Оглавление:
Духовная жизнь и видимость благочестия
Отношение к закону, оправдание законом
Подмена правильной внутренней духовной жизни — фарисейством и законничеством, лицемерием
В чем отличие истинной Церкви от церкви антихристовой. Кто распял Христа
Антихрист — величайший фарисей и обманщик
Почему победило сергианство в России? Современное православие
Гордость, каноны и правила, воля Божия
Духовная жизнь и видимость благочестия
О.Серафим: Вот правильные понятия, что такое духовная жизнь. Это есть именно то, когда вы каждый день ведёте борьбу со своими страстями, за чистоту ваших чувств и удовлетворение совести. Каждый день, во искушениях, которые с вами приключаются, в ваших жизненных обстоятельствах, будут выявляться ваши греховные навыки, привычки, страсти, в желаниях, ощущениях, чувствах и мыслях. Вы вступаете с ними в борьбу, чтобы не отдаваться им, возгреваете противоположные чувства, просите у Бога помощи, повергая свою немощь пред Ним. И сохраняя любовь к правде Божией, справедливости, несете со смирением и любовью все скорби, падающие за это на вас.
И когда так делаете постоянно, каждый день, об этом только стараетесь, вот это и есть то, что вы стремитесь к духовной жизни. Это и есть духовная жизнь, а она – в плодах духа: «Если не увидим в себе плодов любви, мира, радости, кротости, присовокуплю еще, смиренномудрия, простоты, искренности, веры, сколько должно, великодушия, дружелюбия, – то трудились мы без пользы , потому что для того и предпринимаем труды, чтобы воспользоваться плодами; а когда не оказывается в нас плодов любви, тогда, без сомнения, делание напрасно» (Слово 3, гл.5, преп. Макарий Великий).
И если этого нет, – а всё остальное, внешнее, есть, – то духовной жизни НЕТ, – она отсутствует. Там присутствует воспитание духа самости и гордыни, через посредство вменения себе какого-либо своего делания, и жизнь бездуховная. Это в итоге и приводит к воспитанию иного духа – антихристова, и принятию антихриста по настрою духа, еще до его прихода. – Это как раз то, о чем написал ап.Иоанн Богослов: «И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов» (1Иоан.2:18).
Это и есть видимость благочестия на последние времена, имеющая дух антихристов, о чем и писал ап.Павел: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:1-5).
Как мы видим, что основной признак духа людей последних времен – это дух самости и гордыни, дух ложного смирения и равнодушия к правде, дух душевного сладострастия. И по причине отсутствия правильно-проходимой борьбы со страстями и внутренней духовной жизни, основанной на опытном познании своей немощи, на чувстве сокрушенном и смиренном перед Богом. И по причине отсутствия любви к правде и истине, через внешнее делание и сохранение буквы закона, и явятся новозаветные фарисеи и законники, которые и приведут всех к антихристу. Они уже это делают в разных церковных организациях, и даже взаимно друг друга отрицающих, воспитывая народ не в том духе, в духе видимости благочестия. Вот так происходит подготовка, в настрое душ человеческих, к приходу антихриста.
Отношение к закону, оправдание законом
Христос один раз, навсегда, на все века и времена сказал, какое должно быть отношение к закону: «Не человек для субботы, а суббота для человека»(Мр.2:27). Под субботою, Христос понимал закон. Другими словами, Его слова можно сказать так: не человек для закона, а закон для человека. Вот таковое и должно быть отношение к закону. Закон дан для спасения душ человеческих, вот таким он и должен быть.
Если же закон вместо того чтобы спасать душу губит ее, то это уже не закон для человека, а человек для закона, и закон при этом становится самоцелью. В таком случае закон становится как идол на пути к Богу, посредством которого люди пытаются найти себе спасение или точнее – оправдание через закон. А вот это стремление, к оправданию через закон, есть ни что иное как законничество, – это и есть ничто иное как жидовство. Апостол Павел в этом и обвинял иудеев все время, говоря, что никто не оправдается посредством закона (Гал.2:16).
Скажут: «Но то был ветхозаветный закон, а теперь, мол, новозаветный закон». Да нет, в том-то и дело, что здесь идет речь о самом принципе законников, – что никто не может оправдаться посредством закона, – никто. Потому что все согрешили перед Богом, и все спасаются – только милостью Божией, во Христе.
