1. /
  2. Разная тематика
  3. /
  4. О богослужебном языке

О богослужебном языке

Оглавление:
  Богу можно молиться на любом языке. О богослужебном языке, молитве и магии.
  О принципах истории и политики.


«Пойте Богу, …пойте разумно» (Пс.46:7–8).
«Стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь» (1Кор. 14:16).
«В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1Кор. 14:19).
«Мы же знаем многие народы, имеющие свои книги и воссылающие славу Богу, каждый на своем языке» (Житие св. равноап. Кирилла и Мефодия, «Жития святых»).
«Дух Святый, сообщив Апостолам в день Пятидесятницы знание языков, со всею ясностью указал волю Божию, состоящую в том, чтобы Слово Божие имелось и провозглашалось на всех языках» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, отдел 2, п.111).

Богу можно молиться на любом языке. О богослужебном языке, молитве и магии

Аноним:  А в МП это объявили «чудовищным вандализмом», «нео-обновленчеством», «ревизией Православия», «модернистским неохристианством», «протестантизмом восточного обряда», «отрицанием церковного Предания» и как вывод – путь сектанства. 

О.Серафим:  В этом как раз и видно магическое отношение к молитве. Ибо молитва – это не слова славянские или греческие или арамейские; а молитва – это чувство к Богу обращаемое. Как говорит свт.Феофан Затворник, что «чувство к Богу и без слов есть молитва». Язык – это всего лишь средство, при помощи которого человек выражает свои понятия. Бог же слышит не язык на котором человек говорит, который является колебаниями воздуха, а чувство обращаемое к Нему. Даже понятия, которые человек имеет, относятся не к языку. Ибо одни и те же понятия могут выражаться на разных языках. И точно так же чувства могут быть возгреваемы и обращаемы к Богу при помощи любого языка, любой народности.

Такое отношение к языку приводит к магии слова – это уже кабалистика. Другие вводят магию цифр – это опять та же самая кабалистика. И так кругом у современных т.н. православных – магия, кабала, в итоге это приводит к язычеству, жидовству.

Причина этому есть та, что отсутствует правильно-проходимая борьба со страстями, в результате это и приводит к фарисейству, обрядоверию и законничеству. Отсюда и начинается магия, которая прикрыта православными одеждами, обрядами, канонами и терминологией.

Если почитать Св.Отцов, то православие, христианство – это есть ни что иное, как борьба за чистоту чувств и удовлетворение совести, хранение в духе Истины. Остальное все в христианстве – есть средства.

Такие внешние средства как обряды, язык и каноны, носят в жизни Церкви временный характер, в зависимости от исторической эпохи, времен и жизненных обстоятельств. И могут изменяться по причине нужды в жизни Церкви, для более удобнейшего спасения душ человеческих. Эта церковная нужда есть – спасение души. – Как конкретной душе помочь прийти к приобретению чистоты чувств и удовлетворению совести. А для этого душа должна знать, как это все приобретать. Поэтому и донести это нужно в доступных понятиях для человека, на понятном ему языке. Богослужение – это молитва, и та же самая проповедь. А для того, чтобы человеку из этой проповеди выносить правильные понятия и возгревать в молитве чувства – надо чтобы человек это понимал.

Это точно так же как у индусов, по моему, – можно к Богу обращаться только на санскрите. У нас этот санскрит заменяет славянский язык. Всю эту внешнюю сторону в православии, христианстве, превратили в музейные реликвии, которые хранят, думая что в этом и заключается православие. Но православие, христианство – это как сказал Христос: «суть дух и жизнь»(Иоан.6:63); а так же свт.Игнатий Брянчанинов, что «Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Дух есть слава христиан (см.Ин.7:39). Где нет Духа, там нет православия» (Поучение в неделю Торжества Православия).

Когда утрачивается дух жизни христианской, то он подменяется фарисейством, обрядоверием, законничеством. Поэтому-то у нас на Руси победу и одержало сергианство МП. А из этого духа уже исходит и все отношение к обряду, языку, букве закона. – Жизнь в духе христианском подменяется и уже давно подменена магией, которая прикрыта православно-христианскими одеждами, обрядами, каким-нибудь древним языком, канонами и терминологией.

