычке), за рулем например, дома с женой по мелочам. Вопрос такой: как не уходить в эти состояния? Что делать заранее? Как бодрствовать душой?
О.Серафим: Очень важно не пропускать именно все эти мелочи, — возмущение за рулем, дома с женой по мелочам и т.п…
Как увидели эти страстные чувства, или знаете, что сейчас будет так, то сразу же внимание ума направляйте на возгревание противоположных чувств — сокрушения, смирения, сострадательной любви (в молитве за того, от кого искушение), доброжелательности. Все это делайте пред лицом Бога, с обращениями к нему за помощью.
Так надо делать всякий раз, как только искушение, — вылазят или вот-вот будут вылазить страстные чувства. Таким путем искореняется страсть, — плохая привычка (в душевной реакции на искушение) заменяется на хорошую, неверные душевные чувства на верные, в данный момент времени.
Все дело в чувствах, — если чувства изменить, то и страстной душевной реакции не будет.
А чтобы бодрствовать, — надо вспоминать эти свои страсти, утром и вечером. И возгревать о них чувство сокрушения, с чувством решимости на борьбу и с обращением к Богу за помощью.
Возгревание решимости, силы ревности на борьбу с этими своими страстями, — дает энергию душе, приносит бодрствование, внимание к себе.
О просто сокрушении и внимании себе
Аноним: Отец Серафим скажите, когда делаешь какое-либо дело или идешь куда, или во время еды, правильно будет искать чувство сокрушения и смирения, даже без слов, просто чувство. Вы лично как делаете?
О.Серафим: Сокрушение можно искать где и когда угодно. Но просто чувство сокрушения без раскаяния о своих грехах, не приведет к изменению духа. Так как чувство сокрушения применяется для того, чтобы смирить свой дух в его самостно-гордостных проявлениях.
И если человек возгревает чувство сокрушения, но при этом при искушениях летит по своим страстям, — то покаяния у него нет. Ибо чувство сокрушения и нужно только для того, чтобы искоренять свои страсти, смирять свой самостно-гордостный дух. А если страстные чувства вылазят во время искушений, то смирения в духе нет. А вместо этого есть иллюзия смирения и покаяния.
Надо чтобы во время искушений страстные чувства перестали проявляться, а вместо них стали проявляться верные душевные чувства. А чтобы так получалось, — надо в момент искушения противостоять страстным чувствам через возгревание чувств сокрушения, смирения и других чувств, которые необходимы в данный момент, с призыванием Бога на помощь.
Лично я везде, как только возможно, стараюсь возгревать чувство сокрушения и смирения перед Богом. Но при этом в течении дня, внимаю себе, чтобы не войти в какое-либо страстное чувство, в малейших душевных движениях. То есть, возгревание сокрушенного и смиренного чувства у меня соединено с вниманием себе, — с тою целью, чтобы не пропустить никакого малейшего страстного движения в чувствах.
Без такого внимания себе, просто возгревание сокрушенного чувства приведет к неверным результатам.
Тем более, что покаяние составляет не только чувство сокрушения, но и чувство решимости на борьбу со своими страстями, и опытное познание своей немощи в борьбе со страстями, с обращением к Богу за помощью, и иные другие чувства, которые противоположны страстным чувствам, в моменты искушений.
К примеру, вместо чувства недовольства, по отношению к ближнему, вам надо проявить чувство доброжелательности. А для этого необходимо чувство сокрушения о чувстве недовольства, чувство смирения с тем что есть, и понуждение себя к чувству доброжелательности, с обращением к Богу за помощью. Вот это и будет в данный момент времени покаянием, — изменением страстного настроя духа на богоугодный, спасительный, — исполнением заповеди Божией.