Цель и смысл жизни человеческой на земле – это подготовка человека к вечности, к переходу за гроб. Земля есть место изгнания, как говорит об этом ап.Павел: «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр.11:13-16). Итак, земля есть временная гостиница, временное пристанище, в котором человек есть странник и пришелец. А отечество, дом человечества, который Бог приготовил ему, – это Рай, Царство Небесное.
Вот в стремлении человека к Небесному отечеству, Царству Небесному, и заключается смысл жизни всего человечества на земле. Ради этого человек рождается и появляется здесь на земле. Ради этого и дана ему временная жизнь на земле, которая является короткою, – малым мгновением в сравнении с вечностью, которая ожидает человека там, за гробом.
Жизнь на земле дана человеку с одной единственной целью, – воспитать в себе спасительный и добродетельный настрой духа. Это необходимо для того, чтобы человек, после своей телесной смерти, – которая и наступает у человека потому, что душа разлучается с телом и продолжает свою жизнь, но уже в вечности, – попал в свое Небесное отечество, которое Бог приготовил ему, то есть в Рай, Царство Небесное. А для этого ему и необходимо, в процессе всей своей жизни на земле, стремиться к воспитанию того настроя души, которому подается дар спасения, вводящий его в Царство Небесное. Этим спасительным настроем души и является воспитание добродетельных чувств: чувство сокрушения и смирения перед Богом, чувства милосердия и сострадательной любви, незлобия и душевной простоты, кротости и благодушия, чувство любви к правде и истине, чувство истинной любви, в характерных ей оттенках, о которых ап.Павел говорит, когда показывает в чем состоит истинная любовь: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:4-8).
Сам Господь наш Христос Христос, в Своей нагорной проповеди (Евангелие от Матфея, главы 5 — 7), указывает какой должен быть душевный настрой человека, необходимый для возврата в свое Небесное отечество, — чтобы человек попал в Рай, в Царство Небесное. Это: нищие духом, кроткие духом и плачущие о грехах своих; милостивые, незлобивые и чистые сердцем; миротворцы, стяжавшие мир в своей душе и изливающие его на других; алчущие и жаждущие правды, и терпящие поношения, притеснения и гонения за стояние в правде и истине; воздающие за зло добром. Воспитание и понуждение себя к приобретению вот таких вот добродетельных чувств в настрое души и требуется от всякого человека, в процессе его жизни на земле, для того, чтобы он смог получить дар спасительной Божественной благодати, которая и введет его в Рай, Царство Небесное, после разлучения его души с телом. – Вот это и является глобальным смыслом жизни каждого человека на земле, в отдельности, и всего человечества в целом. С этой точки зрения и должно рассматривать жизнь человека, историю всего человечества, все происходящее на земле.
Если смотреть на все происходящее на земле с точки зрения только земной жизни человека или человечества, тогда эта жизнь теряет всякий смысл, так как человечество все равно упорно движется к самоуничтожению. В таком случае, требование нравственности от человека не имеет никакого смысла, если он все равно умрет и на этом все закончится.
Но если смотреть на жизнь человека и всего человечества с точки зрения жизни вечной, тогда жизнь обретает смысл и вышеописанная истинная христианская нравственность приобретает глубокий смысл и значение. Она, собственно говоря, и является смыслом жизни человека на земле. Так как, через нее человек становится способным к соединению с Богом, по дару Божественной благодати, и вхождению в Свое Небесное отечество (Рай, Царство Небесное), – для блаженной жизни в вечности. Вот почему, – для того, чтобы получить блаженную жизнь в вечности, – и необходима истинная христианская нравственность. Именно это и определяет смысл короткой жизни человека, а отсюда и всего человечества на земле.