Аноним: В чем заключается хула на Духа Святаго и в чем она проявляется?
О.Серафим: Хула на Духа Святаго — это грех нераскаянности в грехах, это противление очевидной Истине.
Если посмотреть в Евангелие, то там Господь говорит: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 31-32). Потому что любой грех, в котором человек кается, простится, а хула на Духа Святаго, т. е. грех нераскаянности, — не простится.
Видели Христа евшим и пившим с мытарями и грешниками, которые были на то время в презрении общественного мнения. Но Он и ел и пил, по словам Св. Отцов, как прилично святым, т. е. в меру. А цель его была — привести этих грешников к покаянию, чтобы они оставили пороки и грехи. Вот о тех, которые не понимая намерения и цели Христа, видя, что Он ест и пьёт с мытарями и грешниками, соблазнялись, Господь и сказал: «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему…» — о таких и подобных им. И за всю историю Церкви, часто происходило подобное. Как, например, случилось это со свт. Кириллом Александрийским. Он услышал клевету, поверив ей, участвовал в соборе, на котором лишили сана свт. Иоанна Златоуста, и вычеркнул его даже из помянников. Но этот грех относится к грехам против Сына Человеческого. Так как свт. Кирилл Александрийский действовал против нечестия, которое приписали свт. Иоанну Златоусту по клевете, т. е. это не было упорством против учения свт. Иоанна Златоуста, не было упорством против очевидной Истины, — это не было хулой на Духа Святаго.
Противоположность свт. Кириллу — царица Евдоксия. Она упорно не желала слышать поучения св. Иоанна Златоуста, потому что не хотела оставить свои страсти, прихоти и похоти. Так и умерла в нераскаянии, в упорстве против явной и очевидной Истины, проповедуемой святым, по причине ненависти и ожесточения. По той же самой причине погубили и св. Иоанна Предтечу. Так и книжники с фарисеями за всё время проповеди Иисуса Христа постоянно противились явной Истине. Они видели необычайные чудеса, которые творил Господь. Они слышали слово, исполненное силы и власти, вяжущее совесть человеков и вполне удовлетворяющее самые высокие потребности духа и ума человеческого. Вот об этих и подобных им, Господь и сказал: «если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему». Вот и дошли книжники и фарисеи до крайнего ожесточения: сотворили самый большой грех — Богоубийство.
Постоянное противление Истине, приводит человека в ожесточение и совершенной неспособности к раскаянию, и доходит до той грани, на которой человек остается в таком состоянии — окончательно и бесповоротно. Это и есть грех хулы на Духа Святаго.
Если человек просто заблуждается, но когда познает Истину, раскаивается, — это простится. Но если человек слушает наставления, восхищается, а потом, по причине нежелания жить по этим наставлениям, т. е. бороться со своими страстями, начинает поносить истинного проповедника и его наставления, клевещет на него, то это уже — хула на Духа Святаго. А если проповедник не то проповедует, и кто-то по этой причине будет его поносить, — то это простительно, а в каких-то случаях и даже похвально. Но если поносят проповедуемую Истину, то это уже — грех хулы на Духа Святаго. Правда степень его бывает различная.
Современное духовенство или даже простые миряне, верующие из МП (и других подобных ей церквей), живя по духу мира сего, ссылаются на Христа, — что он ел и пил с мытарями и грешниками. То поэтому и они мол спокойно едят и пьют с современными мытарями и грешниками: с чиновниками, с представителями власти, не считая это за грех. Но это — лукавство! Ибо Господь пил и ел, давая лишь понять, что пища и вино сами по себе не грех, и брак сам по себе не грех, а что грех — в невоздержании; грех — в удовлетворении человеками своих страстей. Господь вел себя так, как прилично святым, имея одну единственную цель — вывести человеков на путь спасения. Современные же иерархи пьют и гуляют, заигрывая с сильными мира сего: не для того, чтобы их обратить к Истине, на путь покаяния, на путь правильной борьбы со страстями; и не так, как прилично святым: а как гуляки и сластолюбцы, — ради удовольствия и наслаждения, ради удовлетворения своих телесных и душевных страстей. Цель у них: имея пособников власти, чиновников и прочих, иметь власть над народом и все блага мира сего; одним словом, жить на широкую ногу, удовлетворять страсти властолюбия, тщеславия и прочие свои прихоти и самоугодия. И эти все свои поступки и действия они оправдывают словами Евангелия, что мол и Христос пил и ел с мытарями и грешниками; еще и обвиняют тех, кто их обличает. Словами Евангелия оправдывают грех, оправдывают жизнь по духу мира сего. Это разве не извращение смысла Евангелия и не попрание ли Евангельской Истины?!! И разве это не хула на Духа Святаго?!
Аноним: Ересь — это тоже хула на Духа Святаго?
О.Серафим: Любое еретическое учение — богохульство. Но есть сознательное заблуждение и несознательное.
Сознательное — когда люди заблуждаются не по причине незнания, необразованности, а по причине одержимости ума самомнением, высокоумием, гордыней. И по той причине, что не хотят оставить услаждение в уме, — питая страсть самомнения и высокоумия, а в духе — дух самоутверждения, гордыни. И не хотят от этого отстать, так как их устраивает такое душевное состояние. Такое состояние души человека есть состояние нераскаянности, — грех хулы на Духа Святаго. И ожесточение в этом состоянии нераскаянности «не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 31-32).
Несознательное — если человек заблуждается по причине неведения, невежества. Это еще не явный еретик, потому что его заблуждение не основывается на страсти гордости, высокоумия, самомнения, — то есть он еще не ожесточился окончательно в своем состоянии нераскаянности и постепенно может исправиться.
Об этом есть еще здесь.
Явный, сознательный еретик поступает, как дьявол: знает, слышит Истину и упорствует в своем зле, омраченный своими страстями самомнением и высокоумием, сатанинской гордыней. Ибо ни сатана, ни закоренелый еретик никак не хотят разорвать с этими своими страстями, раскаяться в них и встать на путь борьбы с ними, — то есть он ожесточается в этих своих страстях окончательно.