1. /
  2. Разная тематика
  3. /
  4. О Пасхе и радости....

О Пасхе и радости. О юности души

Оглавление:
О Пасхе и радости.
О юности души.


О Пасхе и радости.

Аноним:  А что обозначает слово «Пасха»?

О.Серафим: Исхождение души из мысленного Египта, т. е. греха: «Ибо когда душа переходит от греха к добродетели, тогда совершает она Фасех (Пасху) Господу, как сказал Евагрий: «Пасха Господня есть переход от зла к добру» (преп. Авва Дорофей, поучение 20-е) . А это — только через скорби и страдания. Евреи, когда праздновали Пасху, то закалывали молодого ягненка и приправляли его горькими травами, — то есть невозможно прийти к Пасхе, минуя скорби и страдания. Так и Христос, через скорби и страдания, через Голгофу и распятие на кресте, пришел к Своему воскресению, став Пасхою для всех нас.

Пасха, в переводе с еврейского, — исход — пройти мимо, — что обозначает переход из состояния ветхого человека в состояние нового человека.

В первые века христианства Великая Пятница, Страстной седмицы, называлась — Пасха Крестная или Пасха Распятия, по слову ап. Павла: Пасха наша — Христос, принесенный в жертву за нас (1Кор. 5, 7) . И лишь со 2-го века начали отделять Пасху Крестную от Пасхи воскресной.

И только через скорби и страдания, в борьбе со своими страстями, с греховными навыками и пороками, и понуждение себя к воспитанию добродетельных чувств, истинных добродетелей, можно прийти к Пасхе.

Если же научитесь радоваться в скорбях и страданиях, то обретете покой. Тогда, если придут скорби, – ты спокоен и благодушен; и через эту радость, у тебя явится добродетель великодушия, то есть великая душа. И в этой великой душе – все скорби, страдания, как бы тонут и не производят никакого угнетающего действия в душе.
А если человек отдастся духу недовольства, раздражения, уныния, гнева, обиды, то вот и является душа малодушная, — все ее сокрушает, угнетает, уничтожает и жизнь кажется невыносимой и невозможной.

Некоторые говорят: «Что вы всё о скорби, да о скорби, ведь христианство — религия радости!». Да, никто не отрицает, что христианство религия радости; но только радости настоящей и неподдельной. Подделку под золото, нельзя же считать золотом. И не станет подделка золотом от того, если мы будем считать ее золотом. По внешнему виду, — она похожа на золото и многих устраивает вполне, но специалист разберется. Так и в духовных вещах: специалист разберется, — где истинная духовная радость, а где ее подделка. Подделка устраивает тех, кто не хочет разорвать сочувствие к страсти, к самостно-гордостному духу, к душевному и телесному сладострастию, — кто не хочет нести скорби в борьбе со своими страстями. Святоотеческое христианство не против радости, но только радости духовной, истинной и настоящей.
Сам Господь Иисус Христос, прежде чем воскрес, претерпел самые жестокие страдания, какие только возможно человеку вынести. Мы должны стремиться к духовной радости, а она обретается — только через правильное прохождение скорбей, в чувстве смирения и кротости перед Богом.

Когда Апостолы пришли с проповеди, — на которую посылал их Христос, еще во время Своей земной жизни, — то выражали Господу радость, что даже и бесы им повинуются. Но Господь повелел им не радоваться этому, а радоваться тому, что имена их написаны на небесах, т. е. Он дал им понять, что искать нужно радости духовной, а не плотской, сладострастной, тщеславной.

Духовная радость — это естественное нам чувство радости, очищенное от примеси первородного греха, и соединенное с даром Благодати. Когда радость: к месту, ко времени и в меру, вот тогда она — и духовная. Всему есть время и место под небесами, как гласит Премудрость (Еккл.3:1-8)

Если хотите приобрести духовную радость – радуйтесь в скорбях и страданиях; радуйтесь, когда нет удовлетворения вашим страстям; радуйтесь, когда вас оскорбляют, унижают, обижают; радуйтесь, когда не удовлетворяется ваша страсть, когда она отсекается. Радуйтесь, когда Господь вас смиряет через какие-либо скорби или искушения. Если будете стремиться к исканию такой радости и понуждать себя к радости в эти минуты, в это время, в эти моменты, то вот через это и будете приобретать радость духовную. Ибо тогда естественное чувство радости будет в вас очищаться от примеси душевного сладострастия, и будет приобретаться настоящее, истинное, при помощи и по дару благодати Божией.

Потому что когда скорбь, то попробуй порадуйся, — на душе все кисло, уныло, мрачно, хмуро, депрессивное состояние и совсем нерадостно. Вот и получается, что в это время нет услаждения душевному или телесному сладострастию или духу самости и гордыни. А если ты в это время понудишь себя к радости о скорби, то явится радость без душевного сладострастия. И вот тут как раз нужно радоваться о том, что нет удовлетворения моим страстям, моему самолюбию и гордыне, моему сладострастию. А раз нет им удовлетворения, то вот они и искореняются, чувства очищаются. Господь через скорби отсекает мое самомнение, самоцен: смиряет мой дух самости и гордыни. – То как же этому не радоваться?! Ведь я же хочу избавиться от греха и спасти свою душу?! – Вот и получается, что если будешь радоваться этому и искать вот такую радость, то она, в это время, будет без душевного сладострастия. И тогда твое естественное чувство радости будет очищаться от примеси душевного сладострастия. Так воспитывается твоя любовь к добродетели, любовь ко Господу.