***

«Когда стало распространяться божественное учение между Славянами и богослужение совершаться на их языке, тогда первый и злостный завистник диавол, не вынося сего, вошел в свои сосуды и начал многих возбуждать, говоря им:
— «Этим Бог не прославляется. Если бы Ему это было угодно, то разве Он не мог сделать, чтобы и изначала для Его прославления проповедь слова Божия записывалась на языке того народа, которому возвещалась. Но три языка только избрал Бог: еврейский, греческий и латинский, на которых и подобает воссылать славу Богу». Так говорили латинские и немецкие архиереи, священники и их ученики. Константин(Кирилл) вступил с ними, как некогда Давид с иноплеменниками, в спор и словами священных книг победил и назвал их трехъязычниками, подобными Пилату, написавшему на трех языках титла на Кресте Господа» (Житие равноап.Мефодия и Кирилла).

«Кроме Паннонии свв. Константин и Мефодий заходили и в Венецию. Здесь латинские и немецкие священники и монахи накинулись на Константина, как вороны на сокола, проповедуя трехъязыческую ересь.
— «Скажи нам, человек, – говорили они Константину, – зачем ты перевел Славянам священные книги и учишь их на этом языке, тогда как раньше никто этого не делал: ни апостолы, ни папа римский, ни Григорий Богослов, ни Иероним, ни Августин. Мы знаем только три языка, на которых подобает прославлять Бога: еврейский, греческий, римский». 
Философ отвечал им:
— «Разве не идет от Бога дождь одинаково на всех, или солнце не сияет для всех, или вся тварь не дышит одним воздухом? Как же вы не стыдитесь думать, что кроме трех языков, все остальные племена и языки должны быть слепыми и глухими. Уже, не думаете ли вы, скажите мне, что Бог не всемогущ, и потому не может этого сделать, или завистлив, что не хочет сделать? Мы же знаем многие народы, имеющие свои книги и воссылающие славу Богу каждый на своём языке. Из них известны следующие: Армяне, Персы, Абхазы, Иверы (Грузины), Сугды, Готы, Обры, Турки, Козары, Аравляне, Египтяне, Сирияне и многие другие. Если не желаете согласиться с этим, то вашим судией будут святые книги. Ибо Давид вопиет: воспойте Господу; песнь новую, воспойте Господу, вся земля /Пс. 95, 1/; и в другом месте: восклицайте Господу вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте /Пс. 97, 4/; и еще: вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему Вышний /Пс. 65, 4/; и еще: хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена… Всякое дыхание да хвалит Господа /Пс. 116, 1; Пс. 150, 6/. В Евангелии говорится: а тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими /Ин. 1, 12/. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе /Ин. 17, 20–21/. В Евангелии Матфея говорится: … дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. /Мф. 28, 18–20/. Евангелист Марк также говорит: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками… /Мк. 16, 15–17/. Скажем словами Писания и по отношении к вам (немецким и латинским священникам): горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете /Мф. 23, 13/, или еще: горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали /Лк. 11, 52/. Ап. Павел говорит Коринфянам: желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали /1Кор. 14, 5/; или еще: и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца /Флп. 2, 11/». Таковыми и многими другими подобными словами святый Константин обличал латинских и немецких священников»(Житие равноап.Мефодия и Кирилла).

3десь мы видим, что св. равноап. Константин философ ясно обличает своих противников в ереси. Потому, что они говорили, что Богу можно молиться только на еврейском, греческом и латинском. Св. Константин же доказал на основании Св. Писания тот принцип, что Богу можно молиться на любом языке, лишь бы этот язык был доступен и понятен для народа. И за отстаивание этого принципа свв. братья и претерпели многие скорби, поношения и лишения. Так и в наше время многие противятся этому принципу и, подобно тем латинским священникам, говорят, что Богу можно молиться только на славянском, но ни в коем случае не на русском, украинском или еще каком-либо языке. Но, их-то и обличает равноап. Константин–философ в своей предсмертной молитве, называя это учение (о том, что Богу можно молиться только на каких–то определенных языках) – ересью.

