Время поста — это время особенного внимания к борьбе со своими страстями. Оно дано для напоминания о том, что должен делать христианин в своей личной жизни. — Он должен обращать внимание внутрь себя, внутрь своей души, и внимать себе с тою целью, чтобы искоренять свои греховные, страстные чувства и вместо них воспитывать и вкоренять добродетельные душевные чувства, с обращением к Богу за помощью. Надо обратить свое внимание на это внутреннее делание, особенно во время поста. И затем когда пост закончится, то не оставлять его, а продолжить его и далее в своей жизни.
Хранение поста начинается с душевной стороны. Цель в том, чтобы не отдаваться своим страстям, греховным чувствам, желаниям и мыслям, находясь в состоянии борьбы с ними. Стараться заменить греховные, страстные чувства, – на богоугодные, спасительные для души. Цель поста таким образом в том, чтобы душа постилась от всякого греха, от всякого нечестия, от всякого порока и страстей. А пища – это уже второстепенная, несущественная сторона.
Если телесный пост будет проходиться без чувств смирения перед Богом, незлобия, милосердия, добродушия и душевной простоты, без любви к правде и истине, то такой пост будет являться средством для соединения по настрою духа с демонами.
Если человек и без телесного поста летит по своим душевным страстям, – раздражается, гневается, обижается, ненавидит, пребывает в духе недовольства, и т.д., – то от телесного поста эти страсти еще более усилятся. И ему не пойдет на пользу телесный пост. – Ему надо обратить внимание на свои душевные страсти, чтобы встать на путь борьбы с ними. Ибо в этом и состоит суть поста, – в искоренении страстей. А без этого, — соблюдение телесного поста будет для него средством для разжигания душевных страстей и соединения с демонами. Ибо цель поста состоит не в том, чтобы не есть скоромную пищу, – не как ограничение в еде, – а целью поста, в первую очередь, является искоренение душевных страстей.
А в наше время, пост душевный, который должен стоять на первом месте, заменился на ограничения в скоромной пище, на пост телесный. – Не ест человек скоромное, но при этом раздражается и гневается, ссорится, клевещет и осуждает, ропщет и отдается духу недовольства, обижается и ненавидит, сидит на равнодушии, отчужденности и ложном смирении, на душевном сладострастии. И не кушая скоромную еду, он подобно язычнику думает этим угодить Богу, искоренить в себе страсти и приблизиться к Нему, получить от Бога благодать. Но получается, что он перед Богом – не постящийся. Так как постящийся не должен иметь все эти страстные чувства. Ибо нельзя телесно поститься, находясь в этих страстных чувствах и не ведя с ними борьбы. Ибо это уже будет пост не спасительный для души, а погибельный. И человек от такого поста будет становиться, в духовном отношении, не лучше, а хуже. Такой пост будет соединять его не с Богом, а с демонами.
Нужно все время помнить о главной цели поста – это воспитание добродетельных чувств: чувство сокрушения и смирения перед Богом, чувство милосердия и сострадательной любви, добродушия и великодушия, незлобия и душевной простоты, любви к правде и истине. В этом и состоит главная цель поста. Без этого пост теряет всякий смысл и приносит не пользу, а душевный вред.
Пост без правильно-проходимой внутренней борьбы со своими страстями, без воспитания добродетельных душевных чувств, заведет в духовную прелесть и самообольщение, соединит по настрою духа с демонами, воспитает фарисея и приведет к погибели.