Ибо та любовь наиболее истинная, которая любит в скорбях: когда страдания и скорбь от того что нет удовлетворения моим страстям, нет чувства приятности, а она любит, понуждает себя к добродетельным чувствам. А та любовь, которая любит только тогда, когда есть удовлетворение моим страстям, когда есть приятность в чувствах и ощущениях, — когда приятно и хорошо, и нет скорби, – это не настоящая любовь. Она любит только тогда, когда есть приятность в ощущениях и удовлетворение моим страстям; а когда этого нет, когда скорбь, — тогда она не любит. То есть, когда нет удовлетворения духу самости и гордыни, духу самолюбия и самоугодия, духу душевного и телесного сладострастия, — отсюда скорбь, и нет любви.

Если же научитесь радоваться в скорбях и страданиях, то обретете покой. Тогда, если придут скорби, – ты спокоен и благодушен; и через эту радость, у тебя явится добродетель великодушия, то есть великая душа. И в этой великой душе – все скорби, страдания, как бы тонут и не производят никакого угнетающего действия в душе.
А если человек отдастся духу недовольства, раздражения, уныния, гнева, обиды, то вот и является душа малодушная, — все ее сокрушает, угнетает, уничтожает и жизнь кажется невыносимой и невозможной.

И наоборот, когда будешь радоваться в скорбях, то явится великодушие и все скорбности потонут в этой великой душе, как в некоем море, и человек мало-помалу перестанет все это ощущать. И тогда все скорбности и трудности и все несчастья перестанут быть тяжкими и угнетающими; и то, что было невыносимо, перестанет быть таковым. Постепенно душа смирится со всем. Вот такой настрой души и ищите – духовную радость, истинную, настоящую. Но ее достичь можно только тогда, когда будешь понуждать себя радоваться во время скорби и страдания, которые возникают по причине неудовлетворенных твоих страстей, по причине неудовлетворенного духа самости и гордыни, самолюбия и самоугодия, духа душевного и телесного сладострастия. Как говорят: «Дорого яичко ко Христову дню». Вот это и есть радость именно в момент скорби, происходящей от неудовлетворенных страстей. Так будет выражаться твое желание, твое стремление к тому, чтобы приобрести истинную, настоящую духовную радость, по дару Божией благодати.

О юности души

Аноним:  Как понимать слова псалма: «Обновится, как крылья у орла, и станет юною душа твоя»?

О.Серафим:  Через приобретение истинных добродетелей, обретается новая, никогда нестареющая жизнь, через которую душа юнеет. Душа не имеет возраста, ибо она не подлежит тлению. Это тело наше рождается, растет, стареет и умирает, потому что оно тленно.

Почему, как крылья у орла? — Когда перья у орла старые, то он не может уже так высоко летать. Поэтому, старые он сбрасывает, а новые вырастают, и тогда на крыльях он может высоко взлетать. Так и душа, когда сбросит ветхого человека, — когда естественные чувства будут исцелены от страстных чувств и соединятся с даром благодати, — тогда душа приобретает истинные добродетели, и на них как на крыльях возлетает к Богу.

Чувства веры и ревности по Богу, любовь к правде и истине, — вот одно, правое крыло. Чувства любви и смирения, — вот другое, левое крыло. Вот так душа: находясь в вере, правде и истине, пребывая в любви и смирении перед Богом, — на этих двух крыльях взлетает к Богу и обретает вечную юность, по благодати.

Душа по своей природе никогда не бывает старой, будучи природы духа — она неизменна. Но страсти соделывают душу как бы старой, дряхлой. Тяжесть страстей отягощает душу, отчего в душе ощущается старость и дряхлость.

Обычно в жизни, старый и больной: всегда ворчливый и недовольный, постоянно ропщущий, унылый, депрессивный; такова и душа, отягощенная страстями, — ей уже всё надоело, ничто не радует ее. Но когда в душе чувство веры Богу, в соединении с чувствами смирения и терпения, благодушия и незлобия, сострадательной любви и душевной простоты, любви к правде и истине, то в душе — ощущение юности. Вот вам эликсир вечной молодости. Купить его можно только в борьбе со страстями, — искореняй страстные чувства, вместо них воспитывай добродетельные душевные чувства, истинные добродетели, и приобретешь эликсир вечной юности.

От рождения своего душа вечна, никогда не меняется, потому что природа ее духовная; меняться же может только окраска души, — ее чувства, душевный настрой. Поэтому, только воспитание добродетельных душевных чувств, истинных добродетелей, соделывает душу юною, приводя ее к вечной, нестареющей жизни в Боге.

Оставьте комментарий