1. /
  2. Молитва
  3. /
  4. О заблуждениях относительно иисусовой...

О заблуждениях относительно иисусовой молитвы и умного делания. О молитве, внутреннем или умном делании и духовной прелести

«Молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, – есть словесная молитва, и как всякая другая, сама в себе ничего особенного не имеет, а всю силу заимствует от того, с каким настроением ее произносят. 
О плодах сей молитвы так говорят, что уже выше сего и ничего на свете нет. Незаконно. Талисман нашли! Из плодов словесному составу молитвы и говорению ее ничего не принадлежит. Все плоды могут быть получены и без этой молитвы, и даже без всякой словесной молитвы, через одно ума и сердца к Богу устремление» (свт. Феофан Затворник, Собрание писем, выпуск 1, п.12).

Здесь мы сталкиваемся с неправильным понятием, которое сейчас господствует в среде верующих. Что такое внутренняя жизнь и умное делание? – Это в первую очередь, не вычитывание молитвословий, богослужений или молитв по четкам, а внутренняя духовная жизнь, правильно-проходимая борьба со страстями. – Это борьба за чистоту своих чувств и удовлетворение совести, в повседневной личной жизни, каждый день, приводящая к исполнению заповедей Божьих, воспитанию истинных добродетелей. Для этого не надо ничего придумывать. Отсюда она начинается и дальше – вот так и продолжается.

А в наше время изобрели какое-то уродливое умное делание, состоящее в вычитывании молитвословий и четок, вращении в уме иисусовой молитвы. При этом, совесть попирается и чувства оскверняются, заповеди Божьи не исполняются, но на это не обращается внимание. Главное – читай молитвословия и четки, вращай в уме иисусову молитву и все будет нормально. То есть, магическое отношение к молитвословиям, молению по четкам и иисусовой молитве, – отношение ко всему этому как к магическим заклинаниям. А это уже неправая вера – обрядоверие, магия. И таким образом, при неудовлетворенной совести и нечистоте чувств, занимаясь вычиткой молитвословий и четок, иисусовой молитвой, люди возгревают в себе эту нечистоту чувств и заходят в состояние духовной прелести и самообольщения, соединяясь по настрою духа с демонами. И начинают творить чудеса, исцелять, а то и бесовскую прозорливость являть. Да еще наружно выглядят подвижниками. И все это при помощи силы бесовской. А иисусова молитва, четки и молитвословия, все это служит внешним благовидным прикрытием всей этой бесовщины, для обольщения духовно-слепых.

Все христиане, если они ищут спасения, должны заниматься внутренним деланием. Но оно должно проходиться правильно, в борьбе со своими страстями, ибо весь смысл состоит в искоренении в нас греховных, неправых, страстных чувств и заменою их на верные, добродетельные душевные чувства, которые и образуют правый и спасительный настрой духа, внутри нас. Внутреннее делание – это и есть то, что ты внутри себя, в своем духе, меняешь чувства (отсюда меняются и желания), с греховных, страстных, – на богоугодные, добродетельные. Этим должны заниматься все христиане. Ибо Христос сказал, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21). То есть Оно состоит в изменении настроя духа, – с греховного на добродетельный, в чувствах и ощущениях. Правый настрой духа, образующийся из верных, добродетельных душевных чувств, и привлекает в душу Божественную, спасительную благодать. Это и есть Царство Божие приходящее в силе (Мар.9:1). Отсюда, – какой настрой духа, в чувствах и ощущениях, в себе посеешь, такой настрой духа, в чувствах и ощущениях, там, за гробом, и пожнешь.

«Главное условие для успеха в молитве есть очищение сердца от страстей» (свт. Феофан Затворник, «Собрание писем», Выпуск 2, п.243).

Основание молитвы — истинная христианская нравственность, созидаемая через посредство правильно-проходимой борьбы со страстями, за чистоту своих чувств; отсюда исполнение заповедей Божьих. Без этого, — делание молитвы, вращение иисусовой или другой молитвы в уме, только заведет в духовную прелесть и приведет к погибели.

«Особенное попечение, попечение самое тщательное должно быть принято о благоустроении нравственности сообразно учению Евангелия… Единственно на нравственности, приведенной в благоустройство Евангельскими заповедями, единственно на этом твердом камне Евангельском, может быть воздвигнут величественный, священный, невещественный храм Богоугодной молитвы» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.«О молитве Иисусовой», отд.1).