Оправдание законом – это есть, ни что иное, как то же самое жидовство; это есть то, что люди оставляют Христа и пытаются найти себе спасение души и оправдание через посредство закона. На этом осталось иудейство, отвергнувшее Христа, что и привело их к жидовству.
Иудейство приведшее к жидовству, это и есть то, чтобы получить оправдание посредством закона. Это жидовство проявилось в тех законниках, которые распяли Христа, которые явились прямыми богоборцами и богоубийцами, – в них корень и суть жидовства. А суть его в неправильном отношении к закону: к закону относятся как к самоцели и через него ищут оправдания – в этом неверность.
И во все века, и в наше время, вот это же самое законничество живет и в нас – оно живет в каждом человеке. Это и есть ни что иное, как гордый праведник, самоуверенный и самодовольный, уповающий на то, что он спасается исполнением закона, – это самомнение и самоцен, вменение себе исполнения закона.
***
Среди иудаистов власть находится в руках законников и фарисеев – ложных праведников. То же самое – и в среде православия. И они в конечном итоге объединятся. Именно фарисеи и законники будут стоять во главе. Уже давно явились всякого рода лжестарцы (новые фарисеи), проповедующие ложные послушание и смирение, которые основываются на душевном сладострастии, на вменении себе этих добродетелей, по настрою духа, т.е. на самости. Они ставят это превыше всего, и через это воспитывают дух душевного сладострастия, самомнения и гордыни, ложного смирения. И таким образом заводят людей в состояние духовной прелести. И через воспитание такого духа ведут всех на поклонение антихристу.
Подмена правильной внутренней духовной жизни — фарисейством и законничеством, лицемерием
И если тогда, в середине 18-го столетия, свт.Тихон Задонский писал, что «ныне почти нет истинного благочестия», то о чем говорить сейчас. И как мы видим, что причина исчезновения «истинного благочестия» есть исчезновение правильно проходимой борьбы со страстями и внутренней духовной жизни, и как следствие исчезновение жизни по заповедям Божьим. А отсюда уже и подмена всего этого фарисейством, обрядоверием и законничеством, что и есть лицемерие, ибо так его назвал Сам Христос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» (Матф.23). Дух фарисеев, обрядоверов и законников – это дух лицемерия, потому они и прикрывают «служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям». — Отсутствие правильно-проходимой борьбы со страстями, внутренней духовной жизни, и приводит к внешней праведности, обрядоверческому благочестию и законничеству, почивающему на букве закона, которые и называются – лицемерием.
И как Ветхозаветная церковь, по причине утраты правильной внутренней духовной жизни, отступила от заповедей Божьих, а отсюда уже впала в фарисейство, обрядоверие и законничество, т.е. лицемерие, и по этой причине отвергла Христа. То же самое, по предречению Св.Отцов, под конец времен произойдет и с Новозаветной церковью. То есть, по причине утраты правильной борьбы со страстями и внутренней духовной жизни, отступление от заповедей Божьих, впадение в фарисейство, обрядоверие и законничество, в лицемерие. И по этой причине, — принятие антихриста, который придет в духе лицемерия, внешней праведности и благочестия, как ревнитель в исполнении буквы закона, канонов и правил. Ибо антихрист будет великий лицемер. И те которые заражены таким же лицемерным духом фарисейства, обрядоверия и законничества не смогут его не принять, ибо он придет как естественное следствие настроя их духа.
Под конец времен ветхозаветное и новозаветное фарисейство, обрядоверие и законничество сольются в признании антихриста. И Церковь сосредоточится в малом остатке спасающихся, в отдельных группах верующих, где будет сохраняться непрелестная внутренняя духовная жизнь; и по этой причине, — свобода от духа фарисейства, обрядоверия и законничества, от духа дицемерия.
При кончине мира вера угаснет до крайности, и только кое-где будет мерцать слабый огонек. Вот как пишет об этом свт.Игнатий Брянчанинов: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк., 18, 8). Это значит: найдет ли Он истинно верующих, доказывающих веру делами, особенно же истинною и действительною молитвою, которой подвиг и основывается на вере, и совершается, постоянно опираясь на вере? Такой оборот, по употреблению его Писанием, равносилен следующему:
Сын Божий, пришедши на землю, почти не найдет никого, или найдет весьма-весьма мало таких, которые имели бы истинную веру и зависящее от нее, являющее ее молитвенное преуспеяние» (т. 4, поуч. в неделю 32-ю).