«Когда приблизилось время принять упокоение и отойти в иную жизнь, св. Кирилл воздвиг свои руки к Богу и так со слезами молился:
— «Господи Боже мой, – Ты, Который составил бесплотные ангельские силы, распростер небо, основал землю и из небытия в бытие привёл всё сущее на ней, Который всегда и во всем слушает исполняющих Твою волю, боящихся Тебя и хранящих Твои заповеди, – услышь мою молитву и сохрани верное стадо Твое, пасти которое Ты поставил меня грешного и недостойного раба Твоего. Избавь это стадо от всякого безбожия и нечестия и от всякого многоречивого еретического языка, говорящего на Тебя хулу. Погуби трехъязычную ересь и возрасти во множестве Свою Церковь«(Житие равноап.Мефодия и Кирилла).

«Многими льстивыми словами немецкие священники совершенно поссорили Святополка со св. Мефодием. Тогда они стали жаловаться на Мефодия папе Иоанну, обвиняя его в ереси, а главным образом стараясь искоренить славянское богослужение. Папа Иоанн, желая в это время получить помощь против Сарацин от немецкого короля, принял сторону немецких священников и прислал в Моравию такое послание, которым запрещалась славянская служба и только было позволено говорить на славянском языке проповеди. Мефодий, прочитав сие послание, сказал: «Что же будет теперь? Будут люди приходить в церковь и стоять, ничего не понимая? И позабудут учение Христово, и воскреснут в Моравии языческие обычаи. Нет, я не стану служить по латыни, это будет людям во вред»«(Житие равноап.Мефодия и Кирилла). – Не то же ли самое произошло и в России – воскресли языческие обычаи, т.е. магия.

Ну да, у католиков была латынь. И на других языках, кроме этого, служить было нельзя. А у нас, в России, – этой латынью стал язык славянский. Повторилось, в итоге, то же самое, что и у католиков. А так же, как и у католиков, тот же самый и папизм в Московской Патриархии, а сейчас повсюду. – Это явление духа фарисейства, обрядоверия и законничества. – Это явление не внешнего порядка, а внутреннего, выходящего наружу. Когда исчезает правильно-проходимая борьба со страстями, внутренняя духовная жизнь, то место ее заступает этот дух.

Когда исчезает во внутреннем делании опытное познание своей немощи, – «кто не знает своей немощи, тому недостает смирения» (преп.Исаак Сирин,сл.61), – тогда, в настрое духа, исчезает смирение, и как следствие – снисходительность и сострадательная любовь к ближним. Тогда дух человека наполняется духом самоуверенности и самонадеянности, духом гордыни, вменения себе своего делания. Отсюда и рождаются фарисеи и законники; которые все спасение начинают видеть и заключать в соблюдении обряда и внешней традиции, буквы закона. Тогда это соблюдение буквы закона превращается в магию, в конечном счете – в жидовство. То есть, наружу «божий праведник», «святой», а внутри, по настрою духа, служение дьяволу. Это есть то, к чему и пришли ветхозаветные фарисеи и законники. Это – духовные законы, обойти которые не может никто. Из этого же духа выйдет и антихрист, который будет точно в таком же духе – «видимости благочестия».

А так же об адаптации или русификации богослужебного языка вот здесь

О принципах истории и политики

Аноним:  Интересный вопрос затронули. Когда-то писал о великоморавской миссии свв. Кирилла и Мефодия. Интереснейший момент в этой истории, что св. Фотий благословил дело просвещения славян, а всячески противился, чтобы в Болгарии служили на родном славянском языке.

О.Серафим:  Для того, чтобы исследовать вопрос, в отношении свт.Фотия, для этого надо иметь хорошие, беспристрастные исторические данные. Познание истории – это средство. А целью, в познании истории, должно быть – обретение Истины, необходимой для воспитания правильного душевного настроя, пригодного к Царству Небесному. А иначе, все эти познания и разузнавания истории обращаются в искание удовлетворения страсти высокоумия и самомнения, которые питают в человеке гордый дух и создают ложное ощущение – обладания истиною.