«В умном же делании уклонение от правого пути дает свое направление всему внутреннему, которое не вдруг можно переменить. Одни из таких, как мы видели, запутываются в сетях воображения, другие останавливаются на умоголовном делании, или, по Симеону Новому Богослову, на первой и второй степени внимания и молитвы или умного делания. И когда они закрепнут в этом строе, то самый опытный и самый усердный наставник едва сможет, если только сможет еще, выбить их или выманить из этих трущоб, в какие они сами себя заключают, находя их крайне восхитительными» (свт. Феофан Затворник, «Письма о духовной жизни», п.21).

То есть, одни в умном делании останавливаются вниманием своего ума на воображении и увлекаясь возникающими в нем образами Христа, Богородицы, Ангелов, Святых, Рая, возгревают таким образом в себе страстный настрой духа и заходят в духовную прелесть и самообольщение.

То же самое относится и к тем, которые, как говорит свт.Феофан Затворник, останавливаются «на умоголовном делании». То есть, они в уме начинают вращать иисусову молитву или другие молитвы и таким образом думают очиститься от грехов и страстей и соединиться с Божественной благодатью. Но «когда они закрепнут в этом строе» то заходят в духовную прелесть и самообольщение, так что «самый опытный и самый усердный наставник едва сможет, если только сможет еще, выбить их или выманить из этих трущоб, в какие они сами себя заключают, находя их крайне восхитительными», по причине своей духовной прелести и самообольщения.

И причиною этого является то, что все они внимание своего ума не обратили на свои сердечные чувства и не занялись очищением их, в своей повседневной личной жизни. Так как в искоренении страстных чувств и воспитании вместо них добродетельных чувств и состоит исполнение заповедей Божьих. А они вместо этого содержали внимание своего ума на словах иисусовой молитвы или других молитв, которые они вращали в своем уме, надеясь на то, что это делание очистит их от страстей и сделает бесстрастными. Но это заблуждение, ложное понятие. Так как надо обратить внимание ума на свои чувства и заняться искоренением греховных страстных чувств, заменяя их на верные душевные чувства, добродетельные, призывая при этом Бога на помощь. Это и будет являться внутренним деланием или умным деланием, по Святым Отцам.

***

Когда воспитывается неверный настрой духа, тогда дьявол может помогать в делании иисусовой молитвы. Это случается тогда, когда при занятиях иисусовой, да и любой другой молитвы, отсутствует правильно-проходимая борьба со страстями, проводимая на основании духа сокрушенного и смиренного перед Богом. Некоторые от такого неверного делания могут доходить до сумасшествия, с чем мне приходилось сталкиваться, будучи в МП и других церковных организациях, которые в своем направлении отступили от духа Истины.

«Сумасшествие от молитвы Иисусовой может произойти тогда, когда творя сию молитву не отстают от каких либо грехов и привычек грешных, которые осуждает совесть. При этом внутри происходит глубокий разлад, прогоняющий всякую мирность сердца. Отсюда помутиться может голова, и понятия придти в смятение и запутанность» (свт. Феофан Затворник, «Собрание писем», Выпуск 5, п.912).

Но некоторые думают, что «умная молитва, говорят, спасет: но умная молитва сама имеет крайнюю нужду в руководстве, пока она есть самоделательная, или трудовая. В это-то время делания умной молитвы, не направляемого искусной рукой, большей частью и сбиваются с пути» (свт. Феофан Затворник, «Письма о духовной жизни», п.21). Но без правильно-проходимой борьбы со страстями, она не спасет, а наоборот, – поможет зайти в состояние духовной прелести и самообольщения. Что в основном и случается повсюду, «сплошь и рядом», в современной жизни. И в современных отступнических монастырях, научая иисусовой молитве, помогают заходить в состояние духовной прелести. Ибо учителя этому, старцы и духовные наставники, попирают свою совесть, оправдывая всякими благовидными предлогами, приводимыми не к месту, не к времени, отступничество своих иерархий. А впрочем, даже потому, что они сами уже зашли в состояние духовной прелести, и потому только к этому и могут приводить своих учеников.

Ибо цель молитвы, – это примирение со своей  совестью и с Богом. А оправдание топтания и сжигания совести их иерархией и духовными наставниками, может приводить только к духовной прелести. А в конечном итоге, к антихристу. Таким путем, при помощи иисусовой или умной молитвы, можно воспитать в себе дух антихристов и содействовать приходу антихриста, через направление по пути духовной прелести, всех наставляемых. Такое прелестное делание, на ложном основании, в наше время в основном только и встречается. 

Поэтому-то, для того, чтобы при молитвенном делании не зайти в состояние духовной прелести, необходимо уйти с пути лжи, топтания и сжигания совести, по которому идет такая иерархия, — необходимо разорвать с ними. И далее, необходимо встать на путь правильно-проходимой борьба со страстями, за чистоту своих чувств, в своей личной жизни. Ибо «главное условие для успеха в молитве есть очищение сердца от страстей» (свт. Феофан Затворник, «Собрание писем», Выпуск 2, п.243).

