Аноним: А что такое самость?
О.Серафим: Свт.Феофан Затворник об этом говорит так: «Самость корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться как не на себе? и останавливается. Вот и самость… Смирение корень всего доброго, ибо все доброе от Бога; а Он гордым противится, смиренным же дает Благодать» («Собрание писем», т.8, п.1465).
Самость это и есть первородный грех. Само-угодие, т.е. угождение самости или гордыни есть корень всякого греха, – я так хочу, — хочу, чтобы было по-моему. То есть, страстное желание, которое я хочу исполнить, и из-за неудовлетворения которого я вхожу в то или иное страстное, греховное чувство. Самость это то же самое, что и гордость, — первородный грех.
Если всякий грех, страсть раскопать до основания, то и увидим, что в основании их всех лежит самость, первородный грех или дух самости и гордыни.
Что такое грех? – Это проявление первородного греха, т.е. самостно-гордостного духа, – в желании, чувстве, мысли, и самим делом.
Что такое страсть? – Это неоднократные проявления греха, перешедшие в навык, привычку. В том же тщеславии ищется само-услаждение, т.е. угождение своей самости. И какую страсть или грех не возьми, в них все время ищется именно угождение своей самости и гордыни.
Что такое самость, самостно-гордостный дух, первородный грех? – Это движение духа человеческого не в согласии с волей Божией. В любом грехе или страсти и лежит движение духа человеческого не в согласии с волей Божией. Вот и получается, что в основании всякого греха и страсти лежит дух самости и гордыни.
Св.Отцы первородный грех, самость называют гордостью. Но иногда они гордость показывают как отдельную страсть, в ряду других страстей, к примеру: чревоугодие, гортанобесие, блуд, сребролюбие, гордость, гнев, тщеславие, уныние. В основании всех этих страстей лежит гордость как первородный грех или дух самости и гордыни.
Вот почему и говорится, что корень всякого греха есть само-угодие, т.е. искание угождения своей самости и гордыни, первородному греху.
Первородный грех, дух самости и гордыни примешался ко всем телесным и душевным движениям человека. К примеру:
1).самость примешавшаяся к чувству веры – стала само-уверенностью;
2).самость примешавшаяся к чувству надежды – стала само-надеянностью;
3).самость примешавшаяся к оценке себя – стала само-ценном;
4).самость примешавшаяся к мнению – стала само-мнением;
5).самость примешавшаяся к любви – стала само-любием;
6).самость примешавшаяся к естественному чувству довольства – стала само-довольством;
Вот так первородный грех примешавшись ко всем нашим естественным чувствам и желаниям сделал их недостаточными для спасения. Поэтому необходимо очистить их от этой примеси духа самости и гордыни, при помощи благодати Божией, в борьбе со своими страстями.
Аноним: Интересное слово Феофан Затворник придумал. Я думаю, что дух самости это что-то вроде плоти (Библейское название). Так что-ли? Было бы проще, если бы вы мне из Писаний подтвердили, где про этот дух самости говорится.
О.Серафим: Если вы внимательно будете читать Писание, по смыслу, а не по буквам, то вы увидите, что дух само-угодия, везде порицается Св.Писанием. И что он лежит в основании и корне всех грехов человеческих.
Что такое непослушание Богу? – Дух само-угодия, то есть, угождение своему духу самости. Ибо он и есть первородный грех. – По моему, как я хочу, а не так, как хочет Бог, – вот это и есть дух самости.
Пусть каждый нелицемерно понаблюдает за собою, в течение дня, во искушениях с ним приключающихся, и он увидит проявления духа самости. – Когда будет что-то не по вашему, как вам хочется, и как вы будете на это реагировать, – духом недовольства, обиды, возмущения, раздражения, чувством неприязни… Вот так и проявляет себя дух самости, когда что-то не по его, не так как ему хочется.
Под плотью же Писание понимает не только плотские страсти, но и душевные. Ибо есть телесные страсти, такие как чревоугодие, блуд, пьянство, наркомания… А есть душевные страсти, такие как: гордость, само-уверенность, само-надеянность, само-мнение, тщеславие, раздражение, дух недовольства и обиды… Это все уже душевные страсти, но не телесные. Но Св.Писание иногда именует их все общим словом плотью, подразумевая же, при этом, телесные и душевные страсти.