Если историю пишут люди, которые одержимы страстями высокоумия и самомнения, то во многом их видение будет искаженным. Ибо при описании того или иного исторического момента, историк описывая его внешне, пытается передать его дух, но на самом деле он передает свое восприятие этого духа. Но верное ли у него это восприятие или нет – это вопрос. Ибо для того, чтобы это передать, надо видеть цели и намерения всех участников, ощущать дух той эпохи, видеть дух внешних обстоятельств. То есть, проще говоря, надо видеть – какова была воля Божия, и кто поступал в соответствии с Нею, и в чем были неправости человеков, противоречащие, в данной ситуации, воле Божией. А для видения всего этого необходимы – удовлетворенная совесть и сердечная чистота.

У самого свт.Фотия, в отношении всего этого, есть высказывания: «В том не нарушается вера, нет и отпадения от общего и вселенского постановления, когда у разных (народов) содержатся различные обычаи и порядки, так что всякий благорассудительный человек правильно рассудил бы, что и соблюдающие их не поступают несправедливо, и не принимающие их не преступают закона» (Письмо патриарха Фотия 3-е).

Поэтому главный принцип, в этом вопросе, состоит в том, что «Дух Святый, сообщив Апостолам в день Пятидесятницы знание языков, со всею ясностью указал волю Божию, состоящую в том, чтобы Слово Божие имелось и провозглашалось на всех языках (свт. Игнатий Брянчанинов, т.7,отдел 2, п.111). – В этом назначение и богослужения.

А в отношении свт.Фотия можно сказать, что: или это его какая-то частная ошибка; или там какой-то не совсем понятный исторический момент, который неясно освещен в истории; или он вообще такого не говорил, а ему это приписали; или он говорил, да не в таком смысле, а это неверно передали. Ибо важно не то, что кто-то передал о ком-то, что он сказал вот так-то. А важно то, какие человек имел понятия, в общем, в своей жизни. Ибо из этого видна основная направленность в движении духа человеческого, а отсюда и понятия, в подобных жизненных обстоятельствах.

Аноним:  Болгары приняли христианство довольно рано и раньше панонцев. Сами свв. Кирилл и Мефодий говорили на том же славянском языке тогдашней Македонии. Зачем посылать миссионеров в дальную Панонию и Великую Моравию, когда рядом болгарский князь св. Борис хотел богослужение не на греческом, а на родном славянском языке.
Все политика. Даже и патриаршество св.Фотия ТОЖЕ!

О.Серафим:  Политика, сама по себе, не есть грех. Грех – политика, которая идет вразрез с волей Божией. Ибо политика должна преследовать цели не искания удовлетворения чьих-либо страстей, а воли Божией в управлении государством или народом. Ибо одна воля Божия, всеблагая, все направляет к спасению душ человеческих.

Отделение политики от христианской нравственности – это одно из современных заблуждений. Это сделали под лукавым предлогом, что политика, мол, должна быть отделена от христианства. И когда политику отделили от христианской нравственности, то такая политика стала служить чисто страстям человеческим, захватывая и захватив весь мир. Наоборот, политика должна находиться в подчинении Истине, христианской нравственности, воле Божией. Ибо политика, сама по себе, – это средство, через посредство которого можно проводить как волю человеческую, греховную, страстную, так и волю Божию, всеспасительную. Все зависит от свободного человеческого произволения, к чему оно будет направляться.

И в патриаршество св.Фотия, тоже какая-то политика да была. – Где-то в согласии с волей Божией, а где-то в противность ей. Но кто виновен, и в какой степени, в действиях, которые были в политике, не в согласии с волей Божией – это предмет беспристрастного исторического исследования. Ибо не все зависело в политике того времени от св.Фотия. Так как были в тоже самое время и всякие дворцовые интриги, и множество чего другого, чего мы можем даже и не знать. Для нас же важно знание основных принципов, исходя из которых, мы можем далее и поступать.

Оставьте комментарий