Вот почему «особенное попечение, попечение самое тщательное должно быть принято о благоустроении нравственности сообразно учению Евангелия», так как «единственно на нравственности, приведенной в благоустройство Евангельскими заповедями, единственно на этом твердом камне Евангельском, может быть воздвигнут величественный, священный, невещественный храм Богоугодной молитвы» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.24, отд.1, «О молитве Иисусовой вообще»). И самая первая заповедь, в ряду заповедей блаженств, говорит о духовной нищете. То есть, о том, чтобы научиться ничего себе не вменять, по настрою своего духа, а это и есть дух сокрушенный и смиренный перед Богом. На это же самое указывает и ап.Павел, говоря об оттенках истинной любви, что «любовь не превозносится, не гордится… не ищет своего» (1Кор.13:4,5).

***

Если нет правильно-проходимой борьбы со страстями, то тогда неизбежно будет магия. Так как человек будет надеяться на слова молитв, на обрядовые действия, на свою внешнюю принадлежность к правильным, на внешнее приступание к Таинствам, на свои добрые дела или подвижничество.

В связи со всеми этими исцелениями, настроем, мне вспомнился один случай. Это было в МП, в начале 1990-х годов, незадолго перед моим уходом из МП. Один немолодой священник, видя мои некоторые болезни, стал давать мне совет, как он занимается лечением. Он творил Иисусову молитву, и когда если у него что-то заболевало, то он направлял эту молитву в то место, на тот орган, где у него заболевало. И болезнь у него проходила. Он говорил, что этому его научил старец, Наум или Кирилл, из Троице-Сергиевой лавры. Я ему стал говорить, что это неправильно, что это духовная прелесть, что это может плохо закончиться. Но это было бесполезно. Кто я был для него такой, на тот момент времени, если его этому научили известные старцы. Спустя какое-то время, я узнал о том, что этот священник изнасиловал малолетнюю девочку, и скрылся в неизвестном направлении. Вот так для него закончилось магическое отношение к словам молитв и к молитве иисусовой. То есть, он использовал эту молитву, как средство для само-утверждения, для возгревания духа самости и гордыни, духа самоуверенности. В итоге возгрел в себе душевно-телесное сладострастие, которое он воспринимал за Божью благодать. И зашел в ужасную духовную прелесть. А скольких он этому еще научил, которые тоже, следом за ним, зашли в самообольщение и прелесть.

Центр жизни христианской – это правильно-проходимая борьба со страстями, направленная на приобретение чистоты чувств, истинных добродетелей, и удовлетворение совести. Так как это привлекает в душу Божию благодать и соединяет с Господом нашим Иисусом Христом. Если этого нет, то все остальное содействует воспитанию фарисея, внешнего праведника, сидящего на духе самости и гордыни.

Лечение молитвами, и всеми этими настроями, – это та же самая магия, но только под другим соусом. Магия может прикрываться чем угодно. В ее основании стоит дух самоуверенности и самонадеянности, дух самости и гордыни. От человека требуется вера, соединенная с духом самости, – поверь, и все тебе будет. То есть, в магии отсутствует нравственное делание, основанное на духе сокрушенном и смиренном перед Богом. В ней нет собственного познания своей немощи; там наборот, надо не сомневаться в самом себе и быть самоуверенным, и тогда все будет получаться. Так как такой настрой духа, самоуверенный и самонадеянный, дух самоутверждения, привлекает падших духов, и соединяет с ними. Ибо и бесы такого же духа. И тогда бесы начинают соделывать чудеса и прочие сверхестественности. Такой настрой духа – это и есть, в принципе, молитва к дьяволу.

Если в основание духовной жизни не заложен дух сокрушенный и смиренный перед Богом, опытное познание своей немощи, в борьбе со своими страстями, невменение себе, по настрою своего духа, то тогда неизбежно будет дух самоутверждения, приводящий к духовной прелести и самообольщению. – Это духовный закон.

Если человек будет читать молитву «Отче наш…», «Да воскреснет Бог…», Иисусову молитву, псалмы, богослужебные молитвы, но при этом у него не будет верного основания в его настрое духа, то все эти молитвы будут служить только внешним прикрытием духа самоутверждения, духа самости и гордыни, для подогрева телесного или душевного сладострастия. И по настрою своего духа этот человек будет служить дьяволу, а внешне выглядеть Божьим человеком, молитвенником и т. д… – Это и есть дух антихристов, антихристова религия, которая является ловушкой для обрядоверов, фарисеев-законников, для всех тех, которые используют религию, веру, как средство для само-утверждения.

Оставьте комментарий