Главная причина падения всех церквей, это и есть – исчезновение правильно-проходимой борьбы со страстями, которая и приводит к исполнению заповедей Божьих и непрелестной молитве, и замена ее фарисейством, обрядоверием и законничеством, т.е. лицемерием. В этом и заключается жидовство, отвергшее Христа и ведущее всех на поклонение к антихристу.
И сохранение внешней праведности, обрядовости, буквы закона, канонов и правил, не спасет никого от обмирщения. А наоборот, — упование на все это и приведет к обмирщению. Ибо обмирщение происходит по причине утраты правильно-проходимой борьбы со страстями, внутренней духовной жизни. И эту жизнь в духе ничем не заменишь. А всякая попытка заменить ее принадлежностью к правильно-канонической церковной организации, внешней возможностью приступания к таинствам, обрядами и внешним церковным благочестием, или еще чем-либо подобным, неизбежно будет приводить к фарисейству, обрядоверию, законничеству, лицемерию.
Это искушение нашего времени, по слову свт.Игнатия, – повсеместное исчезновение правильно-проходимой борьбы со страстями, внутренней духовной жизни, отсюда отступление от заповедей Божьих, и подмена всего этого внешней церковностью, внешней видимостью благочестия. На этом искушении, в свое время, попалась западная церковь и протестантизм. На этом же искушении попалась русская церковь. То же самое происходит и сейчас. Это искушение и приведет всех к антихристу.
В чем отличие истинной Церкви от церкви антихристовой. Кто распял Христа
Церковь антихристова от истинной Церкви и будет отличаться лишь только тем, что в ней будет отсутствовать опытное познание своей немощи и истинное смирение, рождающиеся в правильно-проходимой борьбе со своими страстями, будет отсутствовать любовь к правде и истине. Ибо отличие все в духе, а не в канонах, обрядах и всей внешней стороне. То есть, церковные организации могут друг друга не признавать и даже враждовать, но дух у них при этом будет один, – в нем не будет истинного смирения перед Богом, любви к правде и истине.
Почему антихриста будет сложно распознать? – Потому что он будет выглядеть внешне великим праведником, но в настрое его духа будет совершенно отсутствовать истинное смирение перед Богом, любовь к правде и истине, а на их месте будет самомнение, дух самоуверенности и самонадеянности, ощущение своей правильности и праведности, дух самости и гордыни. Но все это будет прикрыто симпатическими чувствами, ложным внешним смирением и фарисейской праведностью, видимостью благочестия. И людям, которые будут в таком же духе, будет трудно Его распознать. То есть, причина распознания и непринятия антихриста будет заключаться в настрое духа, который противоположен духу антихристову. – Это и есть дух опытного познания своей немощи и истинного смирения перед Богом, которые рождаются в правильно-проходимой борьбе со своими страстями, дух любви к правде и истине. Ибо Господь сказал, что “сила Моя совершается в немощи”(2Кор.12:9). Эта сила Божия, всем тем, кто будет иметь таков настрой духа, и будет открывать духовные очи и подавать крепость духа.
Поэтому там, где отсутствует такой дух, неизбежно водворяется лицемерие, которое и является в виде обрядоверия, фарисейства (внешней праведности) и законничества. По этой же причине, Сам Христос, наименованием “Лицемеры!”(Матф.15:7,8), называл именно фарисеев и законников. Ибо у них как раз и отсутствовало истинное смирение перед Богом, любовь к правде и истине. И в основании их праведности стояли самомнение, дух самоуверенности и самонадеянности, сидение на ощущении своей правильности и праведности, дух самости и гордыни. Этот дух предал Христа смерти. Точно такой же дух приведет всех к антихристу. Да и сам антихрист выйдет из этого же духа и будет в таком же духе, прикрытом видимостью благочестия. Вот так совершается невидимая и непонимаемая людьми подготовка к приходу антихриста, в душах человеческих, в настрое их духа.
Так ветхозаветные фарисеи, которые в своем служении Богу исполняли все молитвенные правила и совершали богослужения, хранили букву закона, воспитали в себе дух самости и гордыни, самомнение, дух богоборный. Ибо этот дух соделал их богоубийцами. И те которые постоянно молились, постились, служили службы, в итоге распяли Христа, отвергли Бога. И этим самым обнаружили то, что посредством молитвенных правил, постов и богослужений, они соединились по настрою своего духа не с Богом, а с дьяволом.
В чем причина? – В том, что у них отсутствовала правильно-проходимая борьба со страстями, — внутренняя духовная жизнь, основанная на опытном познании своей немощи, на духе сокрушенном и смиренном перед Богом, на любви к правде и истине. А когда этого нет, – тогда их место занимает дух самоуверенности и самонадеянности, дух самости и гордыни. Но внешнее благочестие при этом сохраняется. – Это и есть дух антихристов. Из этого духа и исходит магическое отношение к молитвенным правилам, богослужению, обрядовым законоположениям, канонам и правилам, к словам молитв, богослужебному языку. Отсюда исходят магические понятия о сильных молитвах, – типа, сильная молитва Киприана против бесов, – и отношение к молитвам, как к магическим заклинаниям.
То есть, когда исчезает правильно-проходимая борьба со страстями, – тогда исчезает правильная внутренняя духовная жизнь, и начинается магия, которая может прикрываться любыми христианскими и православными церковными одеждами и терминологией. – Это и есть “видимость благочестия” из которой, по пророчествам Святых, и должен выйти антихрист: “Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные; но все это только видимость, внутри же отступление истинное. На этой же почве народится антихрист и вырастет в том же духе видимости, без существа дела” (свт.Феофан Затворник, “Толк. на послания ап.Павла”, 2Сол.2)
Антихрист — величайший фарисей и обманщик
Сказано, что он придёт как праведник, значит он будет величайший фарисей, обманщик, лицемер, но при этом и законник. «Из глубины веков дошедшее до нас отеческое предание гласит, что сам Антихрист будет пользоваться в нужных для него случаях Евангельскими изречениями и даже налагать на непокорных ему церковно-канонические прещения, подводя тот или другой их поступок под преступление, как нарушение тех или иных церковно-канонических правил» (архиеп.Аверкий Таушев, т.4, стр.289). Соответственно, его элита, приближённые, должны быть также по духу фарисеи, законники. Там же окажется официальное православие, отступническое, во главе которого, в свою очередь, должны встать законники, фарисеи, внешние праведники, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:5), то есть те, которые имеют только одну благочестивую видимость, но на самом деле не таковы. Каков он, таково должно быть и его окружение. И его церковь должна быть тоже такова. – Она должна во всем походить на истинную, но только лишь внешне, а дух у неё должен быть не тот.
По этой причине вводятся неправильные понятия, неправильное понимание о православии, о вере христианской. Люди начинают бороться и погибать за какие-то обрядовые стороны, за какую-то внешнюю оболочку, и в этом начинают видеть православие, потому что ничего другого не знают, потому что воспитаны так.
Но перед приходом антихриста должны прийти еще много разных антихристов и лжепророков, которые будут выдавать себя за Христа. Это дьявол делает потому, что он знает все пророчества о пришествии Христа. Ибо по пророчествам, после антихриста должен явиться Христос, т.е. должно совершиться второе пришествие Христово. «Узнав это, враг (сатана), а именно, что Господь опять придет с неба во славе Божества, умыслил поэтому принять на себя образ Его пришествия и прельстить всех» (преп.Ефрем Сирин, т.2, «Слово на пришествие Господне…»). И потому, дьяволу надо, чтобы одного из антихристов или лжепророков приняли непосредственно за того самого последнего антихриста. И тогда следом за ним, по пророчествам, должен идти Христос, но на самом же деле явится тот последний антихрист, который и будет выдавать себя за Христа. Вот такой обман и ловушку готовит сатана для обольщения людей.
Почему победило сергианство в России? Современное православие
Сергианство есть ересь антихристова последних времён, так её назвали новомученники и исповедники российские. Сергианская церковь, Московская Патриархия, поклонилась антихристу, восприняла его и стала ему служить в духе, задолго до его прихода.
Но почему народ это воспринял? Потому что народ удовлетворялся служением внешнему, в общей своей массе был обрядовером. А когда начинается обрядоверие, то являются внешние праведники – фарисеи, законники. Люди начинают проявлять ревность на сохранение внешней, обрядовой стороны закона, потому что в этом видится им сохранение чистоты христианства, православия, истины. Люди так и начинают понимать православие, христианство, — как набор внешних, обрядовых законоположений, внешнюю праведность, внешний закон. В результате этого развивается ревность не по разуму, воспитывается дух гордыни, является армия новых фарисеев и законников, которые становятся способными к принятию антихриста. Сатана делает своё дело.
Современное православие – это тот же самый дух язычества, прикрытый православною или истинно-православною декорацией и терминологией. И никакие сохранения внешних традиций, канонов и правил, обрядовых законоположений не спасут и не возродят христианства, православия. А еще более усугубят захождение в фарисейство-законничество и в магию, конец которых жидовство и приведение всех к антихристу. Именно это сейчас и происходит. И спасаться будут только те, которые взыщут христианства, православия, как духа, как воспитание правильных душевных чувств, верного настроя души, как жизни в верном настрое духа, на основании чувства сокрушенного и смиренного перед Богом и любви к правде и истине. В этом есть и будет состоять возрождение христианства, православия, лично для каждого человека, взыскавшего спасения.
Гордость, каноны и правила, воля Божия
На протяжении всего Евангелия постоянно происходит борьба и противостояние между настроями двух духов: это со одной стороны – дух Христа, смирения, сострадательной любви, незлобия и душевной простоты, ищущий, как во чтобы-то ни стало спасти душу человеческую; а с другой – дух фарисеев, внешних праведников, и законников, ревнителей буквы закона, дух самоуверенности, гордыни и самомнения, ищущий, как во чтобы-то ни стало исполнить букву закона. Христос не раз обличал их говоря, что «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Матф.23:13). Но они, противясь Ему, в конечном итоге, по причине того, что не захотели разорвать сочувствия к духу гордыни и слепой приверженности букве закона, ожесточились в сердцах своих. И под предлогом соблюдения правил закона, его буквы, вошли в противление воли Божией. – Это и есть гордость.
Гордость – это противление не канонам и правилам, букве закона, а воле Божией, которую необходимо постигать, в зависимости от эпохи, времен и обстоятельств жизни, в каждом конкретном случае. Это явно и очевидно на действиях и поступках всей земной жизни Христа. – Когда Он нарушал ветхозаветные каноны и правила, букву закона, но на деле выходило исполнение воли Божией. Поэтому, поступает по гордости не тот, кто нарушает каноны и правила, букву закона, а тот, кто идет против воли Бога, действия которой направлены для спасения души или душ человеческих, в зависимости от эпохи, времен и жизненных обстоятельств.
Фарисеи и законники старались исполнить букву закона, каноны и правила, а получилось, что они шли против воли Бога, а значит, – поступали по гордости. Христос нарушал букву закона, ветхозаветные каноны и правила, и получалось, что Он исполнял волю Бога, а значит, – поступал по смирению.
Когда же Он говорил, что «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить»(Матф.5:17); то Он как раз и имел в виду то, что Он пришел исполнить не букву правил закона, а его дух, т.е. саму его сущность, ради чего и был дан закон. Ибо о таком же исполнении закона говорили и пророки, но за это их точно так же гнали и убивали. Ибо для духа фарисейского и законнического это остается, и оставалось, непостижимым и казалось нарушением воли Божией.
Поэтому, не механическое исполнение канонов и правил, буквы закона, – есть следование воли Божией; а действия и поступки, в зависимости от эпохи, времен и жизненных обстоятельств людей, направленные на спасение души или душ человеческих, – есть исполнение воли Божией.
Постижение же воли Божией происходит в зависимости от приобретения чистоты чувств и удовлетворения совести. Сочувствие же к духу самости и гордыни закрывает человеку духовные очи и путь к постижению воли Божией. И тогда это подменяется фарисейством – внешней праведностью, и законничеством – буквою закона, канонов и правил; которые человек воспринимает за волю Божию. Но на самом деле это есть духовная прелесть и исполнение воли бесовской.
В итоге это приводит к законничеству, т.е. к магии буквы, к чему и пришли ветхозаветные фарисеи и законники, и в конечном счете — к жидовству. По слову Христа, и по преданию Церкви, именно тот же самый дух фарисеев и законников, но только новозаветных, должен привести всех к антихристу. Ибо Христос, обращаясь к иудейскому народу, который в основной своей массе был заражен духом фарисейства и законничества, сказал, что «иной придет во имя свое, его примете» (Иоан.5:43), т.е. антихриста. Это сказано не просто иудейскому народу, а всем кто будет заражен духом фарисейства и законничества, — духом внешнего праведничества и тупого хранения буквы закона, канонов